Ознакомившись с Проектом Закона Республики Беларусь “О волонтерской деятельности” (далее - Проектом) и Обоснованием необходимости его принятия, хотим отметить определенные неточности и пробелы регулирования. При анализе мы исходим из того, что цель принятия данного акта – определение правового статуса волонтера и правовое регулирование правоотношений, связанных с взаимодействием волонтера и получателя волонтерской помощи.
1. Пункт 1 статьи 1 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции: “Волонтер – гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которое непосредственно осуществляет волонтерскую деятельность”. В связи с данным изменением предлагаем также предусмотреть требования для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих на территории Республики Беларусь) и добавить в статью 6 Проекта положения следующего содержания: “Иностранные граждане и лица без гражданства могут осуществлять волонтерскую деятельность на основании вида на жительство в Республике Беларусь, визы Республики Беларусь, разрешения на проживания либо миграционной карты”.
2. Предлагаем изложить часть 6 статьи 1 Проекта в следующей редакции: “Получатель волонтерской помощи – физическое или юридическое лицо, социальная группа, которые используют помощь волонтеров и (или) в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность, общество в целом, в случаях, если волонтерская помощь направлена на защиту общественного интереса, а также животные, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности. В связи с этим также считаем целесообразным внести следующие изменения и дополнения в статью 12 Проекта: 1) название статьи изложить в следующей редакции: “Права и обязанности физических или юридических лиц, являющихся получателями волонтерской помощи”; 2) дополнить часть 1 абзацем 8: “право, предусмотренное абзацем 3 настоящей части распространяется и на животных, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности".
3. Отметим также, что Проект не содержит перечня субъектов волонтерской деятельности, что, на наш взгляд, является существенным пробелом в регулировании. В связи с этим предлагаем Главу 1 Проекта дополнить статьей: “Статья №. Субъекты волонтёрской деятельности Субъектами волонтёрской деятельности являются: 1) волонтёры; 2) волонтёрские организации; 3) получатели волонтёрской помощи; 4) государственные органы, осуществляющие регулирование волонтерской деятельности; 5) иные физические лица, а также юридические лица, в уставных документах которых определена волонтёрская деятельность, прямо или опосредованно участвующие в организации и осуществлении волонтёрской деятельности.”
4. Статью 3 Проекта предлагаем дополнить следующим принципом: “недопущение дискриминации получателей волонтерской помощи по признаку расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям, социального статуса, возраста, состояния здоровья, а также других обстоятельств, способных повлиять на предоставление волонтерской помощи”
5. Считаем, что часть 1 статьи 6 после слова “объявленные” следует дополнить словосочетанием “в установленном законодательством порядке”
6. В статье 7 Проекта предлагаем отнести к одной из форм волонтерской деятельности волонтерскую деятельность, осуществляемую в рамках содействия деятельности общественного объединения. Считаем это целесообразным в связи с тем, что фиксированное членство в общественных объединениях создает определенные препятствия для тех людей, которые желают оказать им помощь, не вступая в них.
7. Считаем также необходимым дать законодательное закрепление понятию “субботник” и дополнить статью 7 Проекта следующей частью: “Участие в республиканских и (или) местных субботниках не является одной из форм осуществления волонтерской деятельности”
8. Часть десятую статьи 8 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции в силу неточности и бессвязности сформулированных направлений: “содействие в повышении общей грамотности населения, а также повышение осведомленности по вопросам, представляющим общественную ценность”. Предлагаем также добавить следующее направление волонтерской деятельности: “содействие повышению осведомленности о состоянии гендерного равенства, а также содействие установлению гендерного равенства в обществе”
9. Пункт 2 ст. 9 Проекта предлагаем дополнить следующим: “при оказании разовой волонтерской помощи физическим лица, социальным группам и обществу в целом, а также при оказании разовой волонтерской помощи животным”
10. Пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: “Договор волонтерства заключается в письменной форме либо в устной форме. Устная форма заключения договора допускается, если волонтерская помощь носит разовый характер, не предусматривает затрат волонтера на осуществление волонтерской деятельности и осуществление деятельности не связано с угрозой жизни и (или) здоровью волонтера.
11. Статью 9 Проекта предлагаем также дополнить пунктом следующего содержания: “В договоре волонтерства должны быть предусмотрены вид деятельности волонтёра, характер услуг (работ), их объём, дни и часы работы, срок договора, права и обязанности волонтера, особые условия, связанные с осуществлением волонтёрской деятельности.
12. Пункт 4 статьи 9 Проекта дополнить следующим: “заключение договора страхования жизни и здоровья, в случаях, если волонтерская деятельность представляет либо может представлять угрозу жизни и здоровью волонтера, за счет волонтерской организации”
13. В статье 10 Проекта говорится о материальном обеспечении в виде получения питания, форменной либо специальной одежды и др. Однако данный список далеко не полный и в его конце идет уточнение следующего содержания: «а также получение иных гарантий, если это предусмотрено договором волонтерства (в случае его заключения)», т.е. волонтер без заключения договора лишается материального обеспечения, что недопустимо.
14. Часть восьмую пункта 1 статьи 10 Проекта дополнить словами: “с возможностью обжалования отказа руководителя соответствующего учреждения (организации) в порядке, установленном законодательством”.
15. Часть девятую статьи 10 Проекта после слов “возмещение расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности” дополнить “получение компенсации за осуществление волонтерской деятельности”. В Проекте отсутствует упоминание о выплате компенсаций волонтерам за их волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что в ст. 1 Проекта сказано, что волонтерская деятельность – добровольная и безвозмездная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ и (либо) оказания услуг. В то же время, такие компенсации существуют (это может быть, например, бесплатное посещение соревнований).
16. Пункт 1 статьи 10 проекта дополнить следующей частью: “получение налоговых вычетов на доходы, указанные в части девятой настоящего пункта”
17. Дополнить статью 10 Проекта нормой следующего содержания: “волонтер имеет право на «возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им волонтерской деятельности».
18. Заменить в статье 10 Проекта «иные права, предусмотренные законодательством» на «помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, волонтер имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь».
19. Статью 18 Проекта предлагаем дополнить пунктом следующего содержания: "В целях осуществления международного сотрудничества в сфере волонтерской деятельности учреждения образования Республики Беларусь содействуют участию обучающихся в международных волонтёрских программах и акциях на основании представленного ими приглашения, выданного государственным органом, регулирующим волонтерскую деятельность в соответствующем государстве, с указанием формы волонтерской деятельности, места и сроков её осуществления.
20. Отдельно отметим, что после проведения 2 Европейских игр в Минске появилась необходимость в создании единой информационной базы данных о волонтерах. Предлагаем внести в Проект следующее уточнение о «Единой информационной системе в сфере развития волонтерства». При этом указать, что такая система включает сведения о волонтерах, организаторах волонтёрской деятельности, волонтерских организациях и предоставление сведений для включения в данную систему осуществляется добровольно
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности»
Общественное обсуждение
150Юрист
НОВИЧОК1. Пункт 1 статьи 1 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции: “Волонтер – гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которое непосредственно осуществляет волонтерскую деятельность”. В связи с данным изменением предлагаем также предусмотреть требования для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих на территории Республики Беларусь) и добавить в статью 6 Проекта положения следующего содержания: “Иностранные граждане и лица без гражданства могут осуществлять волонтерскую деятельность на основании вида на жительство в Республике Беларусь, визы Республики Беларусь, разрешения на проживания либо миграционной карты”.
2. Предлагаем изложить часть 6 статьи 1 Проекта в следующей редакции: “Получатель волонтерской помощи – физическое или юридическое лицо, социальная группа, которые используют помощь волонтеров и (или) в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность, общество в целом, в случаях, если волонтерская помощь направлена на защиту общественного интереса, а также животные, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности. В связи с этим также считаем целесообразным внести следующие изменения и дополнения в статью 12 Проекта: 1) название статьи изложить в следующей редакции: “Права и обязанности физических или юридических лиц, являющихся получателями волонтерской помощи”; 2) дополнить часть 1 абзацем 8: “право, предусмотренное абзацем 3 настоящей части распространяется и на животных, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности".
3. Отметим также, что Проект не содержит перечня субъектов волонтерской деятельности, что, на наш взгляд, является существенным пробелом в регулировании. В связи с этим предлагаем Главу 1 Проекта дополнить статьей:
“Статья №. Субъекты волонтёрской деятельности
Субъектами волонтёрской деятельности являются:
1) волонтёры;
2) волонтёрские организации;
3) получатели волонтёрской помощи;
4) государственные органы, осуществляющие регулирование волонтерской деятельности;
5) иные физические лица, а также юридические лица, в уставных документах
которых определена волонтёрская деятельность, прямо или опосредованно
участвующие в организации и осуществлении волонтёрской деятельности.”
4. Статью 3 Проекта предлагаем дополнить следующим принципом: “недопущение дискриминации получателей волонтерской помощи по признаку расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям, социального статуса, возраста, состояния здоровья, а также других обстоятельств, способных повлиять на предоставление волонтерской помощи”
5. Считаем, что часть 1 статьи 6 после слова “объявленные” следует дополнить словосочетанием “в установленном законодательством порядке”
6. В статье 7 Проекта предлагаем отнести к одной из форм волонтерской деятельности волонтерскую деятельность, осуществляемую в рамках содействия деятельности общественного объединения. Считаем это целесообразным в связи с тем, что фиксированное членство в общественных объединениях создает определенные препятствия для тех людей, которые желают оказать им помощь, не вступая в них.
7. Считаем также необходимым дать законодательное закрепление понятию “субботник” и дополнить статью 7 Проекта следующей частью: “Участие в республиканских и (или) местных субботниках не является одной из форм осуществления волонтерской деятельности”
8. Часть десятую статьи 8 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции в силу неточности и бессвязности сформулированных направлений: “содействие в повышении общей грамотности населения, а также повышение осведомленности по вопросам, представляющим общественную ценность”. Предлагаем также добавить следующее направление волонтерской деятельности: “содействие повышению осведомленности о состоянии гендерного равенства, а также содействие установлению гендерного равенства в обществе”
9. Пункт 2 ст. 9 Проекта предлагаем дополнить следующим: “при оказании разовой волонтерской помощи физическим лица, социальным группам и
обществу в целом, а также при оказании разовой волонтерской помощи животным”
10. Пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: “Договор волонтерства заключается в письменной форме либо в устной форме. Устная форма заключения договора допускается, если волонтерская помощь носит разовый характер, не предусматривает затрат волонтера на осуществление волонтерской деятельности и осуществление деятельности не связано с угрозой жизни и (или) здоровью волонтера.
11. Статью 9 Проекта предлагаем также дополнить пунктом следующего содержания: “В договоре волонтерства должны быть предусмотрены вид деятельности волонтёра, характер услуг (работ), их объём, дни и часы работы, срок договора, права и обязанности волонтера, особые условия, связанные с осуществлением волонтёрской деятельности.
12. Пункт 4 статьи 9 Проекта дополнить следующим: “заключение договора страхования жизни и здоровья, в случаях, если волонтерская деятельность представляет либо может представлять угрозу жизни и здоровью волонтера, за счет волонтерской организации”
13. В статье 10 Проекта говорится о материальном обеспечении в виде получения питания, форменной либо специальной одежды и др. Однако данный список далеко не полный и в его конце идет уточнение следующего содержания: «а также получение иных гарантий, если это предусмотрено договором волонтерства (в случае его заключения)», т.е. волонтер без заключения договора лишается материального обеспечения, что недопустимо.
14. Часть восьмую пункта 1 статьи 10 Проекта дополнить словами: “с возможностью обжалования отказа руководителя соответствующего учреждения (организации) в порядке, установленном законодательством”.
15. Часть девятую статьи 10 Проекта после слов “возмещение расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности” дополнить “получение компенсации за осуществление волонтерской деятельности”. В Проекте отсутствует упоминание о выплате компенсаций волонтерам за их волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что в ст. 1 Проекта сказано, что волонтерская деятельность – добровольная и безвозмездная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ и (либо) оказания услуг. В то же время, такие компенсации существуют (это может быть, например, бесплатное посещение соревнований).
16. Пункт 1 статьи 10 проекта дополнить следующей частью: “получение налоговых вычетов на доходы, указанные в части девятой настоящего пункта”
17. Дополнить статью 10 Проекта нормой следующего содержания: “волонтер имеет право на «возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им волонтерской деятельности».
18. Заменить в статье 10 Проекта «иные права, предусмотренные законодательством» на «помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, волонтер имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь».
19. Статью 18 Проекта предлагаем дополнить пунктом следующего содержания: "В целях осуществления международного сотрудничества в сфере волонтерской деятельности учреждения образования Республики Беларусь содействуют участию обучающихся в международных волонтёрских программах и акциях на основании представленного ими приглашения, выданного государственным органом, регулирующим волонтерскую деятельность в соответствующем государстве, с указанием формы волонтерской деятельности, места и сроков её осуществления.
20. Отдельно отметим, что после проведения 2 Европейских игр в Минске появилась необходимость в создании единой информационной базы данных о волонтерах. Предлагаем внести в Проект следующее уточнение о «Единой информационной системе в сфере развития волонтерства». При этом указать, что такая система включает сведения о волонтерах, организаторах волонтёрской деятельности, волонтерских организациях и предоставление сведений для включения в данную систему осуществляется добровольно
20.11.2020 17:18:45
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться