Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам промышленной безопасности»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам промышленной безопасности» [PDF].

Проектом предусматривается:
• корректировка Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (Закон о промышленной безопасности);
• приведение в соответствие с положениями Закона Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь» Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте».
В частности, предлагается:
• расширить и уточнить полномочия Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям, в том числе Госпромнадзора, Министерства обороны, а также иных республиканских органов государственного управления, организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области промышленной безопасности;
• конкретизировать требования промышленной безопасности к потенциально опасным объектам, техническим устройствам;
• уточнить обязанности руководителя и иных работников субъекта промышленной безопасности;
• оптимизировать осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности.
Кроме того, документом предполагается:
• изложить в новой редакции перечни опасных производственных и потенциально опасных объектов;
• дополнить Закон о промышленной безопасности:
главами 41 «Расследование и учет несчастных случаев, произошедших с пользователями потенциально опасных объектов: лифтов, эскалаторов, конвейеров пассажирских, пассажирских канатных дорог и аттракционов, за исключением несчастных случаев на производстве» и 42 «Порядок технического расследования утраты промышленных взрывчатых веществ, а также их учета»;
новыми терминами и их определениями (пользователь, несчастный случай с пользователем, промышленные взрывчатые вещества, иные).

Прилагаемая информация: Обоснование проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам промышленной безопасности» [PDF].

Документы, в которые вносятся изменения:
Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» ;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте» .

Организатор общественного обсуждения: Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 25 апреля по 6 мая 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Начало обсуждения:
25.04.2025
Окончание обсуждения:
06.05.2025
Количество сообщений:
2
Количество участников:
3
Обсуждение проекта
lozkoevgeniy24051994
1
05.05.2025
Предлагаемая редакция:  … краны стрелового
типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением консольных кранов грузоподъемностью до 10 т, … примечание: логично установить общий подход отнесения кранов к ПОО, как мостового типа, так и стрелового типа ( консольных), исходя из одинаковой грузоподъемности. Требования пункта в первоначальной редакции для кранов мостового типа распространяются на грузоподъемность более 10 тонн, а кранов консольных - на грузоподъемность от 10 тонн. данное предложение позволит для обоих типов кранов относить их к ПОО при грузоподъемности более 10 тонн.
Александр Гимпель
9
06.05.2025

Статьёй 29 новой редакции предусмотрено,
что руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения для осуществления производственного контроля «потенциально опасных объектов, за исключением указанных в абзаце четвертом настоящей статьи, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности на лицо, осуществляющее производственный контроль, или привлекает иное физическое лицо по гражданско-правовому договору, квалификация которого соответствует требованиям, предъявляемым в части четвертой настоящей статьи к лицу, осуществляющему производственный контроль».

Возникает вопрос, не является ли это лоббированием чьих-то интересов. А почему только физических лиц, почему нельзя предусмотреть привлечение по договору юридических лиц, имеющих в штате работников соответствующей квалификации? Например такие услуги мог бы оказывать сам Госпромнадзор, государственные и частные предприятия (может быть имеющие лицензии, а может и без лицензий – это на усмотрение Госпромнадзора). Пусть зарабатывают, оказывая услуги небольшим предприятиям и ИП, которые не имеют или не могут иметь в штате подготовленных специалистов, имеющих право осуществлять производственный контроль и повышают безопасность на объектах Республики.

Замечу, что физических лиц и сейчас можно привлечь для осуществления производственного контроля, например введя 0.1 или 0.2 ставки инженера по промышленной безопасности и приняв его на работу по трудовому договору (контракту), например по внешнему совместительству (или взять человека на работу на другую должность специалиста и возложить на данного работника обязанности инженера по промышленной безопасности.

Привлечение физических лиц по договору подряда для осуществления производственного контроля создаёт проблемы для составления договора (в части  конкретного перечисления работ и их периодичности) и актов выполненных работ (в части указания объёмов выполненных работ).

Производственный контроль должен осуществляться постоянно (периодически, круглогодично), т.е. договора подряда будут на продолжительное время (или повторяться-дублироваться). Насколько мне известно такие действия контролирующими органами на настоящее время трактуются как уход от оформления трудовых договоров, ущемления прав граждан, уход от уплаты налогов. Во избежания противоречий в нормативных требованиях,предлагаю данное изменение как минимум согласовать с Министерством труда и социальной защиты (в части соблюдения трудовоо законодательства) и Министерством по налогам и сборам (в части налогового законодательства).