Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» (локальный мониторинг)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» .

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды» (далее – Постановление), в том числе в части:

  • актуализации перечня природопользователей, осуществляющих локальный мониторинг окружающей среды;
  • уточнения наименований, местонахождения, количества источников вредного воздействия на окружающую среду по всем объектам наблюдений локального мониторинга;
  • уточнения параметров и периодичности наблюдений по объекту наблюдений «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологического и иного оборудования, технологических процессов, машин и механизмов»;
  • уточнения периодичности наблюдений по объекту наблюдений «сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты или систему канализации населенных пунктов, и поверхностные воды в фоновых створах, расположенных выше по течению мест сброса сточных вод, и контрольных створах, расположенных ниже по течению мест сброса сточных вод», а также параметров наблюдений в соответствии с выданными разрешениями на специальное водопользование, фактическими объемами сброса сточных вод;
  • уточнения количества пунктов наблюдений, параметров наблюдений по объекту наблюдений «почвы (грунты) в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения».

Учитывая количество вносимых изменений, а также в целях полного восприятия текста, приложение к Постановлению, определяющее перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проведение локального мониторинга, изложено в новой редакции.

Прилагаемая информация:

Обоснование необходимости принятия постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5».

Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5».

Документ, в который вносятся изменения:

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды».

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Сроки проведения обсуждения: с 10 по 20 июля 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

Сводная таблица замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта.
информация
Организатор:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Начало обсуждения:
10.07.2025
Окончание обсуждения:
20.07.2025
Количество сообщений:
2
Количество участников:
1
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
10.07.2025
Предложение по проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления от 11 января 2017 г. № 5» Уважаемые коллеги! В рамках общественного обсуждения проекта постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды» выражаю благодарность за возможность участия в процессе совершенствования нормативной базы в области охраны окружающей среды и направляю следующие предложения:
--- 1. Актуализация перечня природопользователей Предлагаю дополнить перечень природопользователей, обязанных осуществлять локальный мониторинг, следующими категориями:
- организации, осуществляющие деятельность с отходами I–III классов опасности;
- предприятия, использующие химические вещества из перечня приоритетных загрязнителей; - субъекты, расположенные вблизи особо охраняемых природных территорий.

--- 2. Уточнение источников вредного воздействия Предлагаю:
- указать точные координаты источников загрязнения;
- классифицировать источники по степени воздействия;
- конкретизировать типы оборудования и процессов, являющихся источниками загрязнения.

--- 3. Параметры и периодичность наблюдений за выбросами в атмосферу Предлагаю установить:
- периодичность наблюдений: стационарные источники — ежеквартально, передвижные — раз в полугодие;
- обязательный контроль за PM2.5, PM10 и летучими органическими соединениями.

--- 4. Параметры и периодичность наблюдений за сточными водами Предлагаю:
- привести параметры в соответствие с разрешениями на специальное водопользование;
- включить контроль за азотом аммонийным, фосфатами, нефтепродуктами, тяжёлыми металлами;
- установить периодичность: контрольные створы — ежемесячно, фоновые — ежеквартально, при превышении ПДК — внепланово.

--- 5. Параметры наблюдений за почвами Предлагаю:
- установить минимальное количество пунктов наблюдений (1 на 5 га);
- включить в перечень параметров: тяжёлые металлы, нефтепродукты, пестициды, рН, органический углерод;
- периодичность — не реже одного раза в два года.

--- 6. Новая редакция приложения Предлагаю:
- структурировать приложение по объектам наблюдений;
- включить таблицы с координатами, параметрами, периодичностью и ответственными природопользователями.

--- Выражаю надежду, что данные предложения будут учтены при доработке проекта постановления. Готов(а) предоставить дополнительные обоснования и участвовать в дальнейших обсуждениях.
Игорь Борисёнок
650
10.07.2025
Учитывая задачи проекта постановления, направленные на актуализацию и уточнение параметров локального мониторинга, предлагаю следующие конкретные предложения:


I. Актуализация перечня природопользователей и объектов наблюдений:
•  Предложение 1: "Ввести обязательное требование о ежегодной актуализации перечня природопользователей, осуществляющих локальный мониторинг окружающей среды, с учетом изменений в их деятельности (изменение объемов производства, внедрение новых технологий, изменение видов используемого сырья и т.п.)."
•  Обоснование: Оперативная актуализация перечня обеспечит соответствие мониторинга текущей ситуации и позволит своевременно выявлять новые источники загрязнения.
•  Предложение 2: "Разработать и внедрить электронную базу данных природопользователей и объектов наблюдений локального мониторинга с возможностью оперативного внесения изменений и доступа к информации для заинтересованных лиц (органов государственного управления, общественности и т.п.)."
•  Обоснование: Электронная база данных упростит процесс актуализации перечня и обеспечит доступность информации.

II. Уточнение параметров и периодичности наблюдений за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
•  Предложение 3: "Установить обязательный перечень загрязняющих веществ, подлежащих обязательному мониторингу для всех природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферный воздух, с учетом специфики их деятельности и используемых технологий. Дополнительные параметры мониторинга определяются на основании оценки риска для окружающей среды и здоровья населения."
•  Обоснование: Обязательный перечень загрязняющих веществ обеспечит сопоставимость данных мониторинга и позволит выявлять наиболее опасные загрязнители.
•  Предложение 4: "Установить минимальную периодичность наблюдений за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в зависимости от объема выбросов, класса опасности загрязняющих веществ и категории объекта. Для объектов с высоким уровнем риска установить непрерывный мониторинг выбросов."
•  Обоснование: Дифференцированный подход к определению периодичности мониторинга позволит оптимизировать затраты на мониторинг и обеспечить надлежащий контроль за наиболее опасными объектами.

III. Уточнение параметров и периодичности наблюдений за сточными водами:
•  Предложение 5: "Включить в перечень параметров мониторинга сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, обязательное определение содержания микропластика и других приоритетных загрязняющих веществ, представляющих угрозу для водных экосистем и здоровья человека."
•  Обоснование: Мониторинг содержания микропластика и других приоритетных загрязняющих веществ позволит оценить их влияние на водные объекты и разработать меры по их предотвращению.
•  Предложение 6: "Установить обязательное требование о проведении мониторинга токсичности сточных вод для водных организмов в контрольных створах водных объектов, расположенных ниже по течению мест сброса сточных вод."
•  Обоснование: Мониторинг токсичности позволит оценить влияние сточных вод на водные экосистемы и своевременно принимать меры по снижению их негативного воздействия.
•  Предложение 7: "Предусмотреть возможность использования автоматических станций мониторинга качества воды в контрольных створах водных объектов для обеспечения непрерывного мониторинга и оперативного выявления загрязнений."
•  Обоснование: Автоматические станции мониторинга обеспечат оперативное получение информации о состоянии водных объектов и позволят своевременно реагировать на возникновение загрязнений.

IV. Уточнение количества пунктов и параметров наблюдений за почвами (грунтами):
•  Предложение 8: "Увеличить количество пунктов наблюдений за почвами (грунтами) в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения, особенно вблизи промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий и мест хранения отходов."
•  Обоснование: Увеличение количества пунктов наблюдений позволит получить более полную информацию о состоянии почв (грунтов) и выявить зоны загрязнения.
•  Предложение 9: "Включить в перечень параметров мониторинга почв (грунтов) определение содержания микропластика, тяжелых металлов, пестицидов и других приоритетных загрязняющих веществ, представляющих угрозу для почвенных экосистем и здоровья человека."
•  Обоснование: Мониторинг содержания микропластика, тяжелых металлов и других приоритетных загрязняющих веществ позволит оценить их влияние на почвенные экосистемы и разработать меры по их предотвращению.
•  Предложение 10: "Установить обязательное требование о проведении мониторинга состояния почв (грунтов) на территориях, используемых для выращивания сельскохозяйственной продукции, с целью обеспечения безопасности продуктов питания."
•  Обоснование: Мониторинг состояния почв (грунтов) на территориях, используемых для выращивания сельскохозяйственной продукции, позволит предотвратить попадание загрязняющих веществ в продукты питания.

V. Общие предложения:
•  Предложение 11: "Разработать и утвердить методические рекомендации по проведению локального мониторинга окружающей среды с учетом современных требований и международного опыта."
•  Обоснование: Методические рекомендации обеспечат единообразный подход к проведению мониторинга и повысят достоверность получаемых данных.
•  Предложение 12: "Предусмотреть возможность привлечения общественности к проведению локального мониторинга окружающей среды, например, путем создания общественных наблюдательных советов или организации общественного контроля."
•  Обоснование: Привлечение общественности повысит прозрачность процесса мониторинга и позволит учитывать мнение заинтересованных лиц.

Дополнительные рекомендации:
•  Проанализируйте текущее состояние локального мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь и выявите проблемные вопросы.
•  Изучите международный опыт проведения локального мониторинга и примените лучшие практики.
•  При подготовке предложений учитывайте интересы как государственных органов, так и природопользователей. Учитывая важность локального мониторинга для обеспечения экологической безопасности, предлагаю тщательно проработать все аспекты и привлечь к обсуждению широкий круг заинтересованных лиц.