По правовому мониторингу Кодекса Республики
Беларусь об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Статья 1 глава 1 ввести термин:
Системодержатель – юридическое лицо, являющееся разработчиком технической документации на систему конструктивных элементов, предназначенных для изготовления строительной конструкций или строительного изделия, а также владеющая документами, подтверждающими соответствие заявленным параметрам (протокол испытаний, техническое свидетельство).
При этом в статье 72 изложить ответственность системодержателя:
«Системодержатель несет ответственность за соответствие показателей элементов системы заявленным параметрам при условии использования материалов, комплектующих изделий и соблюдения технологии сборки и монтажа в соответствии с предоставленной технической документацией».
Данный термин может найти применение, например, при изложении процедуры технической оценки пригодности строительных материалов и(или) строительных изделий, а так же узаконить применение термина «системодержатель» в технических нормативных правовых актах Республики Беларусь (например в СП 1.03.0-2022).
2. Пункт 1 статья 43 глава 9.
В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты (обязательные для применения), устанавливающие перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности
С 07.01.2024 постановлением Минстройархитектуры от 21.12.2023 N 126 отменено применение перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, который был утвержден постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 N 17 (в ред. постановления от 20.07.2022 N 70).
В связи с этим, непонятно распространение требования по наличию системы производственного контроля, т.е. на какие виды работ и услуг в строительной деятельности необходима система производственного контроля.
3. Пункт 4 статьи 44 глава 9.
Исключить слова «и протоколы их испытаний», т.к. это избыточное требование. Техническое свидетельство:
- выдаётся на основании протоколов испытаний, которые указаны в техническом свидетельстве;
- содержит информацию об основных характеристиках строительных изделий.
4. Пункт 8 статья 104 глава 25
Первым абзацем предусматривается проведение тепловизионного обследования в отношении законченных возведением многоквартирных домов. Однако, если обследование провести невозможно тепловизионное обследование сооружений переносят на первый благоприятный период. При этом далее приводится описание действий перенесенного обследования только для зданий после тепловой модернизации.
Предлагаем изложить второй и третий абзацы таким образом, чтобы они распространялись на все объекты, перечисленные в первом абзаце.
Не совсем понятно насколько обязательно проводить тепловизионное обследование?
5. Пункт 4 Статья 107 глава 25
Слова: «…установленном обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов,…», считаем целесообразным заменить на «… установленном Министерством архитектуры и строительства РБ…», т.к. обязательные для применения технические нормативные правовые акты должны быть установлены в нормативно-правовом акте.
В настоящее время порядок проведения теплотехническое обследование зданий с применением методов инструментального контроля установлен в СП 1.04.05-2025, являющийся добровольным для применения.
6. Пункт 4 статья 123 глава 27
Необходимо увязать требования п. 13 ст. 72 (документация, разработанная в соответствии с международными документами).
Не понятно, как осуществлять авторский надзор за строительством объектов с применением проектной документации, разработанной по строительным и техническим нормам иных стран и прошедшей экспертизу в соответствии с законодательством страны, по нормативам которой осуществлялась разработка проектной документации. Документы, по которым проводилась экспертиза, могут быть и не введены в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов.
Правовой форум