Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Pro200Hummer
4
02.11.2025
Предложения: "Типовое положение о деятельности
в пунктах временного содержания":  Формула «и (или)» нормализует уничтожение как равноправную опцию. Требуется приоритетная и поименованная лестница решений: лечение → стерилизация → передержка → устройство/возврат на место под кураторство; эвтаназия только по медпоказаниям. Правила содержания животных / гл. 1, п.3 (лимиты): Жёсткий численный лимит без оценки условий может спровоцировать массовые отказы и рост безнадзорности. Предлагается модель «по условиям»: метрологические нормы площади/вентиляции, согласие соседей, отсутствие жалоб — вместо жесткого потолка. Постановление / п.4 (изменения в Правила благоустройства): Нормирование «умерщвления» в блоке благоустройства делает его рутинной ЖКХ-операцией, а не исключением. Предлагается вынести эвтаназию в отдельный ветеринарный протокол с независимым контролем и общественным отчётом.
Angelina19
1
02.11.2025
Против отлова и усыпления здоровых безнадзорных
кошек!  
Anna86
1
02.11.2025
Прошу исключить из "Положения об отлове
и содержании безнадзорных животных" последний абзац пункта 7, который гласит о том, местные исполнительные и распорядительные органы вправе при необходимости подготавливать и утверждать графики отлова. Я возражаю против такого права исполнительной власти. Не целесообразно на это тратить бюджетные деньги. Графики необходимо исключить. Также против отлова животных с целью их уничтожения. Они тоже имеют право на жизнь, как и люди!!!!  
IrynaGami
1
02.11.2025

Прошу исключить из "Положения об отлове
и содержании безнадзорных животных" последний абзац пункта 7, который гласит о том, что местные исполнительные и распорядительные органы вправе при необходимости подготавливать и утверждать ГРАФИКИ отлова.

Я возражаю против такого ПРАВА исполнительной власти. Нельзя тратить бюджетные деньги на плановые выезды с целью выискивать какого-либо кота или собаку. Это нецелесообразно и бюджетно затратно. Положение об отлове предусмотрено достаточно оснований для подачи заявок на отлов. Графики необходимо исключить

Анна72
3
02.11.2025
Я против отлова кошек! Кошки не представляют
опасности. Они помогают сдерживать размножение крыс. Крысы действительно представляют угрозу. Я против ограничения количества содержания животных в квартирах. Человек сам вправе решать сколько животных ему содержать, если он может обеспечить им должный уход.
NataliHardy
4
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 3. Конкретные предложения по тексту проекта



3.1. Исключить термин
«уничтожение» из норм об отлове и содержании

Предлагаемая редакция (вместо формулы «…отлов… содержание и (или) уничтожение… за счёт бюджета»):

«Отлов безнадзорных животных, их транспортировка, ветеринарный осмотр, карантинизация, стерилизация, вакцинация, идентификация (маркировка), содержание в пунктах временного содержания и/или приютах, а также мероприятия по передаче владельцам/опекунам или возвращению в прежнее место обитания (при отсутствии угроз безопасности и при соблюдении санитарных норм) осуществляются за счёт бюджетных средств, предусмотренных для содержания и благоустройства населённых пунктов. Гуманная эвтаназия допускается исключительно по медицинским показаниям, подтверждённым государственным ветеринарным врачом, при невозможности устранить страдания животного и/или при наличии подтверждённой угрозы распространения особо опасных заболеваний, с обязательным составлением акта и отражением в публичной отчётности.»

Елена Мицкевич
13
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Глава : 1 Пункт : 3 Абзац : 2


1. По-поводу количества животных ,убрать
цифру 2 ,при хорошем содержании и соблюдении санитарных норм ,почему человек не имеет право ,чтобы у него было больше ,а волонтеры ,которые выполняют функцию государства ,лечат ,стерилизуют,и т.д,это первый пункт ,который должен убраться ,количество животных без ограничений ,но с поправкой ,чтобы это были хорошие условия содержания  2. Прошу исключить из положения об отлове и содержании безнадзорных животных ,последний абзац пункта 7 ,который гласит о том,что местные исполнительные и распорядительные органы вправе при необходимости подготовливать  и утверждать графики отлова. я возражаю против такого права исполнительной власти. нельзя тратить бюджетные деньги на плановые выезды с целью выискать какого-либо кота или собаку . это нецелесообразно и бюджетно затратно. положение об отлове предусмотрено достаточно оснований для подачи заявок на отлов . график необходимо исключить. 3. Помощь государства в программе стерилизация уличных котов и собак . 4 . Ужесточить наказание о жестоком обращении. 5. Особенно заняться теми ,кто разводит и продает животных. 6. Обязательно вести учёт об вакцинации животных.
NataliHardy
4
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста :
3. Конкретные предложения по тексту проекта



3.2. Запретить массовую
ликвидацию как способ регулирования численности

Добавить норму:

«Запрещается массовая эвтаназия (ликвидация) животных в качестве способа регулирования численности. Регулирование численности осуществляется преимущественно мерами ОСВВ, расширением сети приютов и программ пристройства.»

Olgalem
4
02.11.2025
1. Я категорически против ОТЛОВА и последующего
уничтожения, убийства здоровых котов. Коты не представляют угрозу для общества, они регулируют количество грызунов, например. Не гуманно их уничтожать!  2. Лучше бы средства бюджета шли на создание государственных приютов, а не на плановые  рейды по поиску бедных животных. А у нас частные приюты тащят на себе заботу о братьях наших меньших.  3. В дротиках использовать только снотворное!!!!!!!! НЕ смертельные вещества!!!  4. Тщательно подходить к вопросу найма лиц на должности "ловцов животных". Они как минимум не должны состоять на наркологическом и психиатрическом учёте.  5. Животные НЕ должны подвергаться эвтаназии, мы должны быть гуманными. Эвтаназия только в случаях бешенства и в случаях, когда страдания по болезни очень велики.  
NataliHardy
4
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 3. Конкретные предложения по тексту проекта

3. Конкретные предложения по тексту проекта



3.3. Уточнить запрет умерщвления при
и после отлова

Уточнить существующий запрет:

«Умерщвление животных при отлове и после отлова запрещается, за исключением гуманной эвтаназии в исключительных случаях, определённых настоящими Правилами, по решению государственного ветеринарного врача с оформлением акта.»

3.4. Перенастроить бюджетные приоритеты

Закрепить направления финансирования:

«Приоритетными направлениями финансирования признаются: стерилизация, вакцинация, идентификация, содержание и пристройство; просветительские программы для владельцев; софинансирование муниципальных программ льготной стерилизации домашних животных; грантовая поддержка НКО, реализующих программы пристройства.»

NataliHardy
4
02.11.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 3. Конкретные предложения по тексту проекта



1.Краткая суть обращения

Просим исключить из проекта формулировки, допускающие «уничтожение» животных и финансирование таких действий за счёт бюджетных средств. Предлагаем закрепить модель регулирования численности, основанную на ОСВВ (отлов–стерилизация–вакцинация–возврат/передача) и приоритете пристройства; применение эвтаназии — только по подтверждённым ветеринарным показаниям, с оформлением акта и внешним контролем. Массовая эвтаназия как способ регулирования численности не допускается.

2. Общие возражения и мотивация

Термин «уничтожение» противоречит заявленной цели гуманизации и создаёт риск произвольного применения. При отлове умерщвление уже запрещено; сохранение «уничтожения» после отлова фактически нивелирует запрет.

Бюджетная нецелесообразность: финансирование «уничтожения» не снижает численность устойчиво. Эффективнее направлять средства на стерилизацию, вакцинацию, идентификацию, содержание и пристройство.

Безопасность и профилактика: ОСВВ снижает репродукцию популяции и риск зоонозов при соблюдении вакцинации и маркировки, а также уменьшает конфликтные ситуации в городской среде.

Прозрачность: необходима обязательная отчётность (отлов/стерилизация/вакцинация/идентификация/пристройство/воз­врат/эвтаназия с основаниями) и общественный контроль приютов и ПВС.

3. Конкретные предложения по тексту проекта

3.1. Исключить термин «уничтожение» из норм об отлове и содержании

Предлагаемая редакция (вместо формулы «…отлов… содержание и (или) уничтожение… за счёт бюджета»):

«Отлов безнадзорных животных, их транспортировка, ветеринарный осмотр, карантинизация, стерилизация, вакцинация, идентификация (маркировка), содержание в пунктах временного содержания и/или приютах, а также мероприятия по передаче владельцам/опекунам или возвращению в прежнее место обитания (при отсутствии угроз безопасности и при соблюдении санитарных норм) осуществляются за счёт бюджетных средств, предусмотренных для содержания и благоустройства населённых пунктов. Гуманная эвтаназия допускается исключительно по медицинским показаниям, подтверждённым государственным ветеринарным врачом, при невозможности устранить страдания животного и/или при наличии подтверждённой угрозы распространения особо опасных заболеваний, с обязательным составлением акта и отражением в публичной отчётности.»

3.2. Запретить массовую ликвидацию как способ регулирования численности

Добавить норму:

«Запрещается массовая эвтаназия (ликвидация) животных в качестве способа регулирования численности. Регулирование численности осуществляется преимущественно мерами ОСВВ, расширением сети приютов и программ пристройства.»

3.3. Уточнить запрет умерщвления при и после отлова

Уточнить существующий запрет:

«Умерщвление животных при отлове и после отлова запрещается, за исключением гуманной эвтаназии в исключительных случаях, определённых настоящими Правилами, по решению государственного ветеринарного врача с оформлением акта.»

3.4. Перенастроить бюджетные приоритеты

Закрепить направления финансирования:

«Приоритетными направлениями финансирования признаются: стерилизация, вакцинация, идентификация, содержание и пристройство; просветительские программы для владельцев; софинансирование муниципальных программ льготной стерилизации домашних животных; грантовая поддержка НКО, реализующих программы пристройства.»

3.5. Порядок отлова и обращение с животными

Предусмотреть:

отлов только по заявкам граждан/организаций и/или по утверждённым открытым графикам;

безопасные методы отлова, первичный осмотр и карантин ветеринаром в установленные сроки;

обязательные стерилизацию, вакцинацию, идентификацию;

поиск владельца, размещение в приют/передержку, приоритетное пристройство;

при невозможности пристройства и отсутствии угроз — возврат в прежнее место обитания с отметкой об обработках;

фото‑ и видеофиксацию каждого этапа и ведение публичного реестра.

3.6. Отчётность и общественный контроль

Добавить норму:

«Уполномоченный орган публикует ежеквартальные отчёты: количество отловленных, стерилизованных, вакцинированных, идентифицированных, пристроенных, возвращённых, эвтаназированных (с основаниями). Обеспечивается регламентированный доступ представителей общественных организаций к проверкам ПВС и приютов.»

3.7. Запрет бюджетного финансирования эвтаназии/ликвидации

Добавить норму:

«Не допускается финансирование за счёт средств бюджетов всех уровней мероприятий, направленных на массовую эвтаназию (ликвидацию) животных как способ регулирования численности. Бюджетные ассигнования направляются на профилактические и гуманно‑ориентированные меры: ОСВВ, вакцинацию, идентификацию, содержание в ПВС/приютах и пристройство, информационно‑просветительские мероприятия. Гуманная эвтаназия по медицинским показаниям допускается как исключительная мера, не квалифицируется как способ регулирования численности и финансируется в объёме, необходимом для исполнения ветеринарных предписаний, с обязательным оформлением актов и отражением в отчётности.»

3.8. Против количественного ограничения животных в квартире/жилом доме

Добавить норму:

«Подлежат исключению положения, устанавливающие предельное количество собак и/или кошек, допустимое к содержанию в жилых помещениях (квартира многоквартирного либо блокированного жилого дома). Количество животных-компаньонов определяется собственником (нанимателем) жилого помещения при условии соблюдения требований законодательства об ответственном обращении с животными, правил пользования жилыми помещениями и санитарных норм, а также прав и законных интересов соседей. Контроль и ответственность устанавливаются за нарушения условий содержания (антисанитария, причинение вреда, шум, агрессия), а не за формальное количество животных. Для животных, содержащихся на дату вступления акта в силу, устанавливается неретроактивность требований — изъятие по причине количества не допускается.»

3.9. Обращение с безнадзорными кошками на придомовых территориях

Добавить нормы:

Запрещается отлов и эвтаназия клинически здоровых безнадзорных кошек как способ регулирования численности. Допускается отлов исключительно для проведения стерилизации (кастрации), вакцинации, идентификации (маркировки) с последующим возвратом в прежнее место обитания (TNR‑модель), при отсутствии угрозы санитарно‑эпидемиологической безопасности.

Исключения составляют случаи подтверждённого или обоснованно подозреваемого бешенства, а также иные ветеринарные показания, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей; решения принимаются государственным ветеринарным врачом с обязательным актированием.

Организовать возможность размещения на придомовых территориях предусмотренных проектом архитектурно‑планировочных решений домиков (укрытий) для вакцинированных и стерилизованных безнадзорных кошек, устанавливаемых по решению местного исполнительного и распорядительного органа с учётом мнения собственников помещений, требований санитарных и противопожарных норм.

Содержание, уборка и контроль за санитарным состоянием домиков осуществляются на основании соглашений с волонтёрскими организациями и (или) жилищно‑эксплуатационными службами. Животные, размещаемые в домиках, подлежат обязательной вакцинации, стерилизации и идентификации; сведения о таких животных вносятся в муниципальный реестр.»

3.10. Площадки для выгула собак

Добавить нормы:

Обеспечить создание и эксплуатацию площадок для выгула собак в каждом микрорайоне населённых пунктов с нормативом шаговой доступности, финансирование — за счёт средств местных бюджетов по разделу «Благоустройство», с возможностью привлечения внебюджетных средств.

Установить, что наличие специализированной инфраструктуры для выгула является мерой профилактики правонарушений при содержании собак и способствует соблюдению требований к выгулу (намордник, поводок) вне таких площадок.»

3.11. Исключение норм об умерщвлении как способе регулирования численности

Добавить норму:

«Исключить из проекта положения, допускающие умерщвление животных в качестве способа регулирования численности. Гуманная эвтаназия допускается только по подтверждённым ветеринарным показаниям (в том числе при подтверждённом бешенстве или неизлечимых страданиях), по решению государственного ветеринарного врача, с обязательным составлением акта и отражением в публичной отчётности.»

3.12. Обеспечение инфраструктуры и недопустимость эвтаназии из‑за её отсутствия

Добавить нормы:

Ответственность за создание и содержание пунктов временного содержания (ПВС) и приютов для животных возлагается на соответствующую административно‑территориальную единицу. Отсутствие ПВС/приюта либо дефицит мест не может являться основанием для эвтаназии животных.

Установить поэтапный план ввода объектов с минимальными стандартами содержания (ветеринарный осмотр, карантинизация, отдельные зоны для больных/здоровых животных, учёт и идентификация, условия для пристройства) и показателями эффективности (процент стерилизации, вакцинации, идентификации, пристройства; снижение повторного отлова и жалоб).»

4. Предлагаемая замена последнего абзаца пункта 7

«Принятие постановления будет способствовать долгосрочному снижению численности безнадзорных животных без применения массовой эвтаназии, за счёт внедрения программ ОСВВ, обязательной идентификации и расширения механизмов пристройства. В краткосрочной перспективе возможна переструктуризация расходов местных бюджетов: увеличение финансирования на стерилизацию, вакцинацию, маркировку, содержание в пунктах временного содержания/приютах, создание и эксплуатацию площадок для выгула, информационно‑просветительские кампании. При этом ожидается снижение косвенных расходов муниципалитетов (жалобы, аварийные выезды, укусы, лечение пострадавших, санитарные мероприятия), повышение санитарной безопасности и качества городской среды. Для оценки эффективности вводятся показатели: доля стерилизованных животных, охват вакцинацией, доля идентифицированных животных, процент пристройства, снижение числа жалоб и укусов, сокращение повторного отлова. Реализация указанных мер не требует увеличения расходов республиканского бюджета, но предусматривает переориентацию и оптимизацию местных расходов на гуманно‑ориентированные программы.»