Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении» [PDF].

Кодексом урегулированы важнейшие общественные отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья, упорядочено и актуализировано законодательство в области здравоохранения, обеспечена его согласованность, компактность и удобство в применении.

При кодификации устранены противоречия в законодательных актах в области здравоохранения, пробелы, дублирования, устаревшие и неэффективные нормы.

Кодифицированы 8 Законов Республики Беларусь:
  • «О здравоохранении»;
  • «Об оказании психиатрической помощи»;
  • «О вспомогательных репродуктивных технологиях»;
  • «О трансплантации органов и тканей человека»;
  • «Об обращении лекарственных средств»;
  • «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека».

В Кодекс также включены отдельные нормы актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Проект Кодекса состоит из статей, объединенных в главы и разделы. Разделы объединены в общую и особенную части Кодекса. Общая часть Кодекса состоит из двух разделов, особенная часть – из семи разделов.

Прилагаемая информация: Пояснительная записка к проекту Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство здравоохранения.

Сроки проведения обсуждения: с 29 ноября 2024 г. до 1 февраля 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство здравоохранения
Начало обсуждения:
29.11.2024
Окончание обсуждения:
31.01.2025
Количество сообщений:
657
Количество участников:
154
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
Прежде всего, призываем представить все
законопроекты на публичное обсуждение до передачи их в Парламент. 1. Мы предлагаем полностью изъять из Закона статью об абортах, оставив «искусственное прерывание беременности» под внутриминистерским регулированием (инструкции, протоколы и др. подзаконные акты). Законодательное разрешение на преднамеренное лишение жизни ребенка в утробе матери противоречит убеждениям миллионов граждан Беларуси. Статья об абортах противоречит здравому смыслу, естественному закону, научным данным, христианской этике, которую разделяют большинство граждан Беларуси. Церковь защищает зачатого ребенка через заповедь «Не убий». Христианская этика не приемлет произвольное убиение внутриутробного человека, и в этом вопросе ее разделяет большинство белорусов (в больших, чем даже в Польше процентах), как показывают случайные опросы. Возможно, именно поэтому Институт социологии НАН избегает научного опроса на эту тему. Наукой установлено, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Здравый смысл говорит, что проблемы нельзя решать путем уничтожения человеческой жизни. Аборт подрывает здоровье женщины и уничтожает зачатого ребенка — это не может называться здравоохранением. Наличие такой статьи в законе о здравоохранении приводит к снижению рождаемости. В СССР с 1955 г. аборты, к сожалению, стали общедоступны. Однако, никакой особой статьи на тему этой манипуляции в Законе СССР о здравоохранении 1969 года не было. Выражение «право женщины решать вопрос о материнстве» употреблено в советском законе в совсем другом контексте. Речь идет хирургической стерилизации для предупреждения беременности в соответствии с медицинскими показаниями (ст. 38, раздел «Охрана материнства и детства»). Поскольку нормой в медицинском и законодательном сообществе является отрицание права на жизнь ребенка в утробе, аборты считаются медицинской манипуляцией и одной из медицинских услуг. Пусть же аборты займут свое место среди прочих медицинских манипуляций, и регулируются наравне с ними! Наличие статьи об абортах в Законе подрывает консолидацию общества и стабильность государства, отчуждая массы верующих христиан от внутренней солидарности с Законом и государственной властью. В атеистическом СССР не было такой статьи в Законе о здравоохранении, и ее наличие в законе Республики Беларусь, официально декларирующей приверженность традиционным семейным ценностям – это идеологический элемент, который позорит облик нашей страны.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
2. В отношении ВРТ-технологий, необходимо
недопущение какого-бы то ни было расширения проведения этих процедур, в том числе за счет налогоплательщиков.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
3. Предлагаем: «клинические протоколы разрабатываются…
с участием медицинских, фармацевтических и других общественных объединений». Ситуация, в которой возможные пациенты отсекаются от любого участия в разработке клинических протоколов –недопустима и беззаконна. Это особенно касается протоколов по родовспоможению и ведению беременности, которые касаются каждой семьи, а предметом их являются также не болезни либо нарушения, а обычное здоровое физиологическое состояние беременных женщин и рожениц.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
4. Предлагаем указать законные пути обжалования
решения об обязательном вскрытии. Список подлежащих обязательному вскрытию огромен, фактически охватывает громадную часть или большинство умерших (среди причин – «неясный диагноз»). Опять-таки, ударяет по практикующим материнство семьям, ставя под обязательное вскрытие всех беременных, рожениц и родильниц (срок этих последних должен быть определен в Законе).
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
5. В отношении экспертизы качества медицинской
помощи настоятельно просим в последнем абзаце создать возможность надведомственного порядка установления экспертизы. Отсутствие даже теоретической возможности надведомственного контроля над происходящим в системе здравоохранения открывает естественную возможность для коррупции, сокрытия недобросовестности и т.д. В отношении финансовой коррупции такой контроль существует, факты последнего года в этой области общеизвестны. Необходим такой же надведомственный контроль и в сфере жизни и здоровья пациентов.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
7. «Сведения о лицах, которым оказывается
медицинская помощь» предлагаем добавить «информация вносится с письменного информированного согласия этих лиц».
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
8. В свете вышесказанного, предлагаем предотвратить
положение, при котором Минздрав является единственным владельцем централизованной информационной системы. Напротив, целесообразно надведомственное владение ею, чтобы перекрыть возможности злоупотреблений.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
9. «В целях защиты прав пациентов» – предлагаем
разработать иной, и более соответствующий этим целям «порядок создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии, Комитета по биоэтике», нежели безраздельно под контролем Минздрава. Рекомендуем предусмотреть участие Минюста, МВД, общественных организаций, устав которых предусматривает деятельность, затрагивающую области здравоохранения.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
10. Настоятельно предлагаем полностью убрать
дополнение, цель которого – выхолостить ст. УК. До сих пор, при отсутствии надведомственного контроля за профессиональной деятельностью медработников, лишь эта статья дает пациентам надежду, что недобросовестность медиков будет караться по Закону. Заведомое освобождение медиков от ответственности за предположительно преступные действия либо бездействие ввиду «характера болезни» или «невыполнения предписаний» или недостаточной заботы пациента о своем здоровье подорвет доверие к системе здравоохранения.
Игорь Борисёнок
650
29.11.2024
Необходимо исключить из Закона Министерства
здравоохранения ст. 103 - производство в Беларуси операций по смене пола. Статья 103. Изменение и коррекция половой принадлежности Изменение и коррекция половой принадлежности проводятся в государственных организациях здравоохранения по желанию совершеннолетнего пациента при наличии медицинских показаний на основании решений Межведомственной комиссии по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.