• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь»

Общественное обсуждение

30
закрыть тему
Игорь Валерьевич

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
1.0 113
Статья 120-1
Пунктом 46 Проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее – законопроект) предлагается дополнить Гражданский  кодекс  Республики  Беларусь от  7  декабря 1998  года (далее – ГК) статьей 120-1 в следующей редакции:
«Статья 120-1. Саморегулируемые организации
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации,  созданные  в  целях  саморегулирования,  основанные  на членстве  юридических  лиц  и  (или)  индивидуальных  предпринимателей исходя  из  единства  отрасли  производства  товаров  (работ,  услуг)  или рынка  произведенных  товаров  (работ,  услуг)  либо  объединяющие физических  лиц,  осуществляющих  профессиональную  деятельность одного вида…»
Наличие союза «либо» в данной норме означает, что «юридические  лица  и  индивидуальные  предприниматели» и «физические лица» будут являться членами разных саморегулируемых организаций. Между тем, в перечнях видов деятельности подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», п. 1 ст. 295 и п. 1 ст. 296 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) содержатся виды деятельности, которые могут осуществляться как физическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Фактически одни и те же виды деятельности могут осуществляться разными субъектами (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые будут являться членами разных саморегулируемых организаций, что не оправданно.
Соответственно, союз «либо» из ч. 1 п. 1 ст. 120-1 ГК предлагается исключить.
Статья 166-1
В Обосновании необходимости принятия Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» сказано:
«43.  В  доктрине  гражданского  права  особую  группу  юридических фактов  составляют  юридические  значимые  сообщения  (заявления, уведомления,  извещения,  требования  и  т.п.).  Эти  факты  представляют собой  сознательные  действия,  которые  совершаются  для  достижения соответствующих  юридически  значимых  целей.  Например, уведомление должника о состоявшейся цессии не выступает сделкой по передаче права требования, однако влечет последствие в виде освобождения кредитора от риска  исполнения  обязательства  первоначальному  кредитору  (цеденту), поскольку  такое  исполнение должником  обязательства  будет  считаться ненадлежащим.
Правовая  природа  юридически  значимых  сообщений  является предметом  дискуссии  в  научной  литературе,  однако  большинство исследователей  отмечают,  что  такие  сообщения  отличаются  от  сделок, поэтому  к  ним  не  могут  применяться  положения  о недействительности сделок и их последствиях. Вместе с тем правомерно ставить вопрос о том, возникли  или  нет  последствия  уведомления,  предусмотренные  законом или договором.
В  настоящее  время  законодательству  известны  многочисленные случаи,  когда  гражданские  права  и  обязанности  возникают,  изменяются или  прекращаются  в  связи  с  соответствующими  заявлениями, уведомлениями,  требованиями  и  другими  юридически  значимыми сообщениями.  Такие  сообщения  достаточно  давно  используются  в договорной, корпоративной и судебной практике. Однако общего правила о том, когда лицо считается надлежащим образом уведомленным, а права, соответственно, возникшими, закон не предусматривает, что на практике приводит к спору о моменте возникновения, изменения или прекращения соответствующих прав у лица.
Принимая  во  внимание  вышеизложенное,  а  также  в  целях гармонизации с гражданским законодательством Российской Федерации, Гражданский  кодекс  которой  содержит  статью  166.1  «Юридически значимые  сообщения»,  ГК  РБ  дополняется  статьей  166-1  «Юридически значимые сообщения».
Соответственно, пунктом 61 законопроекта предусматривается дополнить ГК статьей 166-1 следующего содержания:
«Статья 166-1. Юридически значимые сообщения
1.  Заявления,  уведомления,  извещения,  требования  или  иные юридически  значимые  сообщения,  с  которыми  законодательство  или сделка  связывает  гражданско-правовые  последствия  для  другого  лица, влекут  для  этого  лица  такие  последствия  с  момента  доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение  считается  доставленным  и  в  тех  случаях,  если  оно поступило  лицу,  которому  оно  направлено  (адресату),  но  по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним…».
Помимо того, что правовая  природа  «юридически значимых сообщений»  «является предметом  дискуссии  в  научной  литературе», так же и термин «сообщение» является неопределенным законодательством, многозначным и предметом дискуссий в научной литературе. Применение нормы с многозначным и дискуссионным составным термином будет вызывать проблемы на практике.
Согласно абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) «информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Из чего можно сделать следующие выводы:
1) информация – это только сведения;
2) сведения могут быть представлены в различных формах.
Законодательство Республики Беларусь не выделяет виды информации, относя к информации только «сведения». Иной подход встречается в зарубежном законодательстве. Так, в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон) содержится определение следующего термина: «1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В этой связи можно отметить следующее:
1. В ст. 2 Федерального закона «сведения» отделяются от «сообщения» и «данные» – это разные категории (множества);
2. В комментариях Федерального закона отмечается, что «Легальная дефиниция информации не делает различий между сведениями, данными и сообщениями, рассматривая все их как равные по правовому статусу виды информации». При этом в информатике принято разграничивать указанные категории. Так, «сведения» представляют собой информацию, рассматриваемую в содержательном аспекте, т.е. безотносительно к ее восприятию и использованию. В то же время «сообщение» представляет собой информацию, рассматриваемую в коммуникативном аспекте, т.е. как обмен сведениями, часть процесса общения между пользователями. Понятие «данные» (data) обычно используется применительно к информации, сгенерированной техническими устройствами или введенной в память компьютера (Кузнецов П.У. Основы информационного права. – М., 2014. С. 40). Однако юридический подход к определению понятия «информация» не улавливает данных нюансов.
В ст. 2 Федерального закона также дается следующее определение: «10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети».
Глоссарий модельного законодательства для государств - участников Содружества Независимых Государств в области интеллектуальной собственности, утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 37-17 от 17.05.2012 г., содержит определение следующего термина: «Электронное сообщение – информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур».
В ст. 2 Модельного закона «Об электронных государственных услугах», утвержденного Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 34-7, содержится определение следующего термина: «сообщение – информация, посланная отправителем адресату, которая получена, зафиксирована и доступна для обработки, извлечения и восприятия в информационной системе адресата».
Ранее действовавшие Методические рекомендации Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.03.2010 № 11 «По организации работы с электронными документами в организациях Республики Беларусь» содержали определение следующего термина: «Электронное сообщение (ЭС) – логически целостная совокупность структурированных данных, имеющих смысл для участников информационного взаимодействия, закодированная способом, позволяющим обеспечить ее обработку средствами вычислительной техники, передачу по каналам связи и хранение на машиночитаемых носителях информации».
Терминологический словарь «Электронный документооборот: термины и определения», утвержденный Приказом  директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 19.10.2015 № 39 (далее – Терминологический словарь) содержит иное определение данного термина: «214. Электронное сообщение – информационный пакет, носящий справочно-информационный характер и не регистрируемый в автоматизированной системе документационного обеспечения управления в качестве самостоятельного исходящего и входящего документа», где «64. Информационный пакет – информационный объект определенной структуры, передаваемый по сетевым коммуникациям или телекоммуникациям как единое целое. В системе электронного документооборота представляет собой электронное сообщение или файл-контейнер, содержащий один или несколько документов в электронном виде (электронных документов) с сопутствующими метаданными» и «63. Информационный объект – совокупность данных, которая может пересылаться, обрабатываться и храниться как единое целое».
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) информация – это не только «сведения», но также «сообщения» и «данные». Соответственно,  «сведения», «сообщения» и «данные» – это виды информации. Между тем, белорусский законодатель в ст. 1 Закона об информации относит к информации только «сведения», а остальные два вида информации не выделяются;
2) информация может быть представлена в различных формах;
3) сообщение направляется отправителем определенному (одному или нескольким) адресату;
4) при направлении электронных или иных сообщений происходит предоставление информации, при этом возможен обмен такими сообщениями;
5) законодательство Республики Беларусь не содержит определений термина «сообщение».
Соответственно, для корректного применения п. 1 ст. 166-1 ГК необходимо внести изменения и дополнения в ст. 1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в части:
1) определения видов информации в содержании термина «информация» – «сведения», «сообщения» и «данные»;
2) определения терминов «сведения», «сообщение», «электронное сообщение» и «данные».
Статья 713
Законодатель в п. 1 ст. 713 ГК закрепил юридическую возможность заключения самостоятельного договора на выполнение изыскательских работ и определил место данного договора в пределах подрядной группы договоров. При этом в §4 гл. 37 ГК практически отсутствуют нормы, которые касаются регулирования отношений, связанных с проведением изыскательских работ. Допуская в п. 1 ст. 713 ГК заключение самостоятельного договора на проведение изысканий, в последующих ст.ст. 714-717 ГК содержатся нормативные положения, которые в большей части применимы только при подготовке проектной документации.
На уровне подзаконных нормативных актов этот пробел практически не восполняется. Можно отметить лишь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством», в котором также содержатся нормативные положения, в большей части применимые только при подготовке проектной документации.
Во многом причиной такого подхода представляется отсутствие развитых теоретических положений, позволяющих выделить отличительные признаки договора на выполнение изысканий. В итоге заключение договора на изыскательские работы вызывает сложности на практике. Отсутствие в ГК положений о понятии и особенностях изыскательских работ, их видах зачастую приводит к тому, что стороны заключают обычный договор подряда, не учитывая специфику возникающих правоотношений по поводу проведения изысканий.
Определение «изыскательские работы» в ГК и ином законодательстве отсутствует. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденном Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, отдельно не выделяются изыскательские работы как вид экономической деятельности. В то же время класс 7112 «Инженерные изыскания и предоставление технических консультаций в этой области» включает подкласс 71123 «Геодезическая и картографическая деятельность (без научных исследований и разработок)» входят: гидрологические изыскательские работы; геодезические изыскательские работы, связанные со сбором информации о форме, расположении и (или) границах участка земной поверхности различными методами, включая обход, фотограмметрические и гидрографические обследования.
На практике договор подряда на выполнение изыскательских работ определяется как договор, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению инженерных изысканий.
Предлагается:
1) выделить в гл. 37 ГК договор подряда на выполнение изыскательских работ в качестве отдельного вида договора подряда;
2) урегулировать данный договор в ГК.

22.07.2018 20:08:30

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте