Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Диана Пантюхова
1
02.11.2025

Я против ограничения количества животных
в квартирах. Каждый вправе сам решать, сколько животных сможет содержать в СВОЕМ доме либо квартире.

Так же я против отлова и умерщвления безнадзорных животных.

Средства, направленные на отлов и умерщвление животных лучше применить для их стерилизации, а так же создания приютов и передержек.

Анна Мартыненко
11
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 15 Элемент текста : Положение об отлове и содержании безнадзорных животных


Действующая редакция пункта 15, регламентирующая
передачу идентифицированных, но невостребованных животными, содержит существенный юридический пробел. Установленная формулировка не учитывает необходимость получения предварительного согласия принимающей стороны, что создаёт потенциальные риски для всех участников процесса.

Нарушение принципов гражданско-правовых отношений

Использование императивной конструкции «передаются» без указания на согласие принимающей стороны противоречит фундаментальным принципам гражданского законодательства. Любая передача имущества (к которому в правовом поле относятся и животные) требует взаимного волеизъявления сторон. Текущая редакция может трактоваться как одностороннее возложение обязанности, что нарушает базовые принципы гражданского оборота.

Риски для системы защиты животных

Принудительное возложение обязанности по приёму животных на зоозащитные организации и приюты, без учёта их фактических возможностей, приведёт к системным проблемам:

- Переполнению и без того ограниченных мощностей приютов/зоозащитных организаций

- Ухудшению условий содержания животных из-за недостатка ресурсов

- Снижению качества ветеринарного обслуживания

- Нарушению принципов гуманного обращения с животными

- Создание административных конфликтов

На практике данная норма может привести к постоянным конфликтам между пунктами временного содержания, пытающимися выполнить предписание о передаче, и приютами/зоозащитными организациями, физически не способными принять новых животных.

Предлагаемое решение

Для устранения указанных правовых пробелов и обеспечения практической реализуемости нормы предлагается следующая редакция:

«Отловленные животные, имеющие средства идентификации и не переданные владельцу в течение 30 дней, подлежат передаче при наличии их согласия в приюты для животных, зоозащитным организациям или иным лицам, изъявившим готовность и способным обеспечить условия содержания таких животных».

Обоснование предлагаемых изменений

Добавление формулировок «при наличии их согласия» и «изъявившим готовность» позволяет:

1. Чётко разграничить обязанность пунктов временного содержания предложить животное к передаче

2. Закрепить право принимающей стороны согласиться на его принятие

3. Учесть реальные возможности зоозащитных организаций

4. Соответствовать принципам гражданского законодательства

Предлагаемая редакция сохраняет цель нормы – обеспечение дальнейшего содержания животных, – но делает процесс реализуемым и соответствующим правовым нормам, снимая указанные системные риски.

birdhelp
3
02.11.2025
Позиция: приоритет стерилизации котов
и участие волонтёров Мы считаем, что государство обязано обеспечивать гуманное и эффективное решение проблемы бездомных кошек. Основной инструмент — системная стерилизация и вакцинация, а также возвращение животных на место обитания после медицинского сопровождения. Убийство животных недопустимо и противоречит закону о защите животных. Вовлечение волонтёров в контроль за процессами повышает прозрачность, доверие общественности и качество выполнения программы. Основные требования к государственной политике Первоочередная ставка на стерилизацию бездомных кошек: финансирование, организация и сопровождение медицинских мероприятий. Вовлечение волонтёров: сертификация, обучение, контроль качества и прозрачная отчетность. Прозрачность и подотчетность: открытые данные по охвату стерилизацией, расходам и результатам. Гуманность и соблюдение закона: запрет на убийство животных и обеспечение стандартов humane обращения. Как это реализовать на практике Государственные программы стерилизации    Регулярная стерилизация, вакцинация и медицинский надзор за бездомными кошками.    Возвращение животных на место обитания после медицинского сопровождения. Роль волонтёров    Структурированные бригады для сопровождения операций, мониторинга здоровья и информирования населения.    Образовательные курсы по гуманному обращению и безопасным методам взаимодействия. Контроль качества и отчетность    Регулярные аудиты действий программ и KPI по охвату.    Публикация квартальных отчетов и независимых аудиторских заключений. Коммуникация с населением    Прозрачное информирование о целях стерилизации и участии волонтёров.    Механизмы обратной связи и обработки жалоб/предложений. Основной тезис для публикации Государственные структуры должны направлять усилия на гуманную, эффективную и устойчивую стерилизацию бездомных кошек и тесное сотрудничество с волонтёрами. Убийство животных недопустимо — это не решение проблемы и нарушает закон. Создадим систему, где кошек стерилизуют, за ними ухаживают и возвращают в среду обитания, делая город безопаснее и гуманнее.
Nikka
1
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Положение об отлове и содержании безнадзорных животных;


Уважаемое Государство, как человек, который
глубоко любит животных и каждый день видит, как уличные кошки и собаки наполняют нашу жизнь теплом и смыслом, я вынужден(а) выразить решительное несогласие с практиками отлова, уничтожения или массовой эвтаназии животных как способом «регулирования» их численности. Отлов и уничтожение не решают проблему — они её усугубляют. Научные и практические наблюдения показывают, что масштабный отлов и уничтожение создают вакуум, в который быстро приходят новые животные (миграция, выбрасывание питомцев, всплеск размножения у оставшихся особей). Иными словами, политика «ловить и уничтожать» — это дорого, жестоко и неэффективно. Усыпление животных не может быть инструментом «оптимизации бюджета» или способностью государства «решать», кто заслуживает жизни. Конституционный Суд уже указал, что эвтаназия не должна применяться из-за перегруженности приютов или экономии — только в исключительных случаях реальной угрозы здоровью и жизни людей. Законодательные новации, расширяющие право на умерщвление без надлежащего обоснования, представляют собой опасный прецедент.  Уличные кошки обычно не мешают городской жизни так, как это представляется: многие из них живут возле людей которые их подкармливают, контролируют численность грызунов и не являются источником массовых угроз. Они, как и люди, заслуживают жизни, еды, тепла и крова; и общество обязано обеспечить гуманные пути решения проблем, не превращая животных в «склад для отходов».  Вместо убийства — инвестировать в доказанные гуманные методы. Опыт и исследования показывают, что программы «ловля — стерилизация/кастрация» — возврат в сочетании с образованием населения, учётом животных и поддержкой добросердечных волонтёров стабилизируют популяцию без массовой гибели животных. Эти программы экономически оправданы в долгосрочной перспективе и соответствуют современным гуманным стандартам. Конкретные предложения, которые, по моему мнению, должны быть включены в Положение или в сопутствующие нормативы: полный запрет на массовое уничтожение (эвтаназию) животных по мотивам «переполненности приютов» или «экономии»; эвтаназия — только при очевидной угрозе здоровью/жизни и после независимой ветеринарной экспертизы;  обязательное внедрение и финансирование программ ОСВВ/TNR и стерилизационно-кастрационных кампаний для уличных животных;  перенаправление средств, заложенных на отлов/уничтожение, на создание, модернизацию и содержание муниципальных и общественных приютов с прозрачной отчётностью и механизмами передачи животных частным зоо-валантерам;  введение уголовной (и/или административной) ответственности за жестокое обращение с животными, за умышленное выгоняние домашних животных на улицу и за подброс животным опасных веществ или устройство ловушек; и создание реестра нарушителей;  обязательное участие в бригадах по отлову ветеринаров и зоозащитников, открытая публикация данных об отловленных животных (фото, описание, место и дата отлова) для поиска владельцев и волонтеров;  Моральный аргумент: государство не вправе решать, кто имеет право на жизнь, а кого нужно истребить. Такое решение не совместимо с гуманностью общества, в котором мы хотим жить и воспитывать детей. Животные — не предмет для расчётов бюджета; это живые существа, способные испытывать боль, страх и привязанность. Мы, как общество, обязаны защищать слабых и беззащитных, а не уничтожать их ради «удобства». Экономический и социальный эффект. Инвестиции в приюты, стерилизационные кампании и образовательные программы создают рабочие места, развивают волонтёрство и уменьшают конфликты между жителями и безнадзорными животными. Это выгоднее и гуманнее, чем цикличный отлов и усыпление.  В заключение прошу: пересмотрите положения, которые допускают массовый отлов и усыпление как административную практику; сделайте ставку на стерилизацию, приюты, просвещение и ответственность — и тогда мы сможем решить проблему без насилия, сохранив человеческое лицо и спасая жизни. Животные заслуживают нашего сострадания и защиты — ровно так же, как и мы сами.
kuzann
1
02.11.2025

1. В соответствии со статьёй 22 Закона Республики
Беларусь «Об ответственном обращении с животными» № 361-З от 1 апреля 2024 года,

умерщвление животных допускается только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом — при неустранимых страданиях животного, опасных инфекционных заболеваниях, либо в иных строго ограниченных ситуациях.

Здоровые безнадзорные животные не подпадают под основания для умерщвления.

2. Статьи 26–29 указанного Закона устанавливают обязанность органов и организаций, осуществляющих отлов, обеспечивать временное содержание животных, поиск владельцев, а также передачу животных:

• в приюты,

• зоозащитные организации,

• новым владельцам.

Умерщвление в качестве «метода регулирования численности» законом не предусмотрено.

3. Расходование средств бюджета на массовое уничтожение животных противоречит принципам гуманного обращения.

Средства целесообразно направлять на строительство и содержание приютов, программы стерилизации, вакцинации, чипирования и передачи животных новым владельцам.

4. На сегодняшний день в большинстве регионов Республики Беларусь отсутствует достаточное количество муниципальных приютов.

Финансирование «служб отлова» и усыплений при отсутствии системной поддержки приютов является неэффективным и социально неприемлемым.

5. Принятие подобного нормативного акта подорвёт доверие граждан к государственной политике в сфере гуманного обращения с животными, нарушит баланс между правом человека на безопасную среду и обязанностью государства защищать живые существа от жестокого обращения.

В связи с изложенным ПРОШУ:

Не допустить принятия нормативного акта, предусматривающего массовое уничтожение безнадзорных животных.

Юлия_Jul
1
02.11.2025
Наши налоги на отлов и умерщвление? Может
лучше на приют с ветеринаром? Отлов-стерилизация-вакцинация-пристройство.
Nadezda Serbakova
2
02.11.2025
Не согласна с пунктом о количестве содержания
животных в многоквартирных домах. Почему если позволяет площадь и соблюдаются санитарные нормы по содержанию животных, их своевременное лечение и профилактический осмотр в ветклинике, а так же уход за ними, то больше нельзя. Существенно влияет на это только размеры животных и их принадлежность к опасные породам. Более трех опасных пород в квартире конечно держать сложно. А куда девать спасенных ранее кошечек, собачек мелких если они с проблемами по здоровью? Сейчас здоровых не особо то берут. Я бы привлекала к ответственности людей, которые берут животных, а потом по прошествии времени просто выбрасывают их на улицу, а не пытаются воспитать животное и скорректировать поведение. Нужна еще более детальная доработка закона, он совсем сырой. Если допустим у моего соседа будет две Кане- корсо в однушке, а у меня три шпица. Меня будет напрягать допустимое количество животных моего соседа. Не так ли? Прошу руководство отнестись с пониманием и внимательно пересмотреть проект закона. Что делать нашим волонтерам, если у них на лечении и содержании по 5, по 10 животных. Конечно 10 собак в квартире это много и перебор, но 10 кошек возможно же содержать, опять же при выполнении всех санитарных норм и условий содержания животных. Не стихийники где действительно плохо и животным и людям. Мы учим своих детей доброте, сочувствию и состраданию. А этот закон приведет к обратному. Нужно наоборот больше волонтерских домиков, приютов. Так как просто отлов за бюджет ни к чему не приведет. Только к хаосу в головах подрастающего поколения. Сейчас и так много малолетних живодеров, которые тренируются на кошечках и собачках, а потом мы удивляемся откуда столько маньяков и убитых детей, женщин, стариков. Проблема с кошек. С уличных. Которые не под защитой человека. Нужно не увеличить количество животных на улице, а наоборот придумать программу по их кураторству, и определению на содержание. С данным законом, сейчас массово полетят «лишние» животные на улицу, которые там никогда не были. Это обречение на смерть и страдания. Неужели в нашем государстве действительно такое отношение к животным, о какой защите может идти речь, если закон призывает избавляться от них а не помогать.  
V_tvh
1
02.11.2025
ОТЛОВ - СТЕРИЛИЗАЦИЯ - ВАКЦИНАЦИЯ - ВОЗВРАТ
система работает во множестве стран и работает на опережение. Ответственное содержание домашних животных регулируется строгими законами. Обязательна чипировка, регистрация, налоги на собак (в некоторых странах). Бросить животное на улице — серьезный штраф и общественное порицание. · Собаки: Бездомных собак практически нет. Случайно найденная собака немедленно доставляется в приют, который работает по системе "no-kill" (без усыпления здоровых животных). Владельцы активно разыскиваются, а если хозяин не находится, собаку социализируют и пристраивают. Сроков содержания в приюте нет. · Кошки: Колонии бездомных кошек часто существуют, но они проходят программу TNR. Их стерилизуют, вакцинируют, метят (подрезают кончик уха) и возвращают на место обитания. За ними ухаживают волонтеры. Это считается самым эффективным и гуманным методом контроля популяции. РАЗРЕШИТЬ КОЛИЧЕСТВО ДОПУСТИМЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ САН НОРМ!!!! Никто не вправе указывать сколько животных мне содержать, если я осуществляю надлежащий уход за питомцами и слежу за порядком!!! МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!!!  
Анна Мартыненко
11
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 17 Элемент текста : Положение об отлове и содержании безнадзорных животных


Действующая редакция третьего абзаца
пункта 17 содержит ряд критических недостатков, которые в условиях практического отсутствия в Беларуси сети приютов для животных делают данную норму неработоспособной и создают прямой путь к неоправданному увеличению числа случаев эвтаназии.

Нереалистичность правового предписания

Установление в качестве единственного возможного получателя животных «приют для животных» не учитывает реальной ситуации, при которой в стране функционирует крайне ограниченное число таких учреждений. Существующие приюты физически не способны принять весь объём отловленных безнадзорных животных. Это создаёт административный тупик и превращает норму о передаче в юридическую фикцию, формально открывая возможность для применения пункта 18 Положения об умерщвлении.

Исключение ключевых участников процесса

Текст пункта игнорирует значительный потенциал зоозащитных организаций и волонтёрских групп, которые активно занимаются спасением, временным содержанием и пристройством животных. Ограничение круга получателей только приютами не только нелогично, но и наносит системный ущерб делу решения проблемы безнадзорности, исключая из процесса наиболее активных и эффективных участников.

Декларативный характер обязанностей

Использование диспозитивной конструкции «могут быть переданы» не создаёт для пунктов временного содержания конкретных обязанностей по активному поиску принимающей стороны. Это позволяет уклоняться от каких-либо действий по спасению животного, приводя к формальному переходу к этапу умерщвления. В совокупности с положениями пункта 18, текущая редакция формирует порочную логику: животное невозможно передать из-за отсутствия приютов, а это отсутствие становится основанием для его умерщвления.

Для преобразования нормы из формальной в работоспособную предлагается следующая редакция:

«По истечении 30 дней пункт временного содержания животных обязан предпринять возможные меры по передаче животных в приюты для животных, зоозащитным организациям или иным лицам, изъявившим согласие и способным обеспечить условия их содержания».

Обоснование предлагаемых поправок:

- «Обязан предпринять возможные меры» – формулировка создаёт чёткую юридическую обязанность активных действий по поиску принимающей стороны, не возлагая при этом абсолютно невыполнимой обязанности добиться передачи любой ценой.

- Расширение круга получателей – включение зоозащитных организаций и частных лиц отражает реальную практику и задействует все доступные ресурсы для спасения животных.

- «Изъявившим согласие» – гарантирует добровольный характер передачи и соответствие нормам гражданского права.

Установление гарантированного срока для передачи

Помимо этого, действующая редакция не устанавливает срок, в течение которого должны осуществляться меры по передаче животного после истечения 30 дней содержания. Этот пробел позволяет формально выполнить обязанность в течение 1-2 дней и сразу перейти к процедуре умерщвления.

Для устранения этого недостатка предлагается дополнить абзац положением:

«Указанные меры осуществляются в течение дополнительного срока, составляющего не менее 15 рабочих дней. На период осуществления указанных мер содержание животных в пункте временного содержания продлевается».

Правовые последствия предлагаемых изменений:

- Конкретизация временных рамок – 15-дневный срок обеспечивает реальную, а не формальную возможность найти для животного принимающую сторону.

- Продление срока содержания – снимает правовую неопределённость и не позволяет ссылаться на истечение первоначального срока как на основание для эвтаназии.

- Создание целостного механизма – формирует минимальный гарантированный срок в 45 дней, в течение которого у каждого животного есть законодательно закреплённый шанс на спасение.

Введение этих поправок является обязательным условием для создания работоспособного гуманного механизма, обеспечивающего реальную, а не декларативную защиту животных.

Катя Иванова
4
02.11.2025
Из-за введения ограничений пострадают
добросовестные хозяева в первую очередь,их гораздо больше. Жалобы соседей зачастую не подтверждаются и носят оттенок личной неприязни . Введение ограничений приведет к увеличению животных в пунктах отлова и на улице.
Анна Мартыненко
11
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Положение об отлове и содержании безнадзорных животных


Действующее Положение об отлове содержит
системные пробелы в регламентации работы ловцов, что создаёт условия для непрофессионализма, бесконтрольности и нарушений при проведении отлова и противоречит принципам гуманного обращения с животными.

Отсутствие процедуры идентификации

В Положении не закреплена обязанность ловцов предъявлять служебное удостоверение или иной документ, подтверждающий их полномочия. Это нарушает право граждан на получение достоверной информации, создаёт условия для произвола и действий неуполномоченных лиц, а также делает невозможным эффективный общественный контроль за процессом отлова.

Неопределённость правового статуса

В документе полностью отсутствуют нормы, устанавливающие конкретные виды и меры ответственности ловцов за нарушения. Создаётся правовой вакуум в вопросах административной и уголовной ответственности за нарушение правил гуманного отлова, гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, а также дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Отсутствие требований к квалификации

Ловцы допускаются к сложной и ответственной деятельности без обязательного прохождения специальной подготовки. В Положении не предусмотрено требование к обучению по ключевым направлениям: правилам гуманного обращения с животными, основам ветеринарной помощи, технике безопасности и правовым аспектам деятельности.

Предлагаемые системные изменения

Для создания профессиональной и подконтрольной системы отлова предлагается внести в Положение отдельный раздел следующего содержания:

«Ловцы безнадзорных животных должны иметь специальное удостоверение установленного образца, выданное организацией по отлову, и обязаны предъявлять его по первому требованию граждан, представителей учреждений, общественных объединений и правоохранительных органов.

Ловцы безнадзорных животных несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение требований настоящего Положения и иных актов законодательства в области обращения с животными.

К деятельности в качестве ловца безнадзорных животных допускаются лица:

- прошедшие обязательное специальное обучение по программе, утверждаемой уполномоченным государственным органом;

- предоставившие медицинское заключение об отсутствии психиатрических противопоказаний;

- не имеющие неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления;

- не подвергавшиеся административному взысканию за правонарушения, связанные с жестоким обращением с животными».

Введение комплексных требований позволит:

- Обеспечить правовую определённость и общественный контроль через обязательное предъявление служебных удостоверений

- Создать профессиональный стандарт благодаря обязательному обучению по вопросам гуманного обращения, ветеринарной помощи и правового регулирования

- Обеспечить психическую адекватность персонала через медицинское освидетельствование

- Предотвратить жестокое обращение путём ограничения доступа для лиц с соответствующей судимостью

- Установить чёткие механизмы ответственности за нарушения

Предлагаемые изменения носят системный характер и направлены на создание прозрачной, профессиональной и отвечающей принципам правового государства системы отлова безнадзорных животных. Реализация этих мер позволит повысить качество работы, обеспечить гуманное обращение с животными и восстановить доверие общества к деятельности по отлову.