Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке удаления деревьев в г. Минске»
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
11
Количество участников:
10
Обсуждение проекта
user Свистун
7
23.04.2019
Модератор новостей, Добрый день.
полностью поддерживаю такой законопроект. Наш город, должен быть для жителей. и экономические вопросы решаются для благосостаяния жителей нашей страны. кому нужна экономика в грязном городе, где не берегут природу? Да и экономика в таких условиях не будет складываться. Спасибо за законороект о защите наших деревьев и нашей природы. Большое спасибо. Полностью поддерживаю. Кощунство рубить деревья. Как у них рука поднимается. Потом высаживают новые и одни колышки торчат, деревья не приживатся, а деньги потрачены, кто за это ответит? Это все видно и понятно, как бесхозяйственно ведут себя чиновники.
Евгений Лопаревич
0
24.04.2019
Стремление сохранять деревья правильное. Но есть вопросы. В составе почти каждого проектируемого объекта разрабатываются стоянки или парковки. И не ясно - сохранять в этом случае конкретно под пятном парковки/стоянки нужно будет 100% деревьев, или все-таки 50%. Надеюсь, что этот момент, с целью исключения двойной трактовки требований, будет разъяснен в указе или в других ТНПА. По поводу необоснованной вырубки - проектировщики в принципе в ней не заинтересованы. Любая вырубка обосновывается необходимостью прокладки сетей, планирования рельефа, размещения парковок. Сохраняя 100% деревьев на парковке в лучшем случае превратим все парковки в "сыр с дырками", а в худшем - не обеспечим объект парковками (как следствие - меньше реализуемых объектов и меньше заказов)
Виктор Шевцов
8
24.04.2019
Необходимо дать определение понятию "дерево". Неправильным будет считать деревом пробивающийся из под асфальта, например, росток облепихи, или сорный березняк и т.д. с толщиной ствола 5 мм и высотой 10 см. Особенно это касается личных участков граждан.  В тех странах, где свой участок - это не крепость, запрещают резать часто без разрешения только отдельные виды деревьев (дуб, орех и т.д.) с диаметром ствола больше определенного. Далее по туям. Их часто используют в изгороди, но они часто болеют и для поддержания красоты забора иногда целесообразно выкорчевать одну тую и посадить новую. Часто туи садят плотнее, чем необходимо, именно с учетом последующей выкорчевки. Требовать всегда получения разрешения неоправданно. Проект хороший, но нужно внимательно изучить все варианты, чтоб не создавать ненужных административных барьеров.
Александр3184_ Сянько
3
25.04.2019
Праект цалкам актуальны і запатрабаваны грамадствам. Хаця ёсць невырашаныя пытанні. Гэты Указ уяўляе, хутчэй, кампраміс інтарэсаў прыродакарыстальнікаў і экалагічнага інтарэсу жыхароў горада. Кампенсацыйныя меры, прадугледжаныя гэтым дакументам, не ў поўнай меры дазваляюць казаць пра сапраўднае азеляненне Мінска. Так, застаецца невырашаным пытанне азелянення асноўных транспартных магістраляў горада, якія раней куды больш шчыльна былі засаджаныя дрэвамі
ksenia
0
26.04.2019
Указ в целом поддерживаю. Но почему бы его действие не распространить на областные города? В Гродно, например, катастрофическая ситуация с деревьями, особенно в историческом центре. После приезда Президента в Гродно на эту проблему наконец-то обратили внимание. Указ бы здорово помог отрегулировать этот вопрос еще на этапе знакомства инвестора с предлагаемыми земельными участками
и этапе проектирования (жесткие требования по сохранению деревьев - та еще задача для проектировщика и головная боль инвестора).

Крупномерные деревья - нет жесткого определения и трактовки. Для этих целей лучше конкретизировать - "саженцы III-V группы с размерами земляного кома от 1,0х1,0х0,6" в соответствии с таблицей В.1 Приложения В к ТКП 45-3.02-69-2007 "Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства".
Дзяніс
0
29.04.2019
1. Изменить название Указа на: «О порядке сохранения и удаления деревьев и кустарников в г. Минске». Внести в текст проекта Указа соответствующие изменения, касающиеся сохранения и кустарников.
Обоснование:
Такое название позволит сделать акцент именно на сохранении объектов растительного мира.
Кустарниковая растительность выполняет те же экологические функции, что и древесная. В качестве альтернативного варианта можно предложить разработать отдельный указ, касающийся сохранения кустарников.

2.
В пункте 1 Указа номер первого подзаголовка записать как 1.1 (сейчас описка – 1Л).

3. Параграф 2 подпункта 1.1 изложить так: «деревьев,  препятствующих  эксплуатации  существующих зданий,  сооружений и иных существующих объектов;».
Обоснование: во избежание трактовки всех деревьев на участке, выделенном под строительство, как априори препятствующих эксплуатации будущего здания.

4. Пункт 1.2 изложить следующим образом:
«1.2.  при  разработке  проектной  документации  на  строительство в  г. Минске  должно  быть  обеспечено  сохранение  не  менее  70процентов произрастающих на участке  объекта строительства деревьев  с диаметром ствола  4  сантиметра  и  более  на  высоте  1,3  метра,  остальные  деревья должны  быть  пересажены  или  компенсированы  путем  осуществления компенсационных  посадок  в  г.  Минске  с  соблюдением  требований, установленных настоящим Указом;».

5. Пункт 2.1 изложить следующим образом:
«2.1. Компенсационные  посадки  осуществляются  в  текущий  или ближайший  благоприятный  для  посадки  деревьев  период  (с  16  марта по  14  мая  или  с  1  октября  по  30  ноября)  на территориях,  расположенных на расстоянии до 75 метров от места произрастания удаляемых деревьев (кроме  территорий,  которые  подлежат застройке в соответствии с утвержденной проектной  документацией).  
При отсутствии на этих территориях условий для осуществления  компенсационных  посадок, они осуществляются на ближайших подходящих для посадок территориях, в том числе в жилой застройке и на озелененных  территориях  общего  пользования в  соответствии  со  схемами  озелененных  территорий  соответствующих районов  г. Минска.
Крупномерные деревья должны составлять не менее 90% от объема компенсационных посадок. Под крупномерными деревьями следует понимать деревья как минимум соответствующие либо превосходящие по показателям саженцы III – V групп, согласно пункту 3.6 и Таблице В1 и В2 ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства».».
Обоснование: предложенные формулировки направлены на обеспечение размещения компенсационных посадок как можно ближе к участкам вырубки. Это обеспечит максимально возможную компенсацию утраченных при вырубке экологических функций растений для местных жителей.
Конкретизируется понятие и количество крупномерных деревьев.

6. В параграфе 4 пункта 7.1, вероятно, описка, и  слово «Закона» следует заменить на слово «Указа».

7. Исключить из подпункта 7.1 параграф 4: «решения  государственного  органа об изменении или снятии установленных в соответствии с  настоящим  Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь  ограничений  или запретов;».
Обоснование: Заголовок пункта 7.1 гласит: «на основании  утвержденных (выданных, оформленных) в установленном  законодательством  порядке  до  вступления  в  силу настоящего Указа:».
Таким образом, пункт 7.1 касается только решений, принятых до вступления в силу Указа, тогда как параграф 4 описывает решения, которые возможны только после вступления Указа в силу.
Кроме того, неясно, какое отношение к данному Указу имеют решения  государственного органа об изменении или снятии ограничений  или запретов, установленных в соответствии с  иными законодательными актами Республики Беларусь.

8. Предлагаю издать указы на тему сохранения объектов растительного мира в других населенных пунктах.

9. Необходимо отметить, что, согласно информации «Правового форума  Беларуси» (http://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=12314), организатором общественного обсуждения проекта данного Указа является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При этом на сайте министерства в разделе «Общественные обсуждения» информация об обсуждении отсутствует.
Петр Руден
0
02.05.2019
Евгений Лопаревич,
Парковки как часть пятна застройки должны финансироваться за счет владельцев авто, а не размываться на всех жителей данной местности. В противовес, парки (зеленые насаждения) используют все житильцы прямым или косвенным способом. Поэтому неправомерно урезать кол-во деревьев в угоду парковкам и как следствие понижать уровень комфорта одних жильцов за счет других.
Петр Руден
0
02.05.2019
Виктор Шевцов,
Согласен. Действительно следует прописать породу и диаметр ствола дерева. Это напрямую влияет на ценность того или иного зеленого насаждения. К кустарникам этот метод неприменим, но можно описать иные критерии.
Петр Руден
0
02.05.2019
1. "...предоставленных в частную собственность
негосударственным юридическим лицам"

Считаю необходимым наложить ограничение иначе возможна пагубная практика. Юр.лицо арендуя землю вырубает все живое например под парковку. Далее через 5 лет передает землю городу, но без зеленых насаждений. Как следствие город теряет ценные деревья на подобных участках
KciroohS
0
02.05.2019
Замечания и предложения
по проекту Указа Президента РБ "О порядке удаления деревьев в г. Минске"


1. Предлагаю заменить в заголовке и тексте Указа "деревья" на "объекты растительного мира".
Предлагаемый Указ ужесточает и дополняет требования, уже сформулированные законодательством об охране растительного мира, а именно ст.37 и 37-1 Закона РБ "О растительном мире" и Постановления СМ РБ 25 октября 2011 г. N 1426 "О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира". В обоих НПА регулируются вопросы, связанные с удалением, пересадкой, компенсационными посадками и компенсационными выплатами в отношении не только деревьев, но и любых других объектов растительного мира.
В соответствии с Законом РБ от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах", ст.28, п.1 одним из основных требований нормотворческой практики является полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений. Следовательно, новый Указ должен относиться не столько в частности к деревьям, сколько в целом к объектам растительного мира.

2. Предлагаю заменить в заголовке и тексте Указа "в г.Минске" на "в городских населенных пунктах Республики Беларусь".
В соответствии с Законом РБ от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах", ст.28, п.1 одним из основных требований нормотворческой практики является полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений. В соответствии с сообщениями СМИ, проблемные ситуации с вырубками и уменьшением озелененных территорий (парков, скверов, бульваров, городских лесов и др.) происходят не только в г. Минске, но и в городах Гродно, Солигорске, Борисове и др. Уровень НПА "Указ Президента РБ" - масштабы государства, а не только внутригородские проблемы одной столицы. Следовательно, новый Указ должен относиться не столько в частности к Минску, сколько в целом ко всем городским населенным пунктам РБ, экология которых одинаково уязвима к вырубкам.

3. Предлагаю добавить отдельный пункт Указа об информировании при удалении объектов растительного мира.
Определить, что при удалении объектов растительного мира местный орган исполнительной власти в течение 3 рабочих дней после удаления публикует на своем официальном сайте в сети интернет полную информацию об удалении объектов растительного мира:
- виды (породы) удаляемых объектов растительного мира, количественные параметры (штуки, погонные метры, квадратные метры) и места их расположения (точный адрес и схема расположения, таксационный план);
- основания для удаления;
- виды (породы) объектов растительного мира, высаживаемых в качестве компенсационных посадок, количественные параметры (штуки, погонные метры, квадратные метры) и места их расположения (точный адрес и схема расположения).

Необходимость данного пункта определяется в Законе РБ "О растительном мире":
Ст.7-1. Основными принципами в области обращения с объектами растительного мира являются:
обеспечение доступа к экологической информации в области обращения с объектами растительного мира.
Ст.14. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с объектами растительного мира в пределах своей компетенции:
информируют граждан о предоставлении в пользование и планируемых изъятии, удалении, пересадке отдельных объектов растительного мира в случаях, затрагивающих их интересы, а также распространяют и предоставляют в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь экологическую информацию в области обращения с объектами растительного мира;
Ст.18. Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем:
доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к экологической информации в области обращения с объектами растительного мира.
Таким образом, законодательный акт Указ Президента РБ, определяющий новые требования к удалению объектов растительного мира, должен определять и порядок информирования об этом удалении.