Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»
Обсуждение проекта
ANDI
1
06.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Репетиторы занимались и будут заниматься
в группах. Как уже многие здесь написали, это ограничение скорее всего приведет к тому, что многие легально работавшие и платившие налоги репетиторы, уйдут в серую зону. В документе с обоснованием вы описываете множество рисков, но ни один из них не обосновывает необходимость запрещать групповую работу репетиторам-предметникам. Цитата: "Отсутствие требований к самостоятельной профессиональной деятельности по обучению обуславливает риски для социальной безопасности по состоянию защищенности личности, общества и государства от воздействия социальных угроз, обеспечивающему сохранение жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовнонравственных ценностей белорусского народа. " Если, по вашему мнению, ставки настолько высоки, почему вы не включили в постановление пункт, прописывающий, например, требования к квалификации репетитора? п.7. Про ИЗО, музыку, танцы: оставьте детям возможность творческого развития с репетиторами по данным направлениям. Этот запрет также никак не обоснован в вашем документе с обоснованием.
Ольга Russu
2
06.04.2025
Кому выгоден такой законопроект? Репетиторы
будут зарабатывать меньше денег, а соответственно, уменьшатся налоговые выплаты. Родители с небольшим достатком не будут иметь возможности отправить детей на групповые занятия, "подтянуть " хотя бы базовые знания. Дети будут выходить из школы с низким уровнем знаний из-за постоянного снижения качества обучения.  
Axe2098
1
06.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 5


  • При оказании услуг удаленно либо
    с использованием информационно-коммуникационных технологий используются информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке.
Приведите перечень белорусских ресурсов для проведения видео-/аудио- занятий.
  • Ограничение только белорусскими образовательными программами.
А если у репетиторов ученики проживают за границей и у них программа координально отличается от той что в Беларуси?
  • Запрет групповых занятий.
Согласен с предыдущими комментариями: это только ухудшит всё.
  • Обучение взрослых.
Хотелось бы вернуть оказание услуг репетитора взрослым в рамках НПД потому как взрослым нужна помощь с учебными дисциплинами или направлениями не меньше чем школьникам или студентам.
Yana O
1
07.04.2025
  1. Предоставление консультационных
    услуг по предметам не должно ограничиваться только людьми, получающими первое образование. Есть взрослые люди, которым нужно закрыть пробелы в знаниях (например, в иностранных языках) для работы/для себя. У таких людей остается ограниченное количество вариантов - идти в языковой центр, подстраивать свое расписание под расписание этого центра, брать долгий курс по одному уровню языка, скорее всего, работать в группе, и все равно не получить в той мере того, за чем пришли / или же обращаться к репетиторам, которые проживают заграницей. Некоторым взрослым нужно всего несколько занятий, чтобы разговориться, почувствовать себя уверенно, вспомнить забытые вещи. Некоторым взрослым нужно подготовиться к собеседованию (то есть просто попрактиковать с одним человеком вопросы и ответы на тему работы). У кого-то цели долгоиграющие, но принцип такой же, как и с репетиторами для детей - есть пробелы, репетитор помогает закрыть эти пробелы. Посредством консультаций взрослые не получают какое-то новое образование/диплом, они углубляют уже существующие знания. Если я, как взрослый человек, захочу расширить свой кругозор и вспомнить забытое по биологии, например, я бы хотела иметь возможность оперативно обратиться к знающему человеку, который платит налог за свои услуги. Для людей это удобно, для государства это выгодно.
  2. Оставить возможность репетитором набирать группы учеников. 1. Ученики получают возможность социализироваться и обучаться вместе с другими людьми со схожими проблемами. 2. Репетиторы таким образом имеют возможность работать меньшее количество часов, меньше выгорают, больше могут дать. 3. Ученики экономят деньги. Те, для кого консультации - подработка, не будут открывать ИП или ООО, НПД тоже не смогут платить, начнут работать нелегально, бюджет потеряет деньги.
  3. Использование зарегистрированных в Беларуси ресурсов - какие это ресурсы? Ограничивая ресурсы, мы также лишаем репетиторов разных способов обеспечения интерактивности и разнообразия на занятии (для детей это очень важно). У репетиторов есть многолетние наработки материалов на разных сайтах, удобные и проверенные технологии, которые привычны абсолютно всем. Как репетитор сможет распоряжаться этой базой данных при отказе от основных ресурсов?
Юлия Владимировна
2
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 5 Элемент текста : При оказании услуг удаленно либо с использованием
информационно-коммуникационных технологий используются
информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети
Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и
зарегистрированные в установленном порядке.


На данный момент в связи с отсутствием
размещенных на территории РБ ресурсов для полноценного проведения занятий. Большинство распространенных средств обучения(средства связи и онлайн-доски) стран ЕАЭС или зарубежных, не содержат элементов недружественной идеологии  и являются нейтральными, что позволяет их использовать для обучения. Ввиду практически полного отсутствия удобных и доступных средств для проведения занятий, данное требование просто заставит репетиторов прекратить проведение занятий. Платформы, которыми пользуются большинство репетиторов на настоящий момент, имею широкий функционал, доступны и просты в использовании и для учащихся также. Поиск и внедрение новых платформ в обучении неизбежно повлечет проблемы с адаптацией.    
Tatyanaj
1
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Репетиторство осуществляется индивидуально с каждым участником


Не все дети смогут иметь возможность получения
консультативных услуг, т. к. некоторые родители выбирают  группы из-за финансовой невозможности оплачивать индивидуальные  услуги репетитора. Не секрет, что идвидуально - это дороже.  Тоже самое касается и  подготовки к ЦТ. Мне, как маме, страшно представить как я буду оплачивать трех репеторов в следующем году. Кроме того, я, как репетитор, буду иметь меньше дохода и соответственно налоговый вычет также будет меньше. Мне кажется, это невыгодно ни одной из сторон. Прошу учесть эти аргументы и разрешить группы 2-4 человека для репетитора.  
Юлия Владимировна
2
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 9 Элемент текста : Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога)
осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Репетиторство, особенно по иностранным
языкам и гуманитарным дисциплинам, не должно осуществляться только индивидуально. Это сильно обеднит процесс и результат обучения. Групповые занятия помогают развивать навыки разговорной речи и уверенность в коммуникации. В группах есть возможность использовать разнообразие мнений и подходов. В группе преподаватель может использовать различные методы, такие как ролевые игры,  *  и групповые проекты, что делает занятия более эффективными. Групповые занятия более доступны по цене. Отмена такой формы обучения сильно сократит возможности малоимущих и многодетных семей дать детям хорошее образование и развить их интерес к изучаемому предмету.  Помимо того, почему разрешенные групповые занятия сокращены до количества 4 человек? На каком основании? Почему не 6 или 8?  Почему в пункте 8 ограничивается содержание консультативных услуг, предоставляемое репетитором? В большинстве случаев нет необходимости выходить за рамки стандартных учебных программ, однако бывают ситуации, когда это становится необходимым. Например, подготовка к олимпиадам неизбежно потребует дополнительных ресурсов за пределами учебной программы. Что в таком случае делать со способными и одаренными детьми? В рамках школьной программы учителя не могут дать им необходимые знания и уделить таким детям достаточно внимания для их полноценного развития. Родителям приходится обращаться за помощью к репетиторам, которые составляют индивидуальные планы развития таких детей, подбирают учебную литературу и материалы. Зачастую победы детей в олимпиадах - это результат их работы именно с репетитором, а не со школьным учителем.  
LizaT
1
07.04.2025
С целью соблюдения норм и требований Кодекса
Республики Беларусь об образовании, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предлагаю привести к единообразию требования, предъявляемые к осуществлению образовательной деятельности, процесса обучения, оказания консультативных услуг, т.е. работы учреждений образования (государственной и частной формы собственности) и репетиторов (физических лиц). Иначе возникает ряд несоответствий и противоречий в нормативных документах, регламентирующих данные виды деятельности. При прочтении проекта ПОЛОЖЕНИЯ возникает много вопросов. П.2. Согласно "ПОЛОЖЕНИЮ о порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению"  репетитор осуществляет  деятельность по обучению. В соответствии с п.1.25 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании "обучение - целенаправленный процесс организации  и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, формированию у них компетенций, развитию творческих способностей". Следовательно, в целях защиты прав несовершеннолетних и соблюдения норм законодательства репетиторы должны руководствоваться положениями нормативных документов, которые определяют обучение как целенаправленный процесс, а именно: разработка и реализация программы обучения и определения уровня ее усвоения. Иначе репетиторство не может определяться как деятельность по обучению. П.3. Оказываемые физическими лицами услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. Норма, определенная данным пунктом, не разъясняет соответствия чему: квалификации, качеству, образовательной программе и т.д. В то же время п.6 и п. 8 данного документа определяют некоторые обязанности репетиторов, но не разъясняют процедуру контроля за выполнением указанных обязанностей. Получается, что по сути репетиторы не несут ответственность ни перед потребителями, ни перед государством. Считаю, что прежде чем зарегистрироваться как репетитор, физические лица, в обязательном порядке, должны предоставить при регистрации и в дальнейшем ежегодно справку из МВД о том, что не состоит в базе правонарушений, чтобы оградить несовершеннолетних от трансляции деструктивной информации. П. 4.  По данному пункту непонятно, почему при получении репетиторских услуг полностью игнорируются права несовершеннолетнего на безопасность и защиту его интересов. Если при оказании образовательных услуг в учреждениях образования, иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, требуется выполнение всех санитарно-гигиенических норм, то при репетиторстве всё отдается на откуп репетитору. В соответствии с какими нормативными документами физическое лицо   определяет степень опасности и безопасности? Например (ИЛИ примеры из реальной жизни), в квартире во время оказания репетиторских услуг (занятий с несовершеннолетним) находится бойцовая собака или лица в алкогольном опьянении, либо лица с психическими отклонениями - это опасные или безопасные условия?  Считаю, что занятия с несовершеннолетними, в целях обеспечения безопасных условий и возможности проверки этих условий, должны проводиться в помещениях, приспособленных для осуществления репетиторской деятельности в соответствии с нормами и требованиями САНПИНа и пожарного надзора (НЕ в помещениях жилого фонда).
L Олег
14
07.04.2025
Праект пастановы парушае артыкул 41 Канстытуцыі
і абмяжоўвае ўмовы для поўнай занятасці насельніцтва, не ўлічвае грамадскіе патрэбы. Грамадзянам Рэспублікі Беларусь гарантуецца права на працу як найбольш дастойны спосаб самасцвярджэння чалавека, гэта значыць права на выбар прафесіі, роду заняткаў і працы ў адпаведнасці з прызваннем, здольнасцямі, адукацыяй, прафесійнай падрыхтоўкай і з улікам грамадскіх патрэбаў, а таксама на здаровыя і бяспечныя ўмовы працы. Дзяржава стварае ўмовы для поўнай занятасці насельніцтва.
Al-la
3
07.04.2025
 С учетом требований абзаца 1 пункта 8 предлагаю  
указать, каким способом репетитору будет обеспечен доступ  к учебно-программной документации соответствующих образовательных программ. Предлагаю исключить абзац 2 пункта 8 с учетом того, что услуги репетитора требуются не только обучающимся, но и тем, кто: - закончил обучение, но не поступил в ВУЗ с первого раза; - работающим на производстве или в других сферах экономики, которым требуется высшее образование для продвижения в карьере и, следовательно, подготовка к поступлению в ВУЗ; - сотрудникам для повышения уровня владения иностранным языком для общения с зарубежными партнёрами,  а также многим другим категориям потребителей услуг.  Кроме того, совсем не ясно, для чего репетитору нужно официальное подтверждение статуса "обучаемого". Репетитор оказывает консультационные услуги по запросу и по согласованию с потребителем в рамках договорных отношений и в данном случае какой либо статус не должен иметь значения. Требования абзаца 2 являются избыточными и не соответствуют принципам открытого доступа к образовательным услугам.
Al-la
3
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 9


Предлагаю с учетом многочисленных вышеизложенных
мнений изложить пункт 9 в следующей редакции: "9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога)осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги или в группах численностью, согласованной с каждым потребителем услуги в группе."