Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»
Описание проекта
Проектом постановления предусматривается утверждение:

1. Положения о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
2. Положения о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих.

Проектом постановления также вносятся изменения в ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, утверждающих специфические требования по обеспечению пожарной безопасности:

  • для объектов метрополитена;
  • на судах внутреннего водного транспорта;
  • для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
  • при осуществлении геологоразведочных работ;
  • в лесах;
  • для объектов железнодорожного транспорта;
  • взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
  • для объектов гражданской и государственной авиации.

Кроме того, предполагается корректировка постановлений:

  • от 31 августа 2020 г. № 516 «О системе противопожарного нормирования и стандартизации»;
  • от 29 апреля 1998 г. № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь»;
  • от 29 февраля 2016 г. № 163 «О повышении эффективности контроля за выполнением законодательства о пожарной безопасности»;
  • от 30 сентября 2020 г. № 573 «О проверке органами государственного пожарного надзора государственных органов и организаций».

Документ направлен на актуализацию законодательства в области обеспечения пожарной безопасности с учетом практики его применения.
информация
Начало обсуждения:
29.09.2025
Окончание обсуждения:
09.10.2025
Количество сообщений:
2
Количество участников:
2
Публичное обсуждение завершено
Итоги обсуждения
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
29.09.2025
Вот конкретные предложения по доработке
проекта постановления МЧС, исходя из его содержания и типичных требований к нормативным правовым актам: --- 📌 Общие предложения по структуре и юридической технике 1. Уточнить предмет регулирования в преамбуле: указать, что постановление направлено на реализацию конкретных норм Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» или других актов. 2. Добавить ссылки на правовые основания: в начале проекта указать статьи законов, на основании которых МЧС вправе издавать данное постановление. 3. Разделить постановление на логические блоки: например, «Общие положения», «Порядок организации», «Финансирование», «Контроль и ответственность». 4. Уточнить терминологию: если используются специальные термины (например, «эвакуационные мероприятия», «зоны ЧС»), дать их определения или сослаться на действующие нормативные акты. --- 🛠️ Конкретные предложения по содержанию 1. В пункте, касающемся организации мероприятий:    - Уточнить, какие органы и организации участвуют: «Организация мероприятий осуществляется МЧС совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, а также иными заинтересованными организациями».    - Ввести сроки: «Мероприятия должны быть организованы не позднее чем за 24 часа до предполагаемого наступления чрезвычайной ситуации». 2. В части, касающейся финансирования:    - Добавить норму: «Финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников, не запрещённых законодательством». 3. В разделе о контроле:    - Предусмотреть механизм: «Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается на Департамент по ликвидации последствий ЧС МЧС». 4. В заключительных положениях:    - Указать срок вступления в силу: «Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования».    - При необходимости — предусмотреть отмену ранее действующих актов: «Признать утратившими силу постановления МЧС от [дата, номер], регулирующие аналогичные вопросы». --- 🌍 Предложения по гармонизации с международными стандартами 1. Согласовать формулировки с ISO 22320 (управление в чрезвычайных ситуациях): например, использовать термин «координация реагирования» вместо «организация мероприятий». 2. Уточнить подход к оценке рисков: «Оценка рисков осуществляется в соответствии с методикой, согласованной с международными стандартами ISO 31000».
Игорь Борисёнок
650
29.09.2025
Конкретные формулировки предложений для
проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»». 1) Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления и иных организаций к выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны Предложение 1. Утвердить Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее — Положение), указанное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 2. Включить в Положение следующие принципы: полнота охвата объектов, объективность оценки, своевременность уведомления руководителей, ответственность руководителей и подчинённых за выполнение мероприятий, прозрачность источников информации. Предложение 3. Ввести трехуровневую систему мониторинга: плановый ежегодный мониторинг, внеплановый мониторинг по поручению руководителя, и годовой итоговый отчет с конкретными рекомендациями по устранению выявленных нарушений. Предложение 4. Установить сроки предоставления запрашиваемой информации: не позднее 15 рабочих дней со дня получения запроса, с возможностью продления по согласованию с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 5. Указать перечень документов и форм отчетности, которые подлежат предоставлению проверяющим органам (планы учений, планы ликвидации последствий ЧС, инструкции по защите населения, графики обучения персонала и т. п.). Предложение 6. Ввести ответственность за нарушение требований Положения: должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности, а юридические лица — административным штрафам и мерам принуждения в пределах закона. 2) Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих Предложение 7. Утвердить Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора за эксплуатацией объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих (далее — Положение о надзоре), приведенное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 8. Определить круг проверяемых объектов: предприятия, склады, базы хранения и переработки взрывчатых материалов и изделий; транспортные узлы, где осуществляется обращение с такими материалами. Предложение 9. Установить виды надзора: плановые и внеплановые проверки, процедура оформления контрольных актов, фиксация нарушений и сроки их устранения. Предложение 10. Установить права проверяющих: запрашивать необходимые документы, осуществлять очные и дистанционные проверки, требовать временных режимов эксплуатации и ограничений оборота материалов. Предложение 11. Установить обязанности проверяемых субъектов: оперативно предоставлять достоверную информацию, обеспечивать доступ проверяющим к объектам, соблюдать требования по охране труда и безопасности. Предложение 12. Ввести меры ответственности: штрафы, временная приостановка деятельности, приостановление эксплуатации объектов до устранения нарушений, а также административную ответственность должностных лиц. Предложение 13. Обеспечить взаимодействие: взаимодействовать с правоохранительными и надзорными органами, обмениваться информацией о рисках и инцидентах, обеспечивать совместные учения по ликвидации последствий. 3) Внесение изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (специфические требования по обеспечению пожарной безопасности) Предложение 14. Внести изменения в постановления по объектам метрополитена: усилить требования к системам автоматического пожаротушения, дымоудаления, категорированию зон, обеспечить регулярное тестирование эвакуационных путей и систем оповещения. Предложение 15. Внести изменения по судам внутреннего водного транспорта: скорректировать нормы хранения взрывчатых материалов, требования к сертификации оборудования и регламенту эксплуатации судов. Предложение 16. Внести изменения для объектов с пребыванием детей, свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения: повысить требования к планам эвакуации, обучению персонала, доступности средств пожарной безопасности, информированию посетителей. Предложение 17. Внести изменения по геологоразведочным работам: установить требования к хранению топлива, обеспечению противопожарной безопасности работ, мониторингу рисков. Предложение 18. Внести изменения в лесах: усилить профилактику лесных пожаров, оборудование патрулей, обмен информацией с лесоохраной и местными органами. Предложение 19. Внести изменения для объектов железнодорожного транспорта: унифицировать требования к противопожарной защите локомотивов, вагонов и инфраструктуры, провести регулярные обследования. Предложение 20. Внести изменения в взрывопожароопасные и пожароопасные производства: расширить перечень опасных зон, требования к вентиляции и газоотсечке, планы аварийного реагирования. Предложение 21. Внести изменения для объектов гражданской и государственной авиации: унифицировать требования к автономным системам пожаротушения в ангарных помещениях, обслуживанию средств противопожарной защиты и обучению персонала. 4) Корректировки к существующим постановлениям Предложение 22. Постановление Совета Министров от 31 августа 2020 г. № 516 «О системе противопожарного нормирования и стандартизации» дополнить перечень нормируемых параметров для новых видов объектов и утверждать методические рекомендации по применению норм в условиях ЧС. Предложение 23. Постановление Совета Министров от 29 апреля 1998 г. № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь» обновить подходы к оценке риска и внедрить современные методики учета факторов пожароопасности. Предложение 24. Постановление Совета Министров от 29 февраля 2016 г. № 163 «О повышении эффективности контроля за выполнением законодательства о пожарной безопасности» усилить требования к качеству и полноте отчетности, внедрить цифровые инструменты мониторинга. Предложение 25. Постановление Совета Министров от 30 сентября 2020 г. № 573 «О проверке органами государственного пожарного надзора государственных органов и организаций» унифицировать процедуру проверок и расширить перечень объектов надзора. 5) Общие положения реализации Предложение 26. Принятые положения вступают в силу с даты их официального опубликования за исключением отдельных пунктов, вступающих в силу по мере утверждения необходимых методических документов — через 6 месяцев после опубликования. Предложение 27. Ответственными за исполнение настоящего постановления являются министерства, ведомства и органы, уполномоченные по пожарному надзору, с координацией Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 28. По итогам каждого года Министерство по чрезвычайным ситуациям представляет в Совет Министров сводный доклад об исполнении настоящего постановления и о внесённых изменениях в законодательство в области пожарной безопасности.