Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366» (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику)
Обсуждение проекта
Сергей
0
11.06.2021
Считаю целесообразным:
1. Предлагаемый проектом Указа порядок ценообразования с использованием скидок для уменьшения цены лекарственных препаратов использовать только для поставок в рамках процедур государственных закупок. Для "обычных" поставок - сохранить действующий механизм ценообразования.
2. Ограничить новым Указом размер банковских услуг для аптек, т.к. действующие размеры торговых надбавок для розничной аптечной сети, не имеющей оптового звена, не позволяют покрыть стоимость эквайринга/инкассации при реализации препаратов из седьмого и даже шестого сегмента. Их реализация для аптеки не имеет экономического смысла.
3. Для регулирования цен на лекарственные препараты вернуться к референтному ценообразованию, реализованному ранее согласно Указу 345.
Оксана Пархомович
0
12.06.2021
1.Согласно данному проекту, при предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) — нерезидентом Республики Беларусь скидки с контрактной цены при отгрузке товара расчетная отпускная цена уменьшается на размер такой скидки.
    Таким образом, скидка поставщика не будет участвовать в формировании прибыли предприятия-импортера, а вся прибыль импортера будет складываться из 4-11% оптовой надбавки, в зависимости от группы товара. В среднем, надбавка, применяемая нами при оптовой реализации ИМН лечебным учреждениям РБ, составляет 8%, которые включаются в состав отпускной цены в соответствии с абзацем 1 пункта 2 проекта Указа.  
Однако, привлекаемые оборотные кредитные ресурсы стоят не менее   4,7%  годовых; содержание складов, транспорта, персонала, доставки, аренда, прочие расходы,  связанные с деятельностью компании, – все это расходы, которые составляют в зависимости от объема продаж 7-15% от оборота. Конкретно в нашем случае оптовая торговля – это отпуск ИМН небольшими и чаще даже мелкими партиями в более чем 1200 лечебных учреждений РБ, а не крупнооптовая торговля «с колес». Применяемая оптовая надбавка в нашем случае не позволит даже покрыть затраты, связанные с основной деятельностью, не говоря уже о прибыли и инвестициях.  В целом, мы считаем, будет наблюдаться снижение налоговых поступлений в бюджет,  обязательных отчислений в ФСЗН -как результат сокращения штатов и банкротств предприятий-импортеров ИМН. Неизбежно сократится внедрение инновационных технологий и материалов на медицинский рынок РБ и, как следствие, произойдет снижение качества и повышение стоимости оказываемых медицинских услуг, - причем надо отметить, что в Республике Беларусь производится ничтожно малый ассортимент ИМН и МТ, в частности, предназначенных для нужд стоматологии и зуботехнических лабораторий.
2. Согласно проекту Указа, предполагается исключение части пятой Указа.
При проведении закупок товаров за счет как государственных, так и собственных средств, важнейшим критерием для выбора наилучшего предложения и поставщика является наименьшая цена за единицу продукции. В случае заключения договоров со сроком действия на квартал, полугодие и год и, принимая во внимание тот факт, что в течение срока действия таких договоров медицинские товары поступают на склад отдельными партиями, РОЦ таких партий товаров могут отличаться друг от друга.
При изменении курсов валют, изменении контрактных цен иностранными заводами-изготовителями медицинских товаров невозможность реализации товаров ниже расчетной отпускной цены не позволит поставщикам медицинских товаров выполнять надлежащим образом условия договоров в части неизменности цены договоров. Это противоречит действующему законодательству, а именно п.1 статьи 25 главы 4 Закона Республики Беларусь  от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: не допускается изменение условий договора при его исполнении в части цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Что касается закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, проектом договора заказчика также часто предусмотрена невозможность изменения (повышения) цен и в таком случае выполнение условий договора поставщиками медицинских товаров будет затруднительным или невозможным.
Таким образом, не имея возможности снижать РОЦ для достижения цены договора поставки, заключенного с учреждением здравоохранения РБ, мы не сможем исполнять свои обязательства по заключенным договорам.
Подытоживая, отметим, что реализация данного проекта возможна в случае увеличения оптовых предельно допустимых надбавок либо сохранения возможности включения в РОЦ хотя бы части финансовой скидки от цены поставщика в размере до 20%.
Наталья М
0
12.06.2021
Предложения по внесению изменений
в проект Указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005года №366» в рамках общественного обсуждения.



Часть третья пункта 1.1. и часть четвертая пункта 1.2., устанавливающие порядок ценообразования при предоставлении скидок организациями-изготовителями (поставщиками).

В прежней редакции Указа было установлено, что « … при предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) финансовой скидки с (отпускной) контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки»

В новой редакции проекта Указа предлагается установить, что « … при предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) финансовой скидки с (отпускной) контрактной цены при отгрузке товара  расчетная отпускная цена уменьшается на размер такой скидки».

Предлагаем оставить данное положение в прежней редакции Указа и не вносить в него изменения в связи со следующими обстоятельствами:

На сегодня почти все белорусские и иностранные производители предоставляют скидки оптовым дистрибьюторам. Размер скидок зависит от объема закупки и отсрочки платежа.

К примеру: скидка 15% предоставляется производителем при закупке более 100тыс руб в месяц и отсрочке платежа 60 дней,  а при закупке 50тыс руб в месяц и отсрочке платежа 90дней предоставляется скидка только 10%. Сегодня эта скидка не влияет на ценообразование и остается у оптового дистрибьютора. Часть ее он дальше передает розничным торговым объектам, часть использует на финансирование кредитных ресурсов и т.д.

То есть, путем предоставления скидки производитель стимулирует оптовика взять больше товара и заплатить за него быстрее, а оптовик, получив скидку, пойдет в банк, получит кредит и быстрее рассчитается с производителем, а еще заплатит часть скидки рознице чтобы розница выплатила премию персоналу за увеличение продаж, либо снизит на эту скидку цену для конечного потребителя в случаях когда необходимо простимулировать сбыт (короткий срок годности, высокие складские запасы и необходимость разгрузить склады). То есть, сегодня работает рыночный механизм, который предлагается запретить.

В случае, если предоставляемая производителем (поставщиком) скидка не будет оставаться у торгующей организации, а просто исчезнет, с соответствующим снижением цены товара, то возникают вопросы:
а в чем тогда смысл предоставления скидки от производителя (импортера) торгующим организациям (оптовым или розничным), если можно просто снизить отпускную цену?
а в чем тогда смысл привязывать размер скидок в зависимость от условий предоставления скидок, если при любых условиях торгующая организация (оптовая или розничная) ничего от этой скидки не получит?

Если скидка не будет оставаться у цепочки торгующих организаций (оптовых и розничных), а просто исчезнет – исчезнут рыночные механизмы стимулирования сбыта товаров на всех этапах.

Да, цена для покупателя подешевеет на размер этой скидки, с станет к примеру 1руб вместо 1,10 руб. Заметят ли это покупатели? Возможно, но далеко не все. Будет ли это способствовать развитию экономики? – вряд ли. Увеличится ли сбыт лекарственных средств белорусского производства, если торгующие организации не будут больше заинтересованы торговать белорусским товаром? – маловероятно.

Стоит заметить, что невыгодно торговать станет в том числе и  основными лекарственными средствами, включенными в перечень жизненно-важных лекарственных средств. Не приведет ли это к исчезновению их с прилавков?

Закроются ли лишенные существенной части дохода торгующие организации – частично да, а те кто не желают обанкротиться - найдут механизмы получения дохода путем увеличения контрактной цены за пределами Республики Беларусь, в результате государство получит эффект противоположный тому, которого добивается: цены для потребителя не снизятся, а вот доход (и налоговые поступления) из страны уйдут.

Возможно данными изменениями Указа преследуется цель устранения оптового звена, так называемого «необоснованного посредничества»? Однако, к сожалению производители не в состоянии довезти товар мелкими партиями до каждой аптеки, равно как и аптеки не в состоянии самостоятельно закупаться у производителей. Субъекты оптовой торговли, у которых данные изменения в Указ заберут существенную часть дохода, проделывают огромную работу по обеспечению складской и транспортной логистики на пути товара от производителя к розничному торговому объекту, исключить их из цепочки поставок физически не возможно и не соответствует обычной мировой практике.

В связи с вышеизложенным предлагаем часть третью пункта 1.1. и часть четвертую пункта 1.2., устанавливающие порядок ценообразования при предоставлении скидок организациями-изготовителями (поставщиками), оставить без изменений в существующей на сегодняшний день редакции Указа.
Маргарита Олизарович
0
13.06.2021
Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366» (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику)
существенно снизит стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники. А также, будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет, так как НДС и таможенная пошлина будет уплачиваться от общей стоимости импортируемого товара, с учётом скидки.
Маргарита Олизарович
0
13.06.2021
С учётом высокой ценовой конкуренцией между фармацевтически­ми компаниями, которая сложилась на текущий момент, изменения цен на медицинские товары в большую сторону не произойдёт, т.к. рынок будет бороться за покупателя и регулировать цену сам.

Что мешало до настоящего времени это делать - бороться за покупателя и снижать цены? Почему аналогичные лекарства в Республике Беларусь в 2 - 3 раза (не на 20 - 30 %) дороже, чем в соседних странах?
Маргарита Олизарович
0
13.06.2021
Опасения субъектов торговли (аптечных сетей) о том, что предлагаемые изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 существенно скажутся на финансовом положении организаций занимающихся торговлей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медтехникой, и приведут к их убыточной деятельности, НЕ ИМЕЮТ ОСНОВАНИЯ.

Размеры торговых и оптовых надбавок в Республике Беларусь, примерно, такие же, как в Российской Федерации (от 5 до 60 %, в зависимости от региона), но при формировании цены в РФ не упоминаются никакие скидки (т.е. скидки входят в стоимость в товара изначально). При этом, стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехникой техники в РФ в разы ниже, чем в РБ, и аптечные сети не убыточные!

Например, можно сопоставить формирование цены в Белгородской области ("Постановление Губернатора Белгородской области от 19.02.2010 № 11 (в ред. от 23.12.2019 № 94)", где на лекарственные средства оптовые и торговые надбавки составляют 5 до 20%.