Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об аквакультуре»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект Закона Республики Беларусь «Об аквакультуре» [PDF].

В частности, проект Закона направлен на:
• создание благоприятных условий для осуществления аквакультуры;
• определение правовых, экономических и организационных основ аквакультуры;
• формирование нормативной правовой базы, направленной на создание условий для роста объемов продукции аквакультуры, в целях полного удовлетворения спроса населения на данную продукцию.

Прилагаемая информация: Информация о необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «Об аквакультуре» [PDF]

Организатор общественного обсуждения: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь .

Сроки проведения обсуждения: с 5 по 15 июня 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

Сводная таблица замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта.
информация
Организатор:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Начало обсуждения:
05.06.2025
Окончание обсуждения:
15.06.2025
Количество сообщений:
3
Количество участников:
4
Обсуждение проекта
Сергей Гарчичко
19
06.06.2025

Понятие «рыбоводный пруд», определенное
в п. 22 ст. 1, в тексте закона больше не используется.

В п. 24 ст. 1 указано, что рыбопитомник является одним из видов неполносистемной рыбоводной организации, а в п. 2 ст. 16 он фигурирует в качестве примера полносистемной рыбоводной организации.

Термины "аквариумные рыбки"  или "аквариум" в законодательстве не определены, в связи с чем возникнет проблема при разграничении сферы действия закона, из которой они исключены согласно ст. 2. Разведение аквариумных рыбок формально подходит под определение понятия аквакультуры в рекреационных целях.

Пункты 4-9 ст. 4 представляются излишними, т.к. целью закона является регулирование отношений в области аквакультуры, а не определение сфер регулирования иных законодательных актов. Следуя логике законодателя, в ст. 4 необходимо было бы включить нормы о том, что отношения по поводу совершения сделок с объектами аквакультуры регулируются гражданским законодательством, отношения по поводу перемещения объектов через границу – таможенным, а трудовые отношения лиц, работающих в сфере аквакультуры – трудовым законодательством.

В законе (ст. 9, 13) используется термин «вселение» применительно к объектам аквакультуры, что представляется неверным. Вселение – это устойчивый термин, присущий жилищному законодательству, который применяется к гражданам. Для обозначения процесса зарыбления водоема или посева в него растений необходимо использовать нейтральный термин, например, «внедрение».

Игорь Борисёнок
650
06.06.2025
Аквакультура в Беларуси представляет значительный
инвестиционный потенциал, особенно в секторе товарного рыбоводства. Наращивание объемов производства прудовой и озерно-речной рыбы, а также производство ценных видов, имеет положительную тенденцию. Инвестиции в развитие этой отрасли могут способствовать обеспечению продовольственной безопасности, созданию рабочих мест и стимулированию роста экономики.  Инвестиционный потенциал аквакультуры в РБ растёт.  Рост производства: Аквакультура обеспечит основной прирост в производстве рыбы и морепродуктов, и ее доля достигнет более 50% от общего объема предложения в ближайшие годы.  Переориентация на ценные виды: В аквакультуре, в том числе в Беларуси, идет переориентация на производство более ценных видов, таких как лососевые, морепродукты и беспозвоночные.  Растущий рынок лососевых: Рынок форели и атлантического лосося в Беларуси за последние годы вырос.  Виды, выращиваемые в аквакультуре: В Беларуси необходимо выращивать различные виды рыб, такие как кета, горбуша, форель радужная, лосось атлантический (семга), и другие.  Улучшение условий выращивания: Развивать передовую практику выращивания рыбы в закрытых циркуляционных системах (ЗЦС), что обеспечит стабильный и предсказуемый температурный режим и качественную воду.  
Валерий Соляник
100
07.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : О проекте правового акта и прилагаемой информация


Аквакультура, наряду
с другими подотраслями обращения с продуктивными и непродуктивными животными (скотоводство, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, звероводство, овцеводство, козоводство, козоводство, пчеловодство, собаководство и т.д., и т.п.), априори, является бизнес-процессом, не требующим вмешательства государственных органов и государственных организаций в функционирование субъектов их осуществляющими.

Научное сопровождение функционирование подотраслей животноводства в государствах, размещенных на разных континентах нашей планеты, на протяжение двухсот лет, выполняют специалисты, имеющие образование в области «Зоотехния». Именно компетенции в зоотехнической деятельности позволяли выводить новые породы животных различных зоологических видов, разрабатывать системы кормления, и совместно со специалистами в области гигиена животных (зоогигиена) создавали условия содержания и ухода с закаливающим эффектом для имеющегося поголовья, что в конечном итоге повышала продолжительность продуктивной жизни животных и снижение себестоимости производимой товарной продукции (молоко, мясо, мед, яйца и др.).

Зоотехния и зоогигиена была и будет.

В Республике Беларусь в настоящее время НЕТ ни зоотехнии, ни гигиены животных (зоогигиены).

Республиканский бюджет на 4/5 формируется за счет белорусских налогоплательщиков (юридических и физических лиц).

Вмешательство государства в белорусское животноводство привело к катастрофе в этой отрасли сельского хозяйства. При огромном бюджетном финансировании, читай «освоении» денег белорусских налогоплательщиков, направленных последние пару-тройку пятилеток на «выполнение» государственных программ «Агробизнес» не выполнен ни один плановый показатель в скотоводстве, свиноводстве, рыбоводстве, племенном деле в животноводстве (разделы 3, 4, 5).

Проект Закона Республики Беларусь «Об аквакультуре»:

Во-первых, не создает благоприятных условий для осуществления аквакультуры, так как Минсельхозпрод, как государственный орган «регулирующий» общественные отношения в области животноводства, априори, не способен выполнить пятилетние программы Агробизнес.

Во-вторых, проект Закона не определяет правовые, экономические и организационные основы аквакультуры, так как государственные органы и государственные организации, которые никакой персональной ответственности за свои деяния не несут, а будут вмешиваться в деятельность обращения с животными, которую осуществляют специалисты, обладающими компетенции в области зоотехнии.

Неужели должностных лиц органов госуправления ничему не научила ситуация с падежом скота и свиней на фермах и комплексах, построенных на деньги белорусских налогоплательщиков!?

В-третьих, проект Закона не формирует нормативную правовую базу, а направлен на создание условий: для снижения объемов производимой продукции аквакультуры; не удовлетворения спроса населения на данную продукцию, «провал» по которой существует на протяжении последних четверти века.

ВЫВОД: законодательное регулирование аквакультуры в Республике Беларусь нецелесообразно ни с юридической, ни с зоотехнической точек зрения.

СОЛЯНИК ВАЛЕРИЙ