Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» (совершенствование механизма маркировки товаров)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» [PDF].

Так, в частности, проектом постановления предусматривается:
  • введение маркировки средствами идентификации товарных групп, которые ранее не подлежали маркировке средствами идентификации на территории Республики Беларусь (расширяется перечень товаров легкой промышленности, сухих кормов для животных, велосипедов и велосипедных рам, косметической продукции, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, систем для потребления табака);
  • переход от маркировки товаров унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации (растительное масло, икра, рыбные консервы в жестебанке, моторное масло и специальные автомобильные жидкости, бытовая химия, жидкости для электронных систем курения).

Прилагаемая информация: Информация о необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».

Организатор общественного обсуждения: Министерство по налогам и сборам.

Сроки проведения обсуждения: с 25 апреля по 4 мая 2025 г.


Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Начало обсуждения:
25.04.2025
Окончание обсуждения:
04.05.2025
Количество сообщений:
18
Количество участников:
13
Обсуждение проекта
mohnach
1
26.04.2025
Хотелось бы поднять вопрос по пункту 142.
Сухие корма для непродуктивных животных (кошек и собак) в приложении 2. Организации торговли реализующие данную продукцию через специализированные магазины и ветеринарные аптеки, для удовлетворения потребительского спроса, а так же для возможности предлагать товар по более привлекательным ценам используют метод продажи на развес сухих кормов для животных. Основной объем продаж приходится именно на развесной метод. В связи с этим необходимо продумать удобный механизм вывода из оборота маркированного товара, который будет продаваться дробными частями.
MMZ
1
26.04.2025

Добрый день. По результатам рассмотрения
проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» представляем свои предложения (замечания).

В приложении 2   сноску *********** для масел растительных необходимо откорректировать и изложить в редакции однозначно понятной и позволяющей достоверно определить необходимость маркировки продукции в той или иной упаковке.

В предложенной редакции указано, что для целей настоящего постановления понимается продукция в потребительской упаковке, но в то же время указано, что не подлежит маркировке продукция объемом 25 литров и более либо весом 25 килограммов и более.

Если определяющим считать то, что подлежит маркировке продукция в потребительской упаковке, то не совсем понятно какая масложировая продукция в Республике Беларусь реализуется в розничной торговле в упаковках массой 25 кг/ объемом 25 л.

Согласно ТНПА на масложировую продукцию определены разные пределы для фасования продукция в потребительскую упаковку:

ГОСТ 33648-2022 «Жиры специального назначения. Общие технические условия» номинальное количество продукта в потребительской упаковке - от 200 г до 1000 г;

СТБ 2342-2013 «Жиры специального назначения. Общие технические условия» номинальное количество продукта в потребительской упаковке - от 200 г до 1000 г;

СТБ 2016-209 «Продукция масложировая пищевая. Маргарины и спреды. Общие технические условия» номинальное количество продукта в потребительской упаковке - от 50 г до 1000 г;

ГОСТ 1129-93 «Масло подсолнечное. Технические условия» номинальное количество продукта в потребительской упаковке - от 450 г до 3000 г.

Но не во всех стандартах указано, какое номинальное количество должно быть в потребительской упаковке. Например, в ГОСТ 32188 «Маргарины. Общие технические условия», проекте межгосударственного стандарта на масло подсолнечное номинальное количество продукта в потребительской упаковке не указано.

               Если руководствоваться ГОСТ 1129-93, то масло фасованное в бутылки по 5 литров не подлежит маркировке. Будет ли оно подлежать маркировке согласно постановлению, если предприятие в настоящее время не отгружает масло в розничную торговлю, а только предприятиям для переработки (изготовления) пищевой продукции.

Во избежание разночтений  и однозначного понимания постановления предлагаем:

1) дополнить постановление термином потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

Справочно: потребитель – физическое лицо, приобретающее или использующее товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2) Разработать комментарии к постановлению.
Rabynina
1
26.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Элемент текста : введение маркировки средствами идентификации товарных групп сухих кормов для животных


При введении маркировки кормов для животных
возникнут дополнительные затраты у импортеров. При ограниченной торговой надбавке это может привести к отсутствию товара на торговых полках. Также это добавит работу в компании и потребует вводит в штат дополнительного сотрудника, который будет заниматься этим вопросом. Что тоже влечет затраты для компании. Прежде чем вводить маркировку необходимо отладить все процессы, чтобы все работало. В России постоянно откладывают этот вопрос из-за сложностей. Пострадает потребитель и домашние животные.
Foxy240691o
1
28.04.2025
Считаю данное изменение не целесообразным.
Это приведет к значительному увеличению затрат. Для малого бизнеса в связи с недавно принятыми изменениями по регулированию цен итак стало сложнее конкурировать на рынке, приходится отказываться от некоторых видов товаров. Доход станет ещё меньше, следовательно это повлияет и на налоговые отчисления. Продавцы откажутся от групп товаров, что приведет к их дефициту или значительному дорожанию.  
Sofo4ka
1
29.04.2025
Относительно пункта 142 сухие корма для
котов и собак - маркировка данный позиции товаров повлечёт за собой большие издержки, связанные с приобретением дорогостоящего кассового оборудования и программного обеспечения. Учитывая размер наценки на корма и тот факт, что корма в обороте дают процентов 70 от выручки, в итоге имеющейся наценки не хватает, чтобы покрывать уже имеющиеся издержки, а именно огромные аренды, зарплаты, налоги, не считая, что надо ещё и с поставщиками рассчитаться. А если введут маркировку на корма, то издержки ещё больше возрастут, хотя прироста в выручке нет благодаря переориентации покупателей на аркетплейсы. Для собственника 2 зоомагазинов приобретение дорогостоящего кассового оборудования с площадью 30кв.м. такое нововведение может привести к большим убыткам и риску закрытия дела всей жизни. Также не понятна целесообразность введения маркировки на корма по той причине, что корма приобретались всегда и приобретаются по накладным от поставщиков, со всеми документами, в отличие, например, от изделий лёгкой промышленности. Учитывая все вышесказанное, просьба пересмотреть необходимость включения сухих кормов для питомцев в п. 142 в список товаров, подлежащих маркировке.  
ООО БелВэйп
21
30.04.2025

1. Относительно реализации товаров маркированных
СИ исключительно по ЭТТН

В настоящее время мы продаем товары маркированные УКЗ (жидкости для ЭСК), сами ЭСК и расходные комплектующие к ним и доставляем в регионы Беларуси оптовым покупателям небольшими партиями в составе сборных грузов с последующими перегрузками на сортировочных центрах логистических компаний, которые осуществляются как правило в ночное время, что позволяет снизить наши затраты на транспортировку товара.

Установление обязательства по реализации товаров, маркированных СИЗ, с использованием ЭТТН/ЭТН повлечет для нас повышение стоимости доставки товаров покупателям в 3-5 раз, поскольку осуществлять такую транспортировку возможно будет только путем заказа прямой грузоперевозки.

2. Кроме того, переход на маркировку жидкостей для ЭСК, ЭСК и прочих товаров вместо УКЗ на СИЗ, влечет обязанность использования ЭТТН и нашим оптовым покупателям.

Использование ЭТТН значительно сократит возможность нашей оптовой реализации товаров, поскольку большая часть оптовых клиентов являются небольшими организациями и/или ИП, потому что не все такие оптовые клиенты смогут выделить финансирование для настройки процесса работы по электронным накладным (покупка ПО, оплата за его настройку, обслуживание и пр.).

Такой подход повлечет за собой значительное снижение выручки нашей компании от оптовой реализации товаров и, как следствие, снижение поступление в бюджет налоговых платежей.

ООО БелВэйп
21
30.04.2025
3. Относительно перехода маркировки жидкостей
для электронных систем курения, систем курения с УКЗ на СИЗ (п.п.110-112 Приложения №2 проекта Постановления)

В настоящее время 80%-90% объема товаров маркируемых УКЗ (жидкости для ЭСК) при их ввозе на территорию РБ оклеиваются УКЗ силами поставщика в РФ, либо силами работников СВХ, при их поступлении на СВХ в РБ (в случае импорта товаров из Китая), допуск сотрудников организации-покупателя на склад СВХ для маркировки товаров запрещен.

Таким образом, возникают сложности с контролем корректности маркировки товаров УКЗ и предоставлением сведений о номерах УКЗ, нанесенных на товар.

Маркировка УКЗ жидкостей для ЭСК вызывает меньшее количество ошибок, поскольку УКЗ соотносится с конкретным видом продукции, а не номенклатурой, и данная информация подается в систему «Электронный знак» уже после нанесения на товар.

Если говорить о нанесении СИЗ, то они закупаются на конкретную номенклатуру товара, то есть группа номеров СИЗ соотносится с номенклатурой товара до момента фактической оклейки, что повлечет за собой большое количество ошибок при маркировке, и, как следствие, необходимость перемаркировки части товаров и утилизации некорректно нанесенных СИЗ.

Помимо того, количество групп товаров нашей компании, подлежащих маркировке УКЗ в настоящий момент 2 вида (жидкости для электронных систем курения и картриджи с жидкостью для электронных систем курения), а в случае принятия проекта закона количество номенклатур для СИЗ по нашим товарам будет более 1000 наименований.

ООО БелВэйп
21
30.04.2025

4. Мы высказываем сомнение в целесообразности
внедрения обязательств по маркировке СИЗ электронных систем курения и комплектующих к ним, поскольку приобретение данных систем, как правило осуществляется физическими лицами 1 раз в 1-2 года и в них не содержится никотин.

Соответственно, прослеживание оборота таких устройств дает некорректную информацию об обороте никотиносодержащей продукции.

Кроме того, в настоящий момент в Республике Беларусь отсутствуют производители данного вида продукции, соответственно импортеры электронных систем курения не составляют конкуренцию белорусским производителям.

ООО БелВэйп
21
30.04.2025

5. В связи с требованиями законодательства
до 01.01.2025 субъекты хозяйствования должны были произвести замену всего кассового оборудования и перейти на использование программных касс, с функцией обмена данными о номерах УКЗ между КСА и СКНО.

Кроме того, с 01.07.2025 у субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю товарами, подлежащими маркировке УКЗ, возникает обязательство по ведению дифференцированного учета УКЗ, что в свою очередь вызывает необходимость дополнительных финансовых затрат по доработке учетных систем, а также затрат на замену считывающих устройств на каждом магазине, на устройства с возможностью сканирования QR-кода УКЗ.

Переход на использование СИЗ в 2026г. вызовет очередную необходимость доработки программного обеспечения, таким образом затраты организаций-продавцов значительно возрастут, что в свою очередь повлечет за собой сокращение сумм поступления в бюджет Республики Беларусь налога на прибыль.

ООО БелВэйп
21
30.04.2025

6. Также импортеры легально ввозящие товары
в РБ наносят УКЗ на товары, в то время как недобросовестные продавцы как не наносили, так и не будут наносить УКЗ на нелегально ввезенный товар в РБ.

Какая преследуется государством цель с изменением положений данного проекта постановления по прослеживаемости законно ввезенного товара в Беларусь, когда для участников «серого рынка» ничего не меняется и они игнорируют положения действующего законодательства.