Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Обсуждение проекта
Татьяна Недерева-Архипец
0
30.05.2019
Замечания по проекту Указа_риэлтерская деятельность.

Проект Указа предусматривает особые  условия осуществления риэлтерской деятельности государственным­и коммерческими организациями и территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества.

Предлагается: п.1.2. из проекта Указа исключить.

Обоснование: Данный подход нарушает: 1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2018 N 743 "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства "Беларусь - страна успешного предпринимательства" на период до 2030 года".

2. Статью 5 Закона "О ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

Статья 5.  Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 октября 2018 г. N 774
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2018 - 2020 ГОДЫ
Дания
0
30.05.2019
Проект Указа в целом не может рассматриваться как нормативный правовой акт, способствующий развитию рынка риэлтерских услуг.
Оказание услуг без лицензии для государственных организаций, возможность работать этим организациям имея в штате только 2-х риэлтеров – явное лоббирование интересов государственных организаций (а по факту – организаций, подчиненных Госкомимуществу), что не будет способствовать развитию конкуренции (улучшению качества оказания услуг и снижения их стоимости), а откинет рынок риэлтерских услуг за лет на 20-30 назад.
Дания
0
30.05.2019
Предлагаемая норма про создание обособленных подразделений на оказание услуг за пределами населенного пункта не понятна и не логична: в таком случае риэлтерские агентства не смогут оказывать услуги с объектами недвижимости, находящимися вне крупных населенных пунктов (городов, поселком городского типа), и продажа-покупка дачных домиков, загородной недвижимости для потребителей будет затруднена. Опять же, с учетом норм части второй п.12 проекта Указа, риэлтерские услуги в этом сегменте могут быть осуществлены только государственной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Дания
0
30.05.2019
Вызывает сомнения норма о необходимости риэлтеру высшего именно юридического, экономического образования или образования по профилю «Архитектура и строительство» (тем более, что свидетельство об аттестации риэлтера выдается только после сдачи аттестационного экзамена). Если идет привязка к оказанию риэлтером юридических услуг, то непонятно почему возможно их оказывать экономистам или архитекторам. Если привязка к объекту (его характеристикам и недостаткам), то непонятна роль в данном случае экономистов и юристов с высшим образованием. Не понятно, почему специалисты, получившие высшее образование в других сферах и прошедшие переподготовку в высших учебных заведениях по специальностям «юриспруденция» или «экономика», не могут оказывать риэлтерские услуги (при условии предварительной сдачи соответствующего аттестационного экзамена), хотя  имеют квалификацию «юрист» или «экономист», подтверждаемых дипломами соответствующих высших учебных заведений.
Дания
0
30.05.2019
Проект Указа в целом не может рассматриваться как нормативный правовой акт, способствующий развитию рынка риэлтерских услуг.
Дания
0
30.05.2019
Согласна с Натальей Кухарчик, что редакция проекта Указа в части безвозмездного оказания услуг для одного из потребителя риэлтерских услуг, противоречит ГК полностью! Более того, в случае возникновения страхового случая даже при наличии договора на оказание риэлтерских услуг, не предусматривающего оплату, этот договор в силу статьи 402 ГК будет считаться незаключенным! И соответственно, страховая организация в таком случае не выплатит потребителю ни копейки.
Татьяна Недерева-Архипец
0
30.05.2019
Замечания по проекту Указа _риэлтерская деятельность

Требует корректировки содержание понятия «потребитель услуг риэлтерской организации»  в целях исключения двоякости его толкования и отнесения к потребителям неограниченного круга лиц.

Предлагается: Изменить формулировку в абзаце 6 пункта 2 Правил.

Потребитель услуг риэлтерской организации - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившие в риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (далее потребитель).

Обоснование: Проект Указа фактически уравнивает в правах Потребителей, имеющих договор на оказание риэлтерской услуги с риэлтерской организацией с любым лицом с неопределенными и неподтвержденными  намерениями.

Противоречит ГК РБ. Согласно части третьей ст.2 ГК участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
ООО "Твоя столица" Наталья Кухарчик
0
30.05.2019
проектом Указа предусматривается дополнение основных понятий термином «подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества» (абз.8 п.2 Правил).
Предлагается термин «подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества» исключить.
Обоснование:
В предлагаемую проектом Указа редакцию  термина включен целый перечень видов риэлтерских услуг, которые в настоящее время в соответствии с действующими требованиями законодательства отражаются в договоре  и актируются в виде отдельных услуг. Таким образом, по сути, с принятием данного термина услуга «подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества»  будет охватывать весь спектр риэлтерских услуг, начиная от сбора и анализа информации о спросе и предложении и заканчивая фактически заключением предварительного договора купли-продажи.
Такой подход, при условии сохранения предлагаемой системы тарифного регулирования должен быть экономически просчитан и обоснован. Вместе с тем,  экономического обоснования цены данной услуги с учетом изменения ее содержания не представлено, что противоречит Закону о НПА.
ООО "Твоя столица" Наталья Кухарчик
0
30.05.2019
Цитата
Наталья Наталья:

                                   На мой взгляд, данный проект откровенно лоббирует интересы Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества и не соответствует реалиям текущего момента развития рынка недвижимости в Беларуси, ограничивает конкуренцию.
Сохранение жесткой тарификации риэлтерских услуг для такой IT страны как РБ, уже неоправдано и выглядит архаичным, несоответствующ­им запросам и интересам потребителей рудиментом.
Конкуренция на рынке приводит к существенному изменению условий работы агентств недвижимости с потребителями. Совершенствуютс­я системы обратной связи, предоставления рекламы, растет конкурентность предлагаемых услуг и опций для клиента. Разнообразие объектов, предлагаемых к продаже, требует разного количества трудозатрат по его реализации. Объект может продаваться два года, а может три дня. Подготовка документов также разнится от объекта к объекту.
Для иностранных потребителей стоимость риэлтерских услуг вообще недорога. Они готовы оплачивать и больше. Но мы не можем им этого предложить. А почему?
Хотелось бы отметить, что рынок недвижимости нуждается в большем количестве полномочий для АН в рамках проверки историй объектов недвижимости. Последняя ситуация с противодействие­м ЦИТ Мингорисполкома в выдаче сведений по лицевым счетам, наглядное тому подтверждение.
Очень незначительное влияние на самоорганизацию рынка недвижимости имеют профессиональны­е союзы АН. А они в состоянии сделать профессию "риэлтера" в Республике Беларусь достойной и уважаемой.  Хотелось бы, что и их мнение учитывалось при разработке нормативных документов.
Считаю данный проект Указа не соответствующим объему возложенных на него задач и противоречащим интересам участников рынка недвижимости. Тарифы пора отменять!
                                   
                                   
   
   
Самое интересное, что госорганизации по регистрации даже не пытаются скрывать свои "интересы" и с удовольствием готовы отобрать бизнес у частников!
https://telegraf.by/2019/03/12/434312-direktor-minskogo-gosagentstva-nedvijimosti-kak-tolko-viidet-novoe-postanovlenie-mi-snizim-tarifi-na-rielterskie-uslugi
Дания
0
30.05.2019
Цитата
ООО "Твоя столица" Наталья Кухарчик:

                                   Проектом Указа предусмотрен запрет оплаты одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой  в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации (п.30-1 Правил).
Вместе с тем к договорам оказания риэлтерских услуг применяются правила главы ГК  «Возмездное оказание услуг».
Предлагается: исключить предлагаемую реакцию п.30-1 Правил.
Обоснование:
В обосновании к проекту Указа вопрос взимания двойной оплаты за оказание одних и тех же риэлтерских услуг одной и той же риэлтерской организацией отнесен к проблемным вопросам и недостаткам, которые планируется решить проектом.
Вместе с тем, исходя из анализа видов риэлтерских услуг, определенных Правилами, а также постановлением № 386, покупателю и продавцу оказываются разный перечень риэлтерских услуг.
В данном случае, риэлтерская организация, организуя взаимодействие обоих сторон, относится к лицам, уполномоченным на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок, на основании договоров на оказание возмездных услуг, и не нарушает запрет на двойное представительст­во, установленный п.3 ст.183 ГК.
Исходя из содержания предлагаемой проектом Указа редакции пункта 30-1, риэлтерская организация должна будет заключить с обоими потребителями договор на оказание риэлтерских услуг, но оплата возможна только по одному из заключенных договоров.  
В соответствии со ст.733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В этой связи предлагаемая проектом Указа редакция не соответствует требованиям ГК. Более того, очевидно возникновение конфликта между сторонами сделки при определении  стороны, не обязанной платить.
                                   
                                   
   
   
Согласна с тем, что такая редакция противоречит ГК полностью! Более того, в случае возникновения страхового случая даже при наличии договора на оказание риэлтерских услуг, не предусматривающего оплату, этот договор в силу статьи 402 ГК будет считаться незаключенным! И соответственно, страховая организация не выплатит пострадавшему потребителю ни копейки.
ООО "Твоя столица" Наталья Кухарчик
0
30.05.2019
Проектом Указа предусматривается сохранение устаревшего порядка заключения договоров на оказание риэлтерских услуг на бумажном носителе.
Действующие правила работы в сфере оказания риэлтерских услуг морально устарели и в настоящее время являются технологически отсталыми, неудобными как для потребителей услуг, так и для агентств недвижимости. Процедурный порядок оказания риэлтерских услуг способствует низкой защите персональных данных, бесконтрольности получения и обмена информацией, а также влечет высокие операционные расходы.
Предлагается: предусмотреть возможность заключения договоров на оказание риэлтерских услуг в электронном виде, в том числе – удаленно, дополнив пункт 23 Правил  частями следующего содержания:
«Допускается заключение договора на оказание риэлтерских услуг, предусматривающего предоставление информации об объектах недвижимого имущества для целей аренды (найма), удаленно, посредством присоединения к утвержденному риэлтерской организацией типовому договору на оказание соответствующего вида услуг.
Договор на оказании риэлтерских услуг может заключаться в соответствии с требованиями гражданского законодательства Республики Беларусь.»;
Обоснование:
Согласно п.1 ст.161 Гражданского кодекса Республики Беларусь  (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 135-З) допускается заключение сделки в электронном виде (в том числе электронный документ), при условии, что текстовой документ выражает ее содержание, подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующих лица или лиц), и не противоречит законодательству и соглашению сторон.
Приведение законодательства о риэлтерской деятельности в соответствии с общепринятым порядком, предусмотренным для заключения договора, а также цифровизация процессов оказания риэлтерских услуг неизбежны. В этой связи необходимо уже сегодня предусматривать приведение Указа № 15 в соответствие с требованиями гражданского законодательства.

Также не меняется порядок регистрации договоров на оказание риэлтерских услуг в книгах регистрации договоров на бумажном носителе, прошнурованных, пронумерованных и т.д.
Сохранение подобных архаичных форм регистрации в настоящее время представляется абсурдным.
Предлагается: закрепить возможность  регистрации договоров на оказание риэлтерских услуг в электронном виде, путем ведения единого реестра таких договоров, изложив пункт 24 Правил в следующей редакции:
«24. Договор на оказание риэлтерских услуг подписывается потребителем и руководителем либо уполномоченным лицом риэлтерской организации, и регистрируется в день его подписания в книге регистрации договоров или в электронном реестре регистрации договоров (за исключением договоров, предусмотренных частью второй пункта 23 настоящих Правил).».