Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации»
Обсуждение проекта
Lessy
1
29.09.2023
    Являюсь членом правления Товарищества собственников с момента сдачи дома - более 15 лет. На протяжение всего периода деятельности ТС у нас сменилось 3 председателя. Только действующий в настоящее время председатель устраивает наших собственников - поддержка его кандидатуры на общих собраниях более 75%. Его работа сразу ощутима в сравнении с прошлыми председателями. Человек на своём месте и работает в нашем ТС уже около 4 лет.
  Внесение изменений в Жилищный кодекс относительно того, что гражданин имеет право работать председателем правления только в 1 ТС в корне неправильный и мы, как собственники возмущены данным предложением! Ведь наш дом состоит из 135 квартир и дать достойную зарплату нашему председателю мы не сможем- как итог останемся под управлением ЖЭС или уполномоченного лица. Каким образом проверить финансовое состояние, отчётность и т.д., если нами управляет назначенная исполкомом организация? Члены ТС возмущены и КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ПРИНЯТИЯ ТАКОГО РЕШЕНИЯ в законе.
  Отдельный вопрос - накопление средств капитального ремонта на счёте, открытом исполкомами. Опять-таки- никакой прозрачности в суммах поступления и остатках средств на счёте нашего ТС. Только полный контроль и накопление средств на счёте открытом НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОБСТВЕННИКОВ- сможет обеспечить проведение капитального ремонта в нашем доме.
nk201
2
29.09.2023
[TABLE][TR][TD]Замечание к статье 5 проекта закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» предусматривает ликвидацию многодомных товариществ собственников. В наше стране существуют современные жилые районы, которые включают в себя кварталы, состоящие из двух, четырех и более многоквартирных жилых домов, имеющие порой подземные паркинги, фактически расположенные полностью либо частично под такими жилыми домами.
    Жилые дома, образующие такие кварталы, объединены между собой единым   архитектурным обликом, имеют общие объекты,   расположенные на внутридворовой территории   (элементы благоустройства, озеленение, детские игровые комплексы, спортивные   площадки, малые архитектурные формы и т.п.), общее ограждение,   видеонаблюдение, освещение внутридворой территории, собственниками машиномест   в паркингам являются жители данных многоквартирных жилых домов.
    Просим обратить внимание, что товарищества собственников, создаваемые на   базе нескольких многоквартирных жилых домов и иных капитальных строений,   позволяют:
    - снизить затраты на управление (например, аренда помещения для   председателя ТС, архив для документов ТС, приобретение оргтехники, стеллажей,   распечатка информационных листовок и т.п.), направляя денежные средства на   содержание и улучшение общего имущества совместного домовладения,
    - установить общие правила проживания в определенном квартале,
    - снизить затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг, т.к. исполнители   услуг при наличии большого количества квартир снижают стоимость своих   услуг,
    - избежать споров между ТС и собственниками из других ТС, связанных с   ухудшением качеств общего имущества на внутридворовой территории в связи с   его эксплуатацией иными ТС,
    - установить добрососедские отношения между членами ТС,
    - повысить заинтересованность членов в эффективном функционировании   ТС.
    Подобные товарищества собственников, в состав которых входят несколько   многоквартирных жилых домов, образующие подобные кварталы, доказали своё   права на существование и своё дальнейшее функционирование. Большинство   жителей заинтересованы в сохранении подобных товариществ собственников. На   основании изложенного, просим сохранить многодомные товарищества   собсвтенников, а также предусмотреть норму, разрешающую создание товариществ   собственников на базе нескольких многоквартирных жилых домов, образующие   описанные выше кварталы, например, при условии получения согласования и   одобрения местных органов власти (получение согласия местных органов власти   не допустит ситуаций, при которых товарищества собственников будут   создаваться на базе нескольких домов, расположенных в разных регионах).[/TD][/TR][/TABLE]
nk201
2
29.09.2023
29. В статье 170: в пункте 1: после части второй дополнить пункт частью следующего содержания:
«Гражданин может занимать должность председателя правления организации собственников в одной организации собственников.»;

Это изменение несомненно негативно повлияет на работу товариществ собственников, а также приведет к неминуемому сокращению их численности.

Если будет принята вышеуказанная норма, то появляются следующие негативные последствия:

1. Деятельность товариществ и их председателей будет носить формальный характер. Человек будет работать днем на основном месте работы, а выполнять обязанности председателя в ТС будет по вечерам и в выходные, так как на одну заработную плату в тс он прожить не сможет (это касается большинства тс в нашей стране);

2. Объем обслуживание уполномоченным лицом будет колоссальным ввиду того обстоятельства, что не многие ТС могут позволить себе полную зарплату председателя. Увеличения объема будет иметь негативные последствия для качества контроля и обслуживания общего имущества совместного домовладения.
3. Будет сделан шаг назад в части ответственности жильцов за свое имущество. Уйдет хозяйское и бережное отношение жильцов к своему имуществу. Сейчас, за годы деятельности товариществ во многом отношение в своим домам у людей поменялось в лучшую сторон, беречь свое имущество стали значительно больше. Это хорошее изменение уйдет в прошлое.

4. Огромное количество проблем с территориями, дорогами, детскими площадками и т.д. (городской собственностью), возле домов тс, перестанут решаться, так как больше некому будет сигнализировать о них городским властям. Сейчас это делают во многом председатели ТС, отслеживая ситуацию возле своих домов.

Это несколько из многих негативных результатов, которые мы получим, если будет принята норма: один гражданин - председатель одного товарищества.

Прошу пересмотреть эту норму и оставить возможность председателю  быть таковым в нескольких ТС.
KVM1980
3
29.09.2023

Комментарий к статье 154 п.1 Управление общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом:

В соответствии с ст. 44 Конституции Республики Беларусь, собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняется законом.

Проектом Закона не предусмотрена ответственность уполномоченного лица перед собственниками имущества совместного домовладения. Уполномоченное лицо не несет обязанностей по предоставлению отчетности населению. Отсутствуют механизмы контроля за деятельностью уполномоченного лица.

KVM1980
3
29.09.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Предложение к пункту 7 статьи 159


В пункте 7 статьи 159: дополнить пункт частью следующего содержания:
«В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, уполномоченное лицо вправе
без проведения общего собрания участников совместного домовладения в интересах участников совместного домовладения передавать общее имущество совместного домовладения во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения».

Эта норма нарушает права собственников на распоряжение собственным имуществом, что идет вразрез со ст. 44 Конституции Республики Беларусь. Постороннее лицо не вправе самостоятельно решать судьбу общего имущества, это право может быть предоставлено только общему собранию участников совместного домовладения .

Mazurin
1
29.09.2023
Категорически против того чтоб было ограничение председателя в работе только на один дом. Всегда есть возможность при неудовлетворительной работе председателя его поменять, а так если что-то хорошо и налажено и работает, зачем это портить?
duma_as_shturm
2
29.09.2023

Статья 170. Председатель правления сможет работать только в одной организации собственников. Считаю, что принятие этой статьи есть прямое нарушение статьи 21 Конституции Республики Беларусь. Предлагаю такие изменения не вносить.

Статья 159 пункт 7 дополнить: «В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, уполномоченное лицо вправе без проведения общего собрания участников совместного домовладения в интересах участников совместного домовладения передавать общее имущество совместного домовладения во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения.» - Такое изменение нарушает абз.5 пункта 1 статьи 177 действующего ЖК.

Статья 166 дополнить: «Копия протокола общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников направляется в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе по месту нахождения организации собственников не позднее пяти рабочих дней после проведения собрания, а при проведении общего собрания членов организации собственников в форме письменного опроса – не позднее пяти рабочих дней после подсчета голосов.» - Такое изменение вносить нельзя, так как оно ставит под сомнение Директиву Президента №2  от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".

Статья 170 абзац четвертый части первой пункта 3 изложить в следующей редакции: «обеспечивать ежемесячное размещение денежных средств, полученных от внесения платы за капитальный ремонт, на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях для аккумулирования этих средств в целях последующего направления их на капитальный ремонт жилых домов;» - Такие изменения излишне, так как механизм проведения капитального ремонта зданий и сооружений закреплен законодательно, ограничение на нецелевое использование средств капитального ремонта уже установлено в действующем Жилищном кодексе и распоряжаться деньгами по их целевому назначению в рамках законодательства сможет лишь их собственник.

Статья 177 пункт 1 абзац шестой после слов «силами» дополнить словами «при наличии аттестата соответствия, полученного в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь,». – Такое изменение вносить нельзя, так как в последствии это создаст прецедент к нарушению антимонопольного законодательства с сфере ЖКУ. Это приведет к отсутствию конкуренции, что сделает процесс управления неэффективным. Мало того что председатель должен аттестовываться, что в принципе правильно, так еще и аттестат соответствия (кому? чему?) на обслуживание собственными силами своего же общего имущества нужно получать. Ведь в ТС и ЖСПК каждый работник в соответствии с действующим законодательством проходит проверку знаний, имеет соответствующую квалификацию.

Статья 178 пункт 1 дополнить частью следующего содержания: «Организация собственников обязана ежегодно не позднее 1 февраля предоставлять сведения о своей деятельности в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе в порядке, установленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.» - Это ставит под сомнение Директиву Президента № 2  от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".

Статья 185 пункт 1 часть первая дополнить абзацем следующего содержания: реорганизация и ликвидация «областного, Минского городского, районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе в случае неизбрания председателя правления организации собственников и (или) неосуществления деятельности, установленной настоящим Кодексом и уставом организации собственников, в течение трех месяцев подряд.». «При ликвидации товарищества собственников и организации застройщиков в случае, предусмотренном абзацем пятым части первой настоящего пункта, последующее создание товарищества собственников не допускается.» - Как местная администрация может принимать решение о ликвидации или реорганизации без участия членов организации собственников? Такие изменения нарушают права членов организации собственников на распоряжение общим имуществом, а именно абз.5 пункта 1 статьи 177 действующего ЖК.

Прошу вернуть в Жилищный кодекс абз. 11 пункта 1 статьи 177 о праве вступления организаций застройщиков в ассоциации (союзы). В дальнейшем разработать на уровне Совета Министров механизм создания таких союзов с целью отстаивания интересов членов организаций собственников в вопросах управления общим имуществом, участия в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере ЖКХ, выработки предложений по внесению изменений в законодательство с целью повышения эффективности работы организаций собственников, обмену опытом между организациями застройщиков и государственными организациям, занятыми в этой сфере.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: основная цель внесения изменений в жилищный кодекс – это средства капитального ремонта и последующее уничтожение
ЖСПК и ТС?
Ралло Анастасия
2
29.09.2023
Замечание к статье 5 проекта закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» предусматривает ликвидацию многодомных товариществ собственников. В наше стране существуют совеременные жилые районы, которые включают в себя кварталы, состоящие из двух, четырех и более многоквартирных жилых домов, имеющие порой подземные паркинги, фактически расположенные полностью либо частично под такими жилыми домами.
Жилые дома, образующие такие кварталы, объединены между собой единым архитектурным обликом, имеют общие объекты, расположенные на внутридворовой территории (элементы благоустройства, озеленение, детские игровые комплексы, спортивные площадки, малые архитектурные формы и т.п.), общее ограждение, видеонаблюдение, освещение внутридворой территории, собственниками машиномест в паркингам являются жители данных многоквартирных жилых домов.
Просим обратить внимание, что товарищества собственников, создаваемые на базе нескольких многоквартирных жилых домов и иных капитальных строений, позволяют:
- снизить затраты на управление (например, аренда помещения для председателя ТС, архив для документов ТС, приобретение оргтехники, стеллажей, распечатка информационных листовок и т.п.), направляя денежные средства на содержание и улучшение общего имущества совместного домовладения,
- установить общие правила проживания в определенном квартале,
- снизить затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг, т.к. исполнители услуг при наличии большого количества квартир снижают стоимость своих услуг,
- избежать споров между ТС и собственниками из других ТС, связанных с ухудшением качеств общего имущества на внутридворовой территории в связи с его эксплуатацией иными ТС,
- установить добрососедские отношения между членами ТС,
- повысить заинтересованность членов в эффективном функционировании ТС.
Подобные товарищества собственников, в состав которых входят несколько многоквартирных жилых домов, образующие подобные кварталы, доказали своё права на существование и своё дальнейшее функционирование. Большинство жителей заинтересованы в сохрании подобных товариществ собственников. На основании изложенного, просим сохранить многодомные товарищества сосбвтенников, а также предусмотреть норму, разрешающую создание товариществ собственников на базе нескольких многоквартирных жилых домов, образующие описанные выше кварталы, например, при условии получения согласования и одобрения местных органов власти (получение согласия местных органов власти не допустит ситуаций, при которых товарищества собственников будут создаваться на базе нескольких домов, расположенных в разных регионах).
Uladzislau
2
29.09.2023
По поводу пункта 7 статьи 159 Жилищного кодекса (в редакции проекта закона  Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации»): Предлагаемая формулировка по сути исключает институт права собственности, который преусматривает, что только собственники имущества вправе принимать решение о судьбе своего имущества. Данная формулировка нарушает права собственников, проживающих в многоквартирных жилых домах, и создает дополнительные условия для злоупотребления полномочиями со стороны должных лиц уполномоченного лица, которые без ведома собственников имущества будет сдавать безвозмездно общее имущество совместного домовладения третьии лицам, но фактически получать вознаграждение или иные привилегии от третьего лица. Предлагаемая формулировка не учитывает следующие нормы, наличие которых является обязательным с целью защиты прав собственников квартир:
- отсутствует указание на возмездный характер предоставления имущества, а также отсутствуют критерии и механизм определения платы за пользование;
- отсутствует возможные направления и механизм использования денежных средств в интересах участников совместного домовладения, полученных от предоставления общего имущества отдельным лицам;
- отсутствует механизм контроля за сбором и использование денежных средств, полученных от предоставления общего имущества отдельным лицам.
Отмечу, что закон Республики Беларусь от 08.01.1998 N 135-З (ред. от 04.01.2021) «О совместном домовладении» в данном вопросе в большей степени защищает интересы собственников и предусматривает, что передача общего имущества совместного домовладения одному или нескольким участникам совместного домовладения либо иным лицам осуществляется по решению общего собрания участников совместного домовладения, которое принимается единогласно всеми участниками совместного домовладения.
На основании изложенного, прошу не вносить изменения в статью 159 ЖК в предлагаемом варианте.
KVM1980
3
29.09.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Комментарий к статье 5


Статья 5. Организации застройщиков и товарищества собственников, созданные до вступления в силу настоящей статьи на базе нескольких многоквартирных жилых домов, обязаны в течение одного года со дня вступления в силу настоящей статьи реорганизовать или ликвидировать организацию застройщиков или товарищество собственников.

Считаю, что обслуживание нескольких домов одним товариществом собственников решает одновременно несколько задач: снижает расходы по оплате заработной платы обслуживающего персонала, экономит материальных ресурсы, уменьшает членские взносы собственников общего домовладения.

Эта норма вызывает недоумение, так как она лишает права распоряжаться собственным имуществом, лишает права выбора, возможности получения качественных жилищно-коммунальных услуг.

В свою очередь в случае ликвидации товариществ и переход жилых домов на обслуживание УЛ существенно увеличит нагрузку на ЖКХ и не позволит гражданам получать дополнительные жилищно-коммунальные услуги, к которым они привыкли будучи членами товариществ собственников.

Работники товариществ собственников останутся без работы, а выплаты при их увольнении за досрочное расторжение трудовых договоров станут дополнительными расходами собственников жилых помещений.

Согласно ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц и т.д.

Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Полагаю, что предлагаемый проект Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» ухудшает правовое положение граждан и в силу ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах» должен быть скорректирован.

Uladzislau
2
29.09.2023
По поводу пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса (в редакции проекта закона  Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации»): Представим ситуацию, что до ввода дома в эксплуатацию исполком принял решение о назначении уполномоченного лица.
Принятие такого решения означает, что с даты ввода дома в эксплуатацию уполномоченное лицо обязано начать обслуживание жилого дома (т.е. должен быть сформирован штат сотрудников, приобретены инструменты, спец.одежда, поиск помещения для переодевания сотрудников и т.п.). Отмечаем, что именно в первые месяцы работы товарищества собственников возникает максимальная нагрузка на уполномоченное лицо (отключение воды, согласование перепланировок, составление актов залития, т.к. много ремонтных работ проводят собственники, согласование устройства на фасадах домов кондиционеров, заключение договоров с подрядными организациями, заключение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг и т.п.). Принимая во внимание проект п. 2 ст. 154 ЖК, в будущем может возникнуть ситуация, при которой спустя 2-3 месяцев работы уполномоченного лица, участники совместного домовладения могут принять решение о создании ТС и прекращении отношений с уполномоченным лицом. Таким образом, уполномоченное лицо, рассчитывая работать на объекте, увеличив число своих штатных сотрудников с целью эксплуатации и обслуживания нового объекта, через 2-3 месяца после начала работы может "потерять" данный объект, и, следовательно, необдуманно понесет выше перечисленные расходы (финансовые и трудовые ресурсы). На основании изложенного, просим сохранить возможность создания ТС до ввода дома в эксплуатации многоквартирного жилого дома застройщиком, у которого имеется полная информация о всех будущих собственниках квартир, которые впоследствии будут являться членами товарищества собственников.