Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (вопросы государственных закупок товаров (работ, услуг)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (вопросы государственных закупок товаров (работ, услуг) [PDF].

Проектом постановления предлагается ряд мер, призванных способствовать:
• повышению устойчивости системы государственных закупок к внешним вызовам;
• обеспечению бесперебойной поставки необходимых товаров (работ, услуг).

Прилагаемая информация:
Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (вопросы государственных закупок товаров (работ, услуг) [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Организатор общественного обсуждения: Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 18 по 28 марта 2022 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство антимонопольног­о регулирования и торговли Республики Беларусь
Начало обсуждения:
17.03.2022
Окончание обсуждения:
29.03.2022
Количество сообщений:
39
Количество участников:
22
Обсуждение проекта
Виктория Тузина
1
18.03.2022
А как же быть с остальными услугами? Допустим услуги по стирке белья (подорожание моющих средств), транспортные услуги (подорожание топлива и автозапчастей), обслуживание бассейнов ( подорожание реагентов).
Вадим Гайдукевич
5
18.03.2022
Предлагаем первую часть п.1.10 Постановления дополнить словами "и организаций с долей государственной собственности более 50%"
Никита Криштапович
24
18.03.2022
Сокращение сроков за счёт повышения порогов использования более простых процедур закупок не всегда рационально. На мой взгляд, на некоторые категории товаров и услуг данное положение не стоило бы распространять (товары оборонного назначения, ритуальные услуги)
Андрей
1
18.03.2022
Разработанным МАРТ проектом излагается подпункт 1.10 пункта 1 постановления №395 в новой редакции . При этом МАРТ в своих письмах (например, от 14 декабря 2021 г. № 14-01-12/3093к ) по вопросу обеспечения исполнения обязательств по договору дал разъяснения о порядке определения размера обеспечения в зависимости от оснований (пункт 2 письма). Вместе с тем в проекте не нашли свое отражения данные МАРТ раннее разъяснения (пункт 2 вышеуказанного письма). В целях комплексного правового регулирования и недопущения в дальнейшем нормативного регулирования госзакупок путем издания МАРТ писем-разъяснений данный структурный элемент (подпункт 1.10 пункта 1) подлежит  корректировке и должен содержать механизм определения размера обеспечения исполнения обязательств в случае наличия двух оснований, определяющих его размер.
TenderM
140
18.03.2022
По подпункту 1.1 Проекта.

Предлагается слова «ориентировочной стоимости годовой потребности» заменить словами «ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
То есть, для выбора вида процедуры закупки исходить не стоимость годовой потребности, а исходить из ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

Обоснование.
Заказчики в течение года вносят в годовой план огромное количество изменений, в том числе, постоянно меняется ориентировочная стоимость годовой потребности.
Нет смысла проводить процедуру запроса ценовых предложений, например, на одну базовую величину, только из-за того, что годовая потребность повышает 300 базовых величин.
Если заказчик решил провести не одну процедуру закупки на всю годовую потребность, а удовлетворяет разовую потребность (потребность на небольшой период – неделя, месяц и стоимость недельной (месячной) потребности менее 300 б.в., достаточно провести процедуру закупки из одного источника. Для прозрачности можно использовать функционал ЭТП.
Это позволит с большей уверенностью участвовать в ИКР потенциальным поставщикам, так как договор заключается на небольшой период. Они будут закладывать в цену минимальные риски, что поможет снизить цену.
В ходе исполнения договора, заключённого на небольшой период соблюсти цену неизменной поставщику легче, а у заказчика есть уверенность, что договор будет исполнен без нарушений.
TenderM
140
18.03.2022
При изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) в ходе исполнения договора предлагается исходить не из (не только из) объема (количества) предусмотренного договором, а из (но и из) объема (количества) товаров (работ, услуг) по каждому наименованию.

Обоснование.
У заказчика и поставщика часто возникают трудности при изменении количества, если договор заключён по нескольким наименованием товаров (работ услуг) или один договор заключён если победителем оказался один и тот же участник по нескольким лотом.
Такие же сложности возникают при исполнении смешанных договоров предусматривающих, например, выполнение работ и поставку товара.
TenderM
140
18.03.2022
Предлагается Проект дополнить нормой, позволяющей расторгнуть не весь договор, а только в части отдельных наименований товаров (работ, услуг).

Обоснование
Если договор заключён по нескольким наименованиям (лотам) и поставщик не в силах исполнить договор только по одному наименованию нецелесообразно расторгать весь договор, если по остальным наименованиям поставщик добросовестно исполняет свои обязательства.
Например, договор заключён на поставку яблок и груш. По яблокам договор добросовестно исполняется, а по грушам – нет. Если договор будет расторгнут, то заказчику придётся проводить новую процедуру закупки не только на груши, но и на яблоки. Результат по яблокам может оказаться хуже, чем в уже заключённом и добросовестно исполняемом договоре.
TenderM
140
18.03.2022
По подпункту 1.1:
Пример.
В январе годовая потребность составляла 66 тысяч рублей (более 1000б.в.). Заказчик провёл ЭА и приобрёл товар на 6 тысяч рублей.
После вступления в силу Проекта постановления он должен будет провести ЗЦП, исходя из стоимости годовой потребности по состоянию на январь? Или вправе провести ЗЦП, исходя из потребности на дату вступления в силу Проекта постановления (60 тысяч рублей – менее 2000б.в.), ведь часть потребности уже удовлетворена.

Избежать этих трудностей можно, если для выбора вида процедуры исходить не из стоимости годовой потребности, а из ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
VIACHASLAU
4
20.03.2022
На повестке дня вопрос  ускорения закупок. Целесообразно повысить ценовой порог для проведения процедуры закупки из одного источника до 600 базовых величин вместо 300.
Владимир Куриленко
1
20.03.2022
Включённый абзац: «изменения в 2022 году цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров согласно приложению 12, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя)» следует более конкретизировать.
А именно, для нормально взаимодействия сторон (Заказчика и Поставщика (исполнителя), следует более конкретно указать какие именно документы могут служить основанием для повреждения обоснованности изменения цены. Расплывчатые определения приводят к разной трактовки нормы, как со стороны Заказчика и Поставщика (исполнителя), так и со стороны контрольных (надзорных) органов, которые могут на свое усмотрение определят явились ли те или иные предоставленные документы достаточными для обоснования изменения цен. В свою очередь это влечет, как отсутствие согласования со стороны Заказчика, так и применения штрафных санкций со стороны контрольных (надзорных) органов.

Так же хотелось бы обратить ваше внимание, на то что вышеназванный абзац также должен быть дополнен возможностью сторонам принять решения в случае отсутствия возможности согласования изменения цены, даже если данное изменение должным образом обосновано (к примеру отсутствие финансирования, наличие сведений о другом поставщике предлагающего более низкую цену на аналогичный тавра и т.п.).
Так предлагаю указать, на то что в случае невозможности согласования цены по причине недостаточности финансирования или наличие на рынке аналогичного товара по более низкой цене, расторгать ранее заключённый договор с Поставщиком (исполнителем) по соглашению сторон.

Данное дополнение позволить Заказчику иметь более широкий диапазон действий при согласовании цены: принять предложение Поставщика (исполнителя) или расторгнуть договор и произвести закупку из одного источника у Поставщика предлагающего более низкую цену.