[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»
Проектом постановления предусматривается утверждение:
1. Положения о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; 2. Положения о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих.
Проектом постановления также вносятся изменения в ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, утверждающих специфические требования по обеспечению пожарной безопасности:
для объектов метрополитена;
на судах внутреннего водного транспорта;
для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
при осуществлении геологоразведочных работ;
в лесах;
для объектов железнодорожного транспорта;
взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
для объектов гражданской и государственной авиации.
Кроме того, предполагается корректировка постановлений:
от 31 августа 2020 г. № 516 «О системе противопожарного нормирования и стандартизации»;
от 29 апреля 1998 г. № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь»;
от 29 февраля 2016 г. № 163 «О повышении эффективности контроля за выполнением законодательства о пожарной безопасности»;
от 30 сентября 2020 г. № 573 «О проверке органами государственного пожарного надзора государственных органов и организаций».
Документ направлен на актуализацию законодательства в области обеспечения пожарной безопасности с учетом практики его применения.
Сроки проведения обсуждения: с 29 сентября по 9 октября 2025 г.
29.09.2025 09:00:00
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
63.0
613
Вот конкретные предложения по доработке проекта постановления МЧС, исходя из его содержания и типичных требований к нормативным правовым актам: --- 📌 Общие предложения по структуре и юридической технике 1. Уточнить предмет регулирования в преамбуле: указать, что постановление направлено на реализацию конкретных норм Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» или других актов. 2. Добавить ссылки на правовые основания: в начале проекта указать статьи законов, на основании которых МЧС вправе издавать данное постановление. 3. Разделить постановление на логические блоки: например, «Общие положения», «Порядок организации», «Финансирование», «Контроль и ответственность». 4. Уточнить терминологию: если используются специальные термины (например, «эвакуационные мероприятия», «зоны ЧС»), дать их определения или сослаться на действующие нормативные акты. --- 🛠️ Конкретные предложения по содержанию 1. В пункте, касающемся организации мероприятий: - Уточнить, какие органы и организации участвуют: «Организация мероприятий осуществляется МЧС совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, а также иными заинтересованными организациями». - Ввести сроки: «Мероприятия должны быть организованы не позднее чем за 24 часа до предполагаемого наступления чрезвычайной ситуации». 2. В части, касающейся финансирования: - Добавить норму: «Финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников, не запрещённых законодательством». 3. В разделе о контроле: - Предусмотреть механизм: «Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается на Департамент по ликвидации последствий ЧС МЧС». 4. В заключительных положениях: - Указать срок вступления в силу: «Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования». - При необходимости — предусмотреть отмену ранее действующих актов: «Признать утратившими силу постановления МЧС от [дата, номер], регулирующие аналогичные вопросы». --- 🌍 Предложения по гармонизации с международными стандартами 1. Согласовать формулировки с ISO 22320 (управление в чрезвычайных ситуациях): например, использовать термин «координация реагирования» вместо «организация мероприятий». 2. Уточнить подход к оценке рисков: «Оценка рисков осуществляется в соответствии с методикой, согласованной с международными стандартами ISO 31000».
29.09.2025 11:32:26
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
63.0
613
Конкретные формулировки предложений для проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»». 1) Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления и иных организаций к выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны Предложение 1. Утвердить Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее — Положение), указанное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 2. Включить в Положение следующие принципы: полнота охвата объектов, объективность оценки, своевременность уведомления руководителей, ответственность руководителей и подчинённых за выполнение мероприятий, прозрачность источников информации. Предложение 3. Ввести трехуровневую систему мониторинга: плановый ежегодный мониторинг, внеплановый мониторинг по поручению руководителя, и годовой итоговый отчет с конкретными рекомендациями по устранению выявленных нарушений. Предложение 4. Установить сроки предоставления запрашиваемой информации: не позднее 15 рабочих дней со дня получения запроса, с возможностью продления по согласованию с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 5. Указать перечень документов и форм отчетности, которые подлежат предоставлению проверяющим органам (планы учений, планы ликвидации последствий ЧС, инструкции по защите населения, графики обучения персонала и т. п.). Предложение 6. Ввести ответственность за нарушение требований Положения: должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности, а юридические лица — административным штрафам и мерам принуждения в пределах закона. 2) Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих Предложение 7. Утвердить Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора за эксплуатацией объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих (далее — Положение о надзоре), приведенное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 8. Определить круг проверяемых объектов: предприятия, склады, базы хранения и переработки взрывчатых материалов и изделий; транспортные узлы, где осуществляется обращение с такими материалами. Предложение 9. Установить виды надзора: плановые и внеплановые проверки, процедура оформления контрольных актов, фиксация нарушений и сроки их устранения. Предложение 10. Установить права проверяющих: запрашивать необходимые документы, осуществлять очные и дистанционные проверки, требовать временных режимов эксплуатации и ограничений оборота материалов. Предложение 11. Установить обязанности проверяемых субъектов: оперативно предоставлять достоверную информацию, обеспечивать доступ проверяющим к объектам, соблюдать требования по охране труда и безопасности. Предложение 12. Ввести меры ответственности: штрафы, временная приостановка деятельности, приостановление эксплуатации объектов до устранения нарушений, а также административную ответственность должностных лиц. Предложение 13. Обеспечить взаимодействие: взаимодействовать с правоохранительными и надзорными органами, обмениваться информацией о рисках и инцидентах, обеспечивать совместные учения по ликвидации последствий. 3) Внесение изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (специфические требования по обеспечению пожарной безопасности) Предложение 14. Внести изменения в постановления по объектам метрополитена: усилить требования к системам автоматического пожаротушения, дымоудаления, категорированию зон, обеспечить регулярное тестирование эвакуационных путей и систем оповещения. Предложение 15. Внести изменения по судам внутреннего водного транспорта: скорректировать нормы хранения взрывчатых материалов, требования к сертификации оборудования и регламенту эксплуатации судов. Предложение 16. Внести изменения для объектов с пребыванием детей, свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения: повысить требования к планам эвакуации, обучению персонала, доступности средств пожарной безопасности, информированию посетителей. Предложение 17. Внести изменения по геологоразведочным работам: установить требования к хранению топлива, обеспечению противопожарной безопасности работ, мониторингу рисков. Предложение 18. Внести изменения в лесах: усилить профилактику лесных пожаров, оборудование патрулей, обмен информацией с лесоохраной и местными органами. Предложение 19. Внести изменения для объектов железнодорожного транспорта: унифицировать требования к противопожарной защите локомотивов, вагонов и инфраструктуры, провести регулярные обследования. Предложение 20. Внести изменения в взрывопожароопасные и пожароопасные производства: расширить перечень опасных зон, требования к вентиляции и газоотсечке, планы аварийного реагирования. Предложение 21. Внести изменения для объектов гражданской и государственной авиации: унифицировать требования к автономным системам пожаротушения в ангарных помещениях, обслуживанию средств противопожарной защиты и обучению персонала. 4) Корректировки к существующим постановлениям Предложение 22. Постановление Совета Министров от 31 августа 2020 г. № 516 «О системе противопожарного нормирования и стандартизации» дополнить перечень нормируемых параметров для новых видов объектов и утверждать методические рекомендации по применению норм в условиях ЧС. Предложение 23. Постановление Совета Министров от 29 апреля 1998 г. № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь» обновить подходы к оценке риска и внедрить современные методики учета факторов пожароопасности. Предложение 24. Постановление Совета Министров от 29 февраля 2016 г. № 163 «О повышении эффективности контроля за выполнением законодательства о пожарной безопасности» усилить требования к качеству и полноте отчетности, внедрить цифровые инструменты мониторинга. Предложение 25. Постановление Совета Министров от 30 сентября 2020 г. № 573 «О проверке органами государственного пожарного надзора государственных органов и организаций» унифицировать процедуру проверок и расширить перечень объектов надзора. 5) Общие положения реализации Предложение 26. Принятые положения вступают в силу с даты их официального опубликования за исключением отдельных пунктов, вступающих в силу по мере утверждения необходимых методических документов — через 6 месяцев после опубликования. Предложение 27. Ответственными за исполнение настоящего постановления являются министерства, ведомства и органы, уполномоченные по пожарному надзору, с координацией Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 28. По итогам каждого года Министерство по чрезвычайным ситуациям представляет в Совет Министров сводный доклад об исполнении настоящего постановления и о внесённых изменениях в законодательство в области пожарной безопасности.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»
Проектом постановления предусматривается утверждение:
1. Положения о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
2. Положения о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих.
Проектом постановления также вносятся изменения в ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, утверждающих специфические требования по обеспечению пожарной безопасности:
Кроме того, предполагается корректировка постановлений:
Документ направлен на актуализацию законодательства в области обеспечения пожарной безопасности с учетом практики его применения.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 29 сентября по 9 октября 2025 г.
29.09.2025 09:00:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛпроекта постановления МЧС, исходя из его содержания и типичных требований к нормативным правовым актам: --- 📌 Общие предложения по структуре и юридической технике 1. Уточнить предмет регулирования в преамбуле: указать, что постановление направлено на реализацию конкретных норм Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» или других актов. 2. Добавить ссылки на правовые основания: в начале проекта указать статьи законов, на основании которых МЧС вправе издавать данное постановление. 3. Разделить постановление на логические блоки: например, «Общие положения», «Порядок организации», «Финансирование», «Контроль и ответственность». 4. Уточнить терминологию: если используются специальные термины (например, «эвакуационные мероприятия», «зоны ЧС»), дать их определения или сослаться на действующие нормативные акты. --- 🛠️ Конкретные предложения по содержанию 1. В пункте, касающемся организации мероприятий: - Уточнить, какие органы и организации участвуют: «Организация мероприятий осуществляется МЧС совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, а также иными заинтересованными организациями». - Ввести сроки: «Мероприятия должны быть организованы не позднее чем за 24 часа до предполагаемого наступления чрезвычайной ситуации». 2. В части, касающейся финансирования: - Добавить норму: «Финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников, не запрещённых законодательством». 3. В разделе о контроле: - Предусмотреть механизм: «Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается на Департамент по ликвидации последствий ЧС МЧС». 4. В заключительных положениях: - Указать срок вступления в силу: «Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования». - При необходимости — предусмотреть отмену ранее действующих актов: «Признать утратившими силу постановления МЧС от [дата, номер], регулирующие аналогичные вопросы». --- 🌍 Предложения по гармонизации с международными стандартами 1. Согласовать формулировки с ISO 22320 (управление в чрезвычайных ситуациях): например, использовать термин «координация реагирования» вместо «организация мероприятий». 2. Уточнить подход к оценке рисков: «Оценка рисков осуществляется в соответствии с методикой, согласованной с международными стандартами ISO 31000».
29.09.2025 11:32:26
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛпроекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям»». 1) Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления и иных организаций к выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны Предложение 1. Утвердить Положение о порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее — Положение), указанное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 2. Включить в Положение следующие принципы: полнота охвата объектов, объективность оценки, своевременность уведомления руководителей, ответственность руководителей и подчинённых за выполнение мероприятий, прозрачность источников информации. Предложение 3. Ввести трехуровневую систему мониторинга: плановый ежегодный мониторинг, внеплановый мониторинг по поручению руководителя, и годовой итоговый отчет с конкретными рекомендациями по устранению выявленных нарушений. Предложение 4. Установить сроки предоставления запрашиваемой информации: не позднее 15 рабочих дней со дня получения запроса, с возможностью продления по согласованию с Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 5. Указать перечень документов и форм отчетности, которые подлежат предоставлению проверяющим органам (планы учений, планы ликвидации последствий ЧС, инструкции по защите населения, графики обучения персонала и т. п.). Предложение 6. Ввести ответственность за нарушение требований Положения: должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности, а юридические лица — административным штрафам и мерам принуждения в пределах закона. 2) Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора при эксплуатации объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих Предложение 7. Утвердить Положение о порядке осуществления государственного пожарного надзора за эксплуатацией объектов по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих (далее — Положение о надзоре), приведенное в приложении к настоящему постановлению. Предложение 8. Определить круг проверяемых объектов: предприятия, склады, базы хранения и переработки взрывчатых материалов и изделий; транспортные узлы, где осуществляется обращение с такими материалами. Предложение 9. Установить виды надзора: плановые и внеплановые проверки, процедура оформления контрольных актов, фиксация нарушений и сроки их устранения. Предложение 10. Установить права проверяющих: запрашивать необходимые документы, осуществлять очные и дистанционные проверки, требовать временных режимов эксплуатации и ограничений оборота материалов. Предложение 11. Установить обязанности проверяемых субъектов: оперативно предоставлять достоверную информацию, обеспечивать доступ проверяющим к объектам, соблюдать требования по охране труда и безопасности. Предложение 12. Ввести меры ответственности: штрафы, временная приостановка деятельности, приостановление эксплуатации объектов до устранения нарушений, а также административную ответственность должностных лиц. Предложение 13. Обеспечить взаимодействие: взаимодействовать с правоохранительными и надзорными органами, обмениваться информацией о рисках и инцидентах, обеспечивать совместные учения по ликвидации последствий. 3) Внесение изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (специфические требования по обеспечению пожарной безопасности) Предложение 14. Внести изменения в постановления по объектам метрополитена: усилить требования к системам автоматического пожаротушения, дымоудаления, категорированию зон, обеспечить регулярное тестирование эвакуационных путей и систем оповещения. Предложение 15. Внести изменения по судам внутреннего водного транспорта: скорректировать нормы хранения взрывчатых материалов, требования к сертификации оборудования и регламенту эксплуатации судов. Предложение 16. Внести изменения для объектов с пребыванием детей, свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения: повысить требования к планам эвакуации, обучению персонала, доступности средств пожарной безопасности, информированию посетителей. Предложение 17. Внести изменения по геологоразведочным работам: установить требования к хранению топлива, обеспечению противопожарной безопасности работ, мониторингу рисков. Предложение 18. Внести изменения в лесах: усилить профилактику лесных пожаров, оборудование патрулей, обмен информацией с лесоохраной и местными органами. Предложение 19. Внести изменения для объектов железнодорожного транспорта: унифицировать требования к противопожарной защите локомотивов, вагонов и инфраструктуры, провести регулярные обследования. Предложение 20. Внести изменения в взрывопожароопасные и пожароопасные производства: расширить перечень опасных зон, требования к вентиляции и газоотсечке, планы аварийного реагирования. Предложение 21. Внести изменения для объектов гражданской и государственной авиации: унифицировать требования к автономным системам пожаротушения в ангарных помещениях, обслуживанию средств противопожарной защиты и обучению персонала. 4) Корректировки к существующим постановлениям Предложение 22. Постановление Совета Министров от 31 августа 2020 г. № 516 «О системе противопожарного нормирования и стандартизации» дополнить перечень нормируемых параметров для новых видов объектов и утверждать методические рекомендации по применению норм в условиях ЧС. Предложение 23. Постановление Совета Министров от 29 апреля 1998 г. № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь» обновить подходы к оценке риска и внедрить современные методики учета факторов пожароопасности. Предложение 24. Постановление Совета Министров от 29 февраля 2016 г. № 163 «О повышении эффективности контроля за выполнением законодательства о пожарной безопасности» усилить требования к качеству и полноте отчетности, внедрить цифровые инструменты мониторинга. Предложение 25. Постановление Совета Министров от 30 сентября 2020 г. № 573 «О проверке органами государственного пожарного надзора государственных органов и организаций» унифицировать процедуру проверок и расширить перечень объектов надзора. 5) Общие положения реализации Предложение 26. Принятые положения вступают в силу с даты их официального опубликования за исключением отдельных пунктов, вступающих в силу по мере утверждения необходимых методических документов — через 6 месяцев после опубликования. Предложение 27. Ответственными за исполнение настоящего постановления являются министерства, ведомства и органы, уполномоченные по пожарному надзору, с координацией Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору. Предложение 28. По итогам каждого года Министерство по чрезвычайным ситуациям представляет в Совет Министров сводный доклад об исполнении настоящего постановления и о внесённых изменениях в законодательство в области пожарной безопасности.
29.09.2025 14:17:39
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться