Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь» [PDF].

Проект в целом направлен на развитие системы обращения с отходами, обеспечивающей к 2040 году использование отходов на уровне не менее 90 %.

Прилагаемая информация: Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь» [PDF] ;

Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .

Сроки проведения обсуждения: с 12 по 22 мая 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Начало обсуждения:
12.05.2025
Окончание обсуждения:
22.05.2025
Количество сообщений:
8
Количество участников:
6
Обсуждение проекта
Alex Reaper
7
12.05.2025

С точки зрения нормотворческой техники
текст проекта постановления очень хорош. На перспективу: Минприроды, Минжилкомхоз, Минстройархитектуры, Минлесхоз, Госкомимущество должны быть объединены в единое Министерство инфраструктуры с департаментами по направлениям деятельности. Это залог эффективности, в том числе в части отсутствия необходимости получения дополнительных согласований при разработке нормативных правовых актов и в иных сферах (например, при рассмотрении обращений и согласовании строительных проектов).

По проекту стратегии.

Первое предложение части второй главы 1: «постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, формирующие законодательство, регулирующее обращение с отходами». Не должны быть указаны в качестве правовых основ постановления Правительства ни равные по иерархии (другие постановления Правительства), ни, тем более, нижестоящие нормативные правовые акты. Это очевидно.

Далее, с точки зрения нормотворческой техники. Полагаю, что это просто «сырой» документ, без редакторской обработки.

Часть третья главы 1:

В Республике Беларусь принят ряд стратегических документов, в которых затрагиваются вопросы регулирования обращения с отходами, в том числе: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, одобренная на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 4 февраля 2020 г. № 3). Также разработан проект Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года; Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2024 г. № 393); 2 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утверждена Решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5); Концепция совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 1037); Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710).

И так далее. Редакторам Аппарата Совета Министров следует перечитать проект с целью приведения его текста в надлежащее состояние.

Часть первая главы 2: Целью настоящей Стратегии является формирование комплексной системы обращения с отходами, направленной на обеспечение к 2040 году уровня использования отходов не менее 90 % с учетом соблюдения принципа углеродной нейтральности (сведения выбросов парниковых газов к нулю или их компенсации за счет реализации экологических проектов, направленных на поглощение углекислого газа (лесовосстановление и т.п.) при энергетическом использовании (сжигании) отходов.

90% от чего? При чем здесь углеродная нейтральность? Это освоение бюджетных средств на реализацию еще не созданных проектов?

Мы понимаем, что есть утверждающий нормативный правовой акт и стратегия, как утверждаемый нормативный правовой акт. Но это документ, утверждаемый Правительством, это престиж и имидж Правительства. Стратегию необходимо и технически и редакционно доработать. К сожалению в текущем виде это уровень текстовой части строительного проекта, сделанного на скорую руку и не имеющего перспектив

Михась
1
15.05.2025
Пункт 5 главы 5 Проекта Стратегии по обращению
с отходами производства и потребления в Республике Беларусь, опубликованной для обсуждения, предусматривает поэтапное закрытие мусоропроводов в многоквартирных жилых домах с организацией мест для раздельного сбора ТКО. В Минске такая работа уже ведется. Возможно, что стратегически это и верное решение, но практическая реализация в реальных условиях создает два момента, которые имеют определенные негативные последствия. На примере организации мест для раздельного сбора ТКО возле домов №14, 16, 18 и 20 по ул. Леси Украинки сложилась такая картина: Места сбора расположили на тротуаре вдоль улицы. Жильцы домов получили определенные плюсы от такого расположения – мусоровозы не заезжают во двор – стало больше места для парковки и чище. При этом – тяжелые мусоровозы постепенно перемалывают асфальтовое покрытие тротуара уложенное еще в 80-е годы прошлого века и не предназначено для таких нагрузок. Водители мусоровозов рулят не обращая внимания на газоны. Тротуар в местах установки контейнеров периодически покрыт вытекающей из мусоровозов жидкой субстанцией и мусором, выпавши при перегрузке из контейнеров. Природа, в лице ветра, солнца и птиц, как могут с этим справляются. Ограждения места установки контейнеров ржавые, прогнившие. Мелкий мусор, выпавший из переполненных контейнеров внутри ограждения не убирается месяцами. В летнюю погоду прохожие наслаждаются «ароматным букетом» исходящим от «места раздельного сбора ТБО» с оптимистичным лозунгом «Чистая столица начинается с тебя!». Как быть с этим? Возможно мне ответят – это частный случай, не надо обобщать. Но мимо этого безобразия я прохожу каждый день на протяжении нескольких лет. На обращения в инстанции Центрального района и г. Минска получаю ответы в стиле «на момент проверки нарушений не установлено, контроль усилен». Второй негативный момент, который влечет за собой закрытие мусоропровода – это одинокие, пожилые инвалиды, престарелые граждане, для которых преодолеть путь до «места раздельного сбора ТБО» является дополнительной проблемой. Проблема отходов существует и нужно искать правильные, эффективные пути решения. Но, совершенствуя одно, нельзя это делать за счет ухудшения социальной среды. Если порядок в  возле «места раздельного сбора ТБО» и выбор его месторасположения на совести работников ЖКХ, то как быть с проблемой немощных граждан?
Germal
2
20.05.2025
Считаю важным ввести на законодательном
уровне ограничение использования целлофановых пакетов не из переработанного сырья и не из биоразлагаемых материалов, в том числе и для маркеталейсов. Сейчас технологии позволяют сделать доступную упаковку. Считаю, что это должно быть урегулировано без «перегибов» не в локальных нормативных актах, а в Постановлении
Павел Сидорович
17
20.05.2025
В главе 3 не учтены  полномочия Министерства
здравоохранения Республики Беларусь и реализация требований санитарно-эпидемиологического законодательства.  В главе 6 возможно учесть переработку отходов из полимерных волокон (тканей), например, швейный изделий одноразового назначения
Владимир В
6
21.05.2025
Необходимо широко оповещать граждан о
вынесении на общественное обсуждение таких документов. Я узнал час назад случайно. Завтра последний день обсуждения - даже физически нету времени ознакомиться. После доработки, а тем более после вчерашней критики от Президента, исправленный проект документа также должен быть вынесен на обсуждение, иначе это все никчемный формализм.
Владимир В
6
21.05.2025
Все видели каких-то енотов на плакатах
и какие-то аббревиатуры "цель 99", но за годы продвижения енотов ни кто толком не пояснил гражданам в какие контейнеры и что нужно бросать. Перерабатываются ли: бумажные стаканчики (с пленкой внутри) и тетрапаки; лотки от яиц (на пунктах приема ВМР указано, что в макулатуру они не подходят!); полистирольная упаковка (лотки яиц, упаковка от техники); полистирольные стаканчики от сметаны; пакеты из-под молока/ кефира....? Я как сознательный гражданин не знаю куда это все бросать. Почему я должен искать нормативку и изучать эти вопросы, вместо того, чтобы просто оставить это в нужном месте? Где оповещение населения по делу, а не пустой лозунг про чью-то цель? Почему вокруг есть еноты, но нет информации куда девать градусник или антифриз из авто?
Владимир В
6
21.05.2025
Зачем яйца массово пакуют в полистирол?
Цель?
Владимир В
6
21.05.2025
Пластик, полистирол и прочий подобный будущий
мусор логично облагать экологическим налогом ( или какое там сейчас есть обременение, если вообще есть) не столько по весу, сколько за единицу выпущенной в оборот упаковки или изделия. Или вообще ограничить целевое использование и импорт по этому признаку. В противном случае мы дошли до того, что даже бумажные обертки для конфет уже не используют. Этот мусор потом невозможно собрать. Если ПЭТ бутылку или что-то крупное внуки как-то найдут и отсортируют, то пленка рассыпается и перемешивается безвозвратно с почвой. Это же беда.