Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»
Обсуждение проекта
Al-la
3
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 6


Предлагаю рассмотреть целесообразность
дополнения пункта 6 требованиями: - об отсутствии судимости; - об отсутствии учета в наркологическом и психиатрическом центрах.
Алексей Гаджиев
2
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 42


Считаю нецелесообразным ограничивать
несовершеннолетних лиц в обучении их изобразительному искусству, музыке , а также другим творческим дисциплинам. Законный представитель несовершеннолетнего может здраво оценить ситуацию и решить подходит ли ему данный педагог и форма обучения. Занятия, не связанные с реализацией образовательных программ в установленном законодательством понимании, носят характер индивидуального развития, досуга, творческого самовыражения и социализации. Исключение несовершеннолетних из числа лиц, имеющих право участвовать в подобных формах обучения, существенно ограничивает их доступ к культурному и эстетическому развитию, что может негативно сказаться на формировании их творческих способностей и личностного потенциала. При этом возможные опасения, связанные с квалификацией лиц, осуществляющих обучение, могут быть решены путем создания соответствующего реестра или иной формы учета, предусматривающей проверку и подтверждение профессионального уровня и квалификации таких преподавателей. Это обеспечит необходимую прозрачность и контроль, не ограничивая при этом права и интересы граждан. Учитывая вышеизложенное, предлагаю пересмотреть указанную норму и предусмотреть ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ НАЛИЧИИ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Natallia 1980
1
07.04.2025
Прежде,чем принимать такое постановление,нужно сделать так, чтобы в школе дети могли получить знания, достаточные для блестящей сдачи экзаменов. С постановлением цены на услуги возрастут в разы, попасть к репетитору будет нереально. Прежде,чем писать постановленич нужно думать и анализировать,что происходит в системе образования
Taljunja
3
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : кт 71. Репетиторство


Хочу прокомментировать комментарий LizaT.
Репетитор, если это учитель- предметник или логопед, или музыкант- это человек, получивший диплом установленного образца в Республике Беларусь или за её пределами, которому присуждается квалификация и полномочия заниматься тем видом деятельности, которому он обучался. Это раз. Почему репетитору, которого государство квалифицировало почему-то должно запрещать заниматься этой деятельностью? Во-вторых, в любом учебном заведении есть разные преподаватели: методисты. которые разрабатывают, собирают, составляют; а есть учителя, которые преподают, при этом ничего не разрабатывают. Почему функции нескольких специалистов надо возложить на одного репетитора? Сейчас есть огромное количество методик, уже составленных, бери и пользуйся. Зачем заново изобретать велосипед? Зачем под восполнение школьных пробелов, то, за чем и нужен репетитор, надо сызнова составлять учебный план и разрабатывать целую методику? Как понять, что репетитор не несет ответственности? Несет: результатами своего труда. Репутация- это честно заработанное имя и единственная реклама хорошего репетитора. Зачем искусственно регулировать сферу, которая себя прекрасно саморегулируется без внешнего вмешательства? Или это единственная проблема в нашем образовании? Если говорить про наличие в квартире репетитора собак бойцовых пород, лиц в алкогольном опьянении или с психическими отклонениями, какая разница- группа там сидит или занятие индивидуальное? Или если группа- то нельзя, а одного учащегося не жалко? Это двойные стандарты. Запретить работать у себя дома? Репетиторство- сезонная работа, 3 месяца летом и 2 недели зимой арендовать пустующий кабинет? Или каждый сентябрь искать кабинет для аренды, а каждый май выезжать? А если нет арендных площадей? А если это не Минск, а тот же пригород? Попробуйте найти это место. Да чтоб еще соответствовало. Для чего создавать такие мега трудности всем? Так это по каждому явлению в жизни можно себе придумать неприятностей, чтоб потом с ними сражаться. Родитель, если занятия очные, может прийти в кабинет, попросить все нужные ему документы у репетитора, удостовериться в надлежащих для его ребенка условиях и всё. Иначе, все разговоры про индивидуальное занятие или групповое- это не честно, потому что причина, видимо другая.  
ЛюдмилаK
1
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7 Элемент текста : Обучение ( без реализации образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству только совершеннолетним лицам


Необходимо ДОПОЛНИТЬ пункт 7 абзацем следующего
содержания:  "В отношении лиц, не достигших возраста 18 лет, обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству осуществляется при условии наличия у физического лица, осуществляющего самостоятельную профессиональную деятельность по обучению, соответствующего образования (квалификации) и только с письменного согласия законных представителей."  
Репетитор Галина
1
07.04.2025
Здравствуйте! 1) Считаю нет необходимости
ограничивать репетиторство индивидуальным форматом. Знаю много учителей, которые мастерски проводят занятия даже с группой 12 человек, с соблюдением индивидуального подхода и отличными результатами. Для детей и подростков это ещё и социализация, возможность завести друзей.  2) Когда обращаются к помощи репетитора, то хотят получить результат в виде знаний, навыков или более высокой оценки в школе. И если занятия неэффективны, то клиент уходит, нас контролируют рублем. Репетитор, не помогающий дойти до желаемого результата или если с ним не уютно, просто остаётся без учеников.  3) В настоящее время завладеть вниманием детей всё сложнее, нам приходится конкурировать с социальными сетями, в которых короткие яркие ролики мелькают, развлекая детей, без напряжения. Запоминать информацию детям всё сложнее. И иногда, чтобы помочь ребёнку успевать в школе нужно зайти через его интерес и изучать самые базовые темы. Жаль, что мы лишены этого инструмента. 4) Я предлагаю разрешить работать репетиторам со взрослыми индивидуально. Так как это часто единственный эффективный способ обучения для них. Для того, чтобы взрослый ученик мог запомнить что-то, это должно быть нужно и/или интересно. При обучении в группе, следуя стандартной программе, которая зачастую перегружена они просто не могут успевать. Я беседовала с несколькими, которые после года, обучения на групповых курсах не наработали никаких навыков. И были в полном отчаянии. Теперь они будут обращаться к репетиторам из других стран, которые будут с ними работать, в их темпе, с учётом тем, интересных для них и на удобных ресурсах, которыми пользуется все ( Zoom). Мы теряем  студентов и заработок , а казна налоги.  5)  Также репетиторы лишаются заработка летом, когда дети и студенты на каникулах. Предлагаю разрешить работать со взрослыми индивидуально, придерживаясь тем общеевропейской шкалы CEFR.   Спасибо за возможность поучаствовать в обсуждении. Будем надеяться, что новый закон понесёт всем пользу.  
Izo
1
07.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 42


Специфика занятий по изобразительному
искусству состоит в том, что урок редко длится меньше 3 академических часов. Не важно дети это, или взрослые.  Соответственно, если мы обучаем взрослых, ограничение по 4 человека в группе  очень сильно скажется на стоимости услуг.  Пенсионерам это становится не доступно, бюджетники тоже под вопросом. Количество по 8 человек в группе позволяет держать такую стоимость, что бы это было доступно всем.   В репетиторстве то же самое. Одному человеку придётся оплачивать три часа работы. И это только одно посещение репетитора.  А сколько раз нужно зайти, что бы подготовиться к поступлению в БГУ или БНТУ? Услуга становится для многих не доступной.
ritapashko
1
08.04.2025
Прошу оставить репетиторам возможность
работать в мини группе (2-3 человека).1. Детям легче психологически раскрыться, формируется атмосфера доверия и психологического комфорта. Усвоения знаний происходит заметно быстрее. 2. Появляется азарт и желание не отстать друг от друга. 3. Возможность использовать разнообразные формы работы (игра, диалог, обсуждение)  4. За счёт минимальной численности детей сохраняется индивидуальный подход. 5. Занятия в мини группе или паре с репетитором гораздо доступнеепо по цене, чем индивидуальные занятия, при этом в разы эффективнее, чем занятия в больших группах в частных центрах. Современная школьная программа очень насыщенная и сложная. Всё больше родителей обращаются с просьбой помощи в её усвоении. И многие выбирают работу в паре и мини группе из-за доступности и эффективности. Как мама школьника, я тоже обращаюсь к репетиторам. И тоже выбираю мини группу. Как репетитор, хочу отметить, что на данный момент работа в парах даёт мне возможность минимизировать потери заработка от постоянных отмен индивидуальных занятий. Я хочу работать, достойно зарабатывать, платить налоги и иметь возможность заработать хотя бы минимальную пенсию. Работая только индивидуально, это невозможно. Переход в юр лицо тоже недоступен большинству репетиторам, так как у них не так много учеников. Считаю, что данное ограничение повлечет удорожание услуг репетитора, что сделает их недоступными для многих детей и родителей. Спасибо за внимание.  
alex23909023
1
08.04.2025
Добрый день! Важно учитывать, что репетиторство
осуществляется индивидуально или же в группе при помощи ЛИЧНОГО труда преподавателя, то есть без найма третьих лиц. Юридическое лицо, переход в которое подразумевает постановление, если репетитор хочет продолжать работать с группами, обычно подразумевает, что используется наёмный труд. На данный момент такое резкое изменение статуса выглядит как нелогичное, так и заставит уйти в тень большое количество репетиторов, у которых небольшие объёмы работы (например, работа в паре или в мини-группах). Важно учитывать, что при создании юридического лица есть необходимость найма бухгалтера, оплата юрадреса, прочие дополнительные материальные и организационные сложности, которые будут отталкивать многих репетиторов. Введение в своё время единого налога и позже данного вида деятельности в систему НПД позволило репетиторам работать открыто с уплатой всех налогов. На данный момент проект Постановления заставит определённую часть репетиторов вновь укрывать факт своей работы в целом или скрывать факт работы в парах и мини-группах. В то же время, ресурсы государственного аппарата будут тратиться на поиск и выявление данных репетиторов, что не принесёт пользу ни одной из сторон. Также получается явная нестыковка, так как репетиторство может оказываться только обучающимся, однако не может оказываться тем, кто нигде не учится. Для второй категории необходимо открывать ИП, так как это будет уже относиться к образованию взрослых. Однако, на данный момент, достаточно много абитуриентов уже не являются школьниками и также им необходима подготовка к ЦТ. Закрыть все данные возникающие проблемы можно 2 способами: 1 способ: Отмена возможности уплаты единого налога для репетиторов, которые занимаются в группе, и обязательная регистрация их именно через систему НПД, где присутствует как контроль за поступающими средствами, так и ставка в 10% отчислений от всех поступающих репетитору средств. Таким образом, будет увеличена налоговая база, а также будет осуществляться контроль за финансовыми поступлениями. 2 способ: разрешить данный вид деятельности для Индивидуальных предпринимателей, если репетитор хочет работать именно с группой. В данном случае будет продолжать соблюдаться принцип индивидуальной работы репетитора без найма более 3 лиц, а также будет расширена налоговая база и будет осуществляться контроль за финансовыми поступлениями. При регистрации ИП не требуется бухгалтер, юридическое лицо и прочие аспекты, которые будут отталкивать желающих вести свою деятельность легально. При этом, совершеннолетние абитуриенты, которые нигде не обучаются, также смогут пользоваться услугами репетиторов ИП. Напомню также, что для деятельности ИП есть предел в годовой выручке, после которого существует обязанность перейти в статус юридического лица. Это и станет тем барьером, который сможет автоматически градировать деятельность репетитора-ИП и объемов выручки, соответствующих статусу юрлица. В случае, если работа с группами останется возможна только в рамках юридических лиц, то это вызовет огромный разрыв между существующей налоговой базой у репетиторов (от единого налога или 10% НПД) до налоговой базы в 6% УСН + 13% подоходного налога на снятие дивидендов + комиссии банка + расходы на осуществление деятельности юридического лица, в котором, по факту, будет участвовать только 1 репетитор + увеличение подоходного налога ещё на 12% при преодолении определённых сумм. В итоге, мы получим социальное недовольство, уход в тень большого количества репетиторов, а также увеличение нагрузки на государственные органы, которым необходимо будет заниматься поиском и наказанием тех репетиторов, которые не смогли позволить себе деятельность по существенно изменившимся правилам игры.  
Ольга Russu
2
08.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»


Комментарий в посту LizaT. Если запретить
заниматься дома, то как тогда объяснить, что помещение, признанное спец службами жилым (т.е. безопасным и пригодным для проживания) почему-то непригодно для кратковременного пребывания? Тут нет противоречия?  Где найти столько помещений нежилого фонда, соответствующих всем нормам, для найма, кроме как в Минске, а в Минске таких тоже хватает? А сколько за них аренда? Если следовать той логике, что все службы должны проверять помещение, где занимается репетитор, чтоб гарантировать ребенку право на безопасность, получается, если ребенок идет в гости к другу, надо получать соответствующую справку от тех же служб, что там нет собак бойцовых пород, пьяных или душевнобольных/ социально опасных? Или родитель вправе сам решить, пригодно и безопасно ли то место, куда идет его ребенок? Или родитель уже заочно признается недееспособным и решение за него должен принимать другой орган? Репетиторство — добровольные отношения между людьми, а не обязательные, как школа или высшие учебные заведения. Если родителей или ребёнка что-то не устраивает, они сразу же прекращают взаимодействие.  Обязать репетитора арендовать помещение, которых нет в достаточном количестве или нет вообще; заниматься индивидуально в этих помещениях? Так что он заработает, сколько должен стоить урок, чтоб покрыть расходы на аренду и налоги?  Запретить использовать платформы для обучения, типа Zoom и наподобие, чтоб оградить несовершеннолетних от трансляции деструктивной информации? На основании чего информация заочно признается деструктивной? У нас в стране презумпция невиновности. Люди найдут преподавателей за рубежном, у которых таких ограничений нет. Получается, своим гражданам не доверять, но доверять иностранным?  Или всем гражданам, которые пользуются подобными приложениями для работы или учебы, запретить ими пользоваться? Откатиться в прошлый век? Таким образом, добавляется огромное число вопрос без ответа.  Оставьте все, как есть. Репетитор консультирует. «Обучение» и «репетиторство» - не одно и то же. По закону репетиторство – это услуги, предполагающие консультацию по отдельным учебным предметам, дисциплинам, образовательным областям, темам в рамках учебной программы, сюда также входит помощь в подготовке к централизованному тестированию (ч. 7 ст. 335 Налогового кодекса, ч. 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса). Также он должен самостоятельно вести занятия, не привлекая наемных работников. В этом определении все логично, просто и понятно. Консультирует на своей территории. Логично, потому что в большинстве случаев — это единственное место, где человек может это сделать. Все согласно Конституции и законодательным нормам.  А потребитель сам выбирает и принимает решение. Для этого не надо никаких дополнительных промежуточных организаций, которые вместо потребителя будут решать, приемлемо, безопасно и надо это ему или нет. Так всем останется польза и прок.
Serendipia
1
08.04.2025
1. Целесообразно сохранить за исполнителем
образовательной услуги право самостоятельно выбирать программное обеспечение для проведения занятий. Качество обучения в первую очередь определяется профессионализмом преподавателя, а гибкость в инструментах способствует более эффективному процессу. 2. Также стоит обратить внимание на положительный опыт России: доступность образования без жестких возрастных ограничений, требований к документам, отсутствие каких-либо запретов на использование компьютерных программ. Такой подход способствует развитию образовательного рынка и удовлетворению потребностей разных категорий обучающихся. 3. Важно сохранить возможность проведения групповых занятий, а также не ограничивать родителей в праве выбирать репетиторов для своих детей. Это способствует здоровой конкуренции и позволяет семьям находить оптимальные варианты обучения. 4. Обеспечить взрослым людям возможность заниматься саморазвитием в удобных для них форматах. Каждый должен иметь право самостоятельно выбирать репетитора в соответствии со своими целями и предпочтениями. 5. Необходимо пояснение, могут ли репетиторы проводить консультации для жителей других стран.