Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О функционировании национального портала открытых данных на базе единого портала электронных услуг»
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
3
Количество участников:
4
Обсуждение проекта
Алексей Медвецкий
0
17.05.2019
Добрый день! Предлагаю внести в проект Положения следующие изменения:

1. Сейчас п. 6 Положения подразумевает публикацию только наборов открытых данных. Предлагаю публиковать на портале не только наборы открытых данных, включенные в реестр поставщика, но и сам этот реестр.

Это необходимо для повышения предсказуемости работы поставщика, а также потребителям данных, в особенности разработчикам приложений для планирование работы. В белорусской практике нередки случаи, когда распространитель общедоступной информации прекращает ее публикацию без предупреждения. Подробнее см. http://opendata.by/blog/1829

2. В том же п. 6 Положения поставщику предлагается направлять реестр владельцу и оператору портала не позднее 15 декабря года, предшествующего году публикации включенных в него наборов данных. Т.о., в случае изменения реестра, у потребителей данных будет всего 15 дней на перестройку своих планов (и приложений).

Предлагаю увеличить этот срок до 1 месяца, чтобы поставщик направлял реестр оператору и владельцу портала до 1 декабря года, предшествующего году публикации включенных в реестр наборов данных. В свою очередь, оператор должен публиковать реестр, например, в течение 3 дней с момента его получения.

В случае внесения внеплановых изменений в реестр, об этом также необходимо предупредить потребителей данных за 1 месяц.

Спасибо.
Павел
0
20.05.2019
Прошу рассмотреть несколько предложений, связанных с предоставлением доступа к открытым данным.

Полагаю, что необходимо предоставлять доступ через портал не только к "данным государственных органов и организаций, опубликованным в открытом виде, доступном для машинного считывания", как это предусмотрено программой развития, но также и к тем данным, которые по закону являются открытыми, однако владельцы/операторы этих данных предоставляют к ним доступ только по запросу (за деньги и как правило в не самом удобном для обработки виде).

В частности, это касается доступа к данным из ЕГР Минюста (сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях). Как происходит получение нужной информации из ЕГР Минюста сейчас: чтобы получить данные о конкретном юридическом лице необходимо в электронном виде сформировать заявку, затем оплатить 25,5 по ЕРИПу, затем ожидать прихода электронной выписки (ранее присылали выписку в течение нескольких дней, сейчас пишут, что присылают выписку за 5 минут).
Страница сервиса: http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=eJurRequestInfo
Полагаю, что для позиционирования Республики Беларусь в качестве высокоразвитого государства, ориентированного на "стимулирование деловой инициативы и развитие предпринимательства" целесообразно сделать данную открытую информацию максимально доступной в следующем формате:
1.Обеспечить беспрепятственный бесплатный доступ к открытым данным ЕГР Минюста любому посетителю (гражданам, юридическим лицам независимо от юрисдикции) через специальный раздел на общем портале открытых данных. При необходимости можно ввести механизм несложной регистрации и внедрить защиту от автоматического заполнения (каптча).
Пример организации доступа к таким данным в РФ: аналогичные данные можно получить быстро и абсолютно бесплатно по адресу: https://egrul.nalog.ru/index.html

Если же необходимо заработать на таких данных, то можно организовать доступ для юридических лиц, занимающихся созданием автоматизированных систем в части поиска и предоставления данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. В РФ такими операторами для конечных потребителей выступают Глобас-i, Контур.Фокус, Спарк и иные поставщики.
Минюст мог бы заработать на предоставлении доступа к данным для такого рода операторов путем предоставления доступа на платной основе (абонентская плата за доступ на год, разовые выгрузки из реестра и пр.). В частности, именно так это сделано в РФ: https://www.nalog.ru/rn77/service/egrip2/
Можно легко посчитать, сколько денег приносит текущая система, насколько при этом она ограничивает "стимулирование деловой инициативы и развитие предпринимательства" и придумать нормальные тарифы для операторов данных, а предоставление данных по единичным обращениям сделать бесплатным (для электронной формы).
Примечание: указанные выше и аналогичные информационные системы в РФ содержат в себе информацию из различных реестров: данные из картотеки арбитражных дел, данные из Единого государственного реестра юридических лиц индивидуальных предпринимателей, данные из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и прочих реестров. В таких системах есть функции сопоставления связей (аффилированности) между юридическими/физическими лицами по нескольким категориям (по представителю ликвидационной комиссии или управляющему в процедуре банкротства, по управляющей компании, по руководству и/или участникам физическим лицам). Наличие данных инструментов улучшает прозрачность ведения бизнеса, уменьшает риски плательщиков при заключении договоров и в целом положительно сказывается на имидже страны на международной арене.

Аналогично прошу рассмотреть вопросы с предоставлением доступа к материалам экономических судов.
В настоящее время в нашей стране имеются проблемы с получением данных по судебным решениям экономических судов. Частичные обрезанные данные на сайте http://service.court.by/ru/juridical/judgmentresults не несут никакой полезной информации, т.к. обрезаны на более, чем 90%. Мне лично не понятно, почему нужно резать данные и скрывать публичную/открытую информацию. Считаю, что широкая распространенность информации, в частности текстов судебных решений по реальным экономическим делам позволит повысить уровень правовой грамотности населения, включая также профессиональных интересантов.
Почитать о том, как в РФ частная компания организовала ИТ-сервис для работы экономических судов (арбитраж) и сделала картотеку решений публично доступной (бесплатно!) можно по следующей ссылке: http://www.rbc.ru/ins/own_business/30/04/2015/553f8eaa9a79470712d4f192
Сервис, где можно получить нужную информацию, называется "Картотека арбитражных дел" и доступен по адресу http://kad.arbitr.ru/

Полагаю, что актуальные данные по судебным делам и оперативно извлекаемые данные из ЕГР могут существенно повысить рейтинг нашей страны в том же Doing Business, да и в целом с нами будет комфортнее работать как иностранным компаниям (инвесторам, международному бизнесу) так и местному бизнесу независимо от его уровня.
Прошу при организации единого портала открытых учесть описанные выше моменты.
Алина Родачинская
0
20.05.2019
Хотелось бы добавить несколько замечаний по тексту постановления.

1. Необходимо имплементировать понятие лиценции открытых данных. Лицензия позволяет четко прописать статус набора открытых данных. В разных странах вопрос в лиценией решается по-разному, где-то вырабатывается своя, как, например, в Великобританни, где-то в основу берется один из существующих видов лицензий. В Беларуси есть специалисты, которые проходили специализированное обучение по теме и могут откликнуться для консультаций даже на волонтерских началах.
Вот примеры используемых в мировой практике лицензий:
https://creativecommons.org/about/program-areas/open-data/
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ (используется в Украине, https://data.gov.ua/pages/infohub - указано в подвале портала)
http://www.nationalarchives.gov.uk/doc/open-government-licence/version/2/

2. Требования пункта 16 Положения являются ограничением на использование наборов открытых данных, что противоречит принятой мировой практике в сфере (см. Open Data Charter). А именно - обязательная ссылка на публикацию ссылки на портал открытых данных. Также вызывает вопросы возможная ответственность за нечетко прописанные нарушения (что считать искажением набора? если набор, взятый на портале, был совмещен с собранным самостоятельно, это считается искажением?), где прописаны меры ответственности, которые могут быть применены, какой органи будет осуществлять контроль и вынесение мер?

3. Необходимо оговорить защиту персональных данных в рамках публикации наборов открытых данных (за пример можно взять национальный закон о статистических данных или международные практики, как положение 4 первого принципа Международной Хартии открытых данных.

4. Возможное удаление данных с портала противоречит мировой практике (четвертый принцип Международной Хартии открытых данных), к тому повлечет снижение доверия к порталу. Необходимо обеспечить доступность исторических данных на портале, так как они имеют высокую ценность как источник для анализа треднов и предиктивной аналитики. В случае же, если набор все-таки должен быть удален, необходимо указывать причину и контактное лицо, у которого можно уточнить детали, страница, на которой был набор, не должна просто выдавать 404 ошибку. Иначе снова же доверие к порталу будет подрываться (например, если пользователь ссылается на портал, как на первоисточник).

5. Непонятно понятие минимальных организационных, технических, технологических, финансовых затрат - где и кем установлен этот минимум?

6. Необходимо включить в паспорт набора регулярность обновления данных и дату последнего обновления, что позволит пользователям оценить возможность и перспективы использования данных.

7. Описать механизм участия пользователей в формировании реестра.