Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона «О госрегулировании производства, оборота и потребления табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака»
Обсуждение проекта
ОэндС
4
09.01.2025

Норма в проекте Закона о реализации никотина
только в аптеках (п. 1.23 ст. 16) считаем черезмерно необоснованной. Так, никотин в любом виде не является лекарственным средством, в то же время он необходим потребителям для самостоятельного изготовления жидкости для электронных систем курения (жидкости для ЭСК). Жидкости для ЭСК, имеющиеся в настоящее время в торговых сетях крупных поставщиков (которые могут позволить приобрести лицензию на предлагаемых условиях) и объектах, не дают должного и качественного ассортимента, и являются, по сути, копиями друг друга. Для самостоятельного изготовления жидкости для электронных систем курения потребитель в большинстве случаев приводит приготавливаемую им жидкость в готовом варианте к концентрации в 5 мг/мл при использовании щелочных вариантов никотина, и к концентрации 7 мг/мл при использовании солей никотина. Готовые варианты жидкостей с подобной концентрацией отсутствуют в продаже. Продажа никотина в аптеках для личного потребления потребителем предложенным проектом не регламентирована. Не ясно как и где потребитель будет приобретать для самостоятельного изготовления жидкости для ЭСК пропиленгликоль, глицерин и ароматизаторы надлежащего качества. Эти продукты (компоненты) не являются лекарственными средствами, как и кем будет выдаваться рецепт.

Ввиду вышеизложенного, предлагаем изложить п. 1.23 ст. 16 Закона в следующей редакции: «Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также раствором никотина физическими лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без соответствующей лицензии.  Розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также раствором никотина возможна исключительно через специализированные магазины. Максимально допустимая концентрация никотина (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, при реализации в розницу, не может превышать 100 мг/мл».

ОэндС
4
09.01.2025

Принятие проекта Закона в таком виде
существенно изменит целую индустрию на белорусском рынке, повлияет на занятость определенного количества граждан, на здоровье покупателей, на поступления средств в гос бюджет и т.д. Понятно, что рабочая группа чиновников Белпищепрома потратила много времени на подготовку этого проекта.  Но представить заинтересованным лицам четыре рабочих дня на обсуждение проекта может привести к негативным последствиям. Тут лучше «не семь раз отмерить, а четырнадцать. И только затем отрезать».

Учитывая, что проект Закона явно не доработан, просим продлить срок обсуждения проекта. Это позволить подготовить более четкие предложения

ОэндС
4
09.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : olaola
Пользователь

НОВИЧОК
0
2.9 1
курение на ходу- толпа идет все курят дым
в лицо или идешь следом вдыхаешь эту гадость,особенно ужасно когда идешь с ребенком,с коляской,пробовала останавливаться-но всех не переждешь. Эти вэйпы вонючие,дым сигарет кругом,под окнами дымят,с балконов дымят,на улице не прдохнуть,в парках то же самое -спасения нет!!!!!


Это вопрос не к регулированию оборота вейпов,
а к воспитанию граждан и  работе ответственных лиц, которым государством поручено контролировать соблюдение правил общежития и поведения граждан в общественных местах.  
ООО БелВэйп
21
09.01.2025

Комментарии по статье 22 Проекта
Закона

Комментарии относительно внесения изменений в Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (дополнение пунктом 6.2 статьи 242)

Проектом закона предлагается установить одно из долицензионных требований для получения лицензии на оптовую торговлю нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака наличие складских помещений  общей площадью не менее 1 000 кв.м., которое аналогично для лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями или алкогольной продукцией.

Считаем, что наличие склада в 1 000 кв.м. в отношении требований для оптовой торговли табачными изделиями и алкогольной продукцией закономерно, т.к. объемы упаковки такой продукции (блоки сигарет, короба с блоками сигарет, ящики с алкогольной продукцией) требуют большого складского помещения.

Объемы упаковки жидкостей для электронных систем курения и самих систем курения представляют собой флаконы объемом 10мл, 30мл, упакованные в картонные коробочки; электронные системы курения в потребительской упаковке в среднем составляются в размере 13см*8см*3см, и для хранения не требуется такого большого складского помещения.

Для сравнения, флакона жидкости объемом 30мл для потребителя хватает на 2 недели, а курильщик за 2 недели выкуривает не менее 1 блока (10 пачек) сигарет. Сравнивая объемы товаров в упаковке, то размер флакона жидкости 30мл в 20 раз меньше размера 1 блока сигарет.

Аналогично можно сравнить объемы флакона жидкости 30мл с объемом алкогольной продукции, а объемы алкогольной продукции в упаковке в разы больше.

Предлагаем изменить долицензионное требование для получения лицензии на оптовую торговлю нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака наличие складских помещений общей площадью не менее 500 кв.м.

РСУТО
20
09.01.2025

Предлагается дополнить статью 13 проекта Закона пунктом 3 следующего содержания:

«3. Требования пункта 2 настоящей статьи не распространяются на отношения, связанные с реализацией табачных изделий юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих табачных изделий в магазинах беспошлинной торговли.»
ОБОСНОВАНИЕ:
Пунктом 2 статьи 13 проекта Закона установлено, что минимальная розничная цена за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром устанавливается в размере 85 процентов от максимальных розничных цен, определяемых с учетом норм Налогового кодекса Республики Беларусь.
Осуществляемое в соответствии с пунктом 2 статьи 13 проекта Закона, регулирование цен на табачные изделия не может применяться к таким табачным изделиям, реализуемым в магазинах беспошлинной торговли, по следующим причинам.
Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется на основании цен, установленных в евро. Оплата осуществляется в различных видах валют исходя из текущего курса к евро. Курсовые разницы от колебания курса рубля не являются стабильными и меняются каждые сутки, что требует применения свободного ценообразования.
С учетом специфики беспошлинной торговли нормы аналогичного содержания о неосуществлении государственного регулирования цен уже закреплены в законодательстве Республики Беларусь в отношении алкогольных напитков и отдельных потребительских товаров (Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713).
РСУТО
20
09.01.2025

Предлагается
внести дополнения в статью 23 проекта Закона направленные на:

- дополнение десятого пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) словами «..а также информацию об алкогольных напитках, реализуемых в магазинах беспошлинной торговли на сайтах владельцев (операторов) магазинов беспошлинной торговли...»;

- дополнение абзаца второго пункта 3 статьи 17 Закона о рекламе словами «..а также информацию о табачных изделиях, реализуемых в магазинах беспошлинной торговли на сайтах владельцев (операторов) магазинов беспошлинной торговли...».

ОБОСНОВАНИЕ:

Владельцы магазинов беспошлинной торговли (далее – МБТ) в настоящее время не могут размещать на своих сайтах информацию о реализуемых в таких магазинах алкогольных напитках и табачных изделиях.

Деятельность МБТ не ориентирована на внутренний потребительский рынок, имеет свою специфику и исключения из общих требований к субъектам торговли (освобождение от регулирования цен на товары, маркировки акцизными марками и пр.). При этом реализация товаров в белорусских МБТ осуществляется в большинстве случаев лицам, убывающим с территории Республики Беларусь.

Информация о реализуемых владельцем МБТ товарах, размещенная на его официальном сайте, предназначена для информирования посетителей сайта об ассортименте и стоимости товаров, правилах приобретения таких товаров, а также непосредственно о продавце и производителе товара.

Сайт владельца МБТ является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности владельца МБТ, реализуемых им товарах, последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией.

Посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о владельце МБТ, реализуемых им товарах в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, не преследуют своей целью рекламную деятельность.

ООО МУМТ Би УАЙ
6
09.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Элемент текста : абзац 4 пункта 5 статьи 22 изложить в следующей редакции:


абзац 4 пункта 5 статьи 22 изложить в следующей
редакции:

6.2. наличие на праве собственности или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 квадратных метров либо договора хранения, содержащего условие о хранении нетабачных никотиносодержащих изделий и (или) жидкостей для электронных систем курения и (или) электронных систем курения и (или) систем для потребления табака в складских помещениях общей площадью не менее 1000 квадратных метров и заключенного с юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление лицензируемого вида деятельности с указанием составляющей услуги «хранение нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».

Обоснование.

Предлагаем предоставить возможность соискателям лицензии на право осуществления оптовой торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака выполнять требование по наличию складов в том числе путем заключения договора хранения.

Ниже аргументы в поддержку данного предложения:

1) вне зависимости от правоотношений (собственные складские помещения, договор аренды, договор хранения) критерий по общей площади складских помещений не менее 1000 кв.м. сохраняется, что отвечает цели упорядочивания круга соискателей лицензии. Также все складские помещения, с которых осуществляется отгрузка товара, указываются в лицензии, что обеспечивает полную прослеживаемость перемещения товаров

2) с точки зрения гражданского законодательства договор хранения и договор аренды (иное законное основание) – это лишь два разных вида соглашений, согласно которым у сторон возникают разные права и обязанности. В тоже время для государства нет никакой разницы, какой из этих двух договоров выберут стороны. При этом субъекты хозяйствования смогут выбрать наиболее оптимальный для них вид обязательств, что соответствует принципу свободы договора и принципу недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
ООО МУМТ Би УАЙ
6
09.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Абзац 6 пункта 3 статьи 5 после слов «организациями – производителями табачных изделий» дополнить словами «организациями-заказчиками табачных изделий».


Абзац 6 пункта 3 статьи 5 после слов «организациями
– производителями табачных изделий» дополнить словами «организациями-заказчиками табачных изделий».

Обоснование.

Организация-заказчик табачных изделий, как юридическое лицо, имеющее право на использование товарных знаков на табачные изделия, должна иметь возможность наравне с организациями - производителями осуществлять контроль качества образцов и серийно - выпускаемой продукции (для периодической оценки их качества). Именно организация-заказчик размещает заказы на производство конкретных наименований табачных изделий, а также принимает решение о вводе на рынок новых ассортиментных единиц. Для этого организации-заказчику необходимо оценить потребительские свойства образцов табачных изделий (в том числе измерить содержание смолы, никотина, монооксида углерода, изучить дизайн упаковки, определить наиболее оптимальный формат сигарет, изучить вкусовые и ароматические свойства, предпочтения потребителей и др.).

ООО МУМТ Би УАЙ
6
09.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : абзац 1 пункта 1 статьи 17


абзац 1 пункта 1 статьи 17 после слов «нетабачных
никотиносодержащих изделий» дополнить словами «(за исключением нетабачных никотиносодержащих изделий орального способа потребления)».

Обоснование.

Использование нетабачных никотиносодержащих изделий орального способа потребления (паучей) не несет никакого вреда здоровью окружающих (продукт без дыма и запаха) в силу специфики самой продукции. Использование нетабачных никотиносодержащих изделий орального способа потребления визуально незаметно, т.е. проконтролировать исполнение запрета на использование данной продукции будет невозможно.
ООО МУМТ Би УАЙ
6
09.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Часть 1 пункта 2 статьи 15, Абзац 4 подпункта 1.21. пункта 1 статьи 16, статья 23  


Часть 1 пункта 2 статьи 15 изложить в следующей
редакции:

2. В витринах, на (в) ином торговом оборудовании не допускается открытая выкладка табачных изделий (их образцов, потребительских упаковок), нетабачных никотиносодержащих изделий (их образцов, потребительских упаковок), жидкостей для электронных систем курения (их образцов, потребительских упаковок), электронных систем курения c жидкостью конструктивно входящей в состав таких систем (их образцов, потребительских упаковок) за исключением витрин, иного торгового оборудования магазинов беспошлинной торговли.

Абзац 4 подпункта 1.21. пункта 1 статьи 16 после слов «с использованием глобальной компьютерной сети Интернет» дополнить словами «(за исключением торговли электронными системами курения без содержания жидкости для электронных систем курения, системами для потребления табака)».

В статье 23 слова «электронные системы курения» заменить словами «электронные системы курения c жидкостью конструктивно входящей в состав таких систем» в соответствующем падеже, слова «системы для потребления табака» в соответствующем падеже исключить.

Обоснование.

Электронные системы курения без содержания жидкости и системы для потребления табака являются устройствами, с использованием которых происходит нагревание табачных изделий (стиков) и жидкостей для электронных систем курения с целью экстракции никотина и доставки его в организм потребителя.  Соответственно сами по себе устройства не оказывают негативного влияния на здоровье потребителя. В отношении же используемых с устройствами табачных изделий (стиков) и жидкостей для электронных систем курения стоит отметить, что согласно многочисленным мировым научными исследованиям, находящимся в общем доступе, такая продукция хотя и не является абсолютно безопасной, в целом представляет существенно меньший риск для здоровья потребителя, чем курение табачных изделий (напр. сигарет). Таким образом, следуя повестке ВОЗ и органов по здравоохранению, направленной на снижение любыми путями вреда, наносимого потребителю при курении табачных изделий, необходимо обеспечить сохранение возможности потребителю быть осведомленным об альтернативных продуктах, имеющих пониженный риск для здоровья в сравнении с сигаретами.
Bypdaluck
1
09.01.2025
Проект выглядит не совсем логичным, в то
время как черный рынок вейпинга даже не думает как то прятаться и напрямую торгует где бы не вздумалось, через любые соцсети, через знакомых и прочее. Актуальность черного рынка связана с ценой на жидкости, стремление людей сэкономить - понятно, и с этим сделать что то трудно После вступления этого проекта в силу, есть ощущение что большая часть маленьких сетей позакрывается, ввиду слишком огромных требований, и это даст лишь хороший толчок черному рынку, который и так по моему видению лишь разрастается в виду высоких цен связанных с довольно огромным акцизом, который составляет бОльшую часть цены. как человек обладающий опытом в этой сфере я вижу лишь два способа как то бороться с оборотом черного рынка  повышение штрафа физ лицам, повышенный контроль за неофициальной реализацией товара либо/вдобавок снижение акциза на жидкость/лучшие условия для "белой" реализации товара, когда люди увидят не такую большую разницу, вполне вероятно что это повлияет на их выбор в сторону качественного товара, нежели кот в мешке на черном рынке