Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании импорта»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании импорта».

Целью подготовки проекта постановления является регулирование ввоза на территорию Республики Беларусь минерального сырья (полезных ископаемых), виды которого разведаны и добываются в Республике и исключения его необоснованного импорта.

Проектом постановления предусматривается введение в одностороннем порядке временной меры нетарифного регулирования, ограничивающей ввоз в Республику Беларусь сроком на 6 месяцев путем выдачи лицензии на ввоз в отношении отдельных видов минерального сырья происхождением из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, в целях исключения их необоснованного импорта.

Лицензирование будет осуществляться Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с другими республиканскими органами государственного управления и иными организациями.

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании импорта».

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Сроки проведения обсуждения: с 23 июля по 3 августа 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

Сводная таблица замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта.
информация
Организатор:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Начало обсуждения:
23.07.2025
Окончание обсуждения:
03.08.2025
Количество сообщений:
3
Количество участников:
2
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
23.07.2025
Предложения, которые можно включить в проект
постановления Совета Министров Республики Беларусь "О лицензировании импорта": --- 🧾 Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "О лицензировании импорта" 1. Цель постановления - Установить временную меру нетарифного регулирования импорта отдельных видов минерального сырья. - Предотвратить необоснованный ввоз минерального сырья, виды которого разведаны и добываются на территории Республики Беларусь. --- 2. Предмет регулирования - Ввести лицензирование импорта отдельных видов минерального сырья, происхождением из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. - Ограничение распространяется на сырье, аналогичное тому, что добывается в Республике Беларусь. --- 3. Срок действия меры - Установить срок действия лицензирования на 6 месяцев с момента вступления постановления в силу. - По истечении срока — провести анализ эффективности и рассмотреть вопрос о продлении или отмене меры. --- 4. Уполномоченные органы - Лицензирование осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли. - Выдача лицензий осуществляется по согласованию с:   - Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;   - Министерством промышленности;   - Государственным комитетом по науке и технологиям;   - Иными заинтересованными республиканскими органами государственного управления. --- 5. Условия получения лицензии - Заявитель должен предоставить:   - Обоснование необходимости импорта;   - Данные о происхождении сырья;   - Сравнительный анализ с аналогами, добываемыми в Республике Беларусь;   - Контрактные документы, подтверждающие объемы и цели импорта. --- 6. Контроль и мониторинг - Министерство антимонопольного регулирования и торговли ведет реестр выданных лицензий. - Ежеквартально предоставляется отчет в Совет Министров о результатах применения меры. --- 7. Ответственность - В случае ввоза минерального сырья без лицензии — применяются меры административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Игорь Борисёнок
650
23.07.2025
Предложения к проекту постановления Совета
Министров Республики Беларусь "О лицензировании импорта", который касается регулирования ввоза минерального сырья. Учитывая заявленную цель (исключение необоснованного импорта и поддержка отечественной добычи) и механизм (лицензирование), вот несколько направлений для анализа и примерные предложения: I. Четкие критерии для лицензирования: •  Проблема: Проект постановления может недостаточно четко определять критерии, по которым будет выдаваться или не выдаваться лицензия на импорт минерального сырья. Это может привести к непрозрачности, коррупции и злоупотреблениям. •  Предложение 1: "Дополнить проект постановления четким и исчерпывающим перечнем критериев, которым должен соответствовать импортер для получения лицензии. Критерии должны быть объективными, измеримыми и основанными на экономической целесообразности. Например, учитывать:   •  Объем необходимого импорта (с обоснованием потребности).   •  Качество импортируемого сырья (с подтверждением соответствия стандартам).   •  Отсутствие аналогичного сырья отечественного производства в достаточном объеме и надлежащего качества.   •  Ценовую разницу между импортным и отечественным сырьем (с обоснованием экономической выгоды)." •  Обоснование: Четкие критерии повысят прозрачность процесса лицензирования и снизят риск коррупции. •  Предложение 2: "Обязать Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) публиковать на своем сайте подробную информацию о каждом выданном или отклоненном разрешении, с указанием причин принятия решения и использованных критериев." •  Обоснование: Публичность информации повысит доверие к системе лицензирования. II. Прозрачный механизм согласования: •  Проблема: Согласование выдачи лицензии с "другими республиканскими органами государственного управления и иными организациями" может быть непрозрачным и затяжным. •  Предложение 3: "Четко регламентировать процедуру согласования выдачи лицензии, установив конкретные сроки для каждого органа и организации, участвующей в согласовании. В случае превышения установленных сроков, лицензия должна считаться согласованной по умолчанию." •  Обоснование: Регламентация процедуры ускорит процесс лицензирования и повысит его эффективность. •  Предложение 4: "Определить перечень органов и организаций, участвующих в согласовании, и их конкретные полномочия и ответственность." •  Обоснование: Четкое определение полномочий и ответственности позволит избежать дублирования функций и конфликта интересов. III. Учет интересов потребителей: •  Проблема: Ограничение импорта может привести к дефициту минерального сырья на внутреннем рынке и росту цен для потребителей. •  Предложение 5: "Предусмотреть в проекте постановления механизм мониторинга цен на минеральное сырье на внутреннем рынке и оперативного реагирования в случае их необоснованного роста. В случае выявления необоснованного роста цен, МАРТ должно иметь право оперативно увеличить квоты на импорт." •  Обоснование: Мониторинг цен позволит защитить интересы потребителей и предотвратить злоупотребления. •  Предложение 6: "Провести анализ влияния ограничения импорта на стоимость конечной продукции и конкурентоспособность белорусских предприятий, использующих минеральное сырье в своем производстве." •  Обоснование: Анализ влияния позволит оценить экономические последствия ограничения импорта и принять обоснованные решения. IV. Контроль за выполнением условий лицензии: •  Проблема: Отсутствие эффективного контроля за выполнением условий лицензии может привести к злоупотреблениям и нарушению законодательства. •  Предложение 7: "Усилить контроль за соблюдением условий лицензии, предусмотрев проведение регулярных проверок импортеров и применение строгих санкций в случае выявления нарушений (например, аннулирование лицензии, штрафы, конфискация сырья)." •  Обоснование: Контроль за выполнением условий лицензии позволит предотвратить злоупотребления и обеспечить соблюдение законодательства. V. Срок действия лицензирования: •  Проблема: Срок действия лицензирования (6 месяцев) может быть недостаточным для оценки эффективности меры и принятия обоснованных решений о ее продлении или отмене. •  Предложение 8: "Предусмотреть возможность продления срока действия лицензирования на основании результатов анализа его эффективности и влияния на экономику страны. При этом срок продления не должен превышать 6 месяцев." •  Обоснование: Ограниченный срок продления позволит оценить эффективность меры и принять обоснованные решения о ее дальнейшей судьбе. Дополнительные рекомендации: •  Проведите консультации с представителями бизнеса, использующими минеральное сырье в своем производстве, чтобы учесть их мнение и минимизировать негативные последствия ограничения импорта. •  Изучите международный опыт регулирования импорта минерального сырья и примените лучшие практики. Учитывая, что проект направлен на поддержку отечественной промышленности, важно обеспечить баланс между интересами отечественных производителей и потребителей, а также не допустить необоснованного ограничения конкуренции.
Игорь Борисёнок
650
23.07.2025
Статья с штрафными санкциями может быть
сформулирован следующим образом: Статья X. Штрафные санкции за нарушение требований лицензирования импорта минерального сырья 1. Импортёры, осуществляющие ввоз минерального сырья без наличия действующей лицензии, налагается штраф в размере от 10 000 до 50 000 белорусских рублей. 2. В случае повторного нарушения в течение одного года размер штрафа увеличивается в два раза. 3. Импортёры, нарушающие условия лицензирования, в частности сроки или количественные ограничения, несут ответственность в виде штрафа от 5 000 до 20 000 белорусских рублей. 4. Административные меры могут сопровождаться приостановлением деятельности по импорту минерального сырья на срок до 6 месяцев. 5. Наложение штрафов и применение иных мер осуществляется уполномоченными органами государственного контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь.