Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок»
Обсуждение проекта
TenderM
140
30.01.2021
Добавить в подпункт 1.1 проекта Указа абзац:
- определяет дополнительные случаи, при которых заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника

Справочно:
Такие основания уже определены подпунктом 1.9 ПСМ № 395, но это право отсутствует в полномочиях Совета Министров
TenderM
140
30.01.2021
Исключить из проекта указа подпункт 1.3

Если исключить невозможно, то предлагается дать следующее определение термина государственная закупка:
государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг), выбор арендодателя, лизингодателя (включая выбор приобретаемого имущества) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (далее – договор)


Возможны сложности при реализации подпункта 1.3 проекта указа:
- не обосновано почему только аренда ДВИЖИМОГО имущества попадает под регулирование (например, в подпункте 1.3 проекта указа речь идёт о движимом имуществе, а в обосновании упоминаются также договоры аренды выставочных площадей).
- не определено каким образом будет происходить выбор приобретаемого имущества и продавца такого имущества;
- сложности с применением преференциальной поправки
TenderM
140
30.01.2021
Проверку соответствия участника большинству требований пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З необходимо автоматизировать (например, проверка наличия разрешений, лицензий, проверку отсутствия задолженностей, проверка отсутствия в различных списках и т.д.). Такую проверку может осуществлять электронная торговая площадка, используя УНП участника, обращаясь, например, к сайту Министерства по налогам и сборам и т.д.

Это не только позволит избежать множества ошибок, но и снизит риск злоупотреблений со стороны недобросовестных участников и заказчиков, а также позволит сэкономить средства и время, затраченные на такую проверку работниками заказчиков.
Возможность такой проверки уже закреплена ПСМ от 27 ноября 2019 г. № 812. Необходимо лишь конкретизировать порядок проверки. Это возможно сделать путём внесения изменений в ПСМ № 812

Поэтому, предлагаю подпункт 1.4 проекта указа изложить в следующей редакции:
Порядок проверки соответствия участника процедуры государственной закупки требованиям, установленным пунктом 2 статьи 16 Закона, определяется Советом Министров
TenderM
140
30.01.2021
По подпункту 1.5 проекта указа.
У заказчиков практически отсутствует возможность проверки отсутствию аффилированности участников. Принятие подпункта вызовет сложности у заказчиков. Возможно различное понимание смысла подпункта разными субъектами процесса закупок.
Если требование к отсутствию аффилированности будет принято, то проверку аффилированности может осуществить электронная торговая площадка. Процесс проверки необходимо максимально автоматизировать. Порядок такой проверки может быть определён Советом Министров
TenderM
140
30.01.2021
Принятие подпункта 1.5 проекта указа в данной редакции можен существенно увеличить и так большое количество несостоявшихся процедур закупок из-за невозможности точного (буквального) выполнения участниками всех требований.
К тому же у заказчиков отсутствует реальная возможность проверки предоставленных сведений.

Из текста подпункта 1.5 проекта указа также не ясно относятся ли его требования к участникам – нерезидентам Республики Беларусь. Например, слова:
- «юридические лица, находящиеся в подчинении (составе, системе) одного и того же государственного органа (организации)»;
- «более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит государству»;
- «созданные общественными объединениями инвалидов»;
- «являющиеся участниками одного холдинга, государственного объединения»
и другие
TenderM
140
30.01.2021
По подпункту 1.6 проекта указа.
1. Предлагаю текст подпункта 1.6 включить в подпункт 1.1 проекта.
2. Из текста подпункта не ясно распространяется ли его действие на организации, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников – нерезидентов Республики Беларусь.
TenderM
140
30.01.2021
По подпункту 1.8 проекта указа.
Установление особенностей для отдельных министерств и ведомств утяжеляет и без того сложное законодательство. Подход должен быть одинаковым, по возможности, ко всем заказчикам.

Абзац третий предлагается изложить в следующей редакции:
«Государственный орган (организация), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) – уполномоченный государственный орган по государственным закупкам вправе возложить выполнение функций заказчика, установленных актами законодательства о государственных закупках, на подчиненные ему, но не входящие в его состав органы управления и организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами»
TenderM
140
30.01.2021
Подпункт 1.9 проекта указа предлагается изложить в следующей редакции:
«заключение договоров государственных закупок по результатам процедур закупок может осуществляться сроком более чем на один год. При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре»

Если предложение будет отклонено, то убрать из подпункта слова «движимого»
TenderM
140
30.01.2021
По подпункту 1.10 проекта указа.
Если в подпункт 1.9 проекта указа изложить в следующей редакции:
«заключение договоров государственных закупок по результатам процедур закупок может осуществляться сроком более чем на один год. При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре»
то необходимость в подпункте 1.10 отпадёт
TenderM
140
30.01.2021
Предлагаем в подпункте 1.10 проекта указа слова «на первые два месяца очередного финансового года» заменить словами «на январь-февраль следующего года».
TenderM
140
30.01.2021
По подпункту 1.11 проекта указа.
Для исключения злоупотреблений предлагаем рассмотреть возможность обжалования расторжении договора государственной закупки, заключенного в виде электронного документа на электронной торговой площадке, в связи с односторонним отказом от его исполнения