Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О строительстве одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории»
Обсуждение проекта
Александр Бучик
0
04.04.2021
Против указа в такой форме. Сам достраиваю. К новому строительству может и подходит данный указ, хоть и сам уже семь лет строю. И считаю что обычному обывателю необходимо для постройки 10 лет. Что то меняйте. Например , тем кто строит больше 5 лет продливайте на 2 года. Тем кто купил недострой оценивайте исходя из объема уже выполненых работ. З года мало. Недострой бывает и в виде пустого участка. В 100 раз земельный налог, очень интересная цифра, а почему не в 1000. Жостко. В 10 еще приемлемо считаю. Подход должен быть индивидуальный считаю. На уровне местных исполкомов. С теми кто вообще ничего не строит на участке (даже не косят) или держат  с целью продажи и наживы нужно решать. Напоминать людям. Но опять же с индивидуальным подходом. Во время пандемии считаю что данный указ абсолютно неуместен. Люди болеют. Восстановление длительное. Люди физически не могут быстро справиться со стройкой.  Сам болел и даже спустя год еще аукивается. Поэтому особенно в это время сроки предыдущего указа считаю, что необходимо увеличит на 2 года.
Сергей Нечипорук
0
04.04.2021
В бизнесе есть понятие целевая аудитория (ЦА).
В случае если продукт (решение вопроса) решает проблему и даёт ценность, ЦА готова за него заплатить.
Именно этот факт говорит об эффективности бизнеса.
Как это сделать?
1. Взять интервью у ЦА, понять боли и потребности в вопросе. Как правило ЦА описывает проблему иначе.
2. Предложить решение, получить обратную связь, решает ли оно проблему и даёт ли ценность. Как правило нет и решение подлежит доработке.
   Пункт 2 очень важен. Он претерпевает десяток изменений.
3. Готовое решение выходит на рынок.
Если законодатель хочет быть эффективным, следует "плясать от печки" - знать, что хочет человек, намеревающийся строить себе дом.
В указе о возведении построек на придомовой территории усматриваю 2 ухудшения:
1. Не каждому человеку достаточно 5лет для ввода в эксплуатацию. Причина в отсутствии финансирования. Стоит активнее развивать финансовые инструменты кредитования и ипотеки.
2. Стоимость м2 дома увеличится на сумму налогов и стоимости лицензий подрядчика.
Александр Ракуцкий
0
04.04.2021
Три года назад, рассчитав финансовые возможности, о возведении коробки за 3-5 лет взяли участок. За следующие 3-5 лет планировали вселится (кредитование двух этапов строительства раздельно). А в новых условиях ввести в эксплуатацию  невозможно финансово (кредит на 40000-50000 не получить и он неподъёмен). Необходимо минимум 7-8 лет для ввода в эксплуатацию при имеющихся доходах и доступности кредитования. Так и хочется сказать «что ж вы творите?».
Еще интересный вопрос. Правовая норма  “закон обратной силы не имеет”  в уголовном законодательстве действует, а законопослушные граждане получаются ущемленными в своих правах. Нарушение Конституции.
За последнее десятилетие обязательным стало наличие проектов на все виды работ, а нужны ли они вам? Розетка на стройке 600 рублей обошлась. А не проще ее установить вместе со счетчиком электроэнергии и обязать застройщика смонтировать только заземление, выдав ему эскиз.  При начальном проектировании к разбивочному плану добавить эскиз размещения коммуникаций и памятку об их устройстве. Две – три страницы текста. Застройщик не выходит за рамки границ застройки, соблюдает пожарные,  санитарные, строительные нормы согласно памятке. Все.
Сэкономленные средства ускорят строительство. А перед  вводом в эксплуатацию завершить проектирование минимальное.
Создается  стойкое впечатление, что принятие этого Указа является  запланированной и целенаправленной акцией по изъятию участков. Через полгода постановлением министерства (или иным законодательным актом) подведут этот Указ к Указу № 116 от 24 марта 2021г и все. Можно изымать участки за одну базовую. Ведь свободных участков вблизи городской черты трудно найти, а сменяемость и ротация руководства  это новые должностные лица  и новые их потребности в обеспечении близких. Налицо явное лоббирование,  и не появится ли в дальнейшем коррупционная составляющая в распределении почти готовых домов? Вопрос?
Алексей Кучинский
0
04.04.2021
Модератор новостей,
Против принятия в таком виде.
На момент получения участка под строительство был срок 5 лет на возведение фундамента, крыши, стен. Что по действующей норме является завершенным строительством. Сейчас предлагается эту норму изменить задним числом и после этого облажить данью. По другому повышение в 100 раз налога назвать не возможно. При средней ЗП и невозможности взять доступные кредитные ресурсы это приведет к тому, что придется стоять перед выбором меньше есть или забыть о потраченных силах, отсутствии отпуска и выходных на протяжении лет строительства и попытаться продать объект строительства судя по всему за стоимость материалов в лучшем случае, так как явление будет массовым. Риски наступления того или иного сценария оцениваются людьми на начальной стадии, поэтому возведение объекта строительства за 5 лет фундамент стены крыша для большинства тех кто взялся считались нормой. Сейчас есть попытка бреши в законодательстве решить за счёт граждан.Еще хочу напомнить, что налог на имущество наступает после возведения крыши, т.е. по сути даже если дом не введен в эксплуатацию, то происходит оплата налога.
По существу, предлагаю:
1. Не изменять нормы задним числом, а ввести эти условия для вновь выдаваемых и продаваемых участков. После чего предлагаю инициаторам данного закона оценить динамику увеличения желающих граждан инвестировать в строительную отрасль.
2. Ввести увеличение срока строительства на срок обеспечения участков коммуникациями. То есть если ввод сетей электроснабжения должен был быть перед отдачей участка, а подвели опоры на 3 года попозже, то и срок строительства для данного участка на 3 года попозже.
3. Как альтернатива для тех кто начал строительство до указа разрешить ввод в эксплуатацию объектов законченного строительства согласно статье 87. То есть при возведении фундамента, стен и крыши.
Вера Левкович
0
04.04.2021
Считаю, что обсуждаемый Указ требует корректировки, если не полной отмены.
Остановлюсь на том, как он может затронуть интересы застройщиков, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и которым земельные участки предоставлены до вступления Указа в силу, в части получения имущественного налогового вычета по подоходному налогу.
Согласно налоговому законодательству (статья 211 Налогового кодекса) расходы на строительство, понесенные после приемки жилого дома в эксплуатацию, вычету не подлежат.
Понуждая в ограниченные сроки ввести жилые дома в эксплуатацию, Указ автоматически может лишить эту категорию застройщиков  права на получение имущественного вычета в части расходов, приходящихся на неосвоенные этапы строительства. Это, как правило, монтаж коммуникаций внутри дома, проведение отделочных работ, оснащение дома сантехническим и газовым оборудованием, утепление фасада, подключение инженерных сетей и др.
Освоить вышеуказанные работы за столь короткий период, отводимый обсуждаемым Указом, просто нереально по финансовым соображениям. А что самое главное,  законодательство, действовавшее на момент предоставления земельных участков, сроков по завершению таких работ не предусматривало: согласно Указу от 07.02.2006 № 87 (документ действует и в настоящее время) строительство жилого дома должно было быть завершено возведением фундамента, стен и крыши дома в течение 3 лет  с даты осуществления госрегистрации земельных участков.  
То есть согласно действующему законодательству застройщик, исполнив свое обязательство по возведению коробки, мог в меру своих финансовых и иных возможностей достраивать дом, не вводя его в эксплуатацию, и пользоваться вычетом по подоходному налогу до полного окончания строительства.
Обсуждаемый документ, если его принять в предлагаемой форме, вынудит застройщиков оформить ввод в эксплуатацию жилых домов на той стадии, когда заселение будет невозможно, когда имеется куча недоделанных работ, когда в районе застройки отсутствуют  инженерные и транспортные сети, а в домах элементарные условия для проживания. Не знаю, как в других регионах Республики Беларусь, в г.Гомель вводить в эксплуатацию дома допускается без монтажа внутри дома электро-, водоснабжения и канализации, без штукатурки и других отделочных работ. И кому нужен такой ввод в эксплуатацию? На мой взгляд, на то он и ввод, чтобы осуществлялся на стадии готовности дома, с участием компетентной комиссии, что обеспечит безопасность проживания в таком доме в дальнейшем. А такое завершение строительства, которое предполагает обсуждаемый Указ, приемкой в эксплуатацию назвать затруднительно.
Нетрудно подсчитать, какая часть расходов не подпадет под налоговое льготирование.
«Невведение» же жилого дома в эксплуатацию повлечет обложение земельным налогом по ставке, увеличенной в 100 раз, что тоже ударит по карману.
И то, и другое может явиться основанием для появления кроме всего прочего негативной настроенности в обществе, затягивания сроков заселения в дома.
Предложение:
Положения Указа не применять в отношении застройщиков, которым земельные участки предоставлены до вступления его в силу и которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Оставить под понятием завершение строительства формулировку, принятую Указом № 87.
Отрегулировать налоговое законодательство, предусмотрев применение имущественного налогового вычета по расходам, понесенным до полного завершения строительства жилого дома, не ограничивая периодом до приемки жилого дома в эксплуатацию.
Татьяна Тышкевич
0
04.04.2021
Вообще не согласна с данным проектом. Да можно установить сроки для ввода в эксплуатацию, но для тех, кто пользовался господдержкой. А некоторые строят уже по 6-7 лет и им не светит никакого льготного кредита, потому что они не нарожали, как эти многодетные, которые ногами двери везде открывают, со словами вы нам должны. Пусть начнут фильтровать застройщиков, кто платёжеспособный дали кредит и вопросов нет, дом будет введён, но надо помощь всем, а не только нищим и бедным многодетным. Приехала с Украины пожила здесь 5 лет, получила гражданство, нарожала детей, на тебе и участок, и кредит под 1%, и материнский капитал. А мы с мужем имеем двоих детей, двоём родились, выросли, живём и работаем в Беларуси, и нам кредит не положен на льготных условиях. Модератор новостей,
Игорь
0
04.04.2021
Проект указа не учитывает стройку без наличия коммуникаций!
Игорь Киреев
0
04.04.2021
Такие указы нужно принимать на волне экономического подъема, а не стагнации, устанавливать внятные сроки, которые не будут ставить людей в безвыходное положение.
Цели указа только одна: за счет частного сектора вдохнуть жизнь в умирающую строительную отрасль. Этот вопрос должен решаться другим способом.

Категорически против!
Вадим
0
04.04.2021
Категорически против проекта указа в размещенном на сайте виде.
В 2014 году еще успел взять льготный кредит под пять процентов, с помощью которого подрядным способом в этом же году построили семьей дом. Проект дома тогда можно было брать только типовой от Минархитектуры. Завершили строительство - возвели под крышу, без отделки и коммуникаций. За шесть лет подвели газ, забор, беседка, черновой пол...и все. Каждые выходные на стройке. Взять кредит еще нет возможности так как льготный кредит по триста рублей каждый месяц, да и взять под д в двадцать процентов нет возможности. Не скажу, что мало получаем, но других заработков кроме зп нет.
Считаю, что данный указ не должен распространяться на граждан получивших зем.участки для строительства ранее. Должен быть решен вопрос вначале с финансированием и доступностью кредитов. Например, мне льготный кредит был выдан до 34 года, значит и дать ввести в эксплуатацию до этого года. Дать возможность взять кредит на смр по воду в эксплуатацию, со сроком погашения до 34 года. Пол года и плати стократный зем.налог - это неприемлемое и не справедливое условие для людей которые отказывали все это время в отдыхе, ограничивали себя в еде и одежде, а строили дом.
Марина
0
04.04.2021
Пять лет на строительство и ввод в эксплуатацию- это очень короткий и жесткий срок. Были установлены более менее адекватные сроки на строительство, зачем менять? Против указа в таком виде.
Сергей
0
04.04.2021
Считаю неправильным распространять действие Указа на участки, купленные до его вступления в силу. Менять правила в процессе игры не добавляет желания вкладывать. Если человек приобрел участок, он оценивал свои силы и предполагал, что сможет возвести коробку в течение максимум 8 лет. Это не только деньги, это ещё много потраченных сил и времени.