Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (вопросы аттестации юрлиц и ИП)
Обсуждение проекта
Виктор Матох
0
31.08.2021
Наличие у заявителя:
2.1 (2,3,4) 1.
- руководителя организации, имеющего соответствующий квалификационный аттестат главного инженера проекта (главного архитектора проекта), работающих по основному месту работы;
ОБОСНОВАНИЕ:
Проектирование является достаточно узкоспециализированным видом экономической деятельности и от руководителя требуется преимущественно глубокое познание специфики проектирования при принятия стратегических решений по организации в соответствии с действующими ТНПА.
Особенно это, как правило, касается частных и малочисленных (не всегда укомплектованных до размера комплексной группы или отдела) организаций, где в пользу материальной выгоды могут быть приняты решения в нарушение действующих ТНПА с последующим негативом для всего коллектива.  

 2.3 (4) 6.
- наличие не менее пятидесяти процентов рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов проектной документации, оборудованных программным обеспечением для проектирования;
ОБОСНОВАНИЕ:
Это касается 4-го класса сложности объектов проектирования, как правило стартующих, то есть начинающих свой бизнес в проектировании или не имеющих достаточную материальную (финансовую) базу для приобретения, требующегося ПО. Таких не так уж и много. А также в сложных условиях пандемии, когда переносятся даже сроки аттестации.

2.1.1.
- ста процентов главных специалистов и начальников (заведующих) структурных подразделений (при наличии соответствующей должности), имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 15 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов и не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 15 лет и не менее двух главных инженеров проектов (главных архитекторов проектов) в любой комбинации (сочетании), все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
2.2.1.
- - ста процентов главных специалистов и начальников (заведующих) структурных подразделений (при наличии соответствующей должности), имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 10 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов и не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 10 лет, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
2.3.1.
- ста процентов главных специалистов и начальников (заведующих) структурных подразделений (при наличии соответствующей должности), имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 5 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов или не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 5 лет, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
2.4.1.
- ста процентов главных специалистов и начальников (заведующих) структурных подразделений (при наличии соответствующей должности), имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов или не менее одного главного архитектора проектов, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
ОБОСНОВАНИЕ:
Логическое сочетание опыта и количества руководителей в зависимости от сложности проектируемого объекта, а также обмен опытом между поколениями проектировщиков.


3.1.1.
- ста процентов главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «разработка разделов проектной документации», имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 15 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации» по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы;

- не менее одного главного инженера проектов и не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 15 лет, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
3.2.1.
- ста процентов главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «разработка разделов проектной документации», имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 10 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации» по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов и не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 10 лет, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
3.3.1.
- ста процентов главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «разработка разделов проектной документации», имеющих квалификационные аттестаты и стаж работы не менее 5 лет по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации» по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов или не менее одного главного архитектора проектов со стажем работ в названных должностях не менее 5 лет, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
3.4.1.
- ста процентов главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «разработка разделов проектной документации», имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации» по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы;
- не менее одного главного инженера проектов или не менее одного главного архитектора проектов, все названные руководитель обязаны иметь соответствующие квалификационные аттестаты и работать по основному месту работы;
ОБОСНОВАНИЕ:
В проектной организации должен быть достаточно опытный, аттестованный и компетентный руководитель (главный инженер проектов или главный архитектор проектов), чтобы грамотно управлять аттестованными гл. спецами, которые не должны пострадать из-за недостаточной компетентности руководства, а также утверждать (подписывать) и нести ответственность за ПСД в целом.
Игорь Борисёнок
650
31.08.2021
Предлагаем исключить требование о наличии не менее одного специалиста, осуществляющего разработку проектной документации по каждому из следующих разделов: охрана окружающей среды, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, для получения аттестата генпроектировщика 1 или 2 категории. Аттестат генерального проектировщика должен подтверждать возможность субъекта организовать и координировать квалифицированную разработку проектной документации специализированными субподрядчиками. Организация должна сама решить, на какие разделы необходимы аттестаты и соответственно, какие специалисты должны быть в штате для этих целей.
Игорь Борисёнок
650
31.08.2021
«Сократить и четко определить перечень документов и сведений, представляемых для аттестации юрлиц и ИП и специалистов. (Например, для подтверждения стажа работника при получении квалификационного аттестата эксперт Белстройцентра потребовал технические заключения с подписью этого специалиста, хотя для этого достаточно справки с места работы и представления копий ранее имевшихся аттестатов специалиста. Также при получении аттестата соответствия на проектирование или обследование зданий для подтверждения опыта предъявляются полные копии 3-х заключений, а они могут быть до 200 страниц)»
Виктор Матох
0
01.09.2021
Правильно будет ввести   ПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ   при проектировании.
То есть обязательно должны быть в ПСД указаны все аттестованные руководители и гл. спецы по разделам с подтверждающей подписью.   При этом, отпадет необходимость в ежегодном подтверждении аттестатов, которая ничего не дает, кроме обузы для всех.  
Увеличатся налоговые поступления, что, в данном случае, имеет архиважное значение для государства.  
ОБОСНОВАНИЕ:
В настоящее время, достаточно часто, приглашаются (нанимаются) недостающие специалисты в неукомплектованные проектные организации, как правило, где-то работающие постоянно.   И желательно в солидной проектной организации.   Где кроме руководителей групп и настоящего глав. спец в тех. отделе, есть товарищи коллеги, с которыми можно перетереть сложный вопрос или у которых можно что-то подсмотреть, в плоть до плагиата.   Как с ими рассчитываются и «кидают» их? - Известно.  
При этом, в обход налогов на использованного спеца.   И т. д.
Ольга Бердник
1
01.09.2021
Предлагаю не увеличивать требуемую численность по штату для соискателей аттестата на объектах первого-четверт­ого класса сложности в качестве генерального подрядчика.

Деятельность генерального подрядчика подразумевает привлечение субподрядных компаний, в связи с чем для строительства таких объектов отсутствует необходимость в таком количестве работников. Данные изменения повлекут увеличение себестоимости объектов в связи с необходимостью содержания большего штата и монополизации рынка, так как многие просто не смогут себе позволить содержать такой штат работников, что вероятнее также вызовет рост стоимости СМР (отсутствие здоровой конкуренции).

Однако, предлагаю ужесточить требования по аттестованным специалистам (срок работы в конкретной организации не менее 6 есяцев), так как от ключевого персонала зависит результат строительной деятельности.
Екатерина Силко
0
02.09.2021
Не отражена в обосновании необходимость дополнения приложения 1 к постановлению от 02.05.2014 №25 пунктом 9 (введение аттестатов соответствия при выполнении функций заказчика) и вызывает вопрос целесообразности в отношении требования наличия у любого заказчика в штате специалиста по закупкам товаров (работ, услуг), освоившего содержание образовательных программ в сфере госзакупок.
Виктор Матох
0
02.09.2021
Действующая система торгов (проведение тендеров) устарела с начала ввода аттестации ЮЛ и ИП.
Вместо тендеров необходимо создать Единую базу данных (ЕБД) (список, перечень, …) зарегистрированных объектов и подготовленных (имеющих комплект разрешительной документации, исходных данных, смет на проектно-изыскательские работы (ПИР) и нормативную продолжительность проектирования) к проведению ПИР.
При этом достаточно будет проектировщику зайти в ЕБД и подобрать объект для проектирования и выставить коммерческое предложение заказчику на рассмотрение.
Заказчик, получив коммерческие предложения от проектировщиков, выбирает себе подрядчика. При этом, от проектировщика или заказчика могут быть запрошены другие дополнительные документы или информация.  
Принимается решение.
ОБОСНОВАНИЕ:
Квалификационные требования отменяются, так как они уже соблюдены (выполнены проектировщиком при аттестации), а заказчик не в компетенции их предъявлять.
Как правило, квалификационные требования заказчиком не законно завышаются, а комплект разрешительной документации, исходных данных, смет на проектно-изыскательские работы и нормативною продолжительностью проектирования не укомплектован.
Лидия Николаева
0
03.09.2021
Уважаемые разработчики правового акта! Изучив обоснование и предлагаемые изменения, возникают сомнения в понимании всех последствий их принятия.
Если реальная цель оставить на рынке генподрядных организаций по строительству только крупные предприятия с долей государственной собственности, которые имеют не всегда экономически обоснованную штатную численность и большое количество основных средств, приобретенных еще в «старые добрые времена», но либо неисправных, либо находящихся под арестом органов принудительного исполнения, то такая цель, разумеется, будет достигнута. Иные цели, которые по идее должны быть приоритетными (повышение эффективности предприятий строительной отрасли, увеличение налоговых поступлений, снижение стоимости строительства) при таком подходе недостижимы в принципе.
Рассмотрим для примера установление для генподрядной строительной организации (2-й категории), минимального порога учетной стоимости основных средств в размере 100 000  базовых величин. Наличие на балансе основных средств влечет за собой обязательное начисление амортизации, сумма которой учитывается при уплате налога на прибыль. Предприятие, исходя из портфеля заказов, рентабельности деятельности (в некоторых случаях она ограничена 5%) платежеспособности заказчиков, если оно планирует работать хотя бы с минимальной прибылью, должно самостоятельно рассчитывать количество и стоимость основных средств, которое оно может использовать так, чтобы не уйти в «минус». Приобретение основных средств только для того, чтобы выполнить квалификационные требования, а потом работа на их обслуживание, не способствуют ни увеличению налоговых поступлений, ни снижению стоимости строительства, в том числе квадратного метра жилья, что является ключевой задачей, поставленной руководством страны.  Перечень основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, фактически ограничивается машинами и механизмами (башенные краны, погрузчики, экскаваторы, грузовые автомобили, вышки, бурильные установки и т.д.). Если разработчики нормативного акта хотя бы в общем ориентируются в ценах на машины и механизмы, то должны понимать, что для соблюдения требований нужен целый  автопарк, либо каждому генподрядчику явно следует приобрести как минимум по одному башенному крану (но это отдельный вид деятельности, с отдельным специальным разрешением (лицензией)!!!), иначе такой размер очень сложно обеспечить.
Использование некоторых видов спецтехники носит сезонный характер, либо они применяются только на конкретных этапах строительства. Специализированные организации, основным видом деятельности которых является сдача в аренду спецтехники и оборудования, учитывают указанные обстоятельства и полностью закрывают потребности участников строительного рынка в каждый конкретный момент, а также имеют квалифицированный персонал, в том числе занятый ремонтом и техническим обслуживанием машин и механизмов. При выполнении требования по основным средствам в размере 100.000 базовых величин, необходимость в таких организациях фактически отпадет, что отрицательно скажется на эффективности функционирования строительной отрасли.
Если генеральный подрядчик, имеющий аттестат 2-й категории, реализует 2-3 рентабельных проекта, то ему в принципе экономически нецелесообразно приобретать большое количество спецтехники. Тем более, если это надо будет делать еще и единовременно, исключительно в целях выполнения квалификационных требований, то приобретение возможно только по лизинговым сделкам, что предполагает ускоренную амортизацию, и соответственно, еще в большей степени отрицательно влияет на размер прибыли предприятий и налоговых поступлений за счет налога на прибыль.
Большое значение для эффективной работы предприятия имеет и оптимальная штатная численность. Увеличение требований к штатной численности генподрядных организаций  также не обусловлено экономически, не учитывает нынешние реалии рынка труда, противоречит смыслу отношений генподряда.
Основной задачей Генподрядчика в строительстве является организация строительного процесса таким образом, чтобы обеспечить сроки выполнения строительно-монтажных работы, их стоимость, определенные договором генподряда, а также высокое качество выполняемых работ. Просто высокая численность и большое количество основных средств ни разу не гарантия выполнения этой задачи. Генподрядчик не должен выполнять все виды строительно-монтажных работ самостоятельно, он должен иметь штат квалифицированных сотрудников, которые могут обеспечить контроль выполнения субподрядными организациями строительно-монтажных работ качественно и в срок, а также сдачу объекта в эксплуатацию.
Таким образом, значение имеют только требования к количеству квалифицированных сотрудников строительных организаций и к опыту выполнения работ.
Само предприятие для эффективного функционирования, исходя из масштаба имеющихся объектов, должно определять:
• сколько работников ему необходимо для выполнения объема работ (в сезон, например, и 1000 человек может быть мало, а в другой период придется осуществлять 250 сотрудникам минимальные выплаты, и это все равно может привести к убыткам). Зачем строительной организации, которая квалифицированно выполняет, например, работы по прокладке канализации, содержать в штате для «галочки» 150 человек, когда реально работу будут качественно выполнять 30???
• какие основные средства экономически целесообразно приобрести в собственность либо в лизинг, а какие можно взять в аренду на конкретный срок.

Приблизительно такой подход реализован в Российской Федерации. Очень жаль, что в Республике Беларусь до настоящего времени правовое регулирование отрасли не соответствует реальной ситуации.

Отдельно, конечно, стоит еще остановиться на необходимости наличия в штате заказчика специалиста по закупкам. Кто-то понимает, что не всем выпадает удача работать в сфере госзаказа, соответственно, содержать в штате такого специалиста совершенно нет необходимости?
Владимир Полещук
0
04.09.2021
1) Считаю, что крайне не верно оценивать эффективность той или иной строительной/проектной организации по численности сотрудников и размерами основных фондов. Поэтому любые ужесточения в требованиях для аттестации в данном ключе губительны для здоровой конкуренции. Присоединяюсь к мнению участников Правового форума и проектного (proekt.by), что такие изменения прямое лоббирование крупных и часто не совсем эффективных и не конкурентно-способных организаций. Картина когда 1 работает а рядом 3 курят - это классика работы крупных гос строй компаний в РБ, ну а то, что в крупных гос проектных институтах почти все проектировщики халтурят на другие компании - это классика проектной отрасли.

2) Считаю навязывание какого-либо ПО при аттестации, а тем более зарубежного в то время, как этот зарубеж вводит против РБ санкции является каким-то недоразумением. При том, что есть аналогичные программы братской России. Очень прошу навести тут порядок.

3) Как правильно КГК заметил не понятно каким-то образом при аттестации в качестве основных фондов засчитвается, то что никак не связано со строительством. Да и правильно ли мерять эффективность компании наличием дорогого строительного оборудования. Кооперацию никто не отменял - ведь есть специализирующиеся компании, которые предоставляют в аренду почти любую строительную технику на довольно выгодных условиях.
Владимир Полещук
0
05.09.2021
УТОЧНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

4) Для оценки эффективности постепенно переходить к репутационной модели оценки. И чтобы это были не просто отзывы от дружеских компаний. А отзывы по реальным реализованным объектам. И эти отзывы проверяли бы сотрудники в МАиС!

Т.е., чтобы определенная группа в МАиС проверяла отзывы на не поддельность и объективность. Репутационная модель бы заставила стараться участников стройотрасли, ибо без, например 10 положительных отзывов нельзя было увеличить класс сложности при аттестации.

Выбирать на основе отзывов - это естественно на всех уровнях жизни в современном мире. Подумайте как мы на бытовом уровне принимаем решение купить тот или иной дорогостоящий товар?! Интернет - отзывы - принятие решения. Почему бы такой механизм не развить в стройотрасли?!

ПС: Давайте ответим честно хотя бы для себя: Перед покупкой какого-либо дорогостоящего товара на что мы обращаем внимание на отзывы в интернете или на оборот производителя и численность штата?