Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».

Организатор общественного обсуждения: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 11 по 21 ноября 2019 г.

Информация о результатах обсуждения.
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
16
Количество участников:
14
Обсуждение проекта
Владислав Скребцов
0
13.11.2019
Союз "Гильдия пивоваров" выражает свое несогласие с проектом НПА.
Предлагаемая сумма экосбора в 360 BYN соизмерима с экосбором в  странах Евросоюза  и будет самой большой среди стран- Участниц ЕАЭС. Количество образующегося пластика в качестве ВМР и его фактический сбор различаются в 5-6 раз. И ничего в приведенном обосновании не свидетельствует о перспективе увеличении сбора пластика. Непонятным остается и целевое использование средств, собираемых в качестве экосбора за пластик.
В настоящий момент в среднем производственное предприятие уплачивает ежегодно 1000000 BYN в качестве экосбора, увеличение его в два раза существенно скажется на финансово- экономических показателях.
Иглавное: любое влияние на размер конечной стоимости продукта будет отнесено на потребителя.
Павел Юсупов
16
13.11.2019
Ассоциация Европейского Бизнеса выражает свое глубокое несогласие с приведенным проектом.
Увеличение суммы платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в 2 раза со 180 до 360 белорусских рублей негативно скажется экономических показателях работы предприятий по производству питьевых напитков. Отнесение компенсации расходов предприятий на потребителя повысит цены на продукцию компаний, что в свою очередь снизит спрос (что также приведет к долговременным негативным экономическим последствиям).    
Также отсутствует регламентация расходования средств потенциально полученных от введения данной нормы. Повышение суммы платы коренным образом не изменит сложившуюся систему работы предприятий по переработке отходов.
Николай
0
13.11.2019
Поддерживаю данный проект постановления как один из этапов Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и вторичными материальными ресурсами (ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года.

Для удовлетворения бизнеса возможным вариантом было
1) сохранения ставок экосбора с незначительным изменением для социальных продуктов (молоко, кефир и т.д.) используемые ПЭТ.
2) использование на этикетках белорусских производителей информации, что производитель является плательщиком экосбора (красивый логотип) для производителей (напитков, пива и т.д.).

Ждем последующие постановления СМ:
- по использованию целевых полученных средств направляя на улучшение до этого созданной системы обращенния с ТКО, а также системы раздельного сбора ТКО. (Надо признать, что дополнительные вливания в этот этап являются следствием нерационального использования выделяемых средств исполкомами и жкх для сбора ТКО, приводящие к невыполнению национальной стратегии).
- по этапу введения депозитновозвратных систем, ресурсосберегающих технологий и энергетического использования ТКО.
- освобождение организаций от уплаты части налогов в области переработки и сжигания ТКО.
- инвестпроекта с привлечением частного бизнеса к программе национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР.
Николай
0
14.11.2019
Цитата
Николай:

                                   Поддерживаю данный проект постановления как один из этапов Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и вторичными материальными ресурсами (ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года.

Для удовлетворения бизнеса возможным вариантом было
1) сохранения ставок экосбора с незначительным изменением для социальных продуктов (молоко, кефир и т.д.) используемые ПЭТ.
2) использование на этикетках белорусских производителей информации, что производитель является плательщиком экосбора (красивый логотип) для производителей (напитков, пива и т.д.).

Ждем последующие постановления СМ:
- по использованию целевых полученных средств направляя на улучшение до этого созданной системы обращенния с ТКО, а также системы раздельного сбора ТКО. (Надо признать, что дополнительные вливания в этот этап являются следствием нерационального использования выделяемых средств исполкомами и жкх для сбора ТКО, приводящие к невыполнению национальной стратегии).
- по этапу введения депозитновозвра­тных систем, ресурсосберегаю­щих технологий и энергетического использования ТКО.
- освобождение организаций от уплаты части налогов в области переработки и сжигания ТКО.
- инвестпроекта с привлечением частного бизнеса к программе национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР.
                                   
                                   
   
   
Возможность снижение налогового бремени это освободить от уплаты от экосбора продукции уходящие на экспорт
Павел Юсупов
16
14.11.2019
Также считаем, что введение столь высокой платы негативно скажется на процессе привлечения иностранных инвестиций. Увеличение издержек повысит дороговизну производства.
Следует указать, что до сих пор не решена проблема отсутствия в Республике Беларусь производства стеклянной тары надлежащего качества (а также отсутствие ресурсов для её производства). Её закупка из за границы приведёт к ухудшению торгового баланса. Розлив напитков ряда видов в бумажную тару по технологическим причинам не является возможным.
В обосновании акта не указано, что социальным последствие принятия станет увеличение расходов граждан на продукты питания.
Владислав Скребцов
0
15.11.2019
Данный НПА не может быть поддержан или одобрен по ряду причин:
1. Сумма сбора в прошлом году была увеличена в 2 раза. Сбор и переработка в 2 раза не увеличась. В этом году предлагается увеличение также в 2 раза.
2. Обоснование никоим образом не отражает перспективу увеличения сбора и переработки пластика хотя бы 2 раза в течение года. По оценкам специалистов и по дланным Оператора ВМР ежегодно образуется около 107 тыс. тонн отходов. Собирается и отправляется на переработку около 25 тыс.тонн. Возможностей по увеличению сбора пока не просматривается. Сам Оператор, как исполнитель, об этом также умалчивает.
3. Таким образом, становится вопрос о целевом использовании перечисляемых средств. Бизнес не может не интересовать данный вопрос.
4. Довод и аргумент МЖКХ, озвученный на совещании 1.11.2019г.,- "Надо бизнес мотивировать к переходу на экологичную упаковку".
Вопрос: на какую? Мощностей и возможностей у отечественных производителей стеклобутылки недостаточно. Преставленный Минстройархитектуры образец бутылки оказался из белого прозрачного стекла. Очень похоже на ситуацию, когда наливают воду в бассейн после того, как научишься плавать.
5. На совещании 1.11.2019 все присутвующие уполномоченные госорганы, представители бизнеса и бизнес- союзы выразили несогласие с предлагаемым НПА. Может быть поэтому до сих пор не представлен протокол совещания?

Вопросов больше, чем ответов.
Михаил Шпырков
0
16.11.2019
Цитата
Модератор новостей:

                                   Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».

Организатор общественного обсуждения: Министерство жилищно-коммуна­льного хозяйства Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 11 по 21 ноября 2019 г.
                                   
Вместо озвученного чиновниками принципа формирования экономических условий для повышения экологичности упаковки, просто повышаем налоги, а следовательно повышаем цену для потребителя. Эффект для экологии от этого не понятен. Ни успешный опыт соседей в сборе и переработке упаковки из пэтф, ни мнение производителей по прежнему ни учитываются, при этом реалтной альтернативы пэтфу в РБ сегодня нет. В развитых странах сбор и переработка отходов и упаковки это успешный бизнес, который заимает заметную позицию в экономике.                          
   
   
Алексей Шавенько
0
18.11.2019
Открытое акционерное общество Туровский молочный комбинат, выражает свое несогласие с проектом НПА. Предлагаемая сумма налога 360 BYN за тонну полимерных материалов, будет непомерно большой, за этот год ставка налога изменялась в 2 раза, что в конечном итоге отражается на себестоимости товара. С целью недопущения негативных последствий, считаем, что для полимерных материалов, используемых в качестве первичной упаковки продуктов питания, позволяющей значительно увеличить сроки годности продукции, необходимо применить льготный режим налогообложения, в том числе по причине невозможности замены данных материалов аналогами без изменения применяемого упаковочного оборудования и с сохранением текущих сроков годности.  И самое главное: любое влияние на размер конечной стоимости продукта будет отнесено на потребителя.

Источник: http://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=13837 – Правовой форум Беларуси
Владимир
0
19.11.2019
Считаю, что увеличение суммы сбора не проработано. И в данном виде Постановление принимать нельзя.
Так как это приведет к увеличению стоимости продукции для конечного потребителя.

Также не проработаны следующие моменты:
1.Необходимо не просто учитывать, сколько создается отходов полимерной продукции, но также учитывать степень их перерабатываемости.
По аналогии с ЕС.
2.Необходимо учитывать в ставке налога удельную массу упаковки на 1 кг упакованной продукции.
Например 20 г пленки(пакета) можно упаковать 1 кг мяса и в такое же количество 100 г мяса.
И можно упаковать 50 г семечек.
Таким образом, если не будем учитывать данный момент, то тем самым будем позволять рынку формироваться стихийно, а должно быть рациональное использование ресурсов.
3.Также считаю не проработанными центры ответственности.
На самом деле Ритейл решает, что и как должно быть упаковано.
Причем здесь производители и импортеры продукции.
Это совместная работа ритейла и поставщиков над тем, чтобы правильно упаковать продукцию с оптималоьными затратами, учитывая сроки годности продукции, удобство использования и т.д.
Дмитрий Ананьев
0
19.11.2019
Ассоциация компаний информационных технологий категорически возражает против принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» (далее – Проект) в предлагаемой Минжилкомхозом Республики Беларусь  редакции.
Исходя из следующего.

В соответствии с Разделом 1 обоснования Проекта необходимостью принятия повышения ставок является минимизация негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с пунктами 4.1. и 7.1. Обоснования проекта повышение размера ставок  позволит увеличить объемы сбора и переработки отходов за счет стимулирования применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками.

По нашему мнению Министерство жилищно-коммунального хозяйства вводит в заблуждение иные органы государственного управления, бизнес и потребителей об истинных целях систематического повышения ставок сбора.
Декларируемые цели принятия нормативного правового акта, предлагаемыми Минжилкомхозом в Проекте методами повышения ставок не могут быть реализованы в существующих условиях, – априори.

   1. Практика показала, что установлены заведомо невыполнимые условия для организации собственной системы сбора отходов для производителей и поставщиков.
По существующим нормам  импортёр или производитель за год должен собрать 20% (а с 2020 года — 30%) отходов электронного или электрического оборудования от годового объёма ввезённого или произведённого товара.
По данным организаций розничной торговли, фактический сбор у физических лиц отработанной электроники  и бытовой техники регулярно составляет не более 3% в год от объема импортированной или произведённой продукции. Исключение составил только 2013 год: сотовые телефоны были собраны в размере 10% от количества импортированных.  
Юридическим лицам запрещено в коммунальные отходы «выбрасывать» электронику и электрическую технику: практически 100% разбирается самостоятельно или через специализированные организации на компоненты, которые используются как вторичное сырье или утилизируются.
Фактически собрать 20 или 30% отходов от объема ввезенного не представляется никакой возможности. Нет такого количества отходов электронного и электрического оборудования на текущий период.
Хотя, по постановлению Министерство жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются нормы образования электротехнического мусора в размере 37 кг на человека в год.
Таким образом, на семью из четырёх человек, один из которых может быть грудным младенцем, приходится делегированное обязательство намусорить в размере 148 кг в год. В масштабах нашей страны (это около 10 миллионов человек) один календарный год – это 370 тонн (миллионов килограммов) выброшенной электротехники. Это 7 400  товарных вагонов. Длина такого состава под самый новый  год должна составить почти 175 километров.
Однако, эти фантастические  нормы позволяют на бумаге показывать динамику и угрозу «замусоривания» и создают возможность многочисленных приписок в показателях роста сбора мусора в стране.
В дополнение к этому, Указом 131, разработанным Минжикомхозом, прямо  запрещается любая кооперация производителей или поставщиков для создания совместной специализированной организации для сбора мусора. В эру разделения труда, специализации и кооперации каждому производителю или поставщику нужно создать практически с нуля  нетипичное для организации направление,
По информации Минжилкомхоза, из 2363 субъектов хозяйствования, осуществлявших ввоз или производство техники и электроники в 2018 году, лишь 2 субъекта применяли для выполнения обязанности по Указу собственную систему сбора отходов.
Эти цифры подтверждает наши выводы о том, что созданы и поддерживаются все условия, которые не позволят производителям и поставщикам заниматься собственной системой сбора отходов.

   2. В Разделе 7.1. «Оценка регулирующего воздействия» содержатся только общие декларативные заявления и предположения. В разделе нет данных об образованном, собранном мусоре, нет анализа и расчетов динамики изменений.
Обращает внимание и расходы в миллионы белорусских рублей, которые тратятся на научные и маркетинговые исследования, при этом конкретных расчетов и выводов нет.
Так же отсутствуют какие либо расчеты, которые бы на основе анализа данных в Республике Беларусь  показывали, как и в какой мере увеличение ставок утилизационного сбора привело к увеличению применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками.

Сделанные  предположения о несоответствии заявляемых целей Проекта и истинных интересов Минжилкомхоза подтверждает содержание Раздела 6 Обоснования – «Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта».
В этом разделе присутствует только одно слово: «отсутствует».
       Следует обратить внимание на этот факт игнорирования Минжилкомхозом позиции бизнеса, изложенной в многочисленных обращениях организаций и бизнес-союзов в республиканские органы управления, а также в многочисленных публикаций в СМИ по проблемам ставок и организации сбора отходов в Республике Беларусь.  
Практически  каждая отраслевая ассоциация, интересы членов которой затрагивает данное постановление, накопило огромную переписку с Минжилкомхозом и Оператором вторичных материальных ресурсов.  Тем не менее, предложения при разработке проекта не учтены.
Так, в делопроизводстве Ассоциации есть ответ с обещанием Министра Терехова А.А. от 26.08.2019 рассмотреть предложения Ассоциации при очередной корректировке данного постановления от 31 июля 2012 г. № 708. Тем не менее, предложения АКИТ не учтены.

Вышеизложенное показывает то, что повышение ставок ни в коем разе не связано с целью  минимизации негативного воздействия на окружающую среду и целью стимулирования применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками. Имеющиеся сведения в совокупности дают основание полагать, что истинные цели повышения ставок - является сбор денег и для финансирования преимущественно организаций своей отрасли.

Ассоциация компаний информационных технологий предлагает следующее:

1. С 1 января 2020 внести изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»  размерах платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. No 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. No 313»: слова «3 процента» и «8 процентов»  заменить соответственно словами «1 процент» и «6 процентов».

2. С 1 января 2021 внести изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313», предусмотрев выплату платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки исходя из массы (за тонну) и категории товаров, установив обоснованные и справедливые ставки сбора.

3. В проекте Указа  Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 предусмотреть нормы:
3.1. разрешающие кооперацию производителей и поставщиков при организации самостоятельного сбора отходов товаров, утративших потребительские свойства;
3.2. запрещающие увеличение размера сбора выше роста коэффициента инфляции;
3.3. снизить норму выполнения обязанности по обеспечению самостоятельного сбора установив реальный достижимые показатели  сбора по электронике и бытовой технике – 3% от количества произведенного или импортированного товара;
3.4. переориентировать нормы проекта Указа с фискального (сбор средств) на организационно-отраслевой, регулирующих правоотношения в сфере сбора, переработки и утилизации отходов товаров, утративших потребительские свойства;
3.5. предусмотреть ответственность оператора и получателей средств за не обеспечение эффективности  использования полученных средств;
3.6. предусмотреть распределение средств исключительно на конкурсной основе, по процедурам осуществления государственных закупок.

Генеральный директор,
Дмитрий Ананьев