Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях»
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
26
Количество участников:
9
Обсуждение проекта
Валерий Соляник
100
04.11.2019
Несмотря на то, что проект Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» содержит отдельные шероховатости, но его принятие позволит значительно сократить количество действующих нормативных правовых актов, в том числе и технических, и минимизировать зарегулированность в большинстве сфер экономической деятельности, сократив численность или вообще ликвидировать отдельные государственно-властные органы.
В частности, с принятием Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» появится реальная возможность:
во-первых, отказаться от законодательного регулирования племенного дела в животноводстве; от идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), что позволит экономить как бюджетные деньги (а это миллионы рублей налогоплательщиков) направляемые сейчас на содержание государственной племенной службы, госучреждения «Центр информационных систем в животноводстве» и др., так и снизит себестоимость производства животноводческой продукции;
во-вторых, создать ассоциации  и союзы продуктивных и непродуктивных животных;
в-третьих, саморегулируемые организации смогут инициировать принятия законодательства о правовой охране селекционных достижений (новых пород животных), чем увеличат экспорт племенных животных (племенной продукции) в страны ближнего и дальнего зарубежья, и повысят объемы валютных поступлений в страну;
в-четвертых, на законодательном уровне отказаться от чиновничьего произвола по отношению к работникам сельскохозяйственных организаций, от уголовного преследования зоотехников, ветврачей операторов по уходу за животными за якобы нарушения «технологических регламентов», написанных в тишине министерских кабинетов, а исполнять нормативные требования обязаны работники ферм и комплексов.
Человек выращивает животных не одну тысячу лет, а уголовные статьи белорусские чиновники «шьют» в XXI веке. Жаль, что Закон Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» будет принят, когда подрастет уже второе поколение белорусов, выросших в стране, которая обрела свою независимость!
Вячеслав Дризголович
110
04.11.2019
Абзац 3 пункта 5 статьи 16 проекта Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях" противоречит статье 49 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 года N 301-З "О третейских судах" и Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 года N 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Следует это из того, что указанный абзац устанавливает возможность обращения взыскания на компенсационный фонд саморегулируемой организации исключительно на основании:
1. вступившего в законную силу решения суда;
2. арбитражного суда;
3. третейского суда, саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности.

Таким образом, вступившие в законную силу решения третейских судов, зарегистрированных не саморегулируемыми организациями, не являются основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Такое положение вещей является ограничением конкуренции в области юрисдикционной деятельности, на что должно быть обращено внимание Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Вячеслав Дризголович
110
04.11.2019
Пункт 3 статьи 10 проекта Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях" противоречит статье 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь и пункту 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 года N 7 "О развитии предпринимательства" в части нарушения принципа презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (субъектов хозяйствования).

Следует это из того, что указанный пункт устанавливает трёхлетнюю отсрочку заключения соглашения о признании результатов деятельности между государственным органом и саморегулируемой организацией, которая начинает течь с момента внесения сведений о саморегулируемой организации в реестр.

По нашему мнению, данный пункт должен быть исключён из редакции проекта Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях", так как это не только противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам, и создаёт предпосылки для того, чтобы это был "мёртвый" закон, но и обусловлен недоработкой данного законопроекта.

То, что проекта Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях" в указанной выше части недоработан доказывается пунктом 5 статьи 10 данного законопроекта. Обусловлено это тем, что в законопроекте и иных нормативно-правовых актах Республики Беларусь отсутствуют:
1. критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности саморегулируемой организации;
2. существенные условия соглашения о признании результатов деятельности;
3. порядок заключения, регистрации и прекращения соглашения о признании результатов деятельности;
4. порядок контроля соблюдением условий саморегулируемой организацией, результаты деятельности которой признаются таким соглашением.

В пользу недоработки законопроекта свидетельствует также отсутствие указания в пункте 5 статьи 10 данного законопроекта на то, за соблюдением каких условий и условий чего устанавливает порядок контроля Совет Министров Республики Беларусь.
Вячеслав Дризголович
110
04.11.2019
Обязательность членства в саморегулируемых организациях, предусмотренная статьёй 6 проекта Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях", противоречит реализуемому принципу либерализации услуг, установленному пунктами 42-43 "Договора о Евразийском экономическом союзе" в рамках перечня услуг, определённого Решением Высшего Евразийского экономического совета N 30 "Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода)".

Следует это из того, что таким образом будет ограничен доступ лиц других государств-членов к поставке услуг в рамках конкретного сектора (подсектора) услуг, поставка которых будет возможна только при соблюдении обязательности членства в саморегулируемых организациях.

Доказывается этот тезис тем, что статьёй 6 законопроекта предусмотрена возможность членства в саморегулируемых организациях только для субъектов предпринимательской деятельности, которыми в соответствии с абзацем 6 статьи 26 законопроекта являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

Исходя из этого, налицо явное противоречие законопроекта нормам международного права, которое закреплено и в обосновании необходимости принятия Закона Республики Беларусь "О саморегулируемых организациях", где с одной стороны (абзац 3 пункта 3 обоснования):

- саморегулирование означает добровольное возложение на себя каких-либо ограничений при отсутствии к этому внешнего принуждения;

а с другой стороны, по вопросу обязательности членства в саморегулируемых организациях (абзац 49 пункта 3 обоснования):

- при этом создаются, как правило, организации с набором функций, который нужен, прежде всего, государству, а не членам организации.
Игорь Валерьевич
128
05.11.2019
Цитата
Валерий Соляник:
В частности, с принятием Закона Республики Беларусь «О саморегулируемы­х организациях» появится реальная возможность:
...
во-вторых, создать ассоциации и союзы продуктивных и непродуктивных животных;
Согласно п. 2 ст. 4 проекта Закона
Цитата

«Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных настоящим Законом, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), и (или) субъектов профессиональной деятельности определенного вида...
«Продуктивные и непродуктивные животные» субъектами  предпринимательской деятельности быть не могут, соответственно, и членами саморегулируемой организации так же быть не могут.
Хотя, в будущем многое возможно, но врядли при нашей жизни животные будут признаны субъектами права…
Валерий Соляник
100
06.11.2019
Уважаемый Игорь Валерьевич!
Приведенное Вами выражение – «Продуктивные и непродуктивные животные» субъектами предпринимательской деятельности быть не могут, соответственно, и членами саморегулируемой организации так же быть не могут, – вырвано из контекста.
Субъектами предпринимательской деятельности будут ассоциации и союзы, а «продуктивные и непродуктивные животные» это обобщенное наименование саморегулируемых организаций. Например, Эстонское общество чистокровного рогатого скота, Общество охраны эстонской чистокровной лошади, Общество Торийской породы лошадей старого типа, Ахалтекинская ассоциация Эстонии и др. В странах ближнего и дальнего зарубежья уже не одну сотню лет существуют всевозможные ассоциации (союзы, общества и т.д.), название которых включает какой-либо зоологический вид.
В Беларуси создание саморегулируемых организаций, которые в реальном времени будут заниматься животными, ассоциации  и союзы будут использовать международно-признанные правовые подходы при обращении с животными и их защите. А не как сейчас: 1) чиновники вертикали власти на совещаниях «песочат» зоотехнических и ветеринарных специалистов, животноводов; 2) силовики возбуждают уголовные дела за падеж скота; 3) юристы министерств (ведомств) и правоведы-теоретики «исследуют» белорусское законодательство через «призму» – субъекты и объекты права, дефиниции, гипотеза, диспозиция, санкция и иные юридические изыски.
Уважаемый Игорь Валерьевич, почитайте конституцию Германии, Австрии или Регламент (ЕС) 2016/1012 о зоотехнических и генеалогических условиях для разведения, торговли и вступления в Союз чистопородных племенных животных, гибридных племенных свиней и их зародышевых продуктов.
Это позволит Вам снять «юридические очки» при ознакомлении с проектом Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», принятие которого, на мой взгляд, будет способствовать, в частности, наведению порядка в обращении с животными, отмене государственной политики в этой сфере и экономии наших с Вами денежных средства, которые мы вынуждены в виде налогов отдавать государству, чтобы оно «осуществляло» правоприменительную практику НПА, согласно которых созданы и функционируют: государственная племенная служба, госучреждение «Центр информационных систем в животноводстве» и др.
Вячеслав Дризголович
110
06.11.2019
Цитата
Валерий Соляник:

                                 
Это, на мой взгляд, будет способствовать, в частности, наведению порядка в обращении с животными, отмене государственной политики в этой сфере и экономии наших с Вами денежных средства, которые мы вынуждены в виде налогов отдавать государству, чтобы оно «осуществляло» правоприменител­ьную практику НПА, согласно которых созданы и функционируют: государственная племенная служба, госучреждение «Центр информационных систем в животноводстве» и др.
                                   
                                   
   
   

Уважаемый, Валерий.

С учётом того, что статьёй 10 проекта закона установлена возможное, а не обязательное признание государственным органом результатов деятельности СРО:

1. проблематично говорить о снижении госрасходов в соответствующих областях деятельности СРО, так как на плечи госорганов ляжет ещё и контроль за деятельностью СРО, который в силу не признания результатов деятельности СРО будет как и прежде осуществляться госорганами и в отношении членов СРО;

2. правоприменительная практика будет формироваться по существующим до принятия законопроекта принципам, в силу вышеуказанного не признания госорганами результатов деятельности СРО;

3. в ближайшие 3 года (до первых фактов признания госорганами результатов деятельности СРО), а может и дольше (так как "может признать результаты деятельности" - это не "обязан признать результаты деятельности"), исключительно государственная политика в соответствующих областях будет определять специфику и особенности их деятельности, а функционирование СРО станет формальным балластом на этот период в деятельности СРО и входящих в СРО организаций.
Игорь Валерьевич
128
06.11.2019
Цитата
Валерий Соляник:
Приведенное Вами выражение – «Продуктивные и непродуктивные животные» субъектами предприниматель­ской деятельности быть не могут, соответственно, и членами саморегулируемо­й организации так же быть не могут, – вырвано из контекста.
Чьего контекста? Это не чужая (Ваша) цитата, а мой вывод из анализа зак-ва.
Цитата
Валерий Соляник:
Субъектами предприниматель­ской деятельности будут ассоциации и союзы, а «продуктивные и непродуктивные животные» это обобщенное наименование саморегулируемы­х организаций. Например, Эстонское общество чистокровного рогатого скота, Общество охраны эстонской чистокровной лошади, Общество Торийской породы лошадей старого типа, Ахалтекинская ассоциация Эстонии и др. В странах ближнего и дальнего зарубежья уже не одну сотню лет существуют всевозможные ассоциации (союзы, общества и т.д.), название которых включает какой-либо зоологический вид.
1. Членом «общества чистокровного рогатого скота» я бы не хотел быть. Можно столкнуться на практике с такой ситуацией:
Цитата
– Здравствуйте, я ____, почетный член «Общества чистокровного рогатого скота»
– Странно, а по виду на человека похожи. Видимо, недавно в это общество вступили?
А вот «Общество охраны эстонской чистокровной лошади» – это другое дело, звучит солидно.
2. «Общество любителей женщин» и «общество женщин» объединяют разных субъектов: первое – бабников и альфонсов, а второе – женщин.
3. Сомневаюсь, что у нас зарегистрируют юр. лицо с названием «Общество чистокровного рогатого скота». Предположу, что даже с регистрацией общества «Рога и копыта» будут проблемы…
Но это все лирическое отступление от темы. А если по теме, то
Цитата
Валерий Соляник:
Это позволит Вам снять «юридические очки» при ознакомлении с проектом Закона Республики Беларусь «О саморегулируемы­х организациях», принятие которого, на мой взгляд, будет способствовать, в частности, наведению порядка в обращении с животными, отмене государственной политики в этой сфере и экономии наших с Вами денежных средства, которые мы вынуждены в виде налогов отдавать государству, чтобы оно «осуществляло» правоприменител­ьную практику НПА, согласно которых созданы и функционируют: государственная племенная служба
1. Кроме «юридических очков» бывают и «розовые очки»
2. Неужели данный Закон отменит государственную политику в какой-то сфере? Откуда такие выводы и надежды?
3. Перечисленные органы и организации созданы и функционируют в соответствии с гл. 2 и 3 Закона Республики Беларусь от 20.05.2013 № 24-З «О племенном деле в животноводстве» и иными Законами, Декретами и Указами. Данным законопроектом их предлагается отменить/изменить? Где об этом в этом законопроекте сказано?
Павел Якимович
0
06.11.2019
Межрегиональная ассоциация автомобильных перевозчиков солидарна с вышеприведённым мнением Вячеслава Дризголовича - проект закона не доработан и противоречив.
Кроме описанного автором предыдущих комментариев, добавим следующее, в 2018 году нынешний Заместитель Премьер-Министра Республики Беларусь А.Г. Турчин, являясь председателем Совета по развитию предпринимательства и входя в состав рабочей группы по разработке и внесению предложений в Совет Министров Республики Беларусь по проблемным вопросам в сфере автомобильных перевозок, активно выступал за создание бизнес-ассоциации на основе саморегулирования, которая сможет выполнять функции единого республиканского оператора автомобильных перевозок.
Исходя из чего, возникает вопрос - как можно будет такому оператору автомобильных перевозок надлежащим образом выполнять свои функции, если признание результатов деятельности такого оператора государственными органами будет возможно только через три года. Почему именно три года? В обосновании проекта этот вопрос обойдён стороной, как будто это что то не существенное...
По этому вывод напрашивается один - проект этого закона нужно серьёзно доработать с созданием рабочей труппы и привлечением в неё различных профильных специалистов из различных сфер хозяйствования и предпринимателей предпринимательской среды. Иначе утверждённый законопроект рискует, кроме вреда не несёт ничего ни народу нашей страны, ни государству, как виртуальному субъекту выражения воли этого народа.
Валерий Соляник
100
06.11.2019
Уважаемые Вячеслав Дризголович и Игорь Валерьевич!
На протяжении четверти века в Беларуси вообще не было никакой возможности оказать хоть какое-либо влияние на решения госорганов в сфере обращения с животными, и в законопроекте о СРО нет, и априори не может быть «процедуры отменить/измени¬ть» НПА в этой области.
Безусловно, с вступлением в действие  Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» эта проблема не исчезнет ни одномоментно, ни через 3-5 лет, но это позволит в рамках принятых в его исполнение НПА отработать механизм взаимодействия специалистов-зоотехников, компетенции которых напрямую связаны со сферой обращения с животными, с чиновниками областного и республиканского уровня.
Представителям отечественного АПК известно об успешности лоббирования интересов российских производителей молока и мяса, объединенных в союзы и ассоциации, через Росельхознадзор, на поставщиков этих продуктов из Беларуси, как и о внесении изменений в действующее российское законодательство, регламентирующее племенное животноводство; селекционные достижения (новые породы животных и новые сорта растений); ответственное обращение с животными и т.д..
В Регламенте (ЕС) 2016/1012 имеется Раздел 1. Признание породных обществ и племенных ассоциаций, включающий следующие нормы:
Статья 4. Признание породных обществ и племенных ассоциаций
Статья 5 Отказ от признания племенных обществ и племенных ассоциаций
Статья 6 Подача измененных селекционных программ в случаях отказа и отзыва признания племенных обществ или племенных ассоциаций при отсутствии утвержденных селекционных программ
Статья 7. Списки признанных породных обществ и племенных ассоциаций.
Принятие Регламента (ЕС) 2016/1012 позволило минимизировать в рамках Евросоюза государственную политику в области обращении с чистопородными животными, переложив оценку, контроль и ответственность на СРО.
Белорусские чиновники и госорганы, вероятно, когда-то поймут, что для общего блага будет лучше отказаться от жесткой (порой жестокой) государственной политики в сфере обращения с животными, передав ее саморегулируемым организациям, компетентным в этой области.
Поэтому, чтобы достижение цели сделать более осязаемы, необходимо в статью 10 проекта закона установить обязательное признание государственным органом результатов деятельности СРО, исключив  выражения «могут быть признаны», «по истечению трех лет».