к соискателям лицензии Законодатель предлагает установить долицензионные требования для оптовой торговли жидкостями, ЭСК, системами для потребления табака по аналогии с долицензионными требованиями для оптовой торговли алкоголем и табачными изделиями. При этом требование по наличию складских помещений не менее 1000 кв.м. выглядит избыточным, так как для хранения жидкостей и систем такая площадь не нужна (габариты жидкостей и объемы их продаж не сопоставимы с объемами продаж и габаритами алкогольных напитков). Т.е. субъекты хозяйствования будут платить за аренду пустых помещений для выполнения формального требования для получения лицензии. Также необходимо отметить, что складских помещений такой площади не так много, особенно в регионах, с учетом того, что самые лучшие площади арендуются маркетплейсами. Предлагаем законодателю пересмотреть данное требование с точки зрения его обоснованности и возможности выполнения со стороны бизнеса. Комментарий не к тексту, а к в целом по проблеме нелегальной торговли. Самый главный механизм борьбы с нелегальной торговлей заключается в регулярных контрольных (надзорных) мероприятиях со стороны государственных органов. На данный момент ситуация выглядит таким образом, что фокус проверок не направлен телеграмм каналы, где сосредоточена основная масса нелегальной продукции, а также вейп-шопы. Введение новых требований это хорошо, но необходимо регулярно проверять выполнение уже существующих требований (сертификация, маркировка, крепость, реклама и т.д.).
к соискателям лицензии Законодатель предлагает установить долицензионные требования для оптовой торговли жидкостями, ЭСК, системами для потребления табака по аналогии с долицензионными требованиями для оптовой торговли алкоголем и табачными изделиями. При этом требование по наличию складских помещений не менее 1000 кв.м. выглядит избыточным, так как для хранения жидкостей и систем такая площадь не нужна (габариты жидкостей и объемы их продаж не сопоставимы с объемами продаж и габаритами алкогольных напитков). Т.е. субъекты хозяйствования будут платить за аренду пустых помещений для выполнения формального требования для получения лицензии. Также необходимо отметить, что складских помещений такой площади не так много, особенно в регионах, с учетом того, что самые лучшие площади арендуются маркетплейсами. Предлагаем законодателю пересмотреть данное требование с точки зрения его обоснованности и возможности выполнения со стороны бизнеса. Комментарий не к тексту, а к в целом по проблеме нелегальной торговли. Самый главный механизм борьбы с нелегальной торговлей заключается в регулярных контрольных (надзорных) мероприятиях со стороны государственных органов. На данный момент ситуация выглядит таким образом, что фокус проверок не направлен телеграмм каналы, где сосредоточена основная масса нелегальной продукции, а также вейп-шопы. Введение новых требований это хорошо, но необходимо регулярно проверять выполнение уже существующих требований (сертификация, маркировка, крепость, реклама и т.д.).
I. Предлагается установить
контроль за импортом никотина (никотинового сырья), которое может быть использовано для производства нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, дополнив статью 6 проекта закона пунктом 4: «Импорт никотина (никотинового сырья) осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство нетабачных никотиносодержащих изделий и (или) лицензию на производство жидкостей для электронных систем курения.»
Абзац 6 пункта 1 статьи 4 “Меры государственного регулирования производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака” после слов «декларирование и регулирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий” дополнить словами “никотина (никотинового сырья);”
Также предлагается запретить продажу никотина (никотинового сырья) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, дополнив пункт 1.13 статьи 16 после слов «продажа табачного сырья,» словами «никотина (никотинового сырья),».
Кроме того, предлагается предусмотреть в проекте закона меры по контролю за оборотом никотина (никотинового сырья), аналогичные мерам в отношении табачного сырья, а именно требования к перемещению, декларирование объемов оборота, прочие ограничения и требования.
Обоснование:
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 5 главы 2 проекта закона «право на осуществление импорта нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака имеют юридические лица, имеющие лицензию на оптовую торговлю этими изделиями, жидкостями, системами.»
Согласно абзаца 1 пункта 2 статьи 5 главы 2 проекта закона «в Республике Беларусь за государством закрепляется исключительное право на осуществление импорта табачного сырья и табачных изделий, классифицируемых кодами 2401, 2402, 2403 и 2404 11 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»
Таким образом, из-под контроля выпадает импорт никотина (никотинового сырья) для производства нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения. В настоящее время вопрос контроля за импортом и распространением никотина (никотинового сырья) является критичным по причине высокой доли на рынке нелегальных жидкостей для электронных систем курения, которые, по нашим сведениям, зачастую производятся «умельцами» прямо в подземных переходах и представляют большую угрозу жизни и здоровью потребителей из-за несоблюдения требований к качеству и безопасности.
Предлагается по тексту проекта закона
название основных терминов привести в соответствие с проектом технического регламента Евразийского экономического союза «Технический регламент на никотинсодержащую и безникотиновую продукцию», который находится в высокой степени готовности, оценка регулирующего воздействия которого была завершена Департаментом развития предпринимательской деятельности ЕЭК 23 декабря 2024 года.
Так, термин «электронные системы курения» предлагается заменить термином «система доставки никотина», а термин «жидкость для электронных систем курения» предлагается заменить термином «жидкость для систем доставки никотина».
В этой связи рекомендуем использовать следующие определения:
«система доставки никотина» – устройство, предназначенное для получения аэрозоля без горения при потреблении никотинсодержащих изделий с целью вдыхания потребителем, которое также может использоваться для потребления безникотиновых изделий. Устройство может включать в себя источник нагрева, картридж (капсулу), кабель (провод, шнур) и (или) зарядное устройство.;
«жидкость для систем доставки никотина» – вид изделия, представляющий собой порцию жидкой смеси, помещенной промышленным способом в емкость для заправки либо в картридж (капсулу), либо непосредственно в систему доставки никотина одноразового использования, в целях образования аэрозоля для вдыхания потребителем. В зависимости от содержания никотина в наполнителе данный вид изделий может быть никотинсодержащим или безникотиновым.
Кроме того, вместо термина «нетабачное никотиносодержащие изделие» предлагается использовать термин «никотинсодержащее изделие орального потребления». В этой связи предлагается дать определение:
«никотинсодержащее изделие орального потребления» – вид никотинсодержащего изделия с содержанием никотина 0,01% и более, в котором наполнителем служит бестабачная смесь, промышленным способом сформированного в форме отдельной порции, предназначенного для орального потребления (жевание, сосание, трансбуккально, сублингвально) и не предназначенного для потребления в пищу»
Обоснование:
Под курением понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего в результате их тления. Считаем некорректным использовать термин «курение» к некурительным табачным изделиям, нетабачным никотинсодержащим изделиям и вейпам, так как тления в данном случае не происходит.
Единообразное название и определение терминов позволит субъектам хозяйствования избежать путаницы при прочтении законодательства как Республики Беларусь, так и ЕАЭС.
В связи с этим для обеспечения единообразия понимания терминов и понятий, используемых в национальном и наднациональном законодательстве, предлагается пересмотреть также определения и других терминов. Так, например, в проекте закона дается определение «нетабачного никотиносодержащего изделия», согласно которому жидкости для электронных систем курения с содержанием никотина, не являются нетабачным никотиносодержащим изделием, хотя по сути это так и есть.
Предлагаем в первом абзаце пункта 1 главы
1 статьи 17 проекта закона убрать слова «нетабачных никотинсодержащих изделий», а также слова «(далее – курение)», в абзаце 1 главы 2 статьи 17 проекта закона после слова «курение» добавить «(потребление, использование) табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака.
Обоснование:
Под курением понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего в результате их тления. При потреблении нагреваемого табака нетабачных никотинсодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, тления не происходит, поэтому считаем некорректным и весьма странным использование термина «курение» в отношении такой продукции.
Так, исходя из определения, данного в пункте 1.9 Статьи 2 проекта закона, «нетабачное никотиносодержащее изделие – изделие, содержащее сырье растительного и (или) синтетического происхождения (за исключением табачного сырья) и никотин, предназначенное для сосания, жевания, нюхания, иного способа использования (потребления), при котором никотин проникает в организм человека, за исключением лекарственных и ветеринарных препаратов, жидкостей для электронных систем курения с содержанием никотина, пищевых продуктов растительного происхождения и табачных изделий». Следовательно, из имеющихся на рынке нетабачных никотиносодержащих изделий под данную категорию подпадают так называемые «никпэки», которые выглядят как небольшие пакетики для рассасывания, когда вещества поступают в кровь через слизистую оболочку рта. Использование термина «курение» в качестве сокращения в главах 1 и 2 статьи 17 проекта закона в таком случае не только некорректно, но и может быть трактовано как определение курения, что будет вводить в заблуждение при дальнейшем прочтении текста закона.
Кроме того, предлагается исключить из-под действия главы 1 и главы 2 проекта закона нетабачные никотиносодержащие изделия, так как потребление таких нетабачных никотиносодержащих изделий, предназначенных для сосания, жевания, нюхания, не заметно и не создаёт дискомфорта для окружающих.
Предлагается абзаце 3 пунктов 3 и 4 статьи
9 Проекта закона удалить слова «а также при наличии – импортера» сформулировав абзац следующим образом: «наименование (фирменное наименование) организации – производителя, его место нахождения;»
В абзаце 4 пунктов 3 и 4 статьи 9 Проекта закона добавить слова «и (или) импортера» сформулировав абзац следующим образом: «наименование (фирменное наименование) юридического лица, уполномоченного организацией-производителем на принятие претензий от потребителей и (или) импортера, его место нахождения;»
Обоснование:
В статье 9 Проекта закона прописаны требования к информации, указываемой на потребительской упаковке табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, листах-вкладышах к ним.
При этом, в отношении табачных изделий «на потребительской упаковке (листе-вкладыше) табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, должны быть указаны сведения, определенные техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, при этом требование об указании импортера (при его наличии) отсутствует, импортер указывается как лицо, принимающее претензии от потребителей в случае отсутствия лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей.
В отношении информации, размещаемой на потребительской упаковке некурительных табачных изделий и нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения с жидкостью, конструктивно входящей в состав такой системы, требования указаны в пунктах 3 и 4 статьи 9 проекта закона. Одним из требований (абзац 3 пунктов 3 и 4 статьи 9) является указание наименования (фирменного наименования) организации – производителя, а также при наличии – импортера, их место нахождения.
Таким образом, при наличии импортера требования его указания на упаковке некурительных табачных изделий становится обязательным. Требования к маркировке и упаковке продукции, предусмотренные главой VII Проекта технического регламента Евразийского экономического союза «Технический регламент на никотинсодержащую и безникотиновую продукцию», по аналогии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию», не содержат требования об указании импортера при его наличии, импортер указывается как лицо, принимающее претензии от потребителей в случае отсутствия лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей.
Таким образом, после принятия технического регламента Евразийского экономического союза «Технический регламент на никотинсодержащую и безникотиновую продукцию», требование указания импортера на упаковке может быть трактовано как барьер на рынке ЕАЭС, что потребует внесения изменений в закон.
Предлагается разрешить маркировать акцизными
марками табачные изделия, импортируемые в Республику Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, не только в местах, определяемых Государственным таможенным комитетом, но и на территориях государств, где указанные изделия производятся, сформулировав пункт 5 статьи 10 следующим образом: «Табачные изделия, импортируемые в Республику Беларусь, маркируются акцизными марками на территориях иностранных государств производителями или в местах, определяемых Государственным таможенным комитетом.
Обоснование:
Согласно абзацу 1 пункта 5 статьи 10 «табачные изделия, импортируемые в Республику Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, маркируются акцизными марками в местах, определяемых Государственным таможенным комитетом». Возможность маркировки табачных изделий акцизными и специальными марками непосредственно на производстве позволяет обеспечить надежное нанесение марки под прозрачную пленку с помощью специального оборудования, что в ряде случаев гораздо проще, чем решать вопрос с маркировкой в таможенных терминалах.
Элемент текста : О государственном регулировании
производства, оборота и потребления
табачного сырья, табачных изделий,
нетабачных никотиносодержащих изделий,
жидкостей для электронных систем
курения, электронных систем курения и
систем для потребления табака
Не так давно опубликовал статью «По данным официального импортера электронных систем курения, порядка 77% рынка одноразовых электронных сигарет (то есть свыше 26 тыс. штук) импортируется в Беларусь нелегально и реализуется без прохождения процедуры подтверждения соответствия, без уплаты акцизов.» Обеспокоенность понятна, вектор мыслей верный, однако, новый проект закона никоим образом не поможет снизить этот %, а наоборот, он может еще больше вырасти. Из 81 импортера, как пишет, хорошо, если 2-3 смогут соответствовать всем новым требованиям, получат лицензию и останутся на рынке. Поймите пожалуйста наконец, что все эти 77% приходятся не на легальных импортеров, а как раз таки на теневой рынок, который развивается все больше с каждым днем. Помочь нужно легальному рынку искоренить черный рынок, а не наооборот. На сегодняшний день ассортимент жидкостей снизился на 80%, нет смысла развиваться в этом направлении и импортировать даже для розничной торговли, не говоря уже об оптовой. Зачем легальному импортеру вкладывать деньги, проходить сертификацию, и продавать банку 1 баночку за 40 рублей, когда пользователю достаточно в телеграмме вбить слово «вейп» и он получит 50 различных групп, где ассортимент в 10 раз больше чем в розничном магазине, доставка в руки бесплатно, а цена 9 - 15 рублей за 1 баночку. Наказание в виде 5- 20 базовых их особо не останавливает, даже после конфискации им достаточно вложить 1000 рублей, сменить группу и дальше продолжить работу. Возможно, кажется, что мы раздуваем проблему, и черный рынок не такой уж и огромный. Но, задумайтесь, не так давно «накрыли» один такой телеграм канал, и конфисковали товара на 550 тыс. BYN. Не каждый легальный импортер может позволить себе такой остаток товара на складе. Дальше, со всех каналов вещают, дети, подростки курят вейпы, как они их приобретают, все там же, в телеграм каналах, там не спросят возраст, наоборот, такие клиенты и составляют около 70% покупателей, потому что в официальном магазине ему откажут в продаже. Запретить доставку электронных систем курения и комплектующих - еще один толчок, чтобы налоги шли не на государственные счета. Сейчас эту доставку осуществляют официальные интернет магазины, соблюдающие все требования, установят запрет им, эту нишу займут все те же нелегальные продавцы, здесь уже пользователю ничего не останется, как самостоятельно найти другой способ приобретения в отдалённые уголки страны, где нет официальных магазинов. Если и правда цель этого законопроекта снизить нелегальный ввоз никотиносодержащей продукции, то нужно начать с искоренения черного рынка, ужесточить ответственность, привлечь компетентные органы. Понятно, что снижения акцизного сбора, это что то из ряда фантастики, но стоит подумать и в этом направлении тоже, сделать ставку приемлемой, чтобы цена на черном рынке не отличалась в 4 раза от цены легального продавца.
1. Наименование проекта Закона не соответствует
определенному в его ст. 1 предмету регулирования, где «государственное регулирование» не упоминается.
2. В наименовании проекта Закона используется
термин «потребление», а в преамбуле и далее по тексту проекта Закона используется составной термин «потребление (использование)» применительно к тем же объектам.
3. Корректность грамматической конструкции
«государственное регулирование потребления табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака» вызывает сомнения…
4. Предлагается «государственном регулировании»
из наименования проекта Закона исключить.
Преамбула проекта Закона
Настоящий Закон направлен на совершенствование
правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и создание условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
дыма, последствий курения (потребления,
использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака
1. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона Республики
Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования…». Из чего следует, что законы должны «закреплять» («устанавливать») «правовые основы» чего-либо.
2. Использование различных составных терминов
«потребления (использования)» и «курение (потребление, использование)» применительно к одним и тем же объектам («табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака») влечет правовую неопределенность в отношении понятий, определяемых элементами указанных составных терминов, а также из соотношение.
Необходимо определить в проекте Закона
термины «курение», «потребление» и «использование» применительно к указанным объектам.
3. С целью разграничения предмета правового
регулирования (см. далее) и направленности проекта Закона, а также с учетом содержания преамбул иных законов, предлагается изложить преамбулу проекта Закона в следующей редакции:
«Настоящий Закон устанавливает правовые
основы производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и направлен на создание благоприятных условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Статья 1
Настоящий Закон регулирует отношения,
возникающие в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака, и иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью
1. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений». Таким образом, любой закон регулирует «общественные отношения», а не абстрактные «отношения».
Соответственно, перед «отношения» необходимо
добавить «общественные».
2. Что такое «иные отношения, непосредственно
связанные с такой деятельностью»? Какие именно отношения являются таковыми?
В процессе «производства, оборота и потребления
(использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака» возникают разнообразные «отношения», которые регулируются различным отраслевым законодательством. При наличии «и иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью» предмет регулирования проекта Закона является слишком широким и неопределенным. Между тем, «Нормативный правовой акт должен точно определять предмет правового регулирования…» (ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА).
С учетом содержания преамбулы и структуры
проекта Закона, он должен регулировать следующие группы отношений, возникающие в области:
1) производства и оборота табачного сырья,
табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (гл. 2 и 3 проекта Закона);
2) курения (потребления, использования)
табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (гл. 5 проекта Закона).
Указанные группы отношений являются разнородными
(имеют различные субъекты, объекты и содержание), поэтому не случайно в зарубежном законодательстве (Россия, Казахстан, Украина и др.) регулируются различными законами, а не одним законом.
С учетом содержания преамбулы Закона и
с целью определенности его предмета предлагается после «, иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью» добавить «, направленные на создание благоприятных условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Статья 2
1. В настоящем Законе используются следующие
основные термины и их определения:
…
1.14. система для потребления табака
– устройство, используемое для нагревания табака и (или) иного воздействия на табак без его горения или тления для образования аэрозоля
Из чего следует, что «система» – это «устройство».
Между тем, под «системой» принято понимать «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство», а не один ее «элемент», в данном случае – «устройство».
В подп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской
Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) содержится следующее определение термина «устройства для потребления никотинсодержащей продукции – электронные или иные приборы…».
Аналогично предлагаемся в наименовании
термина слово «система» заменить на «устройство», а в определении термина «устройство» заменить на «прибор».
1.24. электронная система курения
– электронное устройство, в состав которого может входить жидкость для электронных систем
Аналогично предлагается в наименовании
термина слово «система» заменить на «устройство», а в определении термина «устройство» заменить на «прибор».
Иные термины, используемые в проекте
Закона
Предлагается дополнить п. 1 ст. 2 проекта
Закона определениями терминов «курение табака», «окружающий табачный дым», «потребление (использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака» и «последствия потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», которые используются в преамбуле и далее по тексту проекта Закона.
Определения аналогичных терминов содержатся
в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 15-ФЗ.
Статья 3
1. Отношения в области производства,
оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза
1. В ст. 3 проекта Закона не определено наименование
и содержание отрасли законодательства Республики Беларусь, которая регулирует указанные в ней «отношения» (?!).
2. Не ясно, какими «иными актами законодательства»
регулируются указанные отношения? Неужели любыми?
3. Использование составного термина «потребления
(использования)» вызывает сомнения, т.к. не ясно соотношение понятий, которые обозначаются терминами «потребление» и «использование».
4. В ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992
№ 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и иных законах используется иная структура и содержание аналогичных статей:
«1. Отношения в области___________ регулируются
законодательством о(об)..., международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза в области…
2. Законодательство о(об)… основывается
на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие отношения в области…».
5. Аналогично предлагается изложить ст.
3 проекта Закона в следующей редакции:
«1. Отношения в области производства, оборота
и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака регулируются законодательством в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2. Законодательство в области производства,
оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие отношения в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Для сокращения объема текста можно дополнить
п. 1 ст. 2 проекта Закона определением термина «законодательство в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», включающего его сокращенный вариант.
Статья 4
1. К мерам государственного регулирования
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака относятся:
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений». Соответственно, любой закон должен содержать «принципы правового регулирования» соответствующих «общественных отношений». На практике законы содержат не принципы «правового регулирования» соответствующих общественных отношений, а «основные принципы» соответствующей «деятельности», например, п. 1 ст. 6 Закона о НПА, ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.03.2024 № 356-З «Об обращении с генетическими ресурсами» (далее – Закон об обращении с генетическими ресурсами) и др.
Федеральный закон № 15-ФЗ содержит ст. 4
«Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Предлагается в ст. 4 проекта Закона «меры
государственного регулирования» заменить на «Основные принципы производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака» и добавить в нее принципы, аналогичные содержащимся в ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ.
установление ограничений курения
(потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
С учетом преамбулы проекта Закона предлагается
заменить данную «меру государственного регулирования» на следующий «основной принцип»:
«обеспечение условий для охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
При этом «установление ограничений курения»
является только одним из способов реализации предлагаемого принципа.
Субъекты отношений, регулируемых проектом
Закона
Согласно ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА «Нормативный
правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Между тем, проект Закона не содержит субъектный состав лиц, являющихся участниками отношений, регулируемых проектом Закона (в частности, отношений, связанных с «потреблением» и «созданием условий для охраны здоровья граждан от…»), что является пробелом правового регулирования.
Некоторые законы включают статьи «Субъекты
отношений в области…», в которых перечисляются субъекты соответствующих отношений, например, ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.03.2024 № 356-З «Об обращении с генетическими ресурсами» и др.
Предлагается дополнить проект Закона статьей
«Субъекты отношений в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», в которой перечислить субъектов указанных отношений.
Права и обязанности субъектов отношений,
регулируемых проектом Закона
Проект Закона не содержит прав и обязанностей
субъектов отношений, регулируемых проектом Закона, что является пробелом правого регулирования.
Для примера, в ст.ст. 9 и 10 Федерального закона
№ 15-ФЗ определены права и обязанности таких субъектов отношений, регулируемых указанным законом, как «граждане», «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели».
Для исключения пробела правового регулирования
необходимо дополнить проект Закона статьями, содержащими права и обязанности «юридических лиц» и «граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей», являющихся субъектами отношений, регулируемыми проектом Закона, включив в их перечень важнейшее право граждан на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Термины «благоприятная окружающая среда»
и «окружающая среда» определены в п.п. 4 и 23 ст. 1 Закона об охране окружающей среды соответственно.
Глава «Меры по созданию условий для охраны
здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака»
Из преамбулы проекта Закона следует, что
он направлен на «создание условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака». Между тем, в проект Закона не содержит перечня мер, которыми обеспечивается «создание условий» (?!).
При этом Федеральный закон № 15-ФЗ содержит
ст. 11 «Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», где такие меры перечислены, а в ст.ст. 12-20 Федерального закона № 15-ФЗ содержатся положения по «организации осуществления» указанных мер.
Соответственно, предлагается дополнить
проект Закона главой «Меры по созданию условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», в которой определить указанные меры и «организацию» их осуществления.
Глава 4
1. Наименование гл. 4 проекта Закона не соответствует
ее содержанию.
2. Глава 4 проекта Закона включает только
одну статью. Из наименований гл. 4 и ст. 17 проекта Закона следует, что «Государственное регулирование курения (потребления, использования)…» включает только «Ограничение курения (потребления, использования)…» (?!). Между тем, как отмечалось ранее, в зарубежных странах данные отношения регулируются отдельными законами.
Статья 17
Наименование ст. 17 «Ограничение курения…»
не соответствует ее содержанию, которое включает только «запреты курения» в определенных местах, т.к. «ограничение» чего-либо и «запрет» чего либо – не одно и тоже.
1. В Республике Беларусь запрещаются курение
(потребление, использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (далее – курение):
в лифтах, вспомогательных помещениях,
на крыльце многоквартирных жилых домов, общежитий и на территории, прилегающей к ним
1. Что такое «курение (потребление, использование)»?
2. Что такое «территории, прилегающей к
ним»? Где границы таких «территорий»?
Неопределенность с границами указанных
«территорий» является пробелом правового регулирования, который на практике будет создавать проблемы правоприменения.
Так, вблизи «многоквартирных жилых
домов, общежитий» располагаются скамейки «для отдыха жильцов». Располагаются ли данные скамейки «на территории, прилегающей к ним»? Будет ли запрещено курение на этих скамейках и рядом с ними?
3. В п. 47 ст. 1 Жилищного кодекса Республики
Беларусь содержится определение следующего термина: «Придомовая территория – земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель». Любой «земельный участок» имеет границу. Анализ сведений Публичной кадастровой карты Республики Беларусь () позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев граница «земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания многоквартирного жилого дома, общежития» проходит по отмостке многоквартирного жилого дома, общежития либо вблизи нее. Между тем, имеются многоквартирные жилые дома с довольно большой «придомовой территорией».
Соответственно, замена «территории, прилегающей
к ним» на «придомовой территории» не представляется возможной.
4. Представляется, что «для охраны здоровья
граждан», проживающих на первых этажах многоквартирных жилых домов и общежитий «от воздействия окружающего табачного дыма» достаточно запрета на «курение» на расстоянии ближе двух метров от стен многоквартирных жилых домов и общежитий.
5. С целью устранения пробела правового
регулирования предлагается «территории, прилегающей к ним» заменить на «территории, прилегающей к стенам многоквартирных жилых домов, общежитий в пределах двух метров от них».
6. На практике нередко «курение» осуществляется
в «туалетах» («туалетных комнатах»), расположенных в зданиях общественного и производственного назначения, что нарушает право находящихся в них граждан на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».
Соответственно, предлагается добавить
в п. 1 ст. 17 проекта Закона абзац следующего содержания:
«в туалетных комнатах, расположенных в
зданиях общественного и производственного назначения».
7. С целью исключения случаев «курения»
в «специально созданных местах для курения» при неработающей по различным причинам (отключено, неисправно, демонтировано и др.) «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции» (см. далее) предлагается добавить в п. 1 ст. 17 проекта Закона абзац следующего содержания:
«в местах для курения в случае отсутствия
функционирования оборудования отдельной приточно-вытяжной системы вентиляции».
в иных местах, определенных законодательными
актами
К «законодательным актам» относятся только
«Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь» (п. 5 ст. 2 Закона о НПА).
Закон Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З
«О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (далее – Закон о содержании лиц под стражей) и иные «законодательные акты», регулирующие «порядок и условия содержания лиц под стражей», не содержат каких-либо запретов «курения», что является пробелом правового регулирования и вызывает проблемы на практике (см. далее).
2. Запрещается курение, за исключением
специально созданных мест:
1. Что такое «специально созданные места»?
Кем, в каком порядке и при соблюдении каких
требований могут (должны) создаваться такие «места»?
2. Ранее действовало Постановление Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее – Постановление № 23/21). В п. 1 Постановление № 23/21 содержались некоторые требования «к специально предназначенным для курения местам». В п. 2 Постановление № 23/21 содержались запреты для размещения «специально предназначенных для курения мест» в определенных помещениях (в т.ч. «туалетных комнатах»), зонах и территориях.
3. В настоящее время при «создании мест
для курения» следует учитывать требования, содержащиеся в:
1) Общие требования пожарной безопасности
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее – Общие требования пожарной безопасности и Декрет № 7 соответственно).
Согласно п. 11 Общих требований пожарной
безопасности «Курение на объектах допускается только в специально отведенных местах, определенных инструкциями по пожарной безопасности, оборудованных в установленном порядке и обозначенных указателями «Место для курения».
Согласно Приложению 1 «Требования к содержанию
общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» к Постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 21.12.2021 № 82 «В общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности содержатся следующие разделы… режим курения курительных табачных изделий (далее – курение), а также требования к местам для курения и их размещению (при наличии), учитывающие, что специальные места для курения, в том числе комнаты (кабины), оборудуются емкостями из негорючих материалов для сбора окурков и табачного пепла…». Какие-либо требования к «режиму курения» и к «местам для курения и их размещению» отраслевое законодательство о пожарной безопасности не содержит. Соответственно, в «общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» могут содержаться любые требования к «режиму курения» и практически любые требования к «местам для курения и их размещению», в т.ч. и в «туалетных комнатах» (?!);
2) Общие санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом № 7 (далее – Общие санитарно-эпидемиологические требования).
Согласно ч. 1 п. 24 Общих санитарно-эпидемиологических
требований «На объектах, в которых разрешено курение, должны быть оборудованы специальные места на территориях объектов или комнаты для курения. Оборудовать специальные комнаты для курения необходимо так, чтобы перетекание воздуха, содержащего табачный дым, в другие помещения не допускалось». Из чего следует, что «специальные комнаты для курения» не являются «специальными местами для курения».
Согласно ч. 2 п. 24 Общих санитарно-эпидемиологических
требований «Специальные комнаты для курения и помещения объектов с выделением мест для курящих и некурящих должны быть оборудованы отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции с десятикратным обменом воздуха, выводящей воздух за пределы здания без рециркуляции». Из чего следует, что в «помещениях объектов» могут «выделяться места для курящих и некурящих», что не предусматривается в ст. 17 проекта Закона.
Следует отметить, что «оборудование отдельной
приточно-вытяжной системой вентиляции, выводящей воздух за пределы здания без рециркуляции» чего-угодно, в т.ч. «специальные комнаты для курения» и «помещения объектов с выделением мест для курящих и некурящих» не означают автоматически, что указанное «оборудование» будет всегда функционировать «с десятикратным обменом воздуха». При этом указанные Общие санитарно-эпидемиологические требования и иные акты законодательства не содержат:
1) требований о периодической проверке
работоспособности и эффективности установленного «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции»;
2) запрета «курения» в «специальных комнатах
для курения и помещениях объектов с выделением мест для курящих и некурящих» в случаях неработающей по различным причинам (отключено, неисправно, демонтировано и др.) надлежащим образом «оборудования отдельной
приточно-вытяжной системой вентиляции».
Таким образом, «курение» в указанных объектах
может осуществляться при отсутствии какой-либо вентиляции по причине отключенного либо неисправного «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции» (?!).
4. В п. 3 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ
содержится следующее положение: «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 32/пр/33 утверждены «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции».
5. С целью устранения пробелов правового
регулирования предлагается:
1) определить в проекте Закона термины «специальные
места на открытом воздухе для курения» и «изолированные помещения для курения»;
2) дополнить ст. 17 проекта Закона пунктом
следующего содержания:
«Требования к размещению и оснащению
специальных мест на открытом воздухе для курения, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения, а также требования к их эксплуатации (режимы курения) устанавливаются Министерством архитектуры и строительства совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе курения»;
3) предусмотреть в ст. 17 проекта Закона возможность
«выделения мест для курящих и некурящих» на определенных объектах (в помещениях), включая объекты общественного питания, и определить орган(ы), полномочные установить требования к размещению, оборудованию и эксплуатации «мест для курящих».
6. На практике острой проблемой, неоднократно
освещавшейся в различных СМИ, является «курение» на балконах многоквартирных жилых домов и общежитий, в результате чего табачный дым проникает в вышерасположенные и соседние квартиры (комнаты).
С целью «создания условий для охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма» предлагается ограничить (а не запретить!) «курение» на балконах многоквартирных жилых домов и общежитий требованием соблюдать при «курении» права и законные интересы иных граждан, в т.ч. право на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».
Соответственно, предлагается дополнить
ст. 17 проекта Закона пунктом следующего содержания:
«Курение на балконах многоквартирных жилых
домов, общежитий допускается при соблюдении права на благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и законных интересов иных граждан».
7. В п. 2 ст. 17 проекта Закона содержится закрытый
перечень объектов, где «запрещается курение, за исключением специально созданных мест», среди которых отсутствуют «места содержания под стражей либо иные места, определенных Законом о содержании под стражей, лиц, содержащихся под стражей, или конвоирование таких лиц», а также разного рода закрытые «спецучреждения» (ЛТП и др.), где проблема «создания условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» наиболее актуальна (?!).
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о содержании под
стражей «В местах содержания под стражей действуют правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей, утвержденные Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом по согласованию с Генеральной прокуратурой (далее – Правила внутреннего распорядка)». Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о содержании под стражей «Правилами внутреннего распорядка устанавливаются… порядок… курения (потребления) табачных изделий лицами, содержащимися под стражей». Таким образом, «порядок курения» устанавливается «актами законодательства», не являющимися «законодательными актами» и какие-либо запреты «курения» в них устанавливаться не могут (п. 1 ст. 17 проекта Закона).
При этом «порядок курения (потребления)
табачных изделий лицами, содержащимися под стражей» в указанных актах законодательства характеризуется фрагментарностью и противоречивостью правового регулирования.
Так, согласно ч. 1 п. 19 Правил внутреннего
распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, утвержденных Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.01.2004 № 3 (далее – Правила № 3) «Курящие (потребляющие) табачные изделия по возможности помещаются отдельно от лиц, не курящих (не потребляющих) табачные изделия», что не соответствует ст. 31 Закона о содержании под стражей, где содержится закрытый перечень оснований для «раздельного размещения» лиц, находящихся под стражей и такое основание отсутствует.
Согласно ч. 4 п. 29 Правил № 3 «Курение (потребление)
табачных изделий лицами, содержащимися под стражей, в камере осуществляется в специально установленных местах, определяемых начальником СИЗО». При этом:
1) очевиден существенный вред от «курения»
здоровью граждан, круглосуточно находящихся в закрытых помещениях (камерах), особенно «заселенных» только «курящими» гражданами (!);
2) какие-либо требования к «специально установленным
местам» законодательством не установлены (?!).
3) в п. 30 Правил № 3 отсутствуют какие-либо
запреты на «курение», а с учетом ст. 1, п.п. 1 и 2 ст. 17 проекта Закона такие запреты в Правилах № 3 не могут быть установлены в будущем (?!).
Согласно п. 15 Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утвержденных Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174 (далее – Правила № 174) «На территории жилой зоны в локальных участках учреждения могут оборудоваться… места для отдыха и курения…» (?!). Согласно ч. 2 п. 30 Правил № 174 «На территории, прилегающей к общежитию, могут оборудоваться локальные участки с местами для курения и (или) передвижения осужденных в установленное распорядком дня время». согласно подп. 58.5 п. 58 Првил № 174 «Осужденным запрещается… курить в не отведенных для этого местах», что с учетом ст. 1 проекта Закона будет противоречить подп. 1 и 2 ст. 17 проекта Закона.
Согласно подп. 7.16 п. 7 Правил внутреннего
распорядка лечебно-трудовых профилакториев, утвержденных Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.03.2021 № 86 (далее – Правила № 86) «На территории жилой зоны в зависимости от условий по их размещению располагаются… места для [u]от
По нашим сведениям, Евразийской экономической
комиссией получено уведомление о наличии у Республики Беларусь намерений по введению на своей территории маркировки средствами идентификации упакованных в потребительскую упаковку жидкостей для электронных систем курения, в том числе содержащихся в электронных системах курения, и нетабачных никотинсодержащих изделий, что может потребовать внесения изменений в Закон после его принятия.
В связи с этим считаем целесообразным внести соответствующие корректировки в текст проекта Закона, предусмотрев такую возможность, в частности, дополнив раздел 1 статьи 4 следующим пунктом: «маркировка средствами идентификации упакованных в потребительскую упаковку нетабачных никотинсодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, в том числе содержащихся в электронных системах курения.» Также рекомендуется предусмотреть положения с отсрочкой вступления в силу до момента принятия соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь касающиеся порядка маркировки средствами идентификации и запрета оборота на территории Республики Беларусь товаров без нанесенных на упаковку средств идентификации, либо с нанесенными на упаковку средствами идентификации в нарушение установленного порядка, либо при отсутствии сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации в системе маркировки, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки.
где были схожие ограничения в сфере жидкостей для электронных систем курения. К примеру РФ, с населением больше 140 млн человек. По данным на сентябрь месяц 2024 года(исследования проводило аналитическое агентство) - 98-99% продукции в продаже - принадлежит серому рынку. После введения лицензирования и поднятия акцизной ставки до высокого уровня осталось всего несколько производств. Остальные переквалифицировались на серый рынок. В том числе осуществляют большие продажи нашим гражданам, физическим лицам. Уверен, что поток продукции через открытую границу сейчас достиг космических масштабов. В телеграмм-каналах существуют оптовые группы для физических лиц,и их достаточно много по 2-4 тысяч человек в подписчиках. Подписчики это потенциальные продавцы, которые перепродают потом у себя на работе, среди знакомых, в общежитиях, в школе, в своих каналах в телеграмме. Численность их многократно превышает количество легальных магазинов в нашей стране. Все это начало происходить после поднятия акциза с 15 коп до 77 копеек. С такими запретительными требованиями из существующего легального рынка не выживет почти никто. Лицензирование импорта, производств, плюс высокая ставка акциза. Я абсолютно уверен, что при ставке в 15 копеек в государственный бюджет было больше или столько же поступлений, чем при акцизе в 77 копеек и выше. Если вернется акциз в разумные рамки, магазины розничные все находятся на лицензиях уже сейчас и соблюдают строгий запрет о реализации продукции лицам старше 18 лет, то возможен порядок на рынке и в обществе. Проще контролировать 200-300 магазинов, чем 10000-15000 физических лиц вылавливать, которые продают нелегально. Есть положительный пример, ОАЭ. После запрета полного, правительство обратило внимание на объем нелегального рынка и приняло грамотное решение - о вводе адекватного акциза и жестких мер для серых продавцов. В итоге в этой стране правительство получает хороший доход от налогов и акцизов. Я почти 10 лет в данной сфере работаю, этот год планировался последним.
Элемент текста : Комментарии по ст. 16 п 1.23
Необходимо ограничить крепость никотина
допустимого к продаже безопасными значениями. Т.к. существует большое количество потребителей, которые бросают курить с помощью электронных систем курения. Причем делают это успешно. При запрете на продажу никотина и его производных сделать это будет намного сложнее. Алгоритм отказа от курения основной состоит в плавном снижении содержания никотина до почти нулевых значений. В продаже на данный момент у всех поставщиков только готовые жидкости крепость 20 мг на мл. Соответственно клиент теряет возможность самостоятельно приготовить себе жидкость с меньшей крепостью с помощью дозирования никотина. Я сам лично так бросил курить все виды сигарет, включая электронные.
Правовой форум