Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об автомобильных перевозках пассажиров»
Обсуждение проекта
Сергей Кучук
11
16.06.2023
Отрегулируйте, пожалуйста, следующие вопросы
1) обязательная видеофиксация происходящего в салоне, доступная силовым структурам, и прочим, уполномоченным законами госорганам по запросу.

2) введите максимальный фиксированный процент от стоимости, выше которого условный яндекс не может запрашивать от суммы платежа или чаевых за поездку.

На текущий момент насколько мне рассказывали в Яндексе это треть от стоимости поездки. Треть от стоимости поездки - это очень много в условиях фактически монополии (куда МАРТ кстати смотрит). Пусть максимум составит 5% от суммы заказа и не больше 5% от стоимости чаевых.

Это сильно задевает таксистов.

3) введите обязательную возможность для условного яндекса - чтобы была возможность водителю устанавливать минимальную цену километра поездки.

Сейчас цены поездки устанавливает условный яндекс и они по утрам сильно завышены. А днем цены такие, что водитель ездит за 2 рубля после вычета мзды условного яндекса, аренды машины, топлива... И эта ситуация не регулируется.

4) введите обязанность условного Яндекса находится на территории Беларуси, а не в Нидерландах, как сейчас.

5) отрегулируйте вопрос с отменой поездки водителем такси.
Сейчас водитель такси может отказать в поездке клиенту, когда видит, что до него далеко ехать или место назначения нехлебное. Это незаконно. Или узаконьте, или отрегулируйте.

6) отрегулируйте вопрос с ремнями безопасности в такси
Сейчас на ремни безопасности в такси - серая зона - вроде нельзя ехать с непристегнутыми ремнями, но ГАИ и пассажиры это игнорируют. Сделайте водителя ответственным в случае когда клиент не пристегнут ремнями и введите штраф за это.

7) отрегулируйте вопрос с временем работы таксиста
На текущий момент таксисты работают по 12 часов и передают машину своему сменщику. Сделайте, чтобы этот вопрос контролировался и установите лимит работы в сутки и способ контроля для таксистов таких сервисов. Когда таксист работает столько времени, снижается концентрация и повышается риск аварий. Пусть условный яндекс со своей стороны также это будет обязан контролировать и не допускать заказы свыше определенного времени работы в сутки.

8) контроль технического состояния машины
На текущий момент машины, используемые в такси, работают круглосуточно, передаваемые от одного сменщика другому. В таких условиях происходит быстрый износ машины. Установите простой и контролируемый способ периодического контроля состояния транспортного средства в таких условиях и обяжите условный яндекс требовать это от водителей на территории страны.

9) блокировка работы таксистов с низким рейтингом со стороны условного яндекса
Это незаконно. Или узаконьте, или пропишите ответственность за это.

10) условия для улучшения положения трудящихся в такси.
Место где таксисты могут взаимодействовать между собой и вырабатывать требования и условия для лучшей работы по отношению к Яндексу - профсоюз - будет содействовать постепенному улучшению условий труда. Предлагаю сделать обязательным участие таксистов в специальной профсоюзной организации.

11) страхование жизни пассажиров и водителя такси
Отрегулируйте вопрос со страхованием жизни пассажиров в случае ДТП так, чтобы этим не занимались водители как ИП, а это было обязанностью условного яндекса.

12) упрощенный способ регистрации и налоговый режим.
Отрегулируйте законы так, чтобы условный человек с машиной мог подключиться к сервису, и ему не требовалось бы ничего включая ИП оформлять, и налоги автоматом платились оператором - условным яндексом.

13) страхование машины
Отрегулируйте вопрос со страхованием машины так, чтобы этим не занимались водители как ИП, а это было обязанностью условного яндекса. Как правило водители берут машину в прокат. И это тоже серая зона.
Белый Рус
2
16.06.2023
Уже комментировал, но дополню:
К примеру я ищу работу водителем.
Решаю стать таксистом. Но денег у меня нет, поэтому я и ищу работу.
Прихожу, в зарегистрированный в реестре парк, и парк берет меня на работу. Но для того, чтобы начать работать, я должен находиться в реестре. Предположим парк соглашается проплатить пошлину, чтобы меня занести в реестр. Но через 2 недели или месяц я понимаю, что работа таксистом не для меня. И я увольняюсь в течении испытательного срока. Отсюда вопрос: согласится ли парк проплачивать пошлину, за каждого такого нового водителя? Или парк будет вынужден "надеть на водителя рабские кандалы", чтобы новый водитель не смог уволиться, пока сам водитель не отобьёт затраты парка по устройству на работу и затраты на его регистрацию?  
Lkiryl
2
16.06.2023
Единственное альтернативное решение вопроса в сфере нерегулярных перевозок - это право водителей работать в качестве самозанятых
Kust
1
16.06.2023
В России уже дошли до того, что водители такси на своём авто могут работать как самозанятые с уплатой 6% от заказа напрямую в налоговую и не иметь проблем, все чисто прозрачно и налоговой не нужно ни кого ловить. Тут же становиться все на места, зачем мне платить какому то черному парку 10%,если я могу государству платить напрямую этих же 10% и не волноваться за плохой исход, штраф и так  далее, приём налички автоматом пропадёт, так как самозанятый по требованию может в приложении получить чек или qrкод, у нас 2023 год на дворе, куча приложений и систем, что бы все было прозрачно и просто для работы, зачем мы лезим в дебри?  
KSA
3
16.06.2023
1. Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулирует Закон РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон).
Статья 85 Конституции РБ: Указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам.
В соответствии со ст. 3 ГК РБ, в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законом предусматривается, что Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок.
В соответствии с Законом общие условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров; условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении; требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении автомобильных перевозок пассажиров; права, обязанности и ответственность автомобильного перевозчика, заказчика автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси; требования к электронным информационным системам; к оборудованию автомобилей-такси устанавливается Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными Постановлением СМ РБ №972 от 30.06.2008г (далее — Правила).
С учетом изложенного, установление Указом Президента РБ норм, противоречащих Гражданскому кодексу РБ или Закону «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и другим законам недопустимо, соответствующие Указы могут приниматься только в развитие существующих норм Гражданского кодекса и Закона и не должны регулировать вопросы, отнесенные к компетенции иных органов.
2. Проектом Указа устанавливается следующее правовое регулирование противоречащее Закону «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закону «О защите персональных данных» и Гражданскому кодексу РБ и заменяющее регулирование, которое должно быть установлено Правилами:
П. 2.10., 2.14, 2.15, 5 проекта Указа устанавливаются не предусмотренные Законом и Правилами требования к информационным системам о размещении указанных систем на территории РБ, о фиксации и хранении в течение 5 лет информации о заказах, о предоставлении государственным органам безвозмездного круглосуточного доступа к информации по заказам.
Требования п. 2.10 проекта Указа о необходимости хранения информации о заказах в течение 5 лет противоречит ст. 26-1, 27-1 Закона, которые предусматривают необходимость хранения такой информации в течение 12 месяцев. Также данные требования противоречат Закону «О защите персональных данных», т.к. хранение персональных данных должно осуществляться в форме позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных (п. 8 ст. 4), кроме того, оператор персональных данных обязан прекращать обработку персональных данных, а также удалять их при отсутствии оснований для обработки персональных данных (ст. 16). Необходимость хранения информации о заказах только с целью возможности их предоставления государственным органам также противоречит требованиям п. 4 ст. 4 Закона о персональных данных, т. к. обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее заявленных целей и не допускается обработка персональных данных, не совместимая с первоначально заявленными целями обработки персональных данных.
Установление п. 2.10, п. 5 проекта Указа безвозмездного круглосуточного доступа, включая удаленного, к персональным данным также противоречит Закона у защите персональных данных. Информация о предоставлении персональных данных третьим лицам подлежит учету оператором персональных данных и по запросу субъекта ПД должна быть ему предоставлена (ст. 12). При предоставлении удаленного доступа к информационным системам и ресурсам и в отсутствие надлежащим образом оформленного письменного запроса о предоставлении ПД, реализация оператором вышеуказанных норм закона будет не возможна.
Конституционный Суд Республики Беларусь от 14.12.2016 N Р-1077/2016 обратил внимание правоприменителей на то, что для защиты гражданина от неоправданного произвольного вмешательства в его личную жизнь реализация полномочий по доступу, включая удаленный, к информационным системам, содержащим персональные данные, без письменного согласия физических лиц возможна только в случаях, предусмотренных законом, должна иметь правомерные цели и быть необходимой для их достижения.
В проекте Указа введение соответствующих требований представляется необоснованным и избыточным.
Также указанные требования сделают фактически невозможными выполнение оператором информационной системы требований Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в части обязанности по обеспечению целостности и сохранности информации, содержащейся в информационной системе; по принятию мер по предотвращению разглашения, утраты, искажения, уничтожения, модификации (изменения) информации (ст.40).
П. 2.17. проекта Указа противоречит Статье 27 Закона, которая предусматривает, что
для выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик может самостоятельно обеспечивать организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем.
П. 2.14 противоречит ст. 26, 27 Закона, которым предусмотрено, что начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, и автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а также в случае прекращения, приостановления или возобновления осуществления такой деятельности автомобильный перевозчик уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Иных разрешительных условий, либо права установления Указом Президента дополнительных требований, для осуществления перевозок в нерегулярном сообщении (в том числе автомобилями-такси) Закон не предусматривает.
Кроме того, данные нововведения противоречат Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017г. №7 «О развитии предпринимательства», который предусматривает, что со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур с учетом требований, предусмотренных настоящим подпунктом (п. 3.2).
П. 2.9 Указа противоречит ст. 603 ГК РБ и Закону, которыми предусмотрено, что Заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении может быть юридическое или физическое лицо, автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, могут выполняться на основании договора фрахтования, одним из видов которого является договор аренды автомобиля с экипажем.
Кроме того, если в целях перевозки пассажиров, в качестве арендатора заключать договоры аренды автомобиля с экипажем могут только юридические лица, то физические лица будут лишены права, заключения договора аренды автомобиля с водителем в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов, что также будет нарушением ст. 4 Закона об автомобильных перевозках.
П. 2.12 проекта Указа, который предусматривает необходимость обеспечения видеофиксации заказов и хранение полученных данных в течение 1 месяца, также противоречит Закону об автомобильных перевозках, Правилам и Закону "О защите персональных данных"
Как было отмечено выше, требования к автомобилям-такси должны быть установлены Правилами. При этом в настоящее время Правила соответствующих требований не содержат.
Закон О защите персональных данных предусматривает, что биометрические персональные данные относятся к категории специальных персональных данных. Обработка специальных персональных данных без согласия субъекта персональных данных запрещается, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом. Кроме того, обработка специальных персональных данных допускается лишь при условии принятия комплекса мер, направленных на предупреждение рисков, которые могут возникнуть при обработке таких персональных данных для прав и свобод субъектов персональных данных.
При этом информация о наличии в салоне автомобиля средств видеофиксации не может заменять согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Соответствующие меры, направленные на предупреждение рисков, которые могут возникнуть при обработке таких персональных данных для прав и свобод субъектов персональных данных, в проекте Указа не представлены.
Отсюда вопросы: Куда нужно устанавливать камеру? За кем конкретно устанавливается видеофиксация (водитель/пассажир)? На кого относятся расходы? Местонахождение сервера? У кого хранится эта информация и кто будет отвечать за ее утечку?
Установление п. 2.11, 2.19 проекта Указа дополнительных требований к диспетчеру не соответствует Закону и Правилам. Соответствующие требования Законом и Правилами не предусмотрены.
П. 2.18 в части прав по ограничению доступа к информационным системам и ресурсам не соответствует Закону об автомобильном транспорте, Правилам и Закону Об информации, информатизации и защите информации и иным действующим нормативно-правовым актам. Налоговые органы смогут ограничивать перевозчикам и водителям доступ к заказам и блокировать их доступ к информационным сервисам за нарушения. В обязанности указанных органов входит надзор за соблюдением налогового законодательства, но никак не надзор за правильным внутренним или внешним оформлением транспортных средств или за наличием у водителя свидетельства о прохождении специального обучения.
KSA
3
16.06.2023
Принятие Указа в данной редакции усугубит положение перевозчиков и еще больше зарегулирует таксомоторную отрасль. Создание Реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении - возврат к процессу лицензирования, что идет вразрез с положениями Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 г. «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), который отменил лицензирование такой деятельности. Положения Указа не стимулируют развитие отрасли, а ужесточают условия рынка, ухудшают положение перевозчика, а также потребителя услуг. «Драконовскими» мерами является установление пошлин (в данный момент в условиях текущего положения рынка), неподъемных для перевозчиков, которые плюс к ним несут расходы по оборудованию автомобилей, обслуживанию таксометров, оплаты страховок и пр. За этим последует увеличение стоимости поездок, отток водителей и перевозчиков, население потеряет доход, а государство налоговые отчисления в бюджет. С приходом в отрасль диспетчеров и информационных систем, потребитель получил возможность пользоваться услугами такси на постоянной основе и по приемлемой цене, а нововведения приведут в тому времени, когда за короткую поездку люди отдавали втридорога.
Положениями Указа не затронуты такие важные аспекты как предоставление возможности физическим лицам осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в качестве самозанятых, отказ от бесполезных таксометров, которые не могут существовать с современными электронными системами и реализация проекта внедрения программных касс.
Анатолий
2
16.06.2023
Ещё раз плотно изучил проект указа. Я думаю, в этом виде он не может не привести к росту цен. Плата да включение в Реестр, организация системы хранения видео, отсутствие возможности для подработок в режиме "по выходным" или "по ночам". Мне кажется при создании законов и прочих государственных актов о конечной цене для потребителя нельзя не думать!
Локки
1
16.06.2023
Вообще то зачем идти по тернистому пути и создавать какие то препятствия уже существующей системе. У нас 21 век, все можно решить програмно. Как уже писалось убрать ненужную прослойку в виде парков задача которых только подключать водителей к системе и иметь с этого одного несложного действия постоянную прибыль, непонятно куда уходящую. Пусть место парков займет транспортная инспекция. В приложениях парков уже видна вся статистика по водителям и по заказам. Не нужно будет делать какие то запросы в парки для предоставления информации, все будет перед глазами. А парки пусть занимаются сдачей авто водителям практически тем чем и занимались.   Регистрация водителей и транспорта тоже пусть присутствует, но в виде регистрационного номера для водителя и авто без всяких желтых номеров, таксометров и прочего устаревшего оборудования. Из обязательных атрибутов оставить только плафон при выходе на смену, что бы пассажир издалека мог найти авто (зачем уродовать машину, тем более в приложении уже видно какая машина приедет и с каким номером). В приложении предусмотрены отчисления паркам, пусть эти отчисления сразу направляются на налоги и фзсн. То есть в приложении в интерфейсе с каждого заказа будет выглядеть как то так (комиссия яндекса 10%   налог пусть 6 % фзсн 6%). То есть деньги сразу начнут попадать и в налоговую и фонд соцзащиты и тут все прозрачно и человек видит, что он честно работает или подрабатывает.  И в итоге все будет выглядеть так. Человек решил работать, подрабатывать в такси. Он идет в транспортную инспекцию, проходит обучение, приносит документы и справки и если все хорошо получает регистрационный номер, вносится в реестр, сроком действия на определенный период.. Перевозчик пригоняет машину, ее осматривают ремни безопасности, техосмотр и прочее и если все хорошо машина получает регистрационный номер и вносится в реестр. При начале смены человек заходит в приложение, вводит свой регистрационный номер, регистрационный номер авто, программа сверяет с реестром и если все хорошо разрешает доступ.  Итого: подключать к системе будет транспортная инспекция (не о каких левых подключениях речи уже не будет). С каждого заказа гарантировано будут уплачены налоги.  
VPOPL Поплавский
1
16.06.2023

1. Предлагается в абзаце втором пункта 2.10 проекта Указа словосочетание “прием (передача) заказов” заменить на словосочетание “прием и передача заказов”.

2. В соответствии с текстом пункта 2.13 проекта Указа водитель имеет право выполнять перевозки пассажиров только по заказам. Таким образом исключаются случаи посадки пассажиров, например, со стоянок, с остановок общественного транспорта и проч.

Поэтому предлагается второй абзац пункта 13 изложить в следующей редакции:

   “выполнять автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении по заказам, полученным только от диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчеров такси, автомобильных перевозчиков, самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, сведения о которых внесены в реестр;”

Borissova
1
16.06.2023
На мой взгляд дополнительная финансовая нагрузка и требование вносить водителей в реестр не потянут мелкие перевозчики (автопарки). Ладно Минск, но мелкие города. Там нет крупных компаний, как им справиться с новыми требованиями? А это рабочие места
Дмитрий Слабодич
1
17.06.2023
Изучил проект.
Как старожил нерегулярных перевозок вижу следующее : предлагаемые изменения направлены в первую очередь на наведение порядка в области такси и маршрутных такси. И это назревало годами, т.к. чётко прослеживались попытки подмены понятий, типа "мы не такси, мы не рейсовые" и т.д И даже по обсуждению видно, что именно эти два направления больше всего волнуют как игроков рынка, так и потребителей услуг.
Но, при введении всего объёма новшеств, они коснутся и настоящих нерегулярных первозок и в первую очередь туристических автобусов, выполняющих экскурсионные и деловые поездки по заявкам турфирм, профкомов, творческих коллективов и простых граждан. ( Кстати, изменения предполагают полный запрет такой услуги для физических лиц )
В данном сегменте в настоящее время наблюдается очень сложная ситуация, связанная с ярко выраженной сезонностью, когда в одни периоды спрос практически отсутствует, а в другие одномоментно надо предоставить максимальное количество транспорта. При этом данное направление абсолютно не является высокодоходным. Введение предлагаемых изменений очень сильно затруднит  возможность осуществления деятельности большинству настоящих нерегулярных автобусных перевозчиков и многих подтолкнёт к закрытию бизнеса.
Предлагаю на уровне толкования видов деятельности чётко разграничить толкование перевозок легковым транспортом ( для граждан - потребителей услуг - фактически не существует различий между традиционным такси или такси, вызываемом через приложение ), регулярными перевозками ( в обиходе - маршрутками, независимо от их организационной формы ) и настоящими нерегулярными перевозками. И не осложнять жизнь последним.