Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590» (вопросы бытового обслуживания потребителей)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей».

Организатор общественного обсуждения: Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Сроки проведения обсуждения: с 14 по 24 ноября 2022 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Начало обсуждения:
14.11.2022
Окончание обсуждения:
24.11.2022
Количество сообщений:
6
Количество участников:
3
Обсуждение проекта
Валерий Генрихович
1
14.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 15 Пункт : 92 Элемент текста : Правила бытового обслуживания потребителей


Как представитель субъекта хозяйствования по оказанию бытовых услуг по техобслуживанию и ремонту мех. трансп. средств сообщаю свою позицию и позицию иных субъектов хозяйствования касательно изменения п. 92 Правил бытового обслуживания потребителей.
Считаем изменение п.92 в части обязательной выдачи документа, подтверждающего факт оказания услуги, нецелесообразным по следующим причинам:
1. на практике постоянно сталкиваемся с нежеланием клиентов оформлять по любой услуге как документ, подтверждающий факт оказания услуги, так и заказ, особенно после внесения изменений в законодательство в части обработки персональных данных. Клиенты не хотят, чтобы их персональные данные оставались на станциях технического обслуживания/мастерских.
2. большинство мастерских имеют только 1-2 работников, непосредственно оказывающих услуги, отдельно выделенного человека для оформления бумаг нет. Требование оформления дополнительных документов и разъяснение клиентам о необходимости их составления повлечет за собой снижение эффективности, и как следствие - уменьшение выручки и, соответственно, налогов.
3. недобросовестные предприниматели будут заинтересованы не пробивать по кассе выручку, чтобы не заниматься дополнительно бумажной волокитой, и как следствие - уменьшение выручки для целей налогообложения.
В связи с вышеизложенным предлагаем:
1.оставить п.92 в действующей редакции;
2.пересмотреть требования в формах заказов и документах, подтверждающих факт оказания услуги, в части максимального исключения персональных данных клиентов.  
Whoosh
5
24.11.2022

В п. 11 (п. 1.6 проекта) установлено, что заказ при шеринге оформляется в электронном виде и должен содержать сведения, перечисленные в абзацах 2-7 и 12 пункта 10, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, контактный телефон потребителя.

Операторы шеринга, осуществляющие деятельности на территории Республики Беларусь, не оформляют такие документы, которые можно квалифицировать как заказ и которые содержит все указанные сведения.

Требование об оформлении таких заказов, содержащих указанные сведения, на наш взгляд, избыточно, является новым для хозяйствующих субъектов. Соответствующего основания целесообразности таких изменений в пояснительных материалах не содержится. Адаптация бизнес-процессов операторов кикшеринга под проектируемое требование потребует существенных затрат, в том числе в части обеспечения надлежащего уровня защиты персональных данных. Одновременно требование к потребителям представлять упомянутые данные операторам кикшеринга послужит фактором, препятствующим получению услуг, а для операторов – фактором, снижающим количество пользователей таких операторов. Опыт нашей работы и анализ смежных отраслей показывает следующую зависимость: чем выше объем запрашиваемых у потребителей сведений, тем больше доля потребителей, отказывающихся от получения соответствующих услуг.

С учетом изложенного, просим исключить для шеринга требование об оформлении заказа, а также об указании фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства, контактного телефона потребителя. Доступ к иной информации, предусмотренной пунктом 11 Правил, может быть обеспечен для потребителей посредством интернет-ресурса.

Whoosh
5
24.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 11


В п. 11 Правил (в проектируемой редакции) указано, что «Исполнитель обязан выдать потребителю платежный документ, в том числе в электронном виде. На наш взгляд, указанная формулировка может трактоваться таким образом, что исполнитель выдает потребителю платежный документ в электронном и ином виде, то есть не менее чем в двух видах (например, в бумажном и электронном).

Считаем такое требование избыточным для шеринга. Необходимо для шеринга предусмотреть требование о выдаче платежного документа исключительно в электронном виде.

Whoosh
5
24.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7 Пункт : 44


В п. 44 действующей редакции Правил предусмотрено, что «Исполнитель обязан проверить в присутствии потребителя исправность предмета проката, ознакомить потребителя под подпись с правилами эксплуатации и содержания предмета проката или выдать их потребителю вместе с предметом проката».

Однако бизнес-модель операторов шеринга предполагает дистанционный характер заключения договора (посредством интернет-ресурса), что не позволяет исполнителю в каждом конкретном случае обеспечивать проверку предмета проката в присутствии потребителя.

Считаем необходимым сделать исключение из данного положения для предметов проката, заказываемых посредством интернет-ресурса. Тем более, что в п. 54 Правил (в проектируемой редакции) подобное исключение установлено для возврата предмета проката потребителем.

Whoosh
5
24.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7 Пункт : 44


В проектируемом положении п. 44 Правил установлено, что «При оформлении заказа на услугу шеринга, потребитель может осмотреть предоставляемое механическое транспортное средство, велосипед, самокат на предмет наличия внешних повреждений, а также состояние салона механического транспортного средства.».

С учетом указанных выше особенностей заключения договора с операторами кикшеринга, необходимо в данном положение предусмотреть обязанность потребителя по осмотре, вместо права.

Whoosh
5
24.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7


В п. 56 (п. 1.21 проекта) установлено, что при утрате предмета проката с потребителя взыскивается страховая стоимость.

Важно отметить, что предоставляемые операторами шеринга электросамокаты, электровелосипеды не подлежат обязательному страхованию. Соответственно в случае, если предмет прокат не будет застрахован, не ясен механизм расчета платы с потребителя при утрате предмета проката.

Полагаем, что данное положение должно быть сформулировано без отсылки к страхованию предмета проката.