Принимая во внимание то, что Закон о дорожном движении непосредственно связан с действующими Правилами дорожного движения и иными актами законодательства Республики Беларусь, прошу рассмотреть следующие предложения, касающиеся отдельных аспектов организации дорожного движения:
1. В ст.27 (прекращение права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) скорректировать формулировку касательно условия, при котором лицо считается не имеющим права управления транспортным средством.
В текущей редакции обозначено, что лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной со дня «отказа водителя механического транспортного средства, самоходной машины от медицинского переосвидетельствования - до прохождения медицинского переосвидетельствования».
В предлагаемой к обсуждению редакции обозначено, что «лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной: … по истечении 30 дней со дня выдачи водителю механического транспортного средства, самоходной машины направления на обязательное медицинское переосвидетельствование – до прохождения
медицинского переосвидетельствования».
Полагаю, что предлагаемый вариант формулировки не совсем корректен по следующим основаниям: согласно ст.27 Постановления МЗ РБ от 11.12.2014 №95 «Организация здравоохранения, выявившая при оказании медицинской помощи у пациента, ранее признанного допущенным по состоянию здоровья к управлению механическими транспортными средствами, заболевания, включенного в перечень медицинских противопоказаний, может инициировать досрочное направление такого водителя на обязательное медицинское переосвидетельствование водителей с указанием причины и информированием данного гражданина о необходимости прохождения им обязательного медицинского переосвидетельствования водителей во внеочередном порядке в связи с наличием у него заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний». Ключевое слово – «может». Т.е. закон не предусматривает обязательной выдачи направления на переосвидетельствование, т.е. его могут и не выдавать. А при наличии реальных медицинских противопоказаний (например, возникших в период действия выданной медицинской справки) лицо может продолжать управлять транспортным средством и после окончания медицинской справки. Если такое лицо никто не направит на медицинское переосвидетельствование, то такое лицо все равно будет считаться имеющим право управления. Это очень важный момент, т.к. в стране на дорогах могут ездить лица, у которых срок действия медицинской справки давно истек, но никто не будет выдавать им направление не переосвидетельствование, т.к. никому не вменена такая обязанность.
В связи с описанным выше предлагаю альтернативный вариант формулировки соответствующего пункта ст.27 в Законе о ДД: «лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной: … по истечении 30 дней со дня окончания срока действия медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность водителя к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами». Такой подход позволит мотивировать всех водителей своевременно проходить медицинское переосвидетельствование. При этом важно предоставить некий грейс-период, например, 30 дней со дня окончания срока действия справки.
2. Обязать всех водителей включать ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении.
Это можно сделать как в рамках Закона о ДД, так и в рамках Правил ДД. К сожалению, ввиду того, что Правила ДД вводятся в действие Указом президента, документ не проходит процедуры общественного обсуждения.
В нашей стране уже был успешный положительный опыт (), когда водители двигались с включенным ближним светом фар. Предлагаю вернуть ранее действовавшую норму и сделать ее обязательной на уровне Закона о ДД, т.к. это реально скажется на повышении безопасности, особенно учитывая значительно возросшее количество автомобилей в стране за последние 15 лет.
В дополнение, с целью обеспечения соблюдения такой нормы необходима корректировка системы мотивации для водителей, например, значительное повышение сумм штрафа за движение без включенного ближнего света фар.
3. Ужесточить ответственность за нарушение правил использования (при неиспользовании или создании препятствий для использования) ремней безопасности: не пристёгнутые водитель, пассажиры; организация перевозок на транспортных средствах с демонтированными ремнями безопасности (и/или ответными частями), со спрятанными ремнями безопасности; перевозка не пристёгнутых пассажиров.
С целью обеспечения соблюдения данных норм необходима корректировка системы мотивации для водителей, пассажиров и владельцев транспортных средств. Для юридических лиц можно ввести дополнительную ответственность наряду со значительным штрафом вплоть до приостановки (?) лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
Почему это будет работать: увеличение сумм штрафов приведет к тому, что людям будет выгоднее пристегнуться. Платить штраф, например, 10 БВ (!), или «условную взятку» в половину размера штрафа, т.е. 5 БВ уже никто не станет, т.к. для большинства это будет дорого.
Для юридических лиц нужно создать такие условия, при которых будут сведены к минимуму ситуации с перевозками пассажиров на автобусах в демонтированными/спрятанными ремнями безопасности. Т.е. ответственность за демонтаж или приведение в неисправное состояние систем безопасности должна быть настолько жесткой, чтобы выгоднее было ничего не демонтировать.
Подробнее:
4. Усилить контроль за коммерческим транспортом, а также за пассажирскими перевозками в части технического состояния транспорта.
За отсутствие или не прохождение государственного технического осмотра в установленные сроки необходимо жестко наказывать. Норма должна быть направлена на создание мотивационных условий, при которых должно быть выгодно эксплуатировать исправный транспорт, в т.ч. прошедший государственный технический осмотр. Аналогичную мотивационную норму можно применять и для владельцев – физических лиц.
В данном контексте предлагаю:
• сделать прохождение государственного технического осмотра для всех бесплатным, но обязательным (субсидировать из налоговых поступлений),
• полностью отвязать пошлину за участие в дорожном движении от техосмотра или исключить ее вообще, т.к. это однозначно отрицательно влияет на безопасность.
• увеличить суммы штрафов за не пройдённый техосмотр до мотивирующих значений. Текущие штрафы абсолютно никого не мотивируют, людям дешевле ездить на неисправном транспорте.
1. В ст.27 (прекращение права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) скорректировать формулировку касательно условия, при котором лицо считается не имеющим права управления транспортным средством.
В текущей редакции обозначено, что лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной со дня «отказа водителя механического транспортного средства, самоходной машины от медицинского переосвидетельствования - до прохождения медицинского переосвидетельствования».
В предлагаемой к обсуждению редакции обозначено, что «лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной: … по истечении 30 дней со дня выдачи водителю механического транспортного средства, самоходной машины направления на обязательное медицинское переосвидетельствование – до прохождения
медицинского переосвидетельствования».
Полагаю, что предлагаемый вариант формулировки не совсем корректен по следующим основаниям: согласно ст.27 Постановления МЗ РБ от 11.12.2014 №95 «Организация здравоохранения, выявившая при оказании медицинской помощи у пациента, ранее признанного допущенным по состоянию здоровья к управлению механическими транспортными средствами, заболевания, включенного в перечень медицинских противопоказаний, может инициировать досрочное направление такого водителя на обязательное медицинское переосвидетельствование водителей с указанием причины и информированием данного гражданина о необходимости прохождения им обязательного медицинского переосвидетельствования водителей во внеочередном порядке в связи с наличием у него заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний». Ключевое слово – «может». Т.е. закон не предусматривает обязательной выдачи направления на переосвидетельствование, т.е. его могут и не выдавать. А при наличии реальных медицинских противопоказаний (например, возникших в период действия выданной медицинской справки) лицо может продолжать управлять транспортным средством и после окончания медицинской справки. Если такое лицо никто не направит на медицинское переосвидетельствование, то такое лицо все равно будет считаться имеющим право управления. Это очень важный момент, т.к. в стране на дорогах могут ездить лица, у которых срок действия медицинской справки давно истек, но никто не будет выдавать им направление не переосвидетельствование, т.к. никому не вменена такая обязанность.
В связи с описанным выше предлагаю альтернативный вариант формулировки соответствующего пункта ст.27 в Законе о ДД: «лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной: … по истечении 30 дней со дня окончания срока действия медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность водителя к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами». Такой подход позволит мотивировать всех водителей своевременно проходить медицинское переосвидетельствование. При этом важно предоставить некий грейс-период, например, 30 дней со дня окончания срока действия справки.
2. Обязать всех водителей включать ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении.
Это можно сделать как в рамках Закона о ДД, так и в рамках Правил ДД. К сожалению, ввиду того, что Правила ДД вводятся в действие Указом президента, документ не проходит процедуры общественного обсуждения.
В нашей стране уже был успешный положительный опыт (), когда водители двигались с включенным ближним светом фар. Предлагаю вернуть ранее действовавшую норму и сделать ее обязательной на уровне Закона о ДД, т.к. это реально скажется на повышении безопасности, особенно учитывая значительно возросшее количество автомобилей в стране за последние 15 лет.
В дополнение, с целью обеспечения соблюдения такой нормы необходима корректировка системы мотивации для водителей, например, значительное повышение сумм штрафа за движение без включенного ближнего света фар.
3. Ужесточить ответственность за нарушение правил использования (при неиспользовании или создании препятствий для использования) ремней безопасности: не пристёгнутые водитель, пассажиры; организация перевозок на транспортных средствах с демонтированными ремнями безопасности (и/или ответными частями), со спрятанными ремнями безопасности; перевозка не пристёгнутых пассажиров.
С целью обеспечения соблюдения данных норм необходима корректировка системы мотивации для водителей, пассажиров и владельцев транспортных средств. Для юридических лиц можно ввести дополнительную ответственность наряду со значительным штрафом вплоть до приостановки (?) лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
Почему это будет работать: увеличение сумм штрафов приведет к тому, что людям будет выгоднее пристегнуться. Платить штраф, например, 10 БВ (!), или «условную взятку» в половину размера штрафа, т.е. 5 БВ уже никто не станет, т.к. для большинства это будет дорого.
Для юридических лиц нужно создать такие условия, при которых будут сведены к минимуму ситуации с перевозками пассажиров на автобусах в демонтированными/спрятанными ремнями безопасности. Т.е. ответственность за демонтаж или приведение в неисправное состояние систем безопасности должна быть настолько жесткой, чтобы выгоднее было ничего не демонтировать.
Подробнее:
4. Усилить контроль за коммерческим транспортом, а также за пассажирскими перевозками в части технического состояния транспорта.
За отсутствие или не прохождение государственного технического осмотра в установленные сроки необходимо жестко наказывать. Норма должна быть направлена на создание мотивационных условий, при которых должно быть выгодно эксплуатировать исправный транспорт, в т.ч. прошедший государственный технический осмотр. Аналогичную мотивационную норму можно применять и для владельцев – физических лиц.
В данном контексте предлагаю:
• сделать прохождение государственного технического осмотра для всех бесплатным, но обязательным (субсидировать из налоговых поступлений),
• полностью отвязать пошлину за участие в дорожном движении от техосмотра или исключить ее вообще, т.к. это однозначно отрицательно влияет на безопасность.
• увеличить суммы штрафов за не пройдённый техосмотр до мотивирующих значений. Текущие штрафы абсолютно никого не мотивируют, людям дешевле ездить на неисправном транспорте.
Правовой форум