Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (закупка товаров (работ, услуг) за счет собственных средств)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (закупка товаров (работ, услуг) за счет собственных средств) [PDF].

Проект направлен на:
• совершенствование регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств;
• развитие конкуренции;
• предотвращение необоснованного посредничества.

Прилагаемая информация:
Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (закупка товаров (работ, услуг) за счет собственных средств) [PDF];
Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 9 по 19 марта 2022 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство антимонопольног­о регулирования и торговли Республики Беларусь
Начало обсуждения:
09.03.2022
Окончание обсуждения:
24.03.2022
Количество сообщений:
13
Количество участников:
8
Обсуждение проекта
TenderM
140
09.03.2022
По подпункту 1.1 Проекта:
Необходимо разъяснить какие субъекты относятся к «субъектам хозяйствования, осуществляющим хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров».

Необходимо ли будет заказчику подтверждать, что закупка осуществлена именно у таких «субъектов»? Какими документами это подтвердить?
TenderM
140
09.03.2022
По подпункту 1.1 Проекта.

Для облегчения восприятия и понимания сути предлагаем (заказчики могут понять норму как позволяющую осуществлять закупку у производителей стран СНГ):
Слова
«организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя при наличии у последнего документа, указанного в абзаце втором части второй подпункта 2.16 настоящего пункта;»
заменить словами:
«организация осуществляет приобретение товаров собственного производства, ПРОИЗВЕДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, у их производителя при наличии у последнего документа, указанного в абзаце втором части второй подпункта 2.16 настоящего пункта;»
Оксана Филимонова
1
09.03.2022
Вопрос в части определения доли белорусских товаров.
В соответствии с недавними изменениями для определения доли белорусского товара необходимо наличие в том числе сертификата собственного производства. Прошу разъяснить как исполнять данное требование в рамках существования Центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций, когда закупки до 1000 бв осуществляются кладовщиками 68 учреждений, которые ищут дешевле. Как осуществлять контроль, кто должен быть ответственным лицом. Как требовать подтверждающие документы о производителе с магазинов.

Второй вопрос вытекает из первого. Что считать собственными средствами? В распоряжении учреждений есть попечительские средства, спонсорские средства, средства предоставленные по договору от Центров по оздоровлению, например, для закупок для оздоровительных лагерей. До сих пор непонятно как квалифицировать все эти источники бюджетных организаций и как применять здесь 229 постановление.

После вступления в силу Указа 475 и создания Центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций не раскрыт порядок осуществления закупок за собственные средства, не предложен алгоритм действий между Центром и бюджетеыми организациями. Необходимо адаптировать законодательство о закупках в том числе за слбственные средства, с нормативными актами Минфина.
Могилёвское РУП "Фармация" ОФО
5
12.03.2022
При практическом применении нормы о соблюдении минимальной доли белорусского товара при проведении закупок за счет собственных средств (пункт 2.19 постановления № 229) возникает целый ряд проблемных вопросов.
1. Ограниченность критериев для отнесения товара к белорусскому. Сейчас это сертификат продукции собственного производства и выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов ЕЭС, в проекте предлагается заменить эти документы на сертификат о происхождении товара СТ-1 и акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь.
При этом многие организации-производители, являющиеся резидентами РБ, не включены в евразийский реестр промышленных товаров, не имеют сертификата продукции собственного производства и не планируют его получать. Та же ситуация возможна и с сертификатами СТ-1. Таким образом, круг потенциальных поставщиков для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с постановлением № 229, значительно сужается. Предлагаем при отнесении товара к белорусскому для целей соблюдения минимальной доли разрешить использовать также официальный информационный ресурс Государственной системы каталогизации продукции, порядок функционирования которой определен постановлением Совета Министров от 04.11.2017 № 833 (портал «Продукция и услуги Республики Беларусь», ссылка: https://gskp.by/).
(продолжение следует)
Могилёвское РУП "Фармация" ОФО
5
12.03.2022
(продолжение)
2. Согласно части 1 пункта 2.19 постановления № 229 соблюдение минимальной доли белорусского товара не требуется в случае невозможности ее достижения, что подтверждается в том числе письменными ответами отечественных производителей о невозможности участия в закупке (невозможности производства и (или) поставки товаров с необходимыми характеристиками). Имели место случаи, когда отечественные производители при объективной невозможности поставить товар с требуемыми характеристиками отказывались предоставить письменный ответ, или предоставляли ответ, из которого нельзя однозначно сделать вывод о невозможности поставки. Для организации-покупателя это осложняет обоснование невозможности соблюдения минимальной доли белорусского товара. Пример такой ситуации: организация-покупатель запрашивает информацию о возможности поставки товара Х, а поставщик отвечает о возможности поставки товара Y, который покупатель не запрашивал, не указывая при этом в ответе о невозможности поставки запрашиваемого покупателем товара Х.
Предлагаем оговорить обязанность отечественных производителей предоставлять письменные ответы на запросы организаций-покупателей, направленные в соответствии с пунктом 2.19 постановления № 229. Указать, что содержание ответа должно соответствовать запросу и позволять сделать однозначный вывод о возможности или невозможности поставки заявленного товара или товара с заявленными характеристиками, а при невозможности немедленной поставки должно содержать срок возможной поставки. Отсутствие обязанностей поставщиков по предоставлению ответов и требований к содержанию этих ответов порождает асимметрию ответственности, при которой из-за недобросовестных действий поставщика страдает покупатель, не по своей вине утрачивающий единственное поименованное в примечании к пункту 2.19 средство доказывания отсутствия возможности соблюдения минимальной доли белорусского товара при закупке – письменный ответ поставщика
(продолжение следует)
Могилёвское РУП "Фармация" ОФО
5
12.03.2022
(продолжение)
3. В ряде случаев отечественные производители имеют возможность поставить требуемый товар, однако его стоимость в несколько раз превышает стоимость зарубежного товара со схожими характеристиками. Например, стоимость отечественных электронных средств измерений температуры и влажности в 3-4 раза превышает стоимость аналогичных приборов производства Российской Федерации.
   Предлагаем в качестве допустимого основания для несоблюдения минимальной доли белорусского товара помимо невозможности производства или поставки товаров отечественными поставщиками принимать также экономическую нецелесообразность приобретения белорусских товаров. Под такой экономической нецелесообразностью следует считать выраженный диспаритет цен на аналогичный товар у отечественных и зарубежных производителей. Для исключения неясности при толковании данной нормы возможно количественно оговорить разницу в ценах, при которой соблюдение минимальной доли белорусского товара не является обязательным.
   
(продолжение следует)
Могилёвское РУП "Фармация" ОФО
5
12.03.2022
(продолжение)
4. В перечне товаров, при закупках которых необходимо соблюдать минимальную долю белорусского товара (приложение 3-2 к постановлению № 229) использованы наименования и коды по ОКРБ 007-2012. Однако в документах на товар (сертификаты продукции собственного производства, сертификаты СТ-1, паспорта изготовителя и т.д.) коды ОКРБ не указываются., а указываются коды ТН ВЭД. Организация-покупатель в целях контроля за соблюдением минимальной доли белорусского товара при решении вопроса об отнесении того или иного товара к приложению 3-2 вынуждена определять его код самостоятельно, на свое усмотрение, опираясь на групповое наименование товара по ОКРБ, что создает неопределенность и вероятность ошибок. Так, зачастую при размещении приглашений к участию в закупках на электронной торговой площадке Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен разные организации-заказчики указывают разные коды для одного и того же товара. Например, при закупке термоконтейнеров медицинских с набором хладоэлементов одна организация-заказчик указывает код ОКРБ 22.22.19.929 «Контейнеры из пластмасс прочие, не включенные в другие группировки», другая - 32.99.59.600 «Термосы и прочие вакуумные сосуды в собранном виде и их части», третья - 29.20.21.900 «Контейнеры прочие» и т.д. И это далеко не единичный случай, а системное явление. Единственный способ достоверно узнать код ОКРБ – обратиться за платной услугой в БелГИСС, при этом стоимость 1 единицы поиска составляет 37,68 руб., а срок оказания услуги – до 10 дней. Для облегчения определения кода товара считаем целесообразным издать рекомендации по использованию ОКРБ 007-2012 или предусмотреть указание кода товара по ОКРБ 007-2012 в документах на товар (сертификаты продукции собственного производства, сертификаты СТ-1, руководства по эксплуатации, паспорта завода-изготовителя и т.д.).
ОАО "Белресурсы" Шляхова Любовь
1
12.03.2022
ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Четвертый абзац пункта 1.2. изложить в следующей редакции:
«63. Закупка вторичных материальных ресурсов для нужд собственного производства.».
ОБОСНОВАНИЕ:
Предложение об изложении пункта 63 Приложения 1 в указанной  редакции  связано с тем, что государственный заказ отменен не только в отношении  отходов бумаги, картона (макулатуры), но и в отношении стекла (стеклобоя), что также привело отечественные организации, занимающиеся переработкой стеклобоя, к утере преференции в части закупки сырьевого ресурса - стекла без применения конкурентных процедур закупок. Кроме того, поставки стекла (стеклобоя) на сегодняшний день осуществляют более 300 организаций Республики, которые не обеспечивают в полном объеме потребности перерабатывающих организаций в данном сырьевом ресурсе. Аналогичная ситуация по поставкам вторичного полиэтилена, полипропилена и т.д.
Алексей
3
14.03.2022
Интересно а каким документом подтверждается производитель услуг в РБ???
TenderM
140
14.03.2022
Алексей, Постановление Совета Министров № 1520 от 20 октября 2010 г. Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам,  *  кредитно-финансовым, страховым организациям, коммерческим микрофинансовым организациям и лизингодателям