Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Inna Leo
21
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 5


В состав бригады по отлову кроме ловцов,
должен входить ветеринар, из физических лиц - волонтёр.
Inna Leo
21
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7


Дополнить: Подтвержденным или зафиксированным
фактом причинения вреда.
Alenakn
1
03.11.2025
Прошу внести изменения: не ограничивать
количество животных, которых можно содержать в частном доме или квартире при условии соблюдения санитарных норм; отлов животных возможен с целью стерилизации и вакцинирования животных  с последующим выпуском на место обитания; разрешить организовывать на придомовых территориях зоны проживания животных ( домики для кошек, к примеру); обязать волонтеров или заинтересованных граждан поддерживать чистоту в местах для проживания и кормления безнадзорных животных; позволять  усыпление безнадзорных животных только в случае бешенства. В целом прошу предложить принимать во внимание и следовать опыту цивилизованных стран, в которых животных стерилизуют и возвращают в среду обитания. Усилить наказание за жестокое обращение с животными.  
vernixx
1
03.11.2025

1. Об ограничении количества животных
в жилом помещении

Я против ограничения количества животных в квартире. Количество должно определяться по условиям содержания, площади, видам животных и их состоянию. Если животные стерилизованы, не размножаются бесконтрольно, а в квартире соблюдаются санитарные нормы, то я считаю, что нет оснований для вмешательства.

2. Гуманное отношение к уличным животным

Предлагаю разрешить стерилизованным и вакцинированным кошкам проживать на придомовой территории при условии отсутствия жалоб жителей и антисанитарии. Это гуманная и эффективная мера контроля численности бездомных животных, международная практика TNR (отлов-стерилизация-возврат), применяемая в большинстве цивилизованных стран. Следует предусмотреть места, где такие животные могут находить укрытие и получать корм.

3. Против негуманного отлова

Недопустимы жестокие и негуманные методы отлова, включая отстрел. Отлов должен осуществляться только гуманными способами специально обученным персоналом, под контролем ветеринарных служб и общественных организаций.

4. Эвтаназия только как крайняя мера

Эвтаназию следует применять только при наличии веских медицинских показаний, в случае неизлечимых болезней или опасных инфекций (например, бешенства). Не допускается уничтожение животных просто из-за их бездомного статуса.

5. Государственные приюты и достойные условия содержания

Необходимо предусмотреть создание государственных приютов, которые будут работать не на усыпление, а на устройство животных в новые семьи. Важно также предусмотреть возможность государственной поддержки существующих волонтёрских приютов.

6. Поддержка волонтёров и зоозащитных организаций

Необходимо предусмотреть льготы и государственные программы для волонтёров и НКО, которые занимаются лечением, стерилизацией и пристройством животных. Также важно внедрить бесплатные программы стерилизации безнадзорных животных и субсидирование вакцинации.

7. Просветительская работа

Рекомендую включить в проект раздел о просветительской деятельности среди населения: важность стерилизации и вакцинации; установки «сеток-антикошка» на окнах; правила содержания животных и ответственность владельца. Такие меры повысят уровень культуры обращения с животными и помогут снизить количество брошенных питомцев.

Inna Leo
21
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 11 Абзац : 2


Оставить информацию об отлове в виде
листовок, если существует график, то ознакомить заинтересованных лиц.
За_гуманный_закон
2
03.11.2025
в адрес Совета Министров Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь О внесении предложений к проекту постановления «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З “Об ответственном обращении с животными”» Уважаемые представители Совета Министров Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства! От лица граждан Республики Беларусь, зоозащитных организаций и волонтёров, выражаем глубокую заинтересованность в совершенствовании проекта постановления Совета Министров «О мерах по реализации Закона “Об ответственном обращении с животными”». В ходе общественного обсуждения поступило значительное количество предложений, направленных на гуманизацию действующих механизмов регулирования численности безнадзорных животных и снижение социальной напряжённости в данной сфере.

1. Предложение о дополнении пункта 3 “Положения об отлове и содержании безнадзорных животных” С целью реализации принципов гуманного обращения и привлечения граждан к решению вопросов, связанных с безнадзорными животными, предлагаем дополнить пункт 3 Положения абзацем следующего содержания: «Отлов кошек не производится в жилых массивах многоквартирных жилых домов (районах) городов и иных населённых пунктов, в которых в порядке эксперимента, после согласования с местными исполнительными и распорядительными органами и при их одобрении, заключён и действует трёхсторонний Договор о сотрудничестве. Сторонами такого Договора являются: – организация жилищно-эксплуатационного хозяйства, осуществляющая обслуживание жилищного фонда соответствующего района; – зоозащитная организация, принимающая на себя функции опеки и контроля за безнадзорными животными на данной территории; – граждане (волонтёры) – жители данного жилого массива, берущие на себя функции по реализации положений Договора. Инициатива заключения указанного Договора исходит от жителей жилого массива.»

2. Предложение о регулировании порядка кормления безнадзорных животных В целях предотвращения распространения заболеваний, обеспечения санитарного порядка и гуманного отношения к животным, предлагаем дополнить Положение новым пунктом следующего содержания: - *«Кормление безнадзорных животных допускается в специально определённых местах (зонах подкормки), создаваемых на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов при соблюдении санитарных и ветеринарных норм. - Зоозащитные организации совместно с жилищно-эксплуатационными службами и заинтересованными гражданами (волонтёрами) вправе организовывать и обслуживать стационарные кормовые домики (укрытия) и иные места для размещения пищи и воды. - Кормление животных в данных местах осуществляется при условии поддержания чистоты, своевременной уборки остатков корма и недопущения загрязнения территории. - Местные органы власти обеспечивают координацию действий коммунальных, ветеринарных и общественных служб в целях поддержания санитарного состояния мест кормления и контроля за благополучием животных.»*

3. Обоснование предлагаемых дополнений - Социальная значимость. В настоящее время в городах и населённых пунктах сохраняется высокая социальная напряжённость, связанная с обращением с безнадзорными животными, особенно кошками. Действующая практика массового отлова не только не решает проблему, но и вызывает моральное неприятие в обществе. - Гуманность и профилактика. Участие граждан, волонтёров и зоозащитных организаций позволит решать вопросы содержания и контроля численности животных гуманными методами — через стерилизацию, вакцинацию, подкормку и устройство животных в семьи. - Отсутствие дополнительных бюджетных расходов. Все действия в рамках экспериментальных договоров осуществляются за счёт граждан и общественных организаций, без привлечения средств ЖКХ и бюджета. - Разгрузка жилищно-эксплуатационных служб. ЖЭС будут освобождены от непрофильных задач, связанных с регулированием численности животных и урегулированием конфликтов между жителями. - Укрепление партнёрства между обществом и государством. Реализация данных инициатив продемонстрирует открытость власти, её готовность к поиску компромиссов и поддержанию гуманистических ценностей. - Международный опыт. Подобные формы сотрудничества успешно применяются во многих странах Европы, России, Казахстане, где участие граждан в регулировании численности животных показало высокую эффективность и общественное одобрение. - Гарантия санитарного благополучия. Организация кормовых домиков и определение специальных мест для подкормки позволит сохранять чистоту и порядок, исключая случаи стихийного кормления и загрязнения территорий.

4. Ожидаемые результаты применения норм - Реализация предложенных дополнений позволит: - создать правовой механизм общественного участия в решении вопроса безнадзорных животных; - сократить количество бездомных кошек и собак гуманными методами — через кастрацию и контроль опекаемых животных; - снизить нагрузку на органы ЖКХ, минимизировать жалобы и конфликты между гражданами; - улучшить имидж органов власти как структур, принимающих современные и человечные решения; - воспитать в обществе культуру ответственности и гуманности по отношению к животным.

5. Заключение Просим рассмотреть возможность включения вышеуказанных положений в окончательную редакцию проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона “Об ответственном обращении с животными”». Предлагаемые нормы являются социально востребованными, юридически реализуемыми и соответствующими принципам гуманного отношения, закреплённым в национальном и международном законодательстве.
Виктория Климович
2
03.11.2025
Также хочу выразить свое мнение ПРОТИВ
ОТЛОВА УЛИЧНЫХ КОТОВ и определения их места обитания, они не представляют эпидемиологической опасности для граждан, их заколачивают заживо в подвалах, оставляя умирать в муках, что является жестоким обращением с животными и Абсолютно негуманно!  Альтернатива: построить приюты, поддерживаемые на государственном уровне финансированием, с оказанием квалифицированной ветеринарной помощи(лечение при необходимости, кастрация/стерилизация), многие волонтеры готовы тратить свое время и работать там, для этого создать рабочие места, и финансирование направить на эти цели, так быстрее изменится ситуация с бесконтрольным размножением животных  Волонтеры будут выполнять обьем работы, который службы отлова не способны выполнить, нецелесообразно тратя государственный бюджет, отчисляемый им на выполнение «плана» по отлову!  
Inna Leo
21
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 12


Машины оборудовать клетками. Собак и
котов транспортировать отдельно друг от друга.
Ksane
17
03.11.2025

Глава 6 Правил содержания животных

Предлагаю дополнить данную главу пунктом 36, в котором прописать насколько часто и до какого возраста, с учётом состояния здоровья животного, можно осуществлять его вязку. Или же более правильным вариантом будет просто указать в данном пункте, что данные вопросы должны быть определены Минсельхозпродом в своём НПА, учитывая, что в п.3 постановления вопросы разведения животных – компаньонов заводчиками включены в компетенцию данного министерства. Данный вопрос обязательно требует правового урегулирования, так как на практике кроме заводчиков существуют, так называемые, разводчики, которые в буквальном смысле слова по-чёрному эксплуатируют своих животных-компаньонов, а потом в достаточно молодом возрасте просто избавляются от своих животных, доведенных постоянными вязками без перерыва до ужасающего состояния здоровья.

Татьяна Колеснева
3
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : РАВИЛА содержания животных  Глава : ГЛАВА 1 Пункт : 3


Анализ предлагаемых поправок: системные
риски и катастрофические последствия Принятие поправок, вводящих жёсткий лимит на количество животных в квартирах и избыточную бюрократическую отчётность, не только не достигнет заявленных целей, но и спровоцирует системный кризис в сфере обращения с животными, эпизоотической безопасности и общественного порядка. 1. Прямая угроза системе спасения животных и перегрузка госсистемы В Беларуси существует лишь один государственный приют для животных, в то время как основная нагрузка по спасению, лечению и временному содержанию безнадзорных животных лежит на сети частных передержек и волонтерах. Эти люди, содержа по 5-10 и более животных в своих квартирах, являются единственным реальным буфером, сдерживающим лавинообразный рост числа бездомных собак и кошек. *   Уничтожение буфера: Норма «не более двух животных» делает деятельность всех волонтеров и частных приютов незаконной. Это приведет к немедленному и массовому закрытию передержек. *   Коллапс системы: Тысячи животных, которым не будет места на частных передержках, окажутся на улице. Единственный государственный приют и существующие пункты временного содержания будут мгновенно переполнены и парализованы, что сделает их работу невозможной. *   Рост эвтаназии: Единственным «решением» проблемы переполнения станет вынужденное увеличение показателей умерщвления животных, что прямо противоречит принципам гуманности. 2. Социальный взрыв: криминализация граждан и рост напряженности Данная норма не различает безответственного владельца и ответственного зоозащитника. Она превращает в правонарушителей тысячи добросовестных граждан, которые обеспечивают своим питомцам достойные условия. *   Вынужденное нарушение закона: Семьи, где живут три кошки, или волонтеры, спасающие животных, автоматически станут преступниками в глазах закона. *   Рост криминогенности: Опасаясь штрафов и изъятия, люди будут вынуждены нелегально избавляться от «лишних» животных, выбрасывая их на улицу или прибегая к жестоким методам усыпления. Это создаст новую, еще более серьезную волну безнадзорности и жестокости. Конфликтогенность: Закон создаст почву для бесконечных соседских войн и злоупотреблений, возлагая на ЖЭУ и исполкомы несвойственные им карательные функции. 3. Национальная угроза: подрыв ветеринарного контроля и эпидемиологическая опасность Самым тяжелым и необратимым последствием станет крах системы ветеринарного контроля. *   Уход в «тень»: Владельцы, вынужденные скрывать своих питомцев, будут массово уклоняться от их официального ветеринарного учёта и, что критически важно, от обязательной вакцинации против бешенства. *   Чрезвычайная ситуация: Учитывая, что с 16 сентября 2024 года Беларусь исключена из перечня стран, благополучных по бешенству, принятие этой нормы создает прямую и непосредственную угрозу здоровью и жизни населения. Невозможность отследить и проконтролировать вакцинацию миллионов «нелегальных» животных приведет к резкому росту эпидемиологических рисков. 4. Бюрократическая симуляция вместо реальных решений Введение ежеквартальной отчётности для ветеринаров, ЖЭУ и МВД — это типичная бюрократическая мера, создающая видимость деятельности. *   Бесполезная трата ресурсов: Ветеринары будут тратить время на составление отчетов вместо лечения, а госорганы — на их обработку вместо реальной работы. Эти ресурсы можно направить на финансирование стерилизации или строительство инфраструктуры. *   Дублирование функций: Эффективный учёт возможен только через единую электронную базу чипированных животных, а не через архаичные бумажные отчёты, не имеющие оперативной ценности. Вывод и альтернатива Предлагаемые нормы антигуманны, неэффективны и опасны. Они игнорируют реальное положение дел, уничтожают единственно работающий механизм спасения животных, провоцируют социальный протест и создают прямую угрозу эпизоотическому благополучию страны. Путь решения — не в запретах, а в созидании: *   Отменить лимиты, заменив их на нормативы условий содержания. *   Легализовать и поддержать частные передержки и волонтерство. *   Создать единую базу данных чипированных животных. *   Вкладываться в инфраструктуру: строительство площадок для выгула, программы ОСВВ, обеспечить доступные цены на кастрацию. *   Стимулировать ответственность через налоговые льготы за чипирование и кастрацию. Принятие Постановления в текущем виде отбросит страну на десятилетия назад в решении проблемы безнадзорных животных и создаст целый ряд новых, куда более серьезных кризисов.
Vanya_belarus
1
03.11.2025
Против. Это мое личное дело сколько животных
у меня дома. волонтеры куда денут животных? Люди хотя бы помогают животным и кормят их, содержат.