Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению»
Обсуждение проекта
Рита
7
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 5


Требование пункта 5 использовать только
"информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке" отрезает исполнителей и потребителей от общепринятых международных платформ (Zoom, Google Meet, Skype, образовательные платформы типа Coursera, Khan Academy и др.), которые предлагают хороший функционал, стабильность и привычны пользователям. Кроме того, неясно, какие именно ресурсы считаются "зарегистрированными в установленном порядке" для целей оказания таких услуг. Это создает правовую неопределенность.

Данное требование не имеет прямого отношения к качеству или педагогической целесообразности образовательной услуги

Рита
7
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7


Пункт 7 устанавливает запрет на обучение
несовершеннолетних работе на компьютере, изобразительному искусству, музыке, танцам, вокалу и т.д. (без реализации образовательных программ) лицами, осуществляющими самостоятельную профессиональную деятельность. Это лишает детей возможностей для развития, а специалистов – легального поля для работы.
Елена Николаевна
2
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Подпункт : 42 Элемент текста : Обучение ( без реализации образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству только совершеннолетним лицам


Запрос на разъяснение пункта
42 проекта закона о самостоятельной профессиональной деятельности в области обучения изобразительному искусству

В связи с проектом закона, в котором установлен порядок осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению изобразительному искусству, прошу разъяснить, что именно подразумевается под пунктом 42, касающимся данного вида деятельности.

Вопросы для разъяснения:

Широта понятия "изобразительное искусство": Важно уточнить, охватывает ли данный пункт только традиционные формы изобразительного искусства, такие как рисование и живопись, или же включает в себя и другие виды деятельности, такие как вышивка, валяние, художественная обработка соломки и другие  техники. Классификация видов и подвидов: Пожалуйста, предоставьте более подробное описание видов и подвидов изобразительного искусства, которые могут быть включены в данное определение. Это поможет потенциальным специалистам лучше понять, какие направления они могут развивать в рамках своей профессиональной деятельности. Ограничения и требования: Также было бы полезно узнать, существуют ли какие-либо ограничения или специфические требования для  нетрадиционных форм изобразительного искусства. И самое главное - зачем лишать несовершеннолетних ТАЛАНТЛИВЫХ детей творчества и развития.
Рита
7
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 8


В пункте 8 устанавливается требование строгого
соответствия содержания услуг программам формального образования, чрезмерно ограничивает суть репетиторства. Репетитор часто нужен именно для того, чтобы выйти за рамки школьной программы (углубленное изучение), использовать альтернативные подходы и методики, которые не применяются в школе/вузе, или же для подготовки к поступлению по программам, отличающимся от текущей программы обучения. Это положение может свести репетиторство к простому "натаскиванию" по программе, убивая творческий и индивидуальный подход. Возложение на репетитора обязанности "удостовериться любым доступным способом", что потребитель зачислен на освоение образовательной программы, и требование к потребителю предоставить подтверждающие документы – это вмешательство в частные договорные отношения. Что делать, если человек готовится к поступлению после перерыва в учебе? Или осваивает программу самостоятельно (например, готовится к ЦТ/ЕГЭ экстерном)? Это создает барьеры и неясно, какую цель преследует. Также остается открытым вопрос о защите персональных данных.
Рита
7
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 9


Требование пункта 9 оказывать услуги
репетиторства и услуги учителя-дефектолога исключительно индивидуально не всегда оправдано.

Некоторые аспекты коррекционной работы (например, развитие коммуникативных навыков, социализация) эффективнее проводить в мини-группах.

Katerina13
1
31.03.2025
Репетиторство (индивидуальный или групповой
формат) На сегодняшний день нужно понимать проблему, которая формируется в образовательной сфере. Успеваемость детей, к сожалению, падает, концентрация внимания и память оставляют желать лучшего. Причин, конечно, много. Основная - количество времени, проведённого с гаджетами. Поэтому на сегодняшний день детям нужно больше времени на овладевание определёнными навыками и знаниями. В школьных классах, где обучается более 30 человек, возможностей не так много. Поэтому дополнительная работа с репетитором по определённым предметам - это помощь детям и сохранение нервных клеток родителей. Я, как родитель, не хочу сидеть над школьными учебниками и разбираться во всём в очередной раз. В какой форме мой ребёнок будет получать репетиторскую помощь зависит от его характера, усидчивости, количества проблем в учебной дисциплине и моей платежеспособности. Поэтому считаю верным оставить это право за родителем и иметь возможность выбора в каждой отдельной ситуации. Хороший репетитор всегда сам знает, в каком формате работать с конкретным ребёнком, как достичь наилучших результатов. А если этих результатов не будет, то и родитель платить не будет. А государство должно задуматься о том, как улучшить образовательную деятельность в рамках школы, вот там говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику последнее время всё тяжелее, а не устраивать трудности репетиторам с их минигруппами.  
mary04042014
1
31.03.2025
А на каких платформах можно будет осуществлять
работу он-лайн? Их предоставят преподавателям или как выходить из ситуации?  
KALICE
1
31.03.2025
В Китае уже был негативный опыт регулирования
репетиторских услуг: РЕПЕТИТОРСКИЕ УСЛУГИ стали процветать нелегально и стоимость для учеников выросла почти в два раза 1) если группы запретят, стоимость индивидуальных занятий для клиента может вырасти в два раза ( по опыту Китая) 2) если запретят самозанятость  по музыке изо танцам и спорту работать с несовершеннолетними, то стоимость этих услуг для клиента может подражать в два раза - танцы и спорт - всегда были в группах, ИЗО музыка и вокал - вполне тоже, репетиторов по музыке и вокалу часто нанимают детям в качестве хобби или же в качестве подтягивания по предмету в музыкальной школе или колледже 3) рынок репетиторства может уйти в тень ( в нелегальное) государство потеряет в налогах 4) клиенты, если не смогут найти себе репетитора по приемлемой цене -просто будут искать репетитора за пределами Беларуси, там где это не запрещено, будут заниматься в группах с русскоязычными репетиторами со стран бывшего СССР 5) репетиторы, которые не смогут брать группы - также будут искать клиентов в странах СНГ или на Западе - где это не запрещено 6) если запретят пользоваться иностранными сервисами ( zoom, google meet,miro и так далее) то тоже недовольный клиент пойдет искать альтернативу опять в страны СНГ или на Запад (онлайн все равно будут заниматься) 7) государство потеряет в деньгах -деньги будут уходить в другие страны, деньги от налогов сократятся  Рынок онлайн услуг перейдет в Россию, страны запада ( недовольные клиенты будут искать альтернативу и платить деньги заграницу, а так деньги остаются в Беларуси)  Почему нужно ограничивать количество учеников в группе по танцам до 4? сколько тогда эти услуги будут стоять для потребителя? (человек 16 в группе обычно) это что в 4 раза увеличиться стоимость танцев? Она итак немаленькая 8) в группах действительно дети учатся быстрее, там много преимуществ как для ученика так и для репетитора
Лингва
1
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 5 Элемент текста :  При оказании услуг удаленно либо с использованием
информационно-коммуникационных технологий используются
информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети
Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и
зарегистрированные в установленном порядкe При оказании услуг удаленно либо с использованием
информационно-коммуникационных технологий используются
информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети
Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и
зарегистрированные в установленном порядке


Если рассматривать дистанционное  обучение
по средствам информационо- коммуникационных технологий типа Скайп (прекращает свою деятельность), zoom, teams, Google meet  и другие -в рамках информации о необходимости предотвратить распространение личных данных, то эта задача не решается предлагаемым способом. 1. Качество имеющихся программ местного сегмента в качестве и наборе функционала уступает всем аналогам. 2. Личные данные в любой коммуникационной сети или ресурсе участники обучающего процесса предоставляют по личному согласию при регистрации в этом ресурсе, а не при начале обучения, таким образом процесс обучения не связан с распространением личных данных. 3. Большинство ПК и Мобильных средств, используемых для обучения имеют программное обеспечение от Microsoft  и Google , что изначально требует регистрации пользователя в этих ресурсах, и средства коммуникации этих платформ, которые используются для удаленного обучения дополнительного предоставления данных не требуют. То есть так же не могут стать дополнительно потенциальным способом утечки данных пользователей. Они уже априори там есть. Опыт утечки данных из ЕРИП , банковских реестров, электронных журналов школ РБ говорит о том, что системы хранения данных в программных продуктах на территории РБ не надёжны в такой же степени, как и предъявляется сторонним ПО. Значит настойчивое их продвижение связано скорее с материальной выгодой, получаемой от использования этих приложений, а не заботой о сохранности личных данных.  Предложение- использовать в обучающем процессе программные продукты удобные для обеих сторон процесса при обязательном получении согласия обучающихся при заключении договора на оказание платных услуг в области образования, на использование данного приложения и конкретных личных данных, используемых при использовании таковых.
Репетитор
1
31.03.2025
Нецелесообразно полностью исключать групповую
форму работы репетитора.  1. групповая форма работы может осуществляться как в группе 3 человека, так и 15-20 человек. Конечно, это разные ситуации,общее-это возможность общения учеников друг с другом. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В группе можно поддерживать в трудных вопросах, мотивировать изучать новое, делиться интересной информацией. Тем самым осуществлять горизонтальный коммуникацию по вопросу. Индивидуальные занятия это всегда вертикальная коммуникация. И не для всех ребят такая форма будет эффективной для достижения целей.  2.отмена групповой формы работы для репетиров скажется на стоимости индивидуальных занятий с репетитором, она повысится, особенно это касается репетиторов с большим стажем, соответствующим образованием и положительными результатами работы, а это гарант качества предоставляемой услуги.  Значит, часть родителей,которые не смогут оплатить занятия, останутся без помощи либо пойдут к тем, кто ещё сам обучается в вузе или не имеет соответствующего образования(там чек меньше). И здесь возникает вопрос о качестве предоставляемой услуги и проблема контроля деятельности. Т.е. этот запрет открывает возможности работы для тех,кто не имеет квалификации, стажа и даже опыта работы с детьми и закрывает возможности работы для квалифицированных педагогов.  Исходя из вышесказанного, отмена групповой формы работы не решит проблемы,перечисленные в прилагаемой к проекту информации, а вот установление рамок (максимального количества учащихся) сможет урегулировать вопрос и ещё подчеркнёт различия между организацией и частным лицом, о которых высказывались в обсуждении выше.  
timo
1
31.03.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 7. Обучение (без реализации содержания образовательных программ)
работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере,
смартфоне, а также обучение (без реализации содержания образовательных
программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах,
танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству осуществляется только в
отношении совершеннолетних потребителей услуги.
8. Содержание консультативных услуг при репетиторстве (перечень
учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин),
образовательных областей, тем) должно соответствовать учебнопрограммной документации образовательной программы дошкольного
образования, образовательных программ общего среднего,
профессионально-технического, среднего специального, высшего, научноориентированного образования, которую осваивает потребитель услуги.
Репетитор обязан удостоверится любым доступным способом в том,
что потребитель услуги является лицом, принятым (зачисленным) для
освоения содержания одной из образовательных программ, перечисленных
в части первой настоящего пункта, а потребитель услуги (для
несовершеннолетних потребителей услуги – один из законных
представителей несовершеннолетнего) обязан предоставить документы,
подтверждающие статус обучающегося.

9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога)
осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги.


Добрый день.  Комментарий к пункту 7. "Обучение
изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах,
танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги". В Республики Беларусь несовершеннолетние имеют право на дополнительное образование по всем направлениям перечисленным в пункте с согласия законных представителей в УО дополнительного образования. Непонятно по какой причине данные виды деятельности не могут оказываться несовершеннолетним потребителям услуг по обращению их законных представителей. касательно "Обучение, указанное в части первой настоящего пункта, осуществляется индивидуально либо в группах численностью не более 4 человек." Обучение рисованию и другому (указанному в данном пункте) имеет ограничение в численности (группа не более 4 человек). Известно, что классы по рисованию или группы по рисованию в УО доп. образования могут вмещать гораздо большее количество человек. Ограничение по количеству в группах не имеет рационального объяснения. 8. Содержание консультативных услуг при репетиторстве (перечень учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), образовательных областей, тем) должно соответствовать учебнопрограммной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, научноориентированного образования, которую осваивает потребитель услуги. Репетитор обязан удостоверится любым доступным способом в том, что потребитель услуги является лицом, принятым (зачисленным) для освоения содержания одной из образовательных программ, перечисленных в части первой настоящего пункта, а потребитель услуги (для несовершеннолетних потребителей услуги – один из законных представителей несовершеннолетнего) обязан предоставить документы, подтверждающие статус обучающегося. Касательно пункта 8. Данный пункт не учитывает оказание консультативных услуг не гражданам Республики Беларусь. Многие репетиторы оказывают свои услуги иностранным гражданам и требование удостовериться о наличии у потребителей услуг "зачисления" или иных документов, уточняющих "статус" потребителя услуг становится ненужным, необоснованным, нецелесообразным. Данный пункт усложняет оказание услуг репетитора. Простой пример - когда потребитель парикмахерских услуг приходит сделать прическу, ему не нужно удостоверять парикмахера о наличии гражданства или иной другой документ для получения услуги от парикмахера. Не требуется наличие справки об отсутствии того или иного заболевания. Данный пункт просто не имеет смысла и утяжеляет и того перегруженное законодательство в сфере образовательных услуг. 9. Репетиторство, услуги учителя-дефектолога (в том числе учителялогопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) осуществляются индивидуально с каждым потребителем услуги. Касательно пункта 9. Крайне спорный пункт. непонятно почему одних в сфере образовательных услуг ущемляют в праве вести групповые занятия ( как например это изложено в пункте 7), а другим в таком праве отказывают. Т.е. группой получать образовательные услуги по рисованию можно, а по русскому языку или обществоведению нет. Хотя данные предметные области как раз и подходят под определение групповых занятий. Перевод репетиторских услуг в область индивидуальных занятий, по моему мнению влечет ряд негативных последствий: 1, Репетиторы пользуясь НПД для накопления необходимого пенсионного стажа должны иметь выручку более 3000 бел. руб. в месяц. Тогда весь месяц учитывается в пенсионный стаж. Если сумма не набрана то не учитывается. Получается чтобы набирать такие суммы репетиторам необходимо соблюдать баланс в ценообразовании и групповые занятия являются решением сложившийся ситуации. т.е. групповые занятия для потребителя образовательных услуг стоят дешевле, но поступления в ФСЗН и налоговые отчисления от этого только растут. Выигрывают все участники. 2. Перевод репетиторства в ТОЛЬКО индивидуальные занятия приведет к сокращению отчислений в виде налогов т.к. большинство уйдет в "серую зону", что негативно отразится на экономике 3. Репетиторства как индивидуальные занятия автоматически приведет к росту цент на услуги репетиторов, что закроет доступ некоторым категориям граждан доступ к данным услугам. Просто оставьте все как есть. Мотивационная часть документа совсем не соответствует заявленным пунктам.