Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»
Обсуждение проекта
Scarlet Flower
7
04.04.2025

Пункт 5: к сожалению, на данный момент
не существует белорусских продуктов, которые одновременно обладали бы всем необходимым фунционалом и были бы доступными по цене, а еще лучше – бесплатными. К примеру, продукт от be cloud стоит порядка 500 рублей в месяц, а webme от hoster, хоть и дешевле, не дает всего спектра возможностей, необходимых для работы (хранение информации, сохранение чата, досок, создание упражнений и др.). Даже если предположить, что подобный продукт скоро появится, все равно потребуется время на его доработку. Репетиторы работают не только с белорусскими потребителями, но и иностранными. Любые изменения в качестве услуг сделает нас неконкурентоспособными. К слову, наши университеты используют moodle для дистанционного обучения. А государственные организации ведут свои каналы в telegram. Поэтому хотелось бы иметь возможность продолжить работать с иностранными продуктами, а при появлении белорусских аналогов, способных закрыть эти потребности, мы бы с радостью перешли на них.

Пункт 6: по поводу необходимости наличия соответствующего образования (квалификации). Безусловно, репетитор должен владеть своим предметом на достойном уровне, чтобы оказывать качественные услуги. Однако наличие соответствующего диплома не всегда может это гарантировать, как и его отсутствие не значит, что человек не может поделиться своими знаниями. Например, старшие школьники или студенты вполне могут справиться с оказанием репетиторских услуг младшим школьникам. По этому вопросу даже было разъяснение (от 12.08.2022 г.) от Министерства по налогам и сборам. При условии, что это не повлияет на их собственную успеваемость, согласия со стороны родителей и уплаты соответствующих налогов несовершеннолетние могут заниматься данным видом деятельности. Более того, даже при приеме на работу наниматель может руководствоваться п.12 Общих положений ЕКСД, который гласит, что при несоответствии квалификационным требованиям работник может быть нанят, исходя из его «специальных знаний и деловых качеств; опыта работы по соответствующему направлению деятельности; инициативного и творческого отношения к работе и других факторов». К тому же, результаты самой работы всегда говорят сами за себя.

Scarlet Flower
7
04.04.2025

Пункт 7: являясь взрослым потребителем
услуг в сфере танцев и хореографии, я боюсь представить, сколько должны будут стоить такие услуги, чтобы покрыть стоимость аренды помещения и других затрат преподавателя, если численность группы снизить до 4 человек. Более того, взрослые могут заниматься в основном после работы, а это всего пару часов в вечернее время. И, если запретить проводить подобные занятия с несовершеннолетними, то мы вообще лишимся подобного рода услуг, потому что они станут экономически нецелесообразными. Перечисленные в данном пункте виды деятельности относятся к хобби, развитию личности, которые так важны в том числе для снятия стресса в нашей повседневной жизни, и хотелось бы иметь возможность продолжить ими заниматься.

Пункт 8: по поводу соответствия содержания репетиторских услуг образовательной программе, которую осваивает потребитель услуги. Во-первых, ознакомиться с содержанием данных образовательных программ по большей части не представляется возможным. К примеру, соответствующую документацию для общего среднего образования еще можно найти в отрытых источниках (adu.by, rikc.by), но спецификацию по отдельным дисциплинам отдельных специальностей высшего образования зачастую не размещают на сайтах университетов. К тому же, репетитор может оказывать услуги потребителям близкого и дальнего зарубежья, где эта информация вообще может быть закрытой. Во-вторых, даже при ознакомлении с соответствующей программой может оказаться, что у потребителя серьезные пробелы в базовых знаниях, относящихся к программе предыдущего уровня обучения. Хотелось бы иметь возможность быть гибкими в этом вопросе и исходить, в первую очередь, из интересов заказчика услуг, который за них платит.

Scarlet Flower
7
04.04.2025

Пункт 8: по поводу требования предъявить
доказательство того, что заказчик имеет статус обучающегося.
В современном быстро меняющемся технологичном мире с высоким уровнем конкуренции, где приоритетом является упрощение и оптимизация всех сфер жизни, люди, с большой вероятностью, выберут вариант, где не нужно прилагать лишних усилий. Проанализировав рынок репетиторских услуг ближнего и дальнего зарубежья, где преподавателя можно выбрать на платформе с удобным функционалом, оплатить его услуги в один клик, а потребителей не разделяют по возрасту, статусу «обучающегося» и тем более не просят предъявить справку с места учебы (подлинность которой, кстати, невозможно проверить), можно прийти к выводу, что с подобными условиями работы, выбор будет не в нашу пользу.

Почему репетиторство – это работа только с обучающимися? Если человек после школы сразу не поступил, а потом захочет подготовиться к экзамену, то к репетитору он обратиться не сможет. Если человек получает второе высшее по программе переподготовки, которая относится к дополнительному образованию взрослых, то он не может обратиться за помощью к репетитору, потому что, согласно новому определению, репетитор может работать только с получающими основное образование. Почему обучать танцам и вокалу без реализации образовательных программ можно, а иностранному языку – нет? Если я буду объяснять тему, содержащуюся в общеобразовательной программе, школьнику – то это репетиторство, а если ту же тему взрослому, который раньше обучался по той же общеобразовательной программе, но многое забыл, - то это уже обучение? Как быть с теми, кто хочет подготовиться к собеседованию или просто поддерживать язык, разговаривая на разные темы, без привязки к какой-либо программе? Хочу заметить, что в понимании потребителя репетиторство – это прежде всего работа на результат, исходя из его способностей и предпочтений, гибкость в выборе материалов, формата и расписания. Это точечное решение конкретно поставленных задач, улучшающее его качество жизни. Поэтому хотелось бы, чтобы на законодательном уровне проводилось различие между репетитором, единолично оказывающим вышеперечисленные услуги ограниченному числу людей, исходя из их запросов, и организацией со штатом сотрудников, снимающей помещение и организующей курсы со строгим расписанием, программой, массовым набором, а также проводящей аттестацию и выдающую сертификат.

Scarlet Flower
7
04.04.2025

Пункты 2 и 8: по поводу определения репетиторства
и потребителей репетиторских услуг.
Из личного опыта хочется добавить следующее. Я, как репетитор английского, дистанционно проводящий индивидуальные занятия, в связи с изменением определения репетиторства вынуждена была также открыть ИП, чтобы иметь возможность продолжить работу со взрослыми, которые нигде не обучаются. Помимо существенных изменений в затратах (двойная оплата налогов и ФСЗН, вызывающая вопрос экономической целесообразности), не меньшее беспокойство у меня вызывают требования, предъявляемые Министерством образования. Повторюсь, на законодательном уровне не проводится разграничение между индивидуальным предпринимателем, работающим в единственном лице, дистанционно, у себя дома с небольшим количеством клиентов и полноценным учреждением образования. Зачем нужны приказы о зачислении и отчислении, которые нужно хранить десятилетиями? Или приказ о самоконтроле за обеспечением качества образования? Это время можно было бы потратить на разработку материалов к занятиям. А заключение санстанции, которое невозможно получить, потому что обследование квартир данная процедура не подразумевает, и зачем оно нужно, если работа удаленная? Это уже не говоря о недовольстве клиентов по поводу заключаемых договоров (предоставление паспортных данных, невозможность в любой момент сорваться в отпуск без заключения доп. соглашения о переносе занятий, отправка актов оказанных услуг почтой) и т.д. Все вышеперечисленное не способствует привлекательности оказываемых услуг и улучшению их качества, а лишь существенно усложняет работу и отпугивает существующих и потенциальных клиентов. Поэтому хотелось бы выступить с предложением пересмотреть определение репетиторской деятельности, особенно в отношении тех, кто занимается ею самостоятельно и с небольшим количеством клиентов (индивидуально или в мини-группах), и допустить возможность работы со всеми категориями граждан (обучающимися и нет). Ведь спрос на данную услугу никуда не уйдет, никакие курсы эту потребность не закроют, а при сохранении таких невыгодных условий работы мы просто лишимся своей позиции на рынке репетиторских услуг. Хочу обратить внимание, что налоговые отчисления от репетиторских услуг (в том числе их экспорта) могут внести достойный вклад в белорусскую экономику при условии нашей конкурентоспособности и способствующего этому законодательства. Более того, хорошее знание английского языка жизненно необходимо для сферы IT, которая является одной из приоритетных для нашего государства.

ijul
1
04.04.2025
Дополнить: предоставлять услугу обучения
лицам несовершенного возраста с согласия законных представителей (устного или письменного). В том числе в групповом формате. Добрый день! Просим предоставить возможность детям посещать творческие занятия в небольших группах сверстников со схожими увлечениями. Такие занятия не дублируют деятельность организаций по реализации учебных программ, но помогают творческому развитию и социализации через общение с ребятами со схожими интересами. Особенно это важно для детей с РАС и другими особенностями, которые зачастую требуют большего внимания педагога и индивидуальной траектории обучения. Маленькие группы, помимо обучения по интересам с учётом их особенностей, дают возможность таким ребятам отрабатывать навыки коммуникации, осваиваться в мире и находить друзей.  
Alenavaletko
1
04.04.2025
К сожалению, школьной программой не предусмотрена
подготовка к экзамену, учитель не может помочь каждому индивидуально. Поэтому и возникает необходимость обращаться за помощью к репетитору. Не ограничивайте родителей в выборе специалистов и форм работы.
Raspik
1
04.04.2025
Многие не смогут позволить себе репетитора,
так как цены вырастут.
tanjushka-belochka
1
05.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога)
осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Считаю, что должны быть разные формы занятий
у репетитора: индивидуальные и групповые. Родитель и учащийся вправе выбирать, нельзя их ограничивать. Групповые занятия стоят дешевле, пользуются большей популярностью у учащихся и их родителей, позволяют общаться учащимся, организовывать интересные формы проведения уроков, учащиеся учатся работь в команде, задавать друг другу вопросы, помогать друг другу. Также необходимо оставить все программы (Zoom и подобные) для проведения онлайн-уроков. Это позволяет работать учащемуся удаленно в случае его болезни, невозможности приехать на занятие, это современно.
natasha73
1
05.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя- логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Дополнить пункт 9 «Репетиторство осуществляется
индивидуально либо в группах численностью не более 4 человек.

Аргументы в пользу группового обучения: 1.Экономическая выгода: групповые занятия дешевле, что делает их более доступными для большинства учеников и их родителей. 2.Соревновательный эффект и мотивация: при работе в группе появляется здоровая конкуренция, что способствует повышению качества обучения. Ученики анализируют чужую работу, начинают внимательнее и осознаннее подходить к своей подготовке, стремятся повышать свой уровень знаний. 3. Креативный подход: групповой формат позволяет применять различные интерактивные методики(ролевые игры,  дискуссии и т.п.), которые невозможно реализировать в рамках индивидуального занятия. Это позволяет развивать гибкость мышления, языковую изобретательность, инициативность учащихся. 4.Сохраняется индивидуальный подход: при небольшом количестве человек в группе опытный преподаватель способен организовать работу так, что каждый ученик будет получать достаточное количество внимания на занятии.При этом работа с каждым из учеников ведется отдельно вне фактического проведения занятия: проверка домашнего задания, анализ ошибок, ответы на вопросы, подбор индивидуальных заданий для устранения пробелов и т.д.

Дарья Евгеньевна
1
05.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Групповые занятия у репетиторов имеют
ряд преимуществ как для учеников, так и для преподавателей. Групповые занятия дешевле индивидуальных, так как стоимость делится между участниками. Это делает репетиторские услуги доступнее. Говоря о занятиях иностранными языками стоит упомянуть рзвитие коммуникативных навыков. Ученики учатся задавать вопросы, обсуждать материал и работать в команде. Некоторым ученикам комфортнее в группе, чем один на один с преподавателем.  Групповые занятия расширяют аудиторию репетитора и делают образование доступнее.  Стоило бы обратить внимание на классы из более 30 человек в государственных учреждениях образования. В таких условиях учитель физически не может уделить достаточно внимания каждому ученику, из-за чего многие дети, особенно те, кто испытывает трудности в обучении, остаются без необходимой поддержки. 30 подростков в одном помещении – это постоянный гул, крики, отвлечения. Учитель тратит половину времени не на объяснения, а на коррекцию дисциплины. В таких условиях невозможно сосредоточиться, особенно тем, кто действительно хочет учиться.  Современная школа любит говорить про «личностно-ориентированное обучение». Но как его реализовать, если на каждого ученика – 1,5 минуты внимания за урок? Система не гибкая, она давит всех под одну гребенку. Так целесообразно ли в такой ситуации в стране запрещать репетиторам проводить занятия с учениками в небольшой группе? В отличие от переполненных классов, где ученики теряются в толпе, мини-группы сохраняют все преимущества индивидуального подхода, добавляя к ним полезные элементы взаимодействия. Учитель или репетитор может отслеживать прогресс каждого ученика, вовремя замечать пробелы и корректировать подачу материала. В маленькой группе проще адаптировать темп под участников, чем в классе на 35 человек. Должны существовать разные формы проведения занятий у репетиторов: и индивидуальные, и групповые. Это позволяет родителям и самим детям выбирать формат, который для них более комфортен и эффективен. Про возможность запрета использования платформы Zoom для проведения занятий. Платформа Zoom является одним из самых популярных инструментов для проведения репетиторских занятий благодаря своей простоте, доступности и широкому набору функций. Она позволяет проводить видеоконференции в высоком качестве, демонстрировать экран, использовать виртуальную доску, делиться файлами и записывать уроки для последующего повторения. Эти возможности делают Zoom эффективным решением для дистанционного обучения, особенно в условиях, когда очные встречи затруднены. Кроме того, Zoom интегрируется с календарями и системами управления обучением, что упрощает организацию учебного процесса. Запрет Zoom на законодательном уровне может создать значительные проблемы для репетиторов и учащихся. Во-первых, это лишит многих преподавателей и студентов удобного и привычного инструмента, что негативно скажется на качестве образования, особенно в удалённых районах, где альтернативы могут быть менее доступны. Во-вторых, переход на другие платформы потребует времени на адаптацию, а некоторые аналоги могут не предоставлять аналогичный функционал или быть менее стабильными. В-третьих, запрет одной платформы без гарантии того, что её заменят более безопасные и удобные решения, может привести к использованию непроверенных сервисов с сомнительной защитой данных.
Галина Васильевна
43
05.04.2025
Я как учитель с двадцатилетним стажем хочу
отметить, что услуги репетитора бывают нужны и детям, и взрослым, в любой сфере, будь то учебные предметы или искусство, творчество. Это необязательно подготовка к поступлению в ВУЗ. Иногда это удовлетворение интереса, способ занять ребенка тем, что ему нравится. Не всегда у родителей есть возможность во время работы подвозить ребенка на очные занятия. Поэтому возможность заочных занятий должна быть, и как-то ее особенно регламентировать неправильно. Каждый родитель может сам проверить качество предлагаемых услуг, для этого не нужны особые законы.