• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Правовой мониторинг
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

16
закрыть тему
  Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
1
8.0 75

Предложение к п. 4 ст. 61.

В этом пункте
есть фраза «Для одной и той же территории может быть действителен только один градостроительный проект детального планирования.» Такая же фраза всегда была и в предыдущем законе.

Минский горисполком считает, что эта фраза является основанием утраты силы градостроительного проекта детального планирования на всей его территории, когда на ее небольшую часть разрабатывается новый градостроительный проект детального планирования.

И, естественно, когда новый проект выносится на общественное обсуждение, людям забывают сообщить, что одновременно с этим утрачивают силу и все планы на всей большой территории предыдущего проекта. И, конечно же, необходимость отказаться от всех этих планов на остальную территорию никто не обосновывает.

Пример. Был проект Лошицкой водно-зеленой системы – «Детальный план водно-зелёной ландшафтно-рекреационной зоны вдоль р. Лошица и р. Мышка (на участке от ул. Матусевича до Игуменского тракта)» (объект 79/2006, УП «Минскградо»), утверждённый решением Мингорисполкома от 30.12.2008 №3207. И Минский горисполком начал разрабатывать новые детальные планы на отдельные парки оттуда. Скорее всего первым был проект «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования жилого района Лошица с изменениями», утверждённый решением от 07.07.2016 №1908. В него попал самый южный запланированный ландшафтно-развлекательный парк Лошицкой водно-зеленой системы. И получается, что с его утверждением утратил силу и весь детальный план Лошицкой водно-зеленой системы, в котором кроме этого парка было еще 17 парков? Ну и граждан никто не спрашивал, хотят ли они отказаться от планов строительства всех парков Лошицкой водно-зеленой системы, а вместо этого оставить несколько несвязанных ландшафтно-рекреационных зон, от которых застройщикам будет гораздо удобнее откусывать куски территории под застройку, что и произошло еще с несколькими парками. И сейчас остаются еще парки, на которых вообще нет никаких других детальных планов. Или они уже и не парки вовсе, а пустая территория, доступная под застройку?

Предлагаю дописать в кодексе явные правила, что должно происходить, когда на часть территории действующего детального плана разрабатывается и утверждается новый детальный план. Логично, чтобы предыдущий детальный план оставался действующим на незатрагиваемой новым планом территории, а не утрачивал силу сразу везде.

02.10.2025 14:48:26

  Наталья А

Пользователь

НОВИЧОК
0
3.6 1

По правовому мониторингу Кодекса Республики
Беларусь об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

1.    Статья 1 глава 1 ввести термин:

Системодержатель – юридическое лицо, являющееся разработчиком технической документации на систему конструктивных элементов, предназначенных для изготовления строительной конструкций или строительного изделия, а также владеющая документами, подтверждающими соответствие заявленным параметрам (протокол испытаний, техническое свидетельство).

При этом в статье 72 изложить ответственность системодержателя:

«Системодержатель несет ответственность за соответствие показателей элементов системы заявленным параметрам при условии использования материалов, комплектующих изделий и соблюдения технологии сборки и монтажа в соответствии с предоставленной технической документацией».

Данный термин может найти применение, например, при изложении процедуры технической оценки пригодности строительных материалов и(или) строительных изделий, а так же узаконить применение термина «системодержатель» в технических нормативных правовых актах Республики Беларусь (например в СП 1.03.0-2022).

2.    Пункт 1 статья 43 глава 9.

В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты (обязательные для применения), устанавливающие перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности

С 07.01.2024 постановлением Минстройархитектуры от 21.12.2023 N 126 отменено применение перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, который был утвержден постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 N 17 (в ред. постановления от 20.07.2022 N 70).

В связи с этим, непонятно распространение требования по наличию системы производственного контроля, т.е. на какие виды работ и услуг в строительной деятельности необходима система производственного контроля.

3.    Пункт 4 статьи 44 глава 9.

Исключить слова «и протоколы их испытаний», т.к. это избыточное требование. Техническое свидетельство:

- выдаётся на основании протоколов испытаний,  которые указаны в техническом свидетельстве;

- содержит информацию об основных характеристиках строительных изделий.

4.    Пункт 8 статья 104 глава 25

Первым абзацем предусматривается проведение тепловизионного обследования в отношении законченных возведением многоквартирных домов. Однако, если обследование провести невозможно тепловизионное обследование сооружений переносят на первый благоприятный период. При этом далее приводится описание действий перенесенного обследования только для зданий после тепловой модернизации.

Предлагаем изложить второй и третий абзацы таким образом, чтобы они распространялись на все объекты, перечисленные в первом абзаце.

Не совсем понятно насколько обязательно проводить тепловизионное обследование?

5.    Пункт 4 Статья 107 глава 25

Слова: «…установленном обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов,…», считаем целесообразным заменить на «… установленном Министерством архитектуры и строительства РБ…», т.к. обязательные для применения технические нормативные правовые акты должны быть установлены в нормативно-правовом акте.

В настоящее время порядок проведения теплотехническое обследование зданий с применением методов инструментального контроля установлен в СП 1.04.05-2025, являющийся добровольным для применения.

6.    Пункт 4 статья 123 глава 27

Необходимо увязать требования п. 13 ст. 72 (документация, разработанная в соответствии с международными документами).

Не понятно, как осуществлять авторский надзор за строительством объектов с применением проектной документации, разработанной по строительным и техническим нормам иных стран и прошедшей экспертизу в соответствии с законодательством страны, по нормативам которой осуществлялась разработка проектной документации. Документы, по которым проводилась экспертиза, могут быть и не введены в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов.

03.10.2025 10:54:50

  Алексей Крупенин

Пользователь

НОВИЧОК
0
3.6 1
Статья 82. Упрощенный порядок возведения
и реконструкции одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности 1.2. физическими лицами:в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к городу Минску и областным центрам, поселках городского типа и городах (за исключением города Минска) на основании паспорта застройщика; в иных сельских населенных пунктах на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок, и при условии, что расстояние от границ соседнего (смежного) земельного участка до жилого дома составляет не менее трех метров, до нежилых капитальных построек - не менее двух метров. Считаю необходимым предложить заменить формулировку "от границ соседнего (смежного) земельного участка" на формулировку "от границ земельного участка", потому как зачастую, во-первых некоторые собственники либо пользователи земельных участков вообще не имеют смежных землепользователей, во-вторых в законодательстве по земле (Кодекс о земле) есть четкое понятие границы земельного участка. Справочно.  Граница земельного участка - условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющие земельный участок от других земель, земельных участков.  

03.10.2025 12:23:08

  Игорь Валерьевич

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
8.0 126
Статья 1
1. Для целей настоящего Кодекса используются
следующие основные термины и их определения:

1.10. государственная строительная экспертиза
градостроительных проектов, проектной документации (далее - госстройэкспертиза) – процедура оценки соответствия объекта госстройэкспертизы ее предмету;

…
1.49. предмет госстройэкспертизы – требования
нормативных правовых актов, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на соответствие которым проводится оценка объекта госстройэкспертизы;

Таким образом, при осуществлении госстройэкспертизы
«оценка объекта» проводится только на соответствие требований нормативных правовых актов «в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и не более того. Между тем, согласно п. 1 ст. 12 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. (далее – КоАГиСД) «Разработка градостроительных проектов, предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, осуществление строительной деятельности, застройка населенных пунктов и иных территорий должны осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов… и с соблюдением санитарно-эпидемиологических, строительных требований». В каком порядке и кем проводится оценка «градостроительных проектов, предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации)», в т.ч. тех, которые являются «объектами госстройэкспертизы», на соответствие требованиям иного отраслевого законодательства, указанного в п. 1 ст. 12 КоАГиСД?
Статья 5
1. В области архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности могут создаваться и использоваться объекты авторского права, в том числе произведения архитектуры (архитектурные проекты, чертежи и прочее), градостроительства (градостроительные проекты) и садово-паркового искусства (архитектурно-планировочные задания, проекты строительства объекта озеленения, проекты ландшафта и прочее).

2. Отношения, связанные с созданием и
использованием
объектов авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, регулируются законодательством об авторском праве и смежных правах.

Реализация указанных «объектов авторского
права» может затрагивать права и законные интересы «юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей», в т.ч. «право на благоприятную окружающую среду при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также на полную, достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды [и ее изменениях]» (п. 3 ст. 10 КоАГиСД). Каким законодательством регулируется доступ «юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей», чьи права и законные интересы могут затрагиваться реализацией указанных «объектов авторского права», к ним? Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) «Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с… охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности», видом которых являются «объекты авторского права».
Соответственно, доступ указанных лиц к
указанным в п. 1 ст. 5 КоАГиСД объектам необходимо урегулировать в КоАГиСД.
Статья 10
3. Юридические лица, физические лица, в
том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на благоприятную окружающую среду при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также на полную, достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды.

Очевидно, что «при осуществлении архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности» планируются изменения (градостроительная и архитектурная деятельность) либо изменяется (строительная деятельность) «состояние окружающей среды».
В п. 43 ст. 1 Закона Республики Беларусь от
26.11.1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) содержится определение следующего термина: «Экологическая информация – информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь». В подп. 1.33 п. 1 ст. 1 проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, который выносился на общественное обсуждение с 11.09.2025 по 21.09.2025 г., содержится следующее определение термина: «изменения окружающей среды – обратимые или необратимые изменения состояния окружающей среды, которые могут произойти в результате воздействия на нее при реализации проектных и иных решений».
Таким образом, «юридические лица, физические
лица, в том числе индивидуальные предприниматели» должны быть наделены правом «на полную, достоверную и своевременную информацию» не только «о состоянии окружающей среды», но и «о ее [планируемых] изменениях» при «осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
С целью согласования с п. 43 ст. 1 Закона об
охране окружающей среды необходимо в п. 3 ст. 10 КоАГиСД добавить «и ее [планируемых] изменениях».
Статья 11
2. Республиканские органы государственного
управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные юридические лица обязаны предоставлять юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, возможность ознакомиться с официальной (общедоступной) информацией об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по вопросам, затрагивающим их права и законные интересы.

1. Что такое «официальной (общедоступной)
информацией»?
Закон об информации и иные акты «законодательства
об информации, информатизации и защите информации» такой термин не используют. При этом согласно ст. 15 Закона об информации:
«В зависимости от категории доступа информация
делится на:
общедоступную информацию;
информацию, распространение и (или) предоставление
которой ограничено.».
С целью согласования со ст. 15 Закона об
информации необходимо в п. 2 ст. 11 КоАГиСД «официальной (общедоступной) информацией» заменить на «общедоступной информацией».
2. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона об информации
«К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены». Из чего с учетом определения терминов «доступ к информации», «предоставление информации» и «распространение информации» (ч. 1 ст. 1 Закона об информации) следует, что «возможность ознакомления» с «общедоступной информацией» не может ограничиваться какими-либо условиями. Между тем, в п. 2 ст. 11 КоАГиСД «возможность ознакомиться с официальной (общедоступной) информацией об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» ограничивается «вопросами, затрагивающим их права и законные интересы».
С целью согласования с ч. 1 ст. 16 Закона об
информации из п. 2 ст. 11 КоАГиСД необходимо исключить «по вопросам, затрагивающим их права и законные интересы».
4. Республиканские органы государственного
управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют информирование юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности через средства массовой информации, а также путем обеспечения регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам, проведения общественных обсуждений, организации экспозиций, выставок и проведения иных мероприятий.

1. Что такое «регламентированный доступ»?
Закон об информации определяет и использует
термин «доступ к информации».
Предлагается «регламентируемого» исключить.
2. При осуществлении архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности кроме «общедоступной информации» также формируется «информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено», перечень которой содержится в ч. 1 ст. 17 Закона об информации, включая «сведения, составляющие государственные секреты» и «служебная информация ограниченного распространения». При этом:
а) Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 №
170-З «О государственных секретах» (далее – Закон о государственных секретах) и Закон об информации не предусматривают возможности распространения «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено», включая «сведения о государственных секретах», что логично;
б) Закон о государственных секретах» содержит
гл. 9 «Допуск к государственным секретам. Доступ к государственным секретам», включающую ст. 39 «Доступ к государственным секретам граждан», согласно положений которой отдельным категориям граждан (а не любым «заинтересованным лицам»!) предоставляется «доступ к государственным секретам» в порядке, установленном законодательством о государственных секретах;
в) в ст. 18-1 «Служебная информация ограниченного
распространения» Закона об информации «доступ «заинтересованных лиц» к «сведениям, отнесенным в соответствии с законодательством к служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»)» либо «предоставление» указанной информации указанным лицам даже не упоминаются (?!). С учетом наименования этого вида информации («служебная информации ограниченного распространения») можно предположить, что в отношении нее ограничения касаются только «распространения», однако согласно п. 7 Положения о порядке проставления ограничительного грифа «Для служебного пользования», грифа «Коммерческая тайна» и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и информацию, составляющую коммерческую тайну, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2014 № 783 (далее – Положение № 783) «Круг лиц, имеющих право доступа к тексту документа, содержащего служебную информацию ограниченного распространения, определяется руководителем государственного органа, юридического лица либо уполномоченным им лицом». В результате какой-либо доступ (в т.ч. и путем «предоставления» информации) «заинтересованных лиц» к документации, имеющей ограничительный гриф «Для служебного пользования», на практике не представляется возможным, в т.ч. и в судебном порядке (?!). Соответственно, на практике отсутствует возможность предоставления «заинтересованным лицам» информации, содержащейся в «документации, имеющей ограничительный гриф «Для служебного пользования».
В подп. 1.13 п. 1 ст. 1 КоАГиСД содержится определение
следующего термина: «градостроительный проект – система проектных документов в составе текстовых и графических материалов…». На «графических материалах» градостроительных проектов в соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 18-1 Закона об информации «проставляется ограничительный гриф «Для служебного пользования» в порядке, определенном Положением № 783. Так, «На документах (приложениях к документам), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, а также их проектах и сопроводительных письмах к ним проставляется ограничительный гриф «Для служебного пользования» (ч. 1 п. 3 Положение № 783). Согласно п. 4 Положения № 783 «При наличии в документе структурного элемента с ограничительным грифом «Для служебного пользования» при направлении документа заинтересованным готовятся полный вариант такого документа и извлечение из него. При этом полный вариант документа направляется тем государственным органам, юридическим лицам, к компетенции которых относится этот структурный элемент, иным государственным органам, юридическим лицам – только извлечение из документа».
Соответственно, какой-либо доступ к «полному
варианту документа», а также к содержащейся в нем «информации», затрагивающей права и законные интересы «юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей», не представляется возможным. В частности, не представляется возможным декларируемый в п. 4 ст. 11 КоАГиСД «регламентируемый доступ» юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, к «разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам» (?!).
3. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об информации
«Правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяется настоящим Законом и иными законодательными актами». К «законодательным актам» относятся в т.ч. и «кодексы» (п. 5 ст. 2 и п. 2 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»). При этом «Законодательством могут быть установлены особенности правового регулирования информационных отношений, связанных со сведениями, составляющими государственные секреты, с персональными данными, рекламой, защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, научно-технической, статистической, правовой, экологической и иной информацией» (ч. 2 ст. 2 Закона об информации).
4. В п. 1 ст. 13 Закона об охране окружающей
среды содержится право «каждого» на «получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации». Состав «экологической информации» определен в п. 1 ст. 20 Закона об охране окружающей среды. Так, из определения терминов «градостроительный проект» (подп. 1.13 п. 1 ст. КоАГиСД) и «проектная документация» (подп. 1.53 п. 1 ст. КоАГиСД) следует, что в указанных документах содержится «экологическая информация». При этом «получение экологической информации» возможно путем ее «предоставления» (п. 26 ст. 1 Закона об охране окружающей среды и ст. 1 Закона об информации) и «распространения» (п. 36 ст. 1 Закона об охране окружающей среды и ст. 1 Закона об информации).
В п.п. 2 и 3 ст. 20 Закона охране окружающей
среды содержится два вида «экологической информации»:
1) «экологическая информация», формируемая
в результате осуществления деятельности, указанной в п. 2 ст. 20 Закона охране окружающей среды;
2) «экологическая информация», формируемая
в результате осуществления деятельности, не указанной в п. 2 ст. 20 Закона охране окружающей среды. Так, при разработке и реализации «градостроительных проектов» и «проектной документации» формируется «экологическая информация».
Отнесение «экологической информации»
к указанным двум видам влияет на порядок ее «предоставления и распространения». Первый вид экологической информации «предоставляется или распространяется в соответствии с настоящим Законом» (п. 2 ст. 20 Закона охране окружающей среды), а второй вид «предоставляется и распространяется в соответствии с законодательством… об информации, информатизации и защите информации, иными актами законодательства». В отношении второго вида можно отметить следующее:
1) некоторое отраслевое законодательство
упоминает «экологическую информацию», например, подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. (далее – Вк);
2) отраслевое законодательство, в котором
упоминается «экологическая информация», не содержит порядок ее «предоставления и распространения», а по вопросу ее «получения» отсылает к «законодательству», например, подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Вк;
3) содержащийся в ч. 2 ст. 16 Закона об информации
перечень «общедоступной информации», к которой «не могут быть ограничены доступ, распространение и (или) предоставление», включает сведения «о экологической обстановке» и не более того. При этом термин «экологическая обстановка» не определен и не используется «законодательством об охране окружающей среды». Соответственно, «экологическая информация» может относится к «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено», включая «сведения, составляющие государственные секреты» и «служебная информация ограниченного распространения» (ч. 1 ст. 17 Закона об информации);
4) «экологическая информация, формируемая
в результате осуществления деятельности, не указанной в п. 2 ст. 20 Закона об охране окружающей среды» может содержатся в документах, которые также содержат «информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено». Так, одним из видов «такой информации является «служебная информация ограниченного распространения» (абз. 4 ч. 1 ст. 17 Закона об информации).
5. С целью устранения пробела правового
регулирования, для обеспечения «юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, права на полную, достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды [и ее изменениях]» (п. 3 ст. 10 КоАГиСД) и права каждого на «получение полной, достоверной и своевременной экологической информации (п. 1 ст. 13 Закона об охране окружающей среды), а также обеспечения «регламентируемого доступа» юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, к «разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам» (п. 4 ст. 11 КоАГиСД), «настоящим Кодексом» должен быть регламентирован порядок предоставления и распространения «информации об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», в т.ч. «экологической информации», формируемой при осуществлении указанной деятельности:
1) отнесенной к «информации, распространение
и (или) предоставление которой ограничено», включая «сведения, составляющие государственные секреты» и «служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»)»;
2) содержащейся в документах, которые также
содержат «информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено», включая «сведения, составляющие государственные секреты» и «служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»)».
В первом случае заслуживает внимания ст.
58 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь от 11 марта 2024 г.:
«1. Ознакомление с материалами гражданских
дел, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, выписки из них, снятие копий с документов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, осуществляются участниками гражданского судопроизводства с соблюдением требований законодательства.
2. Суд обязан определить место и срок ознакомления
участников гражданского судопроизводства с процессуальными документами или их копиями, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и обеспечить такое ознакомление с соблюдением требований законодательства. При этом суд предупреждает их об ответственности за разглашение указанных сведений, иной информации, о чем у них берется подписка».
Во втором случае предоставление указанной
информации возможно путем заимствования из п. 5 ст. 21 Закона об охране окружающей среды следующей правовой конструкции: «В случае… обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю».
Во втором случае распространение указанной
информации также возможно путем заимствования из отраслевого законодательства соответствующих правовых конструкций, которые рассмотрены далее.
Статья 12
1. Разработка градостроительных проектов,
предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, осуществление строительной деятельности, застройка населенных пунктов и иных территорий должны осуществляться… с соблюдением… строительных требований…

Что такое «строительные требования»?
С целью исключения пробела правового регулирования,
порождающего правовую неопределенность, необходимо в КоАГиСД определить 1) документы, в которых содержатся «строительные требования» и 2) состав «строительных требований».
Статья 61
10. Утвержденные градостроительные проекты
детального планирования (утверждаемая часть), а также решения об их утверждении с соблюдением установленного законодательством порядка публикуются на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет государственного органа, их утвердившего, за исключением топографической подосновы и материалов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты.

Как указывалось выше, «градостроительные
проекты» включают «текстовые и графические материалы», на которых «проставляется ограничительный гриф «Для служебного пользования» в случае наличия в их составе «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено». При этом «исключение топографической подосновы» из «графических материалов» исключает указанные «сведения» из «графических материалов». Между тем, «текстовые материалы» либо их отдельные структурные части могут содержать «информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено». В этой связи заслуживает внимания ч. 3 п. 9 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687: «В случае, если объект общественного обсуждения содержит сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения, в состав экспозиции (выставки) по объекту общественного обсуждения включаются сведения, которые возможно отделить без ущерба для конфиденциальности».
С целью возможности наиболее полной «публикации
утвержденных градостроительных проектов детального планирования» (без исключения структурных частей «текстовых материалов» полностью, только часть из которых может содержать «информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено»), предлагается в п. 10 ст. 61 КоАГиСД «материалов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты» заменить на «сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения».
Статья 75
3. Органы госстройэкспертизы осуществляют
свою деятельность, основываясь на следующих принципах:

…
3.4. соблюдение конфиденциальности
в отношении проектных решений и иной информации, полученной в связи с проведением госстройэкспертизы;

1. Что такое «конфиденциальность»? Что является
основаниями для «распространения и (или) предоставления информации» третьим лицам? Для примера, Приложение № 6 Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.06.2014 № 161 «Об утверждении Методических рекомендаций» содержит следующее определение термина: «конфиденциальность – соблюдение мер по предотвращению случайного или преднамеренного разглашения третьим лицам сведений, предусмотренных договором». При этом «госстройэкспертиза» также проводится на основании договора.
С целью исключения правовой неопределенности
предлагается «конфиденциальности» заменить на термин «конфиденциальность информации», который в ч. 1 ст. 1 Закона об информации определяется как «требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами».
2. Согласно ч. 3 п. 1 ст. 76 КоАГиСД «Права и
обязанности заявителя госстройэкспертизы, исполнителя госстройэкспертизы устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь». Между тем, реализация «объекта госстройэкспертизы» может затрагивать права и законные интересы «юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей», в т.ч. «право на благоприятную окружающую среду при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также на полную, достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды [и ее изменениях]» (п. 3 ст. 10 КоАГиСД). Так, согласно п. 2 ст. 20 Закона об окружающей среде в результате «проведения экологической экспертизы» формируется «экологическая информация». Аналогично, в результате «проведения госстройэкспертизы» также формируется «экологическая информация».
Соответственно, в КоАГиСД необходимо определить
права и обязанности «заинтересованных лиц» в отношении информации, формируемой при проведении госстройэкспертизы, в т.ч. «экологической информации» (см. выше) по аналогии с правами, установленными в п. 1 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон о экологической экспертизе). В частности, «заинтересованные лица» должны иметь право «запрашивать и получать информацию»:
1) о проведении госстройэкспертизы по объекту;
2) о «требованиях, на соответствие которым
при госстройэкспертизе проводилась оценка объекта госстройэкспертизы» (ч. 2 п. 1 ст. 76 КоАГиСД);
3) знакомиться с «заключением госстройэкспертизы»
(см. далее);
Статья 77
1. По результатам проведения госстройэкспертизы
выдается заключение госстройэкспертизы, которое носит обязательный характер, в целях принятия заказчиками, застройщиками объективных и обоснованных решений по строительству объектов с соблюдением государственных приоритетов в области безопасности объектов.

2. Заключение госстройэкспертизы содержит
выводы, а также может содержать требования в отношении объекта госстройэкспертизы. Заключение госстройэкспертизы может быть положительным или отрицательным.

1. Соответственно, «заключение госстройэкспертизы»
содержит информацию, которая может затрагивать права и законные интересы «третьих лиц» (см. выше).
С целью обеспечения «юридическим лицам,
физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, права на полную, достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды [и ее изменениях]» (п. 3 ст. 10 КоАГиСД) и права каждого на «получение полной, достоверной и своевременной экологической информации (п. 1 ст. 13 Закона об охране окружающей среды) в КоАГиСД должно содержатся право «заинтересованных лиц» на ознакомление с «заключением госстройэкспертизы» и соответствующая обязанность «заказчиков госстройэкспертизы» предоставлять «гражданам и юридическим лицам возможность ознакомления с заключением госстройэкспертизы», аналогичная содержащейся в подп. 1.5 п. 1 ст. 21 Закона об экологической экспертизе.
2. Содержание «заключения госстройэкспертизы»
не определено в КоАГиСД и иными актами «законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», что является пробелом правового регулирования, порождающим правовую неопределенность.

03.10.2025 15:23:26

  Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
8.0 75

Прошу еще раз рассмотреть вопрос о необходимости
на этапе согласований и экспертиз градостроительной и проектной документации проведения оценки соответствия проектных решений требованиям в области сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей, в частности, режимам зон охраны.

Дальше мои комментарии к вашему предыдущему ответу на конкретном примере.

В качестве примера рассмотрим строительство улицы по кругу вокруг здания аэровокзала. Здание – историко-культурное, называется «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске», у него есть проект зон охраны, утвержденный от 16.06.2008 № 21. Улица по кругу строилась в рамках объекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир». Ул. Проектируемая № 3 от продления ул. Казинца до ул. Проектируемой № 9 и ул. Проектируемая № 9 с выходом на ул. Аэродромную в г. Минске», она там ул. Проектируемая № 9, вид строительства улицы определен как возведение. Впервые эта улица появилась в проекте детального планирования, утвержденного от 09.10.2015 № 2735, и оставалась во всех его последующих версиях.

Цитата

«Согласно информации, представленной Министерством архитектуры и строительства и Министерством культуры, в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 130 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс) градостроительные проекты, содержащие сведения об археологических объектах, в том числе о памятниках археологии, подлежат согласованию с Национальной академией наук Беларуси, а градостроительные проекты, содержащие сведения о других историко-культурных ценностях, – с Министерством культуры.»

Но что входит в это согласование? Министерство культуры руководствуется Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации от 08.10.2008 № 1476. А там есть только проверка наличия проекта зон охраны и действия на случай, если его нету. И все.

Итак, в нашем примере, министерство культуры в 2015 году проверило наличие проекта зон охраны и согласовало проект детального планирования. Проектные решения министерство культуры не смотрело, т. к. это не предусмотрено законодательством. Проектную документацию по улицам в 2019 году министерство культуры не согласовывало, т. к. это также не предусмотрено законодательством.

Цитата

«В соответствии с подпунктом 1.6-1 пункта 1 статьи 14 Кодекса выполнение установленных проектами зон охраны историко-культурных ценностей режимов содержания и использования территорий и зон охраны историко-культурных ценностей обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы, которые в рамках своих полномочий по осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности выдают разрешительную документацию, согласовывают градостроительную, проектную, землеустроительную (иную) документацию, в том числе с учетом установленных проектами зон охраны историко-культурных ценностей режимов содержания и использования регулируемых территорий.»

И каким образом здесь, по мнению соответствующего нормотворческого органа, чиновники исполкома должны учесть установленные проектами зон охраны историко-культурных ценностей режимы содержания и использования регулируемых территорий? Спойлер: на практике в исполкоме поступают просто – перечисляют все полученные согласования и положительные заключения экспертиз и делают вывод, что все соблюдается. Но вы же помните, что законодательством не предусмотрена такая проверка экспертами, да?

Вот и в нашем примере с исполкома написали, что детальный план согласован министерством культуры, проведено общественное обсуждение и получено положительное заключение госстройэкспертизы. И проектная документация разработана в установленном законодательством порядке. Общественное обсуждение, Карл! А где контроль от госорганов?

Как следует из ответов Госстандарта и Главгосстройэкспертизы, при проведении государственной экспертизы проектной документации в части соблюдения законодательства об охране историко-культурного наследия оцениваются исключительно требования, установленные в разрешительной документации (если ее получение является обязательным), исходных данных, задании на проектирование. А при проведении государственной экспертизы градостроительной документации в части соблюдения законодательства об охране историко-культурного наследия оцениваются исключительно требования, установленные в задании на проектирование, исходных данных. Соответственно, если таких требований нет в разрешительной документации, задании на проектирование, исходных данных, то ничего не оценивается. Так зачем же это лишнее звено – место монетизации ненаблюдательности, если можно сразу в законодательстве написать, чтобы на госстройэкспертизе всегда проверялись требования в области охраны историко-культурного наследия?

Особенно показательно отношение экологов к письмам министерства культуры с разъяснениями, что министерство культуры не согласовывает проектную документацию, т. к. это не предусмотрено законодательством. Например, немного в другом случае, но рядом, они пишут: «… на государственную экологическую экспертизу было представлено письмо министерства культуры … о выполнении работ, что явилось неоспоримым подтверждением возможности реализации проектных решений». И это в ответ на инфу, что никто ничего не проверял, т. к. не обязаны, а?

Цитата

«Пунктом 11-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, установлено, что при наличии в границах проектирования недвижимых материальных историко-культурных ценностей, для которых не утверждены проекты зон охраны, при разработке градостроительных проектов общего планирования должны быть предусмотрены мероприятия по разработке проектов зон охраны этих историко-культурных ценностей. При наличии на территории, на которую разрабатываются градостроительные проекты детального планирования, недвижимых материальных историко-культурных ценностей, в период разработки такой документации должно быть обеспечено установление зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, режимов содержания и использования при их отсутствии.»

Наличие проекта зон охраны никак не гарантирует его соблюдение. Конечно, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей являются техническими нормативными правовыми актами и входят в состав законодательства. А законодательство все должны соблюдать. Но, существование КоАП и УК как бы намекает о том, что некоторые граждане относятся к законодательству по-другому.

Цитата

«В соответствии с подпунктом 8.1.8 пункта 8.1 раздела 8 строительных норм СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования» (далее – СН 3.01.02-2020) исходные данные для разработки детального плана должны включать, в том числе перечень историко-культурных ценностей, разработанные и утвержденные проекты зон их охраны. В таблице 8.1 СН 3.01.02-2020 предусмотрено, что в состав утверждаемой части детального плана входит проект зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, который обозначается в соответствии с приведенными условными обозначениями на чертеже проекта. При отсутствии утвержденных зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей следует разрабатывать проект зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, совмещенный с детальным планом. Также, в состав обосновывающей части входит опорный историко-культурный план, который предусматривается для территории, на которой расположены недвижимые материальные историко-культурные ценности.»

Ну, нарисованы на схеме детального плана одновременно и границы зон охраны и новая магистральная улица, проходящая через них. И что? Это сподвигло хоть кого-нибудь прочитать в проекте зон охраны, например, что новое строительство на территории охранной зоны запрещается, а улица это как раз и есть новое строительство?

Градостроительные проекты детального планирования имеют меньшую юридическую силу, чем проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, т. к. они утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами, а проекты зон охраны – министерством культуры. Значит, в случае коллизий этих проектов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями проекта зон охраны. Поэтому при разработке проектной документации должны были учитываться требования проекта зон охраны, согласно которым на территории зон охраны запрещается новое строительство, а не требование проекта детального планирования построить там новую магистральную улицу.

Цитата

«С учетом изложенного, предложенная корректировка законодательства не поддержана.»

Так почему же министерству культуры и министерству архитектуры выгодно сохранять существующее положение, когда в законодательстве не предусмотрена проверка экспертами соблюдения режимов зон охраны на бумажных этапах проектной документации?

В нашем примере, госорганы узнали о том, что возведение улицы в охранной зоне не соответствует ее режимам только после окончания строительства. И что они сделали?

И как насчет ст. 15 конституции о том, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия?

04.10.2025 13:16:34

  Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
8.0 75

В п. 1 ст. 57 кодекса упоминается гласность
процедуры принятия решений, которую должны обеспечивать архитектурно-градостроительные советы. Однако, в этой статье не предусмотрено, чтобы публиковались протоколы заседаний архитектурно-градостроительного совета.

Например, комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома раньше на своем сайте публиковал протоколы заседания архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе города Минска (там есть протоколы с 2016 по 2024 годы), а с этого года перестал (https://minsk.gov.by/ru/org/6034/attach/5f43eb2/). Где обещанная гласность, когда все ровно наоборот?

Предлагаю дописать в этой статье обязанность публиковать протоколы заседаний архитектурно-градостроительных советов на их интернет-сайтах.

04.10.2025 13:18:41

  Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
8.0 75

Предлагаю расширить доступность градостроительного
кадастра для граждан. Чтобы был доступен не только регистр градостроительных проектов с одними заголовками, но и содержание градостроительных проектов. На право бай часть утверждаемой части детальных планов начала публиковаться только с 2019 года, то что было до этого недоступно. Например, Минский горисполком не публикует на своем сайте даже действующие детальные планы, хоть это и написано в кодексе. Есть только схемы на сайте Минскградо (без текста). Посмотреть предыдущие версии вообще негде.

04.10.2025 21:10:27

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться


© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте