Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250» (вопросы прослеживаемости товаров)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250» [PDF].

Проектом постановления предусматривается уточнение (уменьшение) перечня товаров, сведения об обороте которых будут являться предметом прослеживаемости с 1 октября 2025 г. (далее – Перечень).

Изменения направлены на уточнение:

  • Перечня в целях исключения из него товаров, которые МАРТ не будет анализировать в рамках эксплуатации АИС «Анализ цен» (в частности, ряда продовольственных товаров, а также товаров, имеющих признаки эксплуатации (износа);
  • порядка отнесения товаров, указанных в Перечне, к подлежащим прослеживаемости в связи с динамичностью классификатора дополнительной таможенной информации.

Кроме того, проектом постановления предлагается корректировка отдельных единиц измерения, подлежащих указанию в электронных накладных. Это решение принято для единообразия проводимых расчетов согласно Методологическому обеспечению создания АИС «Анализ цен», а также с учетом апробации и приемочных испытаний данной системы.

Ожидается, что уменьшение количества прослеживаемых товаров снизит нагрузку на бизнес в части использования электронных накладных, которое является обязательным в ряде случаев. Это касается совершения операций, связанных с оборотом товаров, бывших в употреблении, а также предоставления информации в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» об остатках либо ввозе таких товаров.

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496».

Организатор общественного обсуждения: Министерство по налогам и сборам.

Сроки проведения обсуждения: с 25 июня по 4 июля 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

Сводная таблица замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта.
информация
Организатор:
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Начало обсуждения:
25.06.2025
Окончание обсуждения:
04.07.2025
Количество сообщений:
4
Количество участников:
5
Обсуждение проекта
acelena
1
25.06.2025
Предлагаю исключить из перечня продукты
питания. Обоснование: при выходе из строя системы , которая обеспечивает прослеживаемость товаров, предприятия не имеют право их продавать. Население останется без продуктов питания. Молочные продукты, самые востребованные товары. Для чего подвергать риску отсутствия товаров в продаже? Сейчас не то время, чтобы устраивать дополнительные контроли, ничем не обоснованные.
OlgaNS
1
26.06.2025

В связи с внесенными изменениями в постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 №713, а именно дополнения пункта  47 Перечня «МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ из пшеницы» изъятием «за исключением изделий макаронных быстрого приготовления», с целью исключения юридических коллизий, для единого толкования, применения и понимания действующих норм законодательства, обеспечения ясности и точности нормативного регулирования, чтобы избежать неоднозначного толкования и обеспечить полноту правового регулирования, просим рассмотреть вопрос о корректировке проекта постановления  в части внесения изменений в позицию «Макаронные изделия», дополнив изъятием «за исключением изделий макаронных быстрого приготовления»

Grinyak_Slava
1
30.06.2025
Добрый день! Уважаемые коллеги, с большим уважением отношусь к проделанной Вами работе по подготовке изменений в постановление СМ РБ от 23.11.2021 г. № 250, но на мой скромный взгляд, на сегодняшний день предлагаемая система прослеживаемости это экономически очень затратный проект. Попытаюсь пояснить: вчера в магазине приобретал 12 йогуртов, продавец магазина 12 раз сканировала QR код и 12 раз штрихкод, трудоемкость процесса продажи увеличилась минимум в 20 раз!!! Раньше при продаже сканировался штрих-код ТМЦ и в ручную вводилось количество предметов покупки, сейчас необходимо каждый индивидуальный QR - код увязать с ценой продажи.  Увеличение затрат по администрированию данной системы происходит по всей цепочке движения товара от производителя до покупателя плюс администрирование системы АИС «Анализ цен», а в случае возникновение ошибки или сбоя системы затраты кратно увеличиваются!!! В бухгалтерском учете существует правило: стоимость учетных процессов, должно соответствовать получаемым выгодам, а не быть чрезмерным по отношению к их размеру. Возникает вопрос: какую выгоду мы как получаем от индивидуального учета (по всей цепочке движения) одной баночки йогурта?  И если по дорогостоящему товару экономическую целесообразность найти можно, то по недорогому это сделать крайне сложно.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  
1. Рассмотреть возможность исключения продовольственных товаров из  ПЕРЕЧНЯ товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости;
2. Исключить из ПЕРЕЧНЯ обувь, изготавливаемую для производственных нужд (специальная обувь), так как она предназначена для производственных целей, а не для реализации физическим лицам. Исключить из ПЕРЕЧНЯ обувь, изготавливаемую по договору переработки давальческого сырья заказчиком, которой является нерезидент. Обращаем внимание, что по обуви существует система обязательной маркировки СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ с обязательным использованием ЭДО, которая призвана отслеживать движение товара от производителя до потребителя, бороться с контрафактом, фальсифицированной и некачественной продукцией, а также для защиты прав потребителей. Предлагаемая система прослеживаемости дублирует функцию контроля и очередной раз увеличивает нагрузку на обувной бизнес.
Svetlana25
1
01.07.2025
Предлагаю исключить продукты питания.
Это огромная по внутреннему содержанию, детализации, ассортиментному наполнению категория товаров. Внедрение системы прослеживаемости в оборот продуктов питания требует значительных инвестиций в инфраструктуру торговых предприятий (оборудование, программное обеспечение, обучение персонала, поддержание системы в рабочем состоянии) и может оказаться непосильным для малых и средних предприятий. Это, в свою очередь увеличит затраты предприятий, которые не всегда можно отразить в цене, если товар подпадает под государственное регулирование ценообразования, а соответственно, отразится на финансовом состоянии субъектов хозяйствования. Также велика вероятность возникновения дополнительных потерь, связанных с невозможность реализовать товар в сроки годности, в связи со сбоями в работе системы.