Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»
Обсуждение проекта
VadimV
2
02.04.2025
Добрый день! Считаю, что требуются следующие
корректировки проекта Постановления Совета министров: пункт 5: при оказании услуг удаленно либо с использованием информационно-коммуникационных технологий должны использоваться не только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке, но и любые другие информационные сети и системы. Плательщики налога на профессиональный доход вправе получать профессиональный доход: - как от источников в Республике Беларусь - так и от источников за пределами Республике Беларусь. Даже лица, находящиеся на территории Беларуси, зачастую предпочитают пользоваться иностранными информационными системами. А лица, находящиеся за пределами Республики Беларусь, зачастую только иностранными системами и пользуются. пункт 9: услуги репетиторства, услуги учителя-дефектолога должны осуществляться не только индивидуально, но и в группах (возможно, в небольших группах).  Обоснование неоднократно приведено выше. Также считаю, что требуются корректировки Постановления Совета министров Республики Беларусь от 28.06.2024 №457 в определения понятия "репетиторство". Т.е. требуется корректировка подстрочного примечания 8 к пункт 71 Приложения 2 к Постановлению №457, которое устанавливает Перечень видов деятельности, разрешенной для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Считаю, что "взрослые", уже получившие основное образование, должны иметь право обращаться за помощью к репетиторам. В частности, считаю, что взрослые должны иметь право обращаться к репетиторам для помощи в изучении / повышении знаний не только английского, но и любого иностранного языка. Зачем идти в какую-то неизвестную новую ООО, если по отзывам можно найти необходимого человеку репетитора? Статья 13 Конституции Республики Беларусь: "Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия развития всех форм собственности". "Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях".
Дмитрий репетитор
2
02.04.2025
Я репетитор английского языка с семилетним
стажем, прошу обратить внимание на следующие факторы: 1. Репетиторство, в отличие от услуг дефектолога, это СЕЗОННЫЙ вид деятельности. Во время летних и зимних каникул количество учеников сокращается до минимума. В осенне-зимний период многие ученики болеют и пропускают занятия по различным семейным обстоятельствам. Брать плату за пропуски считаю неэтичным. Единственный способ снизить риски непоступления оплаты, это организовать мини-группы до 4х человек. Очень часто бывает, что вместо 4х учеников на занятие приходит только один. И это хоть как-то компенсирует запланированное на занятие время. Во время эпидемий занятия вообще могут отменяться полностью, ввиду болезни всех учеников. И такие ситуации случаются довольно часто. Не надо забывать, что репетиторы тоже люди, которые иногда болеют и нуждаются в отдыхе. 2. У репетиторов ограниченные возможности по размещению учеников. Как правило, занятия проводятся дома. Запрет на проведение парных занятий или занятий в мини-группах приведет к тому, что часть учеников будет приходить по знакомству, а преподаватели не будут указывать дополнительные заработки в приложении НПД, с тем, что бы не вызвать подозрений. Это приведет к ситуации, когда у одних людей появится возможность обучаться дешевле у хорошего репетитора, а у кого нет связей придется платить дороже или обучаться при помощи зарубежных приложений, в т.ч. основанных на базе искусственного интеллекта. Деньги из страны будут уходить иностранным разработчикам. 3. По моему опыту, самый эффективный формат обучения - это мини-группа 3-4 ученика. Тогда занятия можно проводить в игровой форме, что очень важно, для младшеклассников. Занятия в группах от 10-12 человек - это уже, скорее, лекции, которые не так эффективны для учеников младше 14 лет. 4. Учителя в своем подавляющем большинстве не являются предпринимателями. Открытие крупной школы требует огромных инвестиций в помещение, оборудование, рекламу, бухгалтера и в наемных сотрудников. Объективно, открывать юридическое лицо для того, что бы обучать на 5-10 учеников больше не имеет смысла. В этой связи, считаю, что оптимальным вариантом вышеуказанного проекта Закона было бы ОГРАНИЧЕНИЕ ДЛЯ РЕПЕТИТОРОВ КОЛИЧЕСТВА УЧЕНИКОВ ДО 4Х УЧЕНИКОВ на одном занятии. Реально это будет 1-3 человека. В таком случае будут с одной стороны предложены комфортные условия репетиторам для легальной деятельности, а с другой стороны, крупные частные школы, которые работают с большим потоком учеников тоже будут защищены. У учеников и у родителей также останется выбор наиболее приемлемого формата занятий. Учитывая сезонность работы, считаю, объединять такие виды деятельности как дефектолог и репетитор не корректно. Спасибо.  
Тимофей Сергеевич
1
02.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 71


Я репетитор английского языка, который
имеет высшее профильное образование и многолетний опыт работы, который исправно платит налоги, и я не понимаю, почему я не могу работать с мини-группами 2-3 человека. Не 10-15, а 2-3!!! Моя работа не противоречит понятию репетиторства, я помогаю детям осваивать программу, быть более увереными в своих знаниях, улучшать оценки в школе, успешно сдавать ЦТ. Есть репетиторы, которые работают с большими группами - это отдельная категория. Но если группа 2-3 человека - это совсем другое. И это именно тот формат, который является оптимальным и для репетиторов, и для учеников, и для родителей. Поэтому предлагаю ввести ограничение количества учеников в мини-группе, но не запрещать такой формат совсем.
Tanja1233
2
02.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 5 Элемент текста : При оказании услуг удаленно либо с использованием
информационно-коммуникационных технологий используются
информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети
Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и
зарегистрированные в установленном порядке.


Насколько известно, в сегменте регистрации
в сети Интернета нет программы для репетитора, что была возможность проводить занятия. Как для меня проводя занятия, как логопед (олигофренопедагог), не были предоставлены в поисковой системы отечественные программы и такие возможности: запись занятия, демонстрация экрана педагог, передача управления монитором педагога, чат, интерактивная доска, выставление реакций. Для вынесение этого пункта постановления, следует сначала разработать более качественное и эффективное приложение ( подобное ZOOM). Считаю этот подпункт изменить и дать выбор репетитору использования приложения для проведения более качественного и эффективного занятия.  
Tanja1233
2
02.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 80 Абзац : существление репетиторства, оказание услуги учителя- дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога)


Считаю внести изменения в этот подпункт.
По запросам от родителей дефектолог может составить форму занятия подгрупповую. Это для более эффективного взаимодействия между обучающимся и педагогом, а также социализации. Индивидуальная форма занятия была и будет, но и под групповая форма тоже эффективна.  
Владимир Минск-Москва
1
02.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 71


Добрый день! Занимаюсь маркетингом в области
репетирования 10-ый год. Помогаю многим белорусским (включая супругу и дочерей) и российским репетиторам набрать учеников для работы в онлайн и оффлайн форматах. Стараюсь работать в основном с продвинутыми педагогами - бывшими медалистами и олимпиадниками. По опыту скажу, что уже в 20 лет будущие учителя спокойно работают индивидуально с детьми в парах, а через пару лет без проблем осваивают репетирование в мини-группах по 4 человека. Это я про часовые занятия пишу. Есть разница между репетиторством по точным и гуманитарными наукам в онлайн-формате. В первом случае возможно обучение по школьной программе  одновременно двух школьников, во втором - 3-4 человек. В России многочисленные платформы по онлайн-обучению не только настаивают на формате обучения "один-на-один", но и пытаются законодательно это лоббировать. Надеюсь, в Беларуси до этого не дойдёт,т.к. низкий доход репетиторов обесценивает престижный труд профессионалов. Что касается групповых занятий на дому (в кабинете) по школьным предметам, то на сегодняшний день сформировалась такая практика: 1. Школьники до 7-го класса включительно занимаются в микро-группах по 4 человека по 60 минут 2. 8-9-е классы - мини-группы 5-6 человек по 75 минут 3. 10-11-е классы - мини-группы 6-8 человек по 90 минут По такой схеме всем ученикам хватает индивидуального внимания со стороны квалифицированного репетитора. Что касается различных курсов (включая олимпиадную подготовку) - группы 10-15 человек, занятия длятся 120 минут. Если больше, то с перерывом. Только для юрлиц. Спасибо организаторам за возможность высказать своё мнение! С днём единения народов Беларуси и России!
Ellia
1
02.04.2025

Добрый день.

Я абсолютно согласна
с комментариями о том, что стоит снова дать возможность взрослым получать консультации по иностранным языкам с репетиторами, хотя бы только в индивидуальном формате. Ведь здесь речь не идет о курсах. Необходимо внимательно подойти к этому вопросу и изучить ситуацию с разных сторон, вникнуть в нюансы. Разный масштаб – разные формы деятельности. Если это курсы, пусть будет ООО, а индивидуальные консультации подходят для НПД. Сейчас на многие позиции на работу есть требование знания английского языка и людям необходимо просто освежить знания или взять несколько консультаций, чтобы почувствовать себя уверенно перед собеседованием, есть те, кто хочет поступить в ВУЗ, но уже не учится в школе, здесь речь не идет об обучении, как таковом. Также стоит учитывать тот факт, что есть очень большая группа учителей, для которых такая помощь взрослым является просто подработкой от случая к случаю. Им для этого открывать ИП или ООО? Многие, кому необходима такая услуга обращаются к репетиторам из РФ или живущих в других странах, у которых нет таких ограничений и стоимость услуг доступная.

Почему тогда изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству могут заниматься взрослые, а иностранному языку нет? Формат курсов не подходит для многих, наоборот, индивидуальная работа взрослым нравится больше, у всех очень разные запросы могут быть, это гибкий график, это удобно.

Прошу обратить внимание на этот аспект и еще раз рассмотреть возможность предоставлять консультации по иностранным языкам взрослым в индивидуальном порядке.

Т В
1
02.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 71


Репетитор организует группы по уровню
и способностям учащихся. Я ,как мама ребенка, который занимается у репетиторов, могу сделать вывод, что ребенку легче усвоить информацию в группе или паре, где проводятся дискуссии, обсуждения, отрабатываются коммуникативные задачи. Одним словом, наши дети общаются, находят новых друзей, развиваются. Занятия в группе более интересные, разнообразные и конечно же финансово доступны. Если запретят групповые занятия, то многие учащиеся останутся без преподавателей ( не будет мест), да и финансово не все родители смогут позволить , что бы их ребенок занимался и развивался дополнительно……..
JulyV
2
03.04.2025
Пункт о возможности "самостоятельно выбирать
педагогически обоснованные методы и средства оказания услуги" и следующий пункт (5 При оказании услуг удаленно либо с использованием информационно-коммуникационных технологий используются информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке) взаимно исключают друг друга. У нас нет программ уровня Zoom для проведения онлайн занятий, поэтому запрет на использование зарубежных ресурсов приведет к ухудшению качества оказываемых услуг. Также считаю, что индивидуальные занятия далеко не всегда приносят высокие результаты, а стоимость их всегда ощутимо выше. 3-4 человека в группе - оптимальный вариант. Присутствует соревновательный эффект, дети поддерживают друг друга, ищут эффективные методы решения задач. У людей должна быть возможность выбирать удобный для них формат обучения.
Volha12345
1
03.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 8


Не понимаю, почему репетитор- только для
получающих образование, почему исключили взрослых? Им часто нужны консультации для работы или поездок, также иностранный язык положительно влияет на мозг во взрослом возрасте, даже помогает справиться с депрессией. Но многим взрослым не удобно ходить на языковые курсы из-за графика работы или предлагаемой там программы. Хороший репетитор в состоянии одинаково результативно работать и с детьми, и со взрослыми, а взрослые могут сами сделать выбор, есть ли польза от консультаций, продолжать сотрудничество или нет. На мой взгляд, из-за излишнего регулирования от самозанятости скоро останется одно название. Это лишает некоторые категории граждан возможности работать. Поделюсь своей историей.  У меня двое детей, и я, и они часто болеем, лежим в больницах. На собеседованиях никого не интересует мое образование или мои личностные качества, и первый вопрос, кто будет сидеть с детьми, когда они заболеют. Когда я работала в найме , были проблемы с больничными, приходилось брать отпуск. Я надеялась, что самозанятость даст мне возможность работать столько, сколько получается, из дома, не обременять ни государство, ни работодателя больничными, платить налоги. Но если работать только с детьми/подростками, летом и на каникулах заработок равен 0 (а это 4 месяца в год+ отмены занятий из-за болезней и праздников) , к тому же детям нужна помощь с д/з день в день, никто не хочет нас ждать из больницы, конкуренция большая. В данный момент мы лежим в больнице, до этого полтора месяца лечились дома и после выздоровления месяц нельзя посещать сад, а у учеников горят сроки- скоро ЦТ, конец четверти, экзамены, со взрослыми такой жёсткой привязки чаще всего нет. Оформить ИП или юрлицо я не могу, у меня совсем маленькая занятость и заработок, который почти весь уходил бы на оплату налога. Если поднимать стоимость занятия, чтобы покрыть расходы, поскольку я работаю только индивидуально, для ученика будет слишком дорого и он, скорее всего, вообще не будет заниматься, соответственно, не будет налоговых поступлений. Получается замкнутый круг: у меня есть образование, я хочу работать, но со взрослыми нельзя, с использованием иностранных платформ также, возможно, нельзя будет работать онлайн, и т.д. Возможно, я заблуждаюсь, но я думала, что ИП и юрлицо - для предпринимателей, а для тех, кому сложно трудоустроиться из-за проживания в сельской местности, например, или у кого маленькие дети и прочие трудности и небольшой заработок, - самозанятость, чтобы люди могли посильно работать и платить процент от заработка, а не фиксированную непосильную сумму, поскольку речь не идёт о сверхприбыли, в моем случае, даже о минимальной з/п.  Рассмотрите, пожалуйста, возможность самозанятым работать со всеми категориями граждан, чтобы и у учеников, и у репетиторов была альтернатива.
Svetlanayzq
1
03.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7


Я, мама ученика 2 класса, и мне хотелось
бы чтобы мой НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ сын рос всесторонне развитым ребенком. Чтобы он знал, что есть много увлекательных и интересных занятий, кроме школьных программ. Чтобы он посещал и плавание, и вокал, и танцы, и карате, и программирование. И много чего еще, что ему и мне понравится или захочется. На сегодняшний день у наших детей очень много возможностей развиваться, и познавать что-то новое,  а, как известно познавательная деятельность наиболее активна именно в школьном (несовершеннолетнем) возрасте. Поэтому, я считаю, что крайне недальновидно на законодательном уровне ограничивать желания наших несовершеннолетних детей и желания нас, родителей этих детей, дать своим детям возможность расширять свой кругозор и видеть увлекательный мир, не по программе!