При капитальном ремонте учитывать энергосбережение.
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324» (вопросы проведения капитального ремонта)
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Внедрить энергосберегающее тепловое оборудование при капитальном ремонте.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Шире привлекать к разработке и обсуждению нормативно-правовой базы капитального ремонта представителей профессионального инженерного сообщества.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Поднять качество проектной документации, применяемой в капитальном ремонте. Для этого усилить роль и ответственность экспертизы проектов, а также проводить конкурс портфолио среди проектных организаций, прежде чем допускать их к тендерам на подготовку проектов капитального ремонта.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Перевести из разряда добровольных в разряд обязательных все мероприятия по повышению энергетической эффективности с разумным сроком окупаемости, например 5–6 лет.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Разрешить фондам капитального ремонта перераспределять средства, оставшиеся недоиспользованными, с различных разделов сметы на работы по повышению энергетической эффективности.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Проводить капитальный ремонт «куста» зданий, подключенных к одному ЦТП, с дальнейшей его ликвидацией и переводом отремонтированных на ИТП.
Игорь Борисёнок
31.03.2021
Привлекать специалистов жилищной инспекции для контроля качества выполнения работ по капитальному ремонту не по факту сдачи дома, а с самого начала производства работ.
ирина петроченко
02.04.2021
Все же не все работы выполняются в плане данного Постановления. И не все делается для комфортного проживания. Все равно все за свой счет. Дому 64 года, а в нем ни одного капитального ремонта. И вот наконец дождались, но поставили не на модернизацию , а на капитальный ремонт. Работы, связанные с утеплением дома игнорируются, предлагается Указ 327 - за 64 года дому. В доме нет горячей воды, централизованного газоснабжения. Знаем - не финансируется. Но до вступления всех Указов, Постановлений - не предлагались, и не ставились задачи для комфортного проживания жильцов. Да , увы живем в каком веке. Обидно! Вопросам инженерных сетей не уделяется.. Отопление с нарушением СН 1.04.01.2020 П. 9.7. Отопление плохое, вентиляция плохая. Из -за этого в квартире плесень. На предпроектном собрании не все вопросы озвучены, согласно тех работ, которые должны осуществляться на основании Постановления. Это учитывая то, что обращения были 9 лет. Дом находился "на контроле ". А теперь какое обсуждение? Теперь надо уложиться в стоимость капитального ремонта 1 кв. метра, который не превышает установленную Министерством архитектуры и строительства совместно с Министерством ЖКХ согласно п. 9 Постановления. Это Постановление хорошо для тех домов, у которых уже был капитальный ремонт и наступил второй.
Николай
05.04.2021
В проекте присутствует фраза:
1.7. дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16. Финансирование работ по капитальному ремонту придомовой
территории, объектов внешнего благоустройства, расположенных на
придомовой территории, за исключением работ, указанных в приложении
к настоящему Положению, осуществляется за счет средств местных
бюджетов...
Требуется текст приложения.
Как можно планировать и финансировать работы не зная исключений?
И что это за практика . когда обсуждается неполный текст не содержащий неотъемлемые части( приложение)?
1.7. дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16. Финансирование работ по капитальному ремонту придомовой
территории, объектов внешнего благоустройства, расположенных на
придомовой территории, за исключением работ, указанных в приложении
к настоящему Положению, осуществляется за счет средств местных
бюджетов...
Требуется текст приложения.
Как можно планировать и финансировать работы не зная исключений?
И что это за практика . когда обсуждается неполный текст не содержащий неотъемлемые части( приложение)?
Игорь Валерьевич
07.04.2021
Пункт 2 Положения
В подп. 1.2 п. 1 проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324» (далее – Проект) предлагается п. 2 Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324 (далее – Положение) изложить в следующей редакции:
«2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:
…
капитальный ремонт придомовой территории – полная замена или комплексное восстановление элементов благоустройства, утративших свои эксплуатационные характеристики, объектов внешнего благоустройства, а также устройство, установка и приобретение новых элементов благоустройства, объектов внешнего благоустройства, направленных на создание благоприятных и комфортных условий проживания населения;
обследование – комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу данных о техническом состоянии и степени износа жилого дома (его отдельных элементов);
…
придомовая территория – территория, на которой расположены жилой дом (группа домов), элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома, в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе.»
Термин «капитальный ремонт придомовой территории»
1. Из вышеизложенного следует, что «придомовая территория – территория», соответственно, «капитальный ремонт придомовой территории» означает капитальный ремонт «территории» (?!).
Из определения термина «капитальный ремонт придомовой территории» следует, что объектами данной деятельности являются «элементы благоустройства» и «объекты внешнего благоустройства», а не «территория», на которой данные объекты расположены.
Соответственно, предлагается заменить термин «капитальный ремонт придомовой территории» на термин «капитальные ремонт благоустройства придомовой территории».
2.Используемый в данном определении термин «объекты внешнего благоустройства» является многозначным и не определен законодательством.
Между тем, согласно п. 1 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично, исключать возможность их различного толкования. Для обозначения одного и того же понятия используется один и тот же термин, а разные понятия обозначаются различными терминами».
Справочно: согласно п. 3 Инструкции о порядке отнесения отдельных инвентарных объектов основных средств к объектам внешнего благоустройства, утвержденной Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2001 № 22/22 «Под объектами внешнего благоустройства, относящимися к основным средствам, для целей бухгалтерского учета понимаются активы, расположенные в местах общественного пользования и предназначенные для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека, непосредственно не участвующие в создании дохода (прибыли) и не являющиеся собственностью частных домовладений и субъектов хозяйственной деятельности, кроме организаций коммунальной и республиканской формы собственности, которым выделяются средства из бюджета на их строительство, капитальный ремонт и содержание по классификации расходов республиканского и местных бюджетов, учитываемых на балансе этих организаций».
Соответственно, необходимо в п. 2 Положения определить термин «объекты внешнего благоустройства».
Термины «придомовая территория» и «прилегающая территория»
1. В п. 47 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З в редакции от 04.05.2019 г. (далее – ЖК) содержится определение следующего термина: «Придомовая территория – земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель».
Согласно п. 2 Положения «Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь». При этом в абз. 7 п. 2 Положения предлагается дать определение термина «придомовая территория», отличное от определения того же термина, содержащегося в п. 47 ст. 1 ЖК. Между тем, в ч. 1 п. 2 ст. 30 Закона о НПА сказано: «Терминология нормативного правового акта должна соответствовать терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь и нормативных правовых актах большей юридической силы по отношению к этому акту».
2. Как указывалось выше, в п. 47 ст. 1 ЖК «придомовая территория» определяется как «земельный участок». «придомовая территория – земельный участок». При этом согласно абз. 18 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 № 425-З любой земельный участок имеет границу. Анализ сведений Публичной кадастровой карты Республики Беларусь (размещенной по адресу в сети Интернет), позволяет сделать вывод, что в подавляющем числе случаев граница земельного участка, на котором располагаются многоквартирные жилые дома в населенных пунктах Республики Беларусь, проходит по отмостке жилого дома либо вблизи нее. Таким образом, в подавляющем числе случаев граница «придомовой территории» многоквартирных жилых домов проходит по отмостке жилого дома либо вблизи нее. Соответственно, какие-либо объекты, расположенные на «придомовой территории» многоквартирных жилых домов, отсутствуют (кроме самого многоквартирного жилого дома). Таким образом, в подавляющем числе случаев капитальный ремонт благоустройства «придомовой территории» многоквартирных жилых домов не представляется возможным.
Между тем, наряду с термином «придомовая территория» в законодательстве используется термин «прилегающая территория». Так, в ч. 3 п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (далее – Правила № 1087) содержится следующая норма: «Заказчики, застройщики, подрядчики, осуществляющие строительство, выполняют на строительной площадке мероприятия по предупреждению нарушения элементов благоустройства и надлежащему содержанию (эксплуатации) прилегающей к ней территории в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Термин «прилегающая к жилому дому (жилым домам) территория» используется во многих технических нормативных правовых актах (далее – ТНПА). Например, в п. 6.2.10 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2020 г. № 94 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480), в п.п. 11, 14 и 28 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 (далее – СанПиН № 95), в п. 22 Санитарных норм и правил «Требования к организациям, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.02.2016 № 16.
Рекомендации «Основные термины и понятия в экологической сфере», утвержденные Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 27.11.2015 г. № 43-10 содержит определение следующего термина: «Прилегающая территория – территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц».
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ содержится определение следующего термина: «37) прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации».
С учетом того, что «территория, на которой расположены жилой дом (группа домов), элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома, в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе» является «прилегающей», а не «придомовой» территорией, можно выделить следующие признаки «прилегающей к жилому дому территории»:
1) в ее состав входят:
а) «территория, на которой расположены жилой дом (группа домов)», т.е. «придомовая территория» (п. 47 ст. 1 ЖК);
б) расположенные на землях общего пользования территории, непосредственно примыкающие к «придомовой территории»;
2) на ней размещены «элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома»;
3) ее границы определяются «районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе».
3. Исходя из вышеизложенного, предлагается заменить по тексту Положения термин «придомовая территория» на термин «прилегающая территория», определив его следующим образом:
«прилегающая к жилому дому (жилым домам) территория (далее – прилегающая территория) – придомовая территория, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов территории, непосредственно примыкающие к придомовой территории, на которых размещены элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома (жилых домов), в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе».
Термин «обследование»
Из абз. 2 п. 6 Положения следует, что необходимость проведения капитального ремонта жилого дома и включения его в перспективные программы и текущие графики определяется с учетом результатов «проводимого в соответствии с законодательством его обследования».
С учетом того, что Положением предусматривается проведения работ по капитальному ремонту не только жилого дома, но и «придомовой территории», предлагается дополнить определение термина «обследование» словами «, прилегающей территории».
Пункт 6 Положения
1. Проектом абз. 2 п. 6 Положения предлагается изложить в следующей редакции: «срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем».
Что именно понимается под термином «срок службы» в данном случае? Если указанный термин определен ТНПА, то с учетом норм подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ № 217) и п. 2 ст. 19, п.п. 1, 4-6 ст. 21, п.п. 1, 5, 6 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о техническом нормировании) предлагается добавить текст «, установленного строительными нормами и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов».
2. Согласно абз. 4 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства».
Термин «благоустройство» следует использовать применительно к «прилегающей территории» жилого дома, а не к самому жилому дому.
Предлагается изложить абз. 4 п. 6 Положения в следующей редакции: «архитектурно-планировочных качеств жилого дома, обеспеченности его инженерными сетями, а также уровня благоустройства прилегающей территории».
3. Согласно абз. 5 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом».
Что именно понимается под «генерального плана жилой застройки»?
Предлагается изложить абз. 5 п. 6 Положения в следующей редакции с использованием терминов, определенных законодательством: «утвержденных в установленном порядке градостроительном проекте детального планирования и(или) проекте застройки, в границах которых расположен жилой дом».
Справочно: согласно п.п. 1 и 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) «Градостроительными проектами детального планирования являются… детальные планы частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, микрорайонов, улиц, территорий предполагаемого осуществления инвестиций)» и в них определяются «параметры и требования к территориям и их застройке». Термин «проект застройки» определен в п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание».
4. Согласно абз. 6 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… правил и норм технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами».
О каких именно «правил и норм технической эксплуатации жилых домов» идет речь, в соответствии с какими именно «техническими нормативными правовыми актами»?
В подп. 1.1 п. 1 Указа № 217 установлено, что «обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах…». В п. 64 ст. 1 ЖК содержится определение следующего термина: «Эксплуатация жилищного фонда – использование по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений)».
Согласно абз. 17 и 41 ч. 1 Закона № 300-З «капитальный ремонт» относится к «строительству (строительной деятельности)».
Соответственно, предлагается изложить абз. 6 п. 6 Положения в следующей редакции: «установленных строительными нормами и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов по эксплуатации жилых домов».
Пункт 10 Положения
В ч. 1 п. 10 Положения сказано: «До оформления задания на проектирование заказчик информирует на общем собрании собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков о результатах проведенных осмотров жилого дома, видах работ, предполагаемых при капитальном ремонте, необходимости установки в квартирах приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии, а также предлагает участвовать этим лицам в финансировании работ по утеплению фасадов с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций выше требуемого значения, реализации иных мероприятий в рамках повышения энергоэффективности жилых домов. Результаты общего собрания оформляются протоколом, который является основанием при формировании задания на проектирование на капитальный ремонт жилого дома и дополнительные ремонтные работы».
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность проведения «общего собрания собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков». Соответственно, законодательством не установлены:
1) порядок созыва такого собрания (инициаторы, порядок извещения его потенциальных участников о дате и месте собрания);
2) порядок проведения собрания, включая порядок его ведения;
3) требования к кворуму;
4) порядок принятия решений собранием;
5) порядок оформления принятых на собрании решений (протокол);
6) место и сроки хранения «протокола», которым оформлены принятые на собрании решения.
При таких обстоятельствах «результаты общего собрания» могут создавать благоприятные условия для споров между «собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков», обвинений в фальсификации результатов «собрания» и возникновению социальной напряженности.
Справочно: в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.09.2019 № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов»
установлено, что «решение о проведении энергоэффективных мероприятий принимается общим собранием участников совместного домовладения, членов товарищества собственников, организации застройщиков (далее – общее собрание)». Порядок созыва и проведения таких собраний регламентирован ст.ст. 159 и 166 ЖК.
Предлагается использовать аналогичную конструкцию, изложив ч. 1 п. 10 Положения в следующей редакции: «До оформления задания на проектирование проводится в установленном порядке общее собрание участников совместного домовладения, членов товарищества собственников, организации застройщиков (далее – общее собрание), в ходе которого заказчик информирует…» и далее по тексту.
Пункт 16 Положения
Проектом предлагается дополнить Положение пунктом 16.
1. С учетом вышеизложенного предлагается заменить по тексту п. 16 Положения «придомовая территория» на «прилегающая территория».
2. Согласно абз. 2 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… переустройство пешеходных дорожек и устройство новых».
Что именно понимается под «переустройство» применительно к «пешеходным дорожкам»?
Исходя из определения термина «капитальный ремонт придомовой территории – полная замена или комплексное восстановление элементов благоустройства, утративших свои эксплуатационные характеристики…» при капитальном ремонте выполняется не «переустройство», а «замена и восстановление».
В подп. 2.47 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД) содержится определение следующего термина: «пешеходная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожным знаком «Пешеходная дорожка». В жилой застройке такие объекты, обозначенные указанным дорожным знаком, практически отсутствуют.
В подп. 2.72 п. 2 ПДД содержится определение следующего термина: «тротуар – элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами», при этом «дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов».
Соответственно, предлагается:
1) заменить «переустройство» на «восстановление»;
2) заменить «пешеходных дорожек» на «тротуаров».
3. Согласно абз. 5 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… расширение проезжей части, устройство дополнительных парковочных мест».
Расширение «проезжей части» чего именно? Что именно понимается под «парковочными местами»?
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» (далее – Указ № 589) под «автомобильной парковкой» и «автомобильной стоянкой» понимается место стоянки транспортных средств». При этом согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 589 «в местах стоянки транспортных средств, не названных в подпункте 1.1 настоящего пункта, плата за хранение и плата за парковку не взимаются». Из чего следует, что «места стоянки транспортных средств» не ограничиваются «парковками» и «автостоянками» – существуют и иные «места стоянки транспортных средств». Что это за объекты?
В подп. 2.53 п. 2 ПДД среди объектов, расположенных на «прилегающей территории», упоминаются «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств». При этом данные объекты могут не являться ни «парковкой», ни «автостоянкой». В частности, на дворовых территориях жилых домов располагаются общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств». Такие объекты могут представлять из себя обособленную площадку. При этом указанные объекты не являются ни «автопарковкой» ни «автостоянкой» по следующим причинам.
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под «автопарковкой» и «автостоянкой» понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила № 9). При этом:
1) общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств», расположенные на дворовых территориях жилых домов, явно не соответствуют требованиям к автостоянкам, установленным в гл. 2 Правил № 9;
2) не соответствуют указанные объекты и требованиям к автопарковкам, установленными Правилами № 9:
а) согласно подп. 2.5 п. 2 Правил № 9 «организация автомобильных стоянок и автомобильных парковок – комплекс правовых, технических, организационных и иных мер по обеспечению хранения автомобильных транспортных средств, их выдачи, а также сохранности и безопасности». Парковки «организуются», чего нельзя сказать об общедоступных и бесплатных «площадках, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов;
б) согласно подп. 2.1 п. 2 Правил № 9 владелец автомобильной парковки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств, являющийся собственником или на иных законных основаниях осуществляющий владение, пользование и распоряжение имуществом автомобильной парковки. А кто является владельцем общедоступных и бесплатных «площадок, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов?
в) в п. 28 Правил № 9 указаны объекты, возле которых «организуются» автомобильные парковки – среди них жилые дома отсутствуют;
г) согласно подп. 33.1 п. 33 Правил № 9 владелец автомобильной парковки обязан «оборудовать ее дорожными знаками, дорожной разметкой, электроосвещением». Эти требования, как правило, не выполняются на общедоступных и бесплатных «площадках, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов.
Таким образом, общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств», расположенные на дворовых территориях, не являются ни «парковками», ни «автостоянками».
Следует отметить, что термин «площадки для стоянки транспортных средств» используется и в ином законодательстве, например, при определении термина «диспетчерский пункт» в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
1) заменить «проезжей части» на «проездов»;
2) заменить «парковочных мест» на «мест стоянки транспортных средств».
4. Согласно абз. 9 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… установка малых архитектурных форм».
Предлагается перед словом «установка» добавить слова «ремонт и замена,».
5. До 1955 г. отсутствовали какие-либо требования к благоустройству жилой многоквартирной застройки. На практике во многих случаях дворовые проезды и иные элементы благоустройства в старой жилой застройке устраивались без разработки проектной документации и фактически являются самовольным строительством.
В старой жилой малоэтажной застройке зачастую можно наблюдать такую картину:
а) дворовые проезды (вдоль дворового фасада жилых домов) «прижаты» к дворовым фасадам жилых домов – проезд начинается от стены дома;
б) тротуары отсутствуют, что приводит к отсутствию разграничения пешеходных и транспортных потоков на дворовых территориях;
в) дворовой проезд имеет один бортовой камень со стороны, противоположной застройке, а в роли второго бортового камня проезда выступает стена дома (!);
г) выход из подъездов располагается в одном уровне с проезжей частью проезда, что создает реальную угрозу безопасности выходящих (выбегающих) из подъездов жильцов прямо «под колеса» двигающимся по дворовому проезду транспортных средств.
Очевидно, что в таких условиях (проезд прямо под окнами жилого дома) ни о каких «благоприятных условиях проживания» не может быть и речи. В такой ситуации ранее при проведении капитального ремонта жилых домов «с модернизацией благоустройства» осуществлялись следующие работы:
1) дворовые проезды вдоль жилых домов «отодвигались» от жилых домов на расстояние, установленное ТНПА;
2) вдоль проезда со стороны жилого дома (а не с противоположной стороны!) размещались тротуары в соответствии с ТНПА.
После проведения таких работ непосредственно под окнами жилых домов отсутствуют как проезды, так и тротуары. Предлагается возобновить такую практику «модернизации благоустройства» малоэтажной жилой застройки.
Соответственно, предлагается дополнить ч. 2 п. 16 Положения: следующим абзацем:
«устройство в соответствии с требованиями строительных норм и обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов тротуаров от выходов из подъездов жилого дома (общежития) до проезда, а также по периметру жилого дома (общежития) между ним и дворовым проездом при отсутствии разграничения тротуаров с дворовым проездом (при отсутствии тротуаров со стороны жилой застройки)».
В подп. 1.2 п. 1 проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324» (далее – Проект) предлагается п. 2 Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324 (далее – Положение) изложить в следующей редакции:
«2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:
…
капитальный ремонт придомовой территории – полная замена или комплексное восстановление элементов благоустройства, утративших свои эксплуатационные характеристики, объектов внешнего благоустройства, а также устройство, установка и приобретение новых элементов благоустройства, объектов внешнего благоустройства, направленных на создание благоприятных и комфортных условий проживания населения;
обследование – комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу данных о техническом состоянии и степени износа жилого дома (его отдельных элементов);
…
придомовая территория – территория, на которой расположены жилой дом (группа домов), элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома, в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе.»
Термин «капитальный ремонт придомовой территории»
1. Из вышеизложенного следует, что «придомовая территория – территория», соответственно, «капитальный ремонт придомовой территории» означает капитальный ремонт «территории» (?!).
Из определения термина «капитальный ремонт придомовой территории» следует, что объектами данной деятельности являются «элементы благоустройства» и «объекты внешнего благоустройства», а не «территория», на которой данные объекты расположены.
Соответственно, предлагается заменить термин «капитальный ремонт придомовой территории» на термин «капитальные ремонт благоустройства придомовой территории».
2.Используемый в данном определении термин «объекты внешнего благоустройства» является многозначным и не определен законодательством.
Между тем, согласно п. 1 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично, исключать возможность их различного толкования. Для обозначения одного и того же понятия используется один и тот же термин, а разные понятия обозначаются различными терминами».
Справочно: согласно п. 3 Инструкции о порядке отнесения отдельных инвентарных объектов основных средств к объектам внешнего благоустройства, утвержденной Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2001 № 22/22 «Под объектами внешнего благоустройства, относящимися к основным средствам, для целей бухгалтерского учета понимаются активы, расположенные в местах общественного пользования и предназначенные для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека, непосредственно не участвующие в создании дохода (прибыли) и не являющиеся собственностью частных домовладений и субъектов хозяйственной деятельности, кроме организаций коммунальной и республиканской формы собственности, которым выделяются средства из бюджета на их строительство, капитальный ремонт и содержание по классификации расходов республиканского и местных бюджетов, учитываемых на балансе этих организаций».
Соответственно, необходимо в п. 2 Положения определить термин «объекты внешнего благоустройства».
Термины «придомовая территория» и «прилегающая территория»
1. В п. 47 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З в редакции от 04.05.2019 г. (далее – ЖК) содержится определение следующего термина: «Придомовая территория – земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель».
Согласно п. 2 Положения «Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь». При этом в абз. 7 п. 2 Положения предлагается дать определение термина «придомовая территория», отличное от определения того же термина, содержащегося в п. 47 ст. 1 ЖК. Между тем, в ч. 1 п. 2 ст. 30 Закона о НПА сказано: «Терминология нормативного правового акта должна соответствовать терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь и нормативных правовых актах большей юридической силы по отношению к этому акту».
2. Как указывалось выше, в п. 47 ст. 1 ЖК «придомовая территория» определяется как «земельный участок». «придомовая территория – земельный участок». При этом согласно абз. 18 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 № 425-З любой земельный участок имеет границу. Анализ сведений Публичной кадастровой карты Республики Беларусь (размещенной по адресу в сети Интернет), позволяет сделать вывод, что в подавляющем числе случаев граница земельного участка, на котором располагаются многоквартирные жилые дома в населенных пунктах Республики Беларусь, проходит по отмостке жилого дома либо вблизи нее. Таким образом, в подавляющем числе случаев граница «придомовой территории» многоквартирных жилых домов проходит по отмостке жилого дома либо вблизи нее. Соответственно, какие-либо объекты, расположенные на «придомовой территории» многоквартирных жилых домов, отсутствуют (кроме самого многоквартирного жилого дома). Таким образом, в подавляющем числе случаев капитальный ремонт благоустройства «придомовой территории» многоквартирных жилых домов не представляется возможным.
Между тем, наряду с термином «придомовая территория» в законодательстве используется термин «прилегающая территория». Так, в ч. 3 п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (далее – Правила № 1087) содержится следующая норма: «Заказчики, застройщики, подрядчики, осуществляющие строительство, выполняют на строительной площадке мероприятия по предупреждению нарушения элементов благоустройства и надлежащему содержанию (эксплуатации) прилегающей к ней территории в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Термин «прилегающая к жилому дому (жилым домам) территория» используется во многих технических нормативных правовых актах (далее – ТНПА). Например, в п. 6.2.10 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2020 г. № 94 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480), в п.п. 11, 14 и 28 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 (далее – СанПиН № 95), в п. 22 Санитарных норм и правил «Требования к организациям, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.02.2016 № 16.
Рекомендации «Основные термины и понятия в экологической сфере», утвержденные Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 27.11.2015 г. № 43-10 содержит определение следующего термина: «Прилегающая территория – территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц».
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ содержится определение следующего термина: «37) прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации».
С учетом того, что «территория, на которой расположены жилой дом (группа домов), элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома, в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе» является «прилегающей», а не «придомовой» территорией, можно выделить следующие признаки «прилегающей к жилому дому территории»:
1) в ее состав входят:
а) «территория, на которой расположены жилой дом (группа домов)», т.е. «придомовая территория» (п. 47 ст. 1 ЖК);
б) расположенные на землях общего пользования территории, непосредственно примыкающие к «придомовой территории»;
2) на ней размещены «элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного жилого дома»;
3) ее границы определяются «районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе».
3. Исходя из вышеизложенного, предлагается заменить по тексту Положения термин «придомовая территория» на термин «прилегающая территория», определив его следующим образом:
«прилегающая к жилому дому (жилым домам) территория (далее – прилегающая территория) – придомовая территория, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов территории, непосредственно примыкающие к придомовой территории, на которых размещены элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома (жилых домов), в границах определенных районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе».
Термин «обследование»
Из абз. 2 п. 6 Положения следует, что необходимость проведения капитального ремонта жилого дома и включения его в перспективные программы и текущие графики определяется с учетом результатов «проводимого в соответствии с законодательством его обследования».
С учетом того, что Положением предусматривается проведения работ по капитальному ремонту не только жилого дома, но и «придомовой территории», предлагается дополнить определение термина «обследование» словами «, прилегающей территории».
Пункт 6 Положения
1. Проектом абз. 2 п. 6 Положения предлагается изложить в следующей редакции: «срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем».
Что именно понимается под термином «срок службы» в данном случае? Если указанный термин определен ТНПА, то с учетом норм подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ № 217) и п. 2 ст. 19, п.п. 1, 4-6 ст. 21, п.п. 1, 5, 6 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о техническом нормировании) предлагается добавить текст «, установленного строительными нормами и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов».
2. Согласно абз. 4 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства».
Термин «благоустройство» следует использовать применительно к «прилегающей территории» жилого дома, а не к самому жилому дому.
Предлагается изложить абз. 4 п. 6 Положения в следующей редакции: «архитектурно-планировочных качеств жилого дома, обеспеченности его инженерными сетями, а также уровня благоустройства прилегающей территории».
3. Согласно абз. 5 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом».
Что именно понимается под «генерального плана жилой застройки»?
Предлагается изложить абз. 5 п. 6 Положения в следующей редакции с использованием терминов, определенных законодательством: «утвержденных в установленном порядке градостроительном проекте детального планирования и(или) проекте застройки, в границах которых расположен жилой дом».
Справочно: согласно п.п. 1 и 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) «Градостроительными проектами детального планирования являются… детальные планы частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, микрорайонов, улиц, территорий предполагаемого осуществления инвестиций)» и в них определяются «параметры и требования к территориям и их застройке». Термин «проект застройки» определен в п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание».
4. Согласно абз. 6 п. 6 Положения «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании… правил и норм технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами».
О каких именно «правил и норм технической эксплуатации жилых домов» идет речь, в соответствии с какими именно «техническими нормативными правовыми актами»?
В подп. 1.1 п. 1 Указа № 217 установлено, что «обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах…». В п. 64 ст. 1 ЖК содержится определение следующего термина: «Эксплуатация жилищного фонда – использование по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений)».
Согласно абз. 17 и 41 ч. 1 Закона № 300-З «капитальный ремонт» относится к «строительству (строительной деятельности)».
Соответственно, предлагается изложить абз. 6 п. 6 Положения в следующей редакции: «установленных строительными нормами и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов по эксплуатации жилых домов».
Пункт 10 Положения
В ч. 1 п. 10 Положения сказано: «До оформления задания на проектирование заказчик информирует на общем собрании собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков о результатах проведенных осмотров жилого дома, видах работ, предполагаемых при капитальном ремонте, необходимости установки в квартирах приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии, а также предлагает участвовать этим лицам в финансировании работ по утеплению фасадов с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций выше требуемого значения, реализации иных мероприятий в рамках повышения энергоэффективности жилых домов. Результаты общего собрания оформляются протоколом, который является основанием при формировании задания на проектирование на капитальный ремонт жилого дома и дополнительные ремонтные работы».
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность проведения «общего собрания собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков». Соответственно, законодательством не установлены:
1) порядок созыва такого собрания (инициаторы, порядок извещения его потенциальных участников о дате и месте собрания);
2) порядок проведения собрания, включая порядок его ведения;
3) требования к кворуму;
4) порядок принятия решений собранием;
5) порядок оформления принятых на собрании решений (протокол);
6) место и сроки хранения «протокола», которым оформлены принятые на собрании решения.
При таких обстоятельствах «результаты общего собрания» могут создавать благоприятные условия для споров между «собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков», обвинений в фальсификации результатов «собрания» и возникновению социальной напряженности.
Справочно: в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.09.2019 № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов»
установлено, что «решение о проведении энергоэффективных мероприятий принимается общим собранием участников совместного домовладения, членов товарищества собственников, организации застройщиков (далее – общее собрание)». Порядок созыва и проведения таких собраний регламентирован ст.ст. 159 и 166 ЖК.
Предлагается использовать аналогичную конструкцию, изложив ч. 1 п. 10 Положения в следующей редакции: «До оформления задания на проектирование проводится в установленном порядке общее собрание участников совместного домовладения, членов товарищества собственников, организации застройщиков (далее – общее собрание), в ходе которого заказчик информирует…» и далее по тексту.
Пункт 16 Положения
Проектом предлагается дополнить Положение пунктом 16.
1. С учетом вышеизложенного предлагается заменить по тексту п. 16 Положения «придомовая территория» на «прилегающая территория».
2. Согласно абз. 2 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… переустройство пешеходных дорожек и устройство новых».
Что именно понимается под «переустройство» применительно к «пешеходным дорожкам»?
Исходя из определения термина «капитальный ремонт придомовой территории – полная замена или комплексное восстановление элементов благоустройства, утративших свои эксплуатационные характеристики…» при капитальном ремонте выполняется не «переустройство», а «замена и восстановление».
В подп. 2.47 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД) содержится определение следующего термина: «пешеходная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожным знаком «Пешеходная дорожка». В жилой застройке такие объекты, обозначенные указанным дорожным знаком, практически отсутствуют.
В подп. 2.72 п. 2 ПДД содержится определение следующего термина: «тротуар – элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами», при этом «дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов».
Соответственно, предлагается:
1) заменить «переустройство» на «восстановление»;
2) заменить «пешеходных дорожек» на «тротуаров».
3. Согласно абз. 5 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… расширение проезжей части, устройство дополнительных парковочных мест».
Расширение «проезжей части» чего именно? Что именно понимается под «парковочными местами»?
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» (далее – Указ № 589) под «автомобильной парковкой» и «автомобильной стоянкой» понимается место стоянки транспортных средств». При этом согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 589 «в местах стоянки транспортных средств, не названных в подпункте 1.1 настоящего пункта, плата за хранение и плата за парковку не взимаются». Из чего следует, что «места стоянки транспортных средств» не ограничиваются «парковками» и «автостоянками» – существуют и иные «места стоянки транспортных средств». Что это за объекты?
В подп. 2.53 п. 2 ПДД среди объектов, расположенных на «прилегающей территории», упоминаются «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств». При этом данные объекты могут не являться ни «парковкой», ни «автостоянкой». В частности, на дворовых территориях жилых домов располагаются общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств». Такие объекты могут представлять из себя обособленную площадку. При этом указанные объекты не являются ни «автопарковкой» ни «автостоянкой» по следующим причинам.
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под «автопарковкой» и «автостоянкой» понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила № 9). При этом:
1) общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств», расположенные на дворовых территориях жилых домов, явно не соответствуют требованиям к автостоянкам, установленным в гл. 2 Правил № 9;
2) не соответствуют указанные объекты и требованиям к автопарковкам, установленными Правилами № 9:
а) согласно подп. 2.5 п. 2 Правил № 9 «организация автомобильных стоянок и автомобильных парковок – комплекс правовых, технических, организационных и иных мер по обеспечению хранения автомобильных транспортных средств, их выдачи, а также сохранности и безопасности». Парковки «организуются», чего нельзя сказать об общедоступных и бесплатных «площадках, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов;
б) согласно подп. 2.1 п. 2 Правил № 9 владелец автомобильной парковки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств, являющийся собственником или на иных законных основаниях осуществляющий владение, пользование и распоряжение имуществом автомобильной парковки. А кто является владельцем общедоступных и бесплатных «площадок, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов?
в) в п. 28 Правил № 9 указаны объекты, возле которых «организуются» автомобильные парковки – среди них жилые дома отсутствуют;
г) согласно подп. 33.1 п. 33 Правил № 9 владелец автомобильной парковки обязан «оборудовать ее дорожными знаками, дорожной разметкой, электроосвещением». Эти требования, как правило, не выполняются на общедоступных и бесплатных «площадках, специально отведенных для стоянки транспортных средств», расположенных на дворовых территориях жилых домов.
Таким образом, общедоступные и бесплатные «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств», расположенные на дворовых территориях, не являются ни «парковками», ни «автостоянками».
Следует отметить, что термин «площадки для стоянки транспортных средств» используется и в ином законодательстве, например, при определении термина «диспетчерский пункт» в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
1) заменить «проезжей части» на «проездов»;
2) заменить «парковочных мест» на «мест стоянки транспортных средств».
4. Согласно абз. 9 ч. 2 п. 16 Положения «При капитальном ремонте… предусматриваются следующие виды работ… установка малых архитектурных форм».
Предлагается перед словом «установка» добавить слова «ремонт и замена,».
5. До 1955 г. отсутствовали какие-либо требования к благоустройству жилой многоквартирной застройки. На практике во многих случаях дворовые проезды и иные элементы благоустройства в старой жилой застройке устраивались без разработки проектной документации и фактически являются самовольным строительством.
В старой жилой малоэтажной застройке зачастую можно наблюдать такую картину:
а) дворовые проезды (вдоль дворового фасада жилых домов) «прижаты» к дворовым фасадам жилых домов – проезд начинается от стены дома;
б) тротуары отсутствуют, что приводит к отсутствию разграничения пешеходных и транспортных потоков на дворовых территориях;
в) дворовой проезд имеет один бортовой камень со стороны, противоположной застройке, а в роли второго бортового камня проезда выступает стена дома (!);
г) выход из подъездов располагается в одном уровне с проезжей частью проезда, что создает реальную угрозу безопасности выходящих (выбегающих) из подъездов жильцов прямо «под колеса» двигающимся по дворовому проезду транспортных средств.
Очевидно, что в таких условиях (проезд прямо под окнами жилого дома) ни о каких «благоприятных условиях проживания» не может быть и речи. В такой ситуации ранее при проведении капитального ремонта жилых домов «с модернизацией благоустройства» осуществлялись следующие работы:
1) дворовые проезды вдоль жилых домов «отодвигались» от жилых домов на расстояние, установленное ТНПА;
2) вдоль проезда со стороны жилого дома (а не с противоположной стороны!) размещались тротуары в соответствии с ТНПА.
После проведения таких работ непосредственно под окнами жилых домов отсутствуют как проезды, так и тротуары. Предлагается возобновить такую практику «модернизации благоустройства» малоэтажной жилой застройки.
Соответственно, предлагается дополнить ч. 2 п. 16 Положения: следующим абзацем:
«устройство в соответствии с требованиями строительных норм и обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов тротуаров от выходов из подъездов жилого дома (общежития) до проезда, а также по периметру жилого дома (общежития) между ним и дворовым проездом при отсутствии разграничения тротуаров с дворовым проездом (при отсутствии тротуаров со стороны жилой застройки)».
Правовой форум