Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Animalhelp_irina
6
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : Положение об отлове и содержании безнадзорных животных


Анализ проекта Положения об отлове и содержании
безнадзорных животных: предложения по совершенствованию 1. Исключение кошек из сферы регулирования Предлагается исключить кошек из перечня животных, подлежащих отлову. Мировой опыт, в частности российский, демонстрирует эффективность практики возврата безнадзорных кошек после проведения ветеринарных процедур в среду их обитания. В качестве временной меры до создания развитой сети приютов целесообразно рассмотреть программу "Дворы под опекой", предусматривающую закрепление территорий за зоозащитными организациями. 2. Ограничение круга лиц, осуществляющих отлов Целесообразно исключить возможность участия физических лиц и индивидуальных предпринимателей в отлове безнадзорных животных. Непрофессиональные действия могут причинить вред как животным, так и самим участникам процесса. Дополнительно предлагается обязать организации по отлову информировать зоозащитные организации о времени и месте проведения мероприятий. 3. Отказ от графиков отлова Исключение положения о праве местных органов власти утверждать графики отлова обусловлено необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств. Работа по заранее установленным графикам зачастую приводит к нерациональному расходованию ресурсов без достижения реальных результатов. 4. Расширение способов информирования Предлагается дополнить перечень каналов оповещения о мероприятиях по отлову традиционными средствами связи (местные печатные СМИ, информационные доски). Это обеспечит доступность информации для всех категорий граждан, включая пожилых людей и жителей сельской местности. 5. Повышение требований к применению седативных препаратов Необходимо закрепить обязанность определения дозировок ветеринарных препаратов исключительно ветеринарными врачами. Это соответствует требованиям законодательства о ветеринарной деятельности и обеспечивает безопасность процедур. 6. Исключение неэффективных норм Предлагается исключить положение о еженедельном информировании организаций по отлову о зарегистрированных животных, поскольку данная норма создает избыточную административную нагрузку и может способствовать злоупотреблениям. 7. Введение дополнительных гарантий Целесообразно дополнить Положение нормами, регламентирующими: - Требования к квалификации специалистов по отлову - Запреты на определенные действия (отлов без заявок, присвоение животных) - Согласование времени проведения мероприятий с жилищно-эксплуатационными организациями - Прямую ответственность за жестокое обращение с животными Реализация предложенных изменений позволит создать сбалансированную систему регулирования, обеспечивающую как эффективность мероприятий по отлову, так и соблюдение принципов гуманного обращения с животными.
человекра
1
03.11.2025
согласна с  предложениями пользователя
save_animals_by. про закон: в том виде,как сейчас он ничего не решит и не поможет никому. нужно полностью менять его концепцию. должно быть: помощь животным и борьба с жестокостью, соблюдение санитарных норм (а не 2 кошек на квартиру).  вместо помощи (животным и людям) только запреты: ненужные ограничения (2 кошки!!!), сбор  информации  (собирать информацию питомцах!!! и хранить!!!),может и о шкафах собирать?!
Ekkaty143
1
03.11.2025

Я крайне не согласна с такими ограничениями!
Почему я на своей территории должна ограничивать количество животных,за которыми в состоянии ухаживать,заботиться должным образом?

Я хочу,могу любить и дарить свою заботу и любовь не двум животным,так почему я не могу это сделать,если я соблюдаю все правила ,мои животные никому не мешают и живут свою лучшую жизнь?

Считаю также совершенно не гуманным отлов животных с дальнейшим лишением их жизни!! Лучше направить эти силы на то,чтобы помочь волонтерам и дал поддержку со стороны государства приютам и передержкам,которые не справляются ,а не превращать их в усыпалки,где у животного один конец…

Необходимо увеличить в каждом спальном районе сделать площадки по выгулу собак и кошек. Снизить стоимость чипирования животных для того,чтобы было меньше потеряшек! Ни в коем случае не закрывать подвалы ,чтобы животные не погибли в холода !!!они там ничем не помешают. Но возможно спасутся! Открыть по всей стране приюты с реальной помощью животным,потому воооетеры и люди с огромной душой и сердцем просто не справляются ни физически,ни финансово,ни морально с потоком бездомышей! Государство очень поможет,если направит свои силы туда!

Мы должны помогать братьям нашим меньшим,это наш долг,как гуманных адекватных людей,живущих в обществе!

StaniSlavKa
5
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 15


Исходя из главы 3, п.13 и п.15 владельцу умершего
животного больше нечем будет заняться после смерти питомца, как отправкой письменных уведомлений и звонками в ветеринарную службу. П.15 - с какой целью предусматривается информирование ветеринарной службы о гибели кошек и собак по причине болезни?  
Violetta1106
2
03.11.2025
Глава 1 пункт 3, я выступаю за отмену ограничений
по количеству животных содержащихся в частной собственности. Государство не имеет права ограничивать меня в количестве моего имущества. Животные — это имущество особого рода, и в Конституции мне гарантировано право на содержание моего имущества в любом количестве, при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм.  
Алина-2
4
03.11.2025

1. Необходимо доработать пункт 3 обсуждаемого
постановления: оставить под контролем Министерства внутренних дел (милиции) вопросы выгула и содержания собак в части соблюдения правил и безопасности; а под контролем Министерства ЖКХ - в части устройства площадок для выгула.

ЖКХ обслуживают только населенные пункты и не имеет никакого отношения к загородным территориям: садово-дачным товариществам, остановкам электричек и автобусов, полям, лесам и т.д. На дачах и дорожках, ведущих к ним от остановочных пунктов, очень часто выгуливают собак (в т.ч. больших и бойцовских пород) без поводков, не говоря уже про намордники, ежедневно подвергая опасности окружающих людей. Как, когда, как быстро (вечером, в выходной день) работник ЖКХ может приехать в такую местность в случае нападения или угрозы нападения собаки на человека, в какое ЖКХ звонить? Вопрос выгула собак должен быть сферой реагирования милиции, а не ЖКХ. К тому же милиционеры имеют при себе средства защиты в случае опасного поведения собаки или ее владельца.

2. В законодательстве не раскрыты конкретные меры, которые обеспечивали бы «безопасность» людей от собак. Поэтому считаем необходимым эти правила уточнить и закрепить законодательно, чтобы у людей было чёткое понимание «что можно, а что нельзя», а у милиции и других административных органов были конкретные основания для действий и привлечения нарушителей к ответственности:

2.1. выводить собак из квартир или иных изолированных помещений, с территорий приусадебных участков, на коротком поводке.

2.2. выгуливать собак на поводке везде, где живут, находятся, ходят или могут появиться люди, на всех территориях населенных пунктов, садовых/дачных товариществах и за их пределами.

! Люди должны иметь право везде ходить безопасно и в городе, и за городом, в любой местности, на любой тропинке, а не только в населенном пункте!

2.3. допускается выгул собак без поводка только в специально отведенных (и огороженных) местах, или на территориях приусадебных участков частных домовладений (надежно огороженных).

2.4. большие (выше 50 см в холке), опасные или агрессивные собаки (в т.ч. беспородные) выводимые, перемещаемые или выгуливаемые за пределами своего постоянного места проживания, должны быть всегда на поводке и в наморднике. Допускается выгул указанных собак без поводка и намордника только в специально отведенных (и огороженных) местах или на территориях приусадебных участков частных домовладений (надежно огороженных). Допускается не надевать намордник щенкам в возрасте до 3-х месяцев.

Люди содержат много и беспородных собак размерами с овчарку. Любая большая собака представляет большую потенциальную опасность, поэтому и намордники на них также необходимы. К тому же есть хорошие эргономичные намордники, позволяющие собаке свободно дышать.

2.5. в общественных местах (остановках транспорта, в транспорте, парках, рынках, подземных переходах, гаражах, на автостоянках, в магазинах и других местах, где их владельцами разрешено находится с собаками, в местах проведения общественных праздников и мероприятий, необходимо держать собаку на коротком поводке, не создавая препятствий и опасности для нахождения и перемещения других людей;

2.6. в малолюдных местах при отсутствии людей допускается держать и вести собаку на длинном поводке. При появлении приближающегося человека/людей или животных владелец обязан взять собаку на короткий поводок.

Это важно при выгуле собак на пустырях, в полях, лесах. Бегающие бесконтрольно (без поводков) собаки вредят птицам и другим мелким животным. Убежавшая далеко от хозяина собака может не услышать его команд, представляя опасность для других людей и животных.

2.7. не допускается вести собаку по проезжей части, велодорожке, трамвайным и железнодорожным путям, кроме как для перехода/пересечения этих дорог; в таких случаях необходимо держать собаку на коротком поводке.  

2.8. идя с собакой по тротуару, пешеходной дорожке или тропе, владельцу рекомендуется идти по правому краю и вести собаку на поводке справа.

Часты ситуации, когда владелец собаки идёт по одной стороне дороги, а его питомец бегает на поводке из стороны в сторону, и приходится то обходить их, то перешагивать поводок. Для велосипедистов и самокатчиков это представляет опасность резкого торможения и травмирования как себя, так и собаки, особенно когда поводки тонкие или сливаются по цвету с дорогой и их трудно заметить тем более в сумеречное время.

2.9. собственники частных жилых домов (в т.ч. в садовых и дачных товариществах), на приусадебном участке которых содержится/выгуливается собака, обязаны разместить на заборе у калитки табличку, информирующую о наличии собаки, и работающий дверной звонок;

2.10. при посещении квартиры (комнаты в общежитии, частного дома) работником медучреждения, жилищно-коммунальных служб, органов правопорядка, соцработником, вызванным мастером, курьером и т.д., владелец собаки обязан при соответствующей просьбе этих посетителей, запереть собаку в другом помещении, взять на поводок или надеть на неё намордник;

2.11. оставляя собаку ожидать у магазина или другого учреждения, владелец обязан привязать собаку на коротком поводке к надежной опоре (столбу, дереву и т.п.) так, чтобы не препятствовать прохождению людей.

Собаководы, к сожалению, о многих вещах не задумываются или им всё равно, поэтому необходимо говорить им об этом законодательно.

Animalhelp_irina
6
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : Правила содержания животных


Анализ предлагаемых изменений в Правила
содержания животных: обоснование отмены количественных ограничений Правовая несостоятельность количественных ограничений Предлагаемая редакция пункта 3 проекта Правил, устанавливающая ограничение количества животных в квартирах, противоречит следующим правовым нормам: 1. Принципу системности правового регулирования (ст. 6 Закона "О нормативных правовых актах")    - В действующем законодательстве критерием содержания животных являются соблюдение санитарных норм и площадь помещений    - Типовые правила для товариществ собственников не содержат количественных ограничений    - Нормы содержания диких животных регулируются через требования к площади помещений 2. Решению Конституционного Суда № П-108/2004    - Суд прямо указал, что количество животных составляет аспект личной жизни гражданина    - Основными критериями должны быть площадь помещения и соблюдение зоогигиенических норм    - Ограничения возможны только при наличии веских оснований Социально-правовые последствия Принятие количественных ограничений приведет к: - Массовому переходу добросовестных владельцев в категорию правонарушителей - Противоречию с политикой смягчения административной ответственности - Нарушению принципа справедливости правоприменения Предлагаемое решение В качестве альтернативы предлагается закрепить критерии, уже существующие в законодательстве: - Соблюдение санитарно-гигиенических норм - Нормативы площади помещений - Учет законных интересов соседей Такой подход соответствует: - Мировому опыту правового регулирования - Принципам системности законодательства - Требованиям Конституционного Суда - Курсу на гуманизацию административной практики Принятие количественных ограничений без учета указанных факторов создаст необоснованные административные барьеры и противоречия в правовой системе.
Marysia187
5
03.11.2025
Прошу упразднить графики отлова уличных
котов, тк они не представляют угрозы для человека, зато регулируют численность грызунов.  Отлов- нецелесообразная и финансово затратная процедура, которая не несет пользы людям и городу, а лишь тратит налоги граждан.  Так же прошу не ограничивать численность проживающих животных в квартирах и частных домах. Чем мешает 3 или 4 котик, если он стерилизован, чипирован и вакцинирован? Редкие ситуации с ассоциальными квартирами нужно решать в индивидуальном порядке, а гражданм разрешить любить и заботиться о таком колличестве животных, какое они могут себе позволить достойно содержать.
Snezhana
2
03.11.2025
Категорически против отлова и умерщвления
животных. Мы живём в 21 веке. Поддерживаю программу отлов вакцинация стерилизация. Это поможет регулировать численность животных. Создание приютов для животных, привлечение частных ветеринарных клиник к оказанию помощи бездомным животным (с учётом тех цен, которые они устанавливают на оказание помощи животным для частных граждан, считаю это вполне обоснованным). Давайте будем с большей эмпатией относиться к братьям нашим меньшим и постараемся защитить их на уровне закона
AKSANYTSYNOVICH
4
03.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 3 Абзац : 2 Элемент текста : ПРАВИЛА содержания животных


Против ограничения в количестве не более
двух животных-компаньонов (собак, кошек) в жилых помещениях. Следует разработать нормы площадей в жилом помещении для каждого животного. Тогда эта норма будет аргументирована.  
StaniSlavKa
5
03.11.2025

Предлагаемая редакция абз. 2 п. 3 в проекте
Правил содержания животных (далее – Проект правил):

в квартире многоквартирного или блокированного жилого дома, где проживает один собственник (наниматель), и на придомовой территории этого блокированного жилого дома – БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ по количеству животных-компаньонов (собак, кошек).

Обоснование:

Требование об установлении ограничений к содержанию домашних животных обусловлено необходимостью предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.

В гл. 5 «Типовых правил», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 1 декабря 2023 г. N 846 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 Мая 2023 г. N 155» предусмотрено, что члены товарищества вправе содержать на предоставленных им земельных участках животных (без ограничения к их количеству), содержание которых не причиняет ущерба для нормального отдыха других членов товарищества, их семей и иных лиц

При содержании животных члену товарищества необходимо обеспечивать соблюдение ветеринарно-санитарных правил, в случае их болезни принимать меры по своевременному оказанию ветеринарной помощи, не допускать распространения болезней, жестокого обращения с животными, а при содержании овец, коз, птиц и (или) кроликов на своем земельном участке иметь огороженную площадку для них на расстоянии не менее 4 метров от смежных земельных участков.

Подпунктом 1.3 ст. 42 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» предусмотрена возможность содержания и (или) разведения в неволе диких животных для воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целей.

Пунктом 5 ст. 42 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что содержание и (или) разведение диких животных в неволе осуществляются при условии соблюдения требований по содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16 «Об установлении требований к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, а также иных требований по охране объектов животного мира» в п.п. 1.3. предусмотрены требования к помещениям, в которых содержатся несколько диких животных по определенной формуле.

Приложением к данному постановлению утверждены минимальные нормы помещений для содержания диких животных (из расчета на 1 особь).

Например, для мелких кошачьих (камышовые коты, сервалы, каракалы и др.) – 5 кв. м., для енотовых, куньих, мелких псовых (лисицы, песцы и др.) – 4 кв. м.

Таким образом, в качестве критерия определения численности декоративных и диких животных в существующих нормативных правовых актах законодатель определил соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил либо площадь помещения для содержания животных.

В предлагаемой редакции п.п. 4.1. проекта Правил заложен критерий численности животных из расчета количества нанимателей жилых помещений.

Правоотношения по поводу содержания в неволе декоративных и диких животных имеют одинаковую правовую природу с отношениями, рассматриваемыми в проекте Правил.

В случае принятия п.п. 4.1. Правил в редакции проекта законодатель отступит от закрепленного в абз. 9 п. 1 ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.

Подчеркнем, что на фактическое нарушение принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, в том числе действующими Правилами, устанавливающими сходные с проектом Правил ограничения численности, указано также в решении Конституционного Суда Республики Беларусь.