Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
Обсуждение проекта
Тамара Есаулова
0
19.05.2021
Уважаемые авторы документа!
При всём уважении к вам и проделанной вами работе,  считаем, что для принятия окончательного решения по такому важному вопросу , как аттестация, нужно учитывать все факторы и общую ситуацию в стране в целом. Ведь медицинская и фармацевтическая сферы функционирую не автономно, а вкупе со всеми остальными .

Так ли необходимо, при нынешней ситуации в стране (да и в мире в целом), повышать эмоциональную нагрузку на специалистов сферы здравоохранения (как обучающихся, так и преподавателей и экзаменаторов) введением аттестационного экзамена для подтверждения категории и увеличения объёма часов обучения ?

Увеличение часов обучения и введение аттестационного экзамена для подтверждение квалификационной категории повлечет значительное увеличение финансовых затрат нанимателей. От фармацевтической отрасли, например, постоянно требуют снижения, сдерживания роста цен , а в то же время пытаются ощутимо увеличить расходы на обучение персонала.

Достаточно ли ресурсов у аккредитованных учреждений образования для обеспечения обучения всех нуждающихся специалистов в установленном объёме ?  Ведь нагрузка на преподавателей также значительно возрастёт. На сегодняшний день ситуация с повышением квалификации специалистов фармацевтической отрасли такова, что заявки на обучение специалистов организаций частной формы собственности удовлетворяются в лучшем случае на 50 %.  И это при том, что мы подаём свои заявки на обучение в ноябре текущего года на весь следующий.

Предложения.

Если специалист работал по специальности не прерывая стажа и своевременно проходил курсы повышения  квалификации в установленном объёме, имеет смысл оставить для такого работника прежний порядок подтверждения квалификационной категории.

Сохранить количество часов обучения, необходимых для подтверждения квалификационной категории в объёмах, действующих в настоящее время.

Рассмотреть возможность дистанционного обучения специалистов, что позволит проводить единовременное обучение большего количества людей.
Екатерина
2
19.05.2021
Абзац 2 п.7 Обоснования необходимости принятия постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь  «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»:
 
«Оценка  регулирующего  воздействия  проекта  постановления  на условия  осуществления  предпринимательской  деятельности  не проводилась,  поскольку  проект  постановления не  предусматривает обязанностей, запретов и ограничений, расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Мнение: не соответствует действительности, т.к. наниматели понесут существенные расходы:
- увеличение командировочных расходов и расходов на обучение, т.к. увеличивается необходимое время  профессиональной подготовки, при этом согласно проекту работники обязаны иметь квалификационную категорию (курсы повышения квалификации проходят на платной основе с заключением договора, онлайн-семинары (вебинары) в большинстве случаев тоже платные).

Считаю, что:
1. работники должны иметь право, а не обязанность получать квалификационную категорию, стимуляцией к получению квалификационной категории м.б. повышающие коэффициенты при расчете заработной платы, или запрет занимать вышестоящие должности (заведующий отделением, заведующий аптекой) специалистам, не имеющим квалификационные категории.
2. необходимо оставить прежнее количество часов профессиональной подготовки, т.к. их увеличение ведет не только к увеличению расходов (изложено выше), но и к дополнительному отвлечению специалистов от работы при сложившемся дефиците кадров, особенно в сельской местности, где часто работает по 1 специалисту, что приведет к ухудшению медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения.
Кроме того, на сегодняшний день количество путевок на курсы повышения квалификации ограничено. Вопрос смогут ли учреждения образования организовать курсы при резком повышении потребности в них, в связи с обязанностью иметь квалификационную категорию и увеличением количества часов, остается открытым.
3. порядок подтверждения квалификационной категории должен отличатся от порядка присвоения более высокой категории.
Предлагаю дистанционный способ подтверждения квалификационной категории путем оценки отчета о профессиональной деятельности и сдачи компьютерного тестирования.
Такой способ более рационален по нескольким причинам:
- дистанционный способ является современным и безопасным (нет необходимости контактировать с аттестационной комиссией, особенно в периоды подъема заболеваемости и пандемий);
- нет необходимости отвлекать работника от работы (особенно в случае командирования работника для подтверждения квалификационной категории в другие населенные пункты);
- снимается значительная часть нагрузки на аттестационные комиссии, т.к. количество работников претендующих на более высокую категории значительно меньше, чем на подтверждение категории;
- устный экзамен (собеседование) при подтверждении квалификационной категории излишен, т.к. работники и так каждые 3 года сдают устное собеседование на соответствие занимаемой должности согласно Постановлению СовМина РБ от 25.05.2010 №784 и п.2 части второй ст.2612 Трудового кодекса РБ.
Екатерина
0
19.05.2021
6 лет учебы с интернатурой  маловато, правда? Вероятно, ваши экзамены сдать не смогут люди в возрасте-- это факт! Пенсионеры уйдут на пенсию, а это люди с большим опытом работы, которым доверяют пациенты! Кому нужны ваши экзамены? Никакого толка от них нет--впустую потраченные нервы, деньги и время. Сейчас отток кадров бешеный! Кто хочет получать категорию- пусть получают. Значит им это интересно. Но поголовно-то зачем??? Вы тем самым обесцените наличие категории.
Екатерина
0
20.05.2021
Не понятно, если у главного  врача или заместителя есть категория врача-специалиста (только она и нет по организации здравоохранения), присвоенная ему еще до назначения его на должность руководителя и действовавшая до принятия этого постановления, то через пять ему нужно подтверждать её или сдавать с полным пакетом на высшую врача-организатора здравоохранения через год?????

п. 8 "квалификационные категории, присвоенные работникам до вступления в силу настоящей Инструкции, сохраняются независимо от даты ее присвоения в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящей инструкции" - т.е. все эти люди ровно через пять лет от принятия Инструкции должны все массово идти подтверждать свою категорию??  вы представляете какое это количество человек?  и всем одномоментно подтвердить??  или можно кому-то через два, кому через четыре?? но понятно, что все будут тянуть до последнего.

В зависимости от специфики работы учреждений здравоохранения, н-р, в лаборатории работают техники и инженера, кот. выполняют схожие функции по исследованиям с мед. работниками, почему они не должны ничего подтверждать?? Медицинские дезинфекторы, инструкторы-дезинфекторы не относятся к медицинским работникам (бухгалтерским документам), по части отчетов МЗ РБ, то относятся, то не относятся, но они осуществляют свою деятельность в мед. учреждениях, у инструктора-дезинфектора может быть категория и у медицинского дезинфектора нет, работа почти идентична, один что-то кому-то должен подтверждать, другой нет???  или оба никому ничего не должны, или наоборот должны.
Предлагаю количество часов, необходимых для подтверждения, оставить как сейчас 100 и 40 часов + для специальностей, кот. не связаны непосредственно с оказанием помощи людям, оставить только тестирование, остальным - сдачу практического навыка, исключив устный экзамен и написание отчета (трата времени). Подготовка к тестированию и так подразумевает повторение и изучение необходимой нормативки.

Предлагаю доработать постановление с учетом всех предложений, дополнительно разослав для сбора замечаний и предложение по учреждениям здравоохранения, в которых на данный момент существуют квалификационные комиссии, и люди имеют практический опыт работы с принимаемыми вами нормативными документами, чтобы услышать их мнение. Перенести его принятие как минимум до 1 января 2022 года. Поскольку принятое в таком виде и имея столько недочетов, специалисты потеряют то, что имеют, только из-за непонимания ваших нормативных документов. У вас больше времени уйдет на написание разъяснительных писем, лучше сразу приложить мозги. Раньше такая (почти) система подтверждения категорий  уже была, но умные люди её отменили, а вы хотите вернуться на старые грабли!!! Лучше оставить всё как есть!!
Евгений
27
20.05.2021
Проект значительно ухудшает положение работников, т. к. увеличивает требуемый стаж  для получения категории (до 3, 6, 9 лет, против 2,5,7 сейчас), вводит обязательную аттестацию на вторую категорию и подтверждение категории со сдачей экзамена.  Также по проекту  только лица, включенные в банк данных одарённой и талантливой молодежи и т.д. могут претендовать на получение второй категории через 2 года, а сейчас могут все выпускники-и как это изменение стимулирует получать категорию?

В Обосновании Проекта Министерство упоминает про отсутствие системы лицензирования и аккредитации врачей в Беларуси и приводит в пример систему аттестации медицинских работников в России.
Но не пишет, что аттестация (присвоение квалификационных категорий) медработников в РФ добровольна. Там внедряют обязательную периодическую (раз в 5 лет) аккредитацию, для успешного прохождения которой нет необходимости сдавать экзамен, нужно набрать баллы за проф. деятельность ( за отчёт о проф. деятельности, прохождение повышение квалификации и т.д.).

Предлагаю оставить работникам право получать квалификационную категорию, любую категорию (а не только высшей) подтверждать только отчетом, оставить существующие требования к стажу на категорию, поэтому изменить ряд пунктов Инструкции:
  1. Абз. 1  и абз. 4 п. 22 исключить
  2. Абз 2 п. 22 изложить в след. редакции: "Аттестации не подлежат:"
  3. В абз. 2, абз. 3 и абз. 4 п. 24 слова "трех", "шести", "девяти" заменить словами "двух", "пяти", "семи", соответствено.
  4. В ч.1 п. 27 слова "два года" заменить словами "один год".
  5. В ч. 1 п. 30 слово "подтверждаются" исключить.
  6. Ч. 5 п. 30 изложить следующим образом: "квалификационная категория подтверждается по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности работника."
Анастасия
0
21.05.2021
Проект значительно ухудшает положение работников, т. к. увеличивает требуемый стаж для получения категории (до 3, 6, 9 лет, против 2,5,7 сейчас), вводит обязательную аттестацию на вторую категорию и подтверждение категории со сдачей экзамена. Также по проекту только лица, включенные в банк данных одарённой и талантливой молодежи и т.д. могут претендовать на получение второй категории через 2 года, а сейчас могут все выпускники-и как это изменение стимулирует получать категорию? В Обосновании Проекта Министерство упоминает про отсутствие системы лицензирования и аккредитации врачей в Беларуси и приводит в пример систему аттестации медицинских работников в России. Но не пишет, что аттестация (присвоение квалификационны­х категорий) медработников в РФ добровольна. Там внедряют обязательную периодическую (раз в 5 лет) аккредитацию, для успешного прохождения которой нет необходимости сдавать экзамен, нужно набрать баллы за проф. деятельность ( за отчёт о проф. деятельности, прохождение повышение квалификации и т.д.). Предлагаю оставить работникам право получать квалификационну­ю категорию, любую категорию (а не только высшей) подтверждать только отчетом, оставить существующие требования к стажу на категорию, поэтому изменить ряд пунктов Инструкции: Абз. 1 и абз. 4 п. 22 исключить Абз 2 п. 22 изложить в след. редакции: "Аттестации не подлежат:" В абз. 2, абз. 3 и абз. 4 п. 24 слова "трех", "шести", "девяти" заменить словами "двух", "пяти", "семи", соответствено. В ч.1 п. 27 слова "два года" заменить словами "один год". В ч. 1 п. 30 слово "подтверждаются­" исключить. Ч. 5 п. 30 изложить следующим образом: "квалификационн­ая категория подтверждается по результатам экспертной оценки отчета о профессионально­й деятельности работника." Евгений, 21.05.2021 2:52

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx/?forum=15&topic=16231&page=4 – Правовой форум Беларуси

Полностью поддерживаю эти предложения.
Татьяна Братенкова
0
21.05.2021
Данный документ дискредитирует Минздрав. Люди там либо не знают, что творится на местах, кто работает в амбулаторном звене, как система функционирует, либо им все равно. А при желании можно рассмотреть и как диверсию, с целью погубить здравоохранение страны!!!
Евгений
27
21.05.2021
Предлагаю сократить срок для повторного прохождения аттестации, в случае неуспешного её прохождения, путем замены в п. 37 Инструкции слов "шесть месяцев" словами "три месяца".

Также считаю необходимым в Инструкции более подробно описать прохождения аттестационного экзамена (обозначить положительный результат тестирования), а также позволить выполнить до трёх попыток прохождения тестирования.

Поэтому предлагаю в п.30 после ч. 3 включить следующее:
"Аттестуемому предоставляется три попытки прохождения компьютерного тестирования.
Для успешного прохождения компьютерного тестирования необходимо правильно выполнить не менее 70% заданий компьютерного тестирования.

В случае неуспешного прохождения компьютерного тестирования следующая попытка прохождения компьютерного тестирования предоставляется не ранее семи дней".

В Инструкции не указана длительность перерыва в работе, который даёт право на  получение квалификационной категории с учётом наработанного ранее стажа.
Для однозначного определения стажа работы по специальности в этом случае  необходимо п. 26 дополнить ч.3:

"Стаж работы по специальности для присвоения квалификационной категории для работников, имеющих перерывы в работе по специальности менее трех лет, рассчитывается с учётом времени работы до таких перерывов."