Замечания и предложения по проекту Закона «О страховой деятельности».
1. Проект Закона в числе общих положений не содержит статью, определяющие принципы страховой деятельности. Как представляется, в Главу 1 проекта Закона следует включить статью «Принципы страховой деятельности», которая закрепит перечень основных принципов страховой деятельности, например, принцип добровольности и обязательности страхования, равенство страховых организаций, гарантия защиты имущественных интересов физических лиц и др.
Практическая значимость данной статьи: в случае пробелов в правовом регулировании страховой деятельности, такие ситуации можно будет разрешать на основе применения норм-принципов в рамках аналогии права.
2. Считаем необходимым изложить абз. 6 п.1 ст. 6 проекта Закона в следующей редакции: «с осуществлением страхователем (выгодоприобретателем) правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, а также с имущественными требованиями, которые возникают между страхователями (выгодоприобретателями) и иными лицами по поводу определения судьбы имущества и связанных с ним прав: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, обязательственные права (договорные и внедоговорные), права на результаты интеллектуальной деятельности (личных неимущественных прав, связанных с имущественными)».
Формулировка личные неимущественные права, связанные с имущественными в контексте прав на результаты интеллектуальной деятельности представляется наиболее корректной как с доктринальной точки зрения, так и со стороны понимания правовой природы института интеллектуальной собственности в целом.
3. Проект Закона в ст.14, определяя размер уставного фонда страховой организации, страхового брокера, использует конкретные суммы в белорусских рублях. В целях обеспечения актуальности данной нормы на протяжении длительного времени, видится разумным установить размер уставного фонда в базовых величинах.
4. Видится разумным, при установлении срока, в течение которого страхователь физическое лицо вправе отказаться от договора страхования и получить уплаченный страховой взнос (страховую премию) полностью при условии отсутствия в данном периоде события, которое впоследствии может быть признано страховым случаем по договору страхования (период охлаждения), законодательно определить срок – 14 дней. Такой подход будет способствовать единообразности в контексте прав потребителей, учитывая аналогичный срок в 14 дней в Законе «О защите прав потребителей» в вопросе возврата товара надлежащего качества.
5. В ст.36 проекта Закона содержится упоминание страхового портфеля, соответственно представляется рациональным внесение определения вышеупомянутого термина в ст.1 (Основные термины и их определения).
6. Считаем необходимым дополнить п.1 ст.30 проекта Закона, содержащий перечень сведений, который указывается в реестре видов страхования по каждой страховой организации, датой выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществлении страховой деятельности. Данное дополнение позволит страхователю сформировать представление об устойчивости страховщика на рынке страховых услуг.
7. Ч.2 п.5 статьи 38 проекта Закона регламентирует вопросы размера дохода от осуществления инвестиций касательно инвестиционного страхования жизни и обязанность страховщика разъяснить страхователю или выгодоприобретателю порядок расчёта причитающегося ему дохода.
Считаем, необходимо закрепить общую норму об ответственности за нарушение данной обязанности: в случае неразъяснения страховщиком данного порядка, которое послужило предпосылкой для наступления неблагоприятных имущественных последствий для страхователя и выгодоприобретателя, наступает ответственность, предусмотренная законодательными актами.
Императивный компонент придаст необходимую морально-волевую составляющую вышеназванному субъекту, а правовая осведомлённость граждан, соответственно, возрастёт.
8. Статья 74 проекта Закона, которая закрепляет порядок разрешения споров, говорит лишь о судебном порядке разрешения споров, вытекающих из отношений по страхованию. Как представляется, необходимо предусмотреть предварительный претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из отношений по страхованию. Неурегулирование спора в претензионном порядке, даёт основание на обращение в суд.
9. Регулирование экономической несостоятельности страховой организации в проекте Закона на данный момент носит фрагментарный характер. Предлагается разработать отдельные нормы, определяющие особенности признания страховой организации экономически несостоятельной.
10. Предлагается предусмотреть положения относительно маркетинга страхования, где под маркетингом страхования понимается консультационная деятельность в связи с договорами страхования, предоставление рекомендаций, а также помощи в администрировании и исполнении договоров страхования. Представляется необходимым упорядочить данные отношения.
Юстим (Полоцкий государственный университет)
1. Проект Закона в числе общих положений не содержит статью, определяющие принципы страховой деятельности. Как представляется, в Главу 1 проекта Закона следует включить статью «Принципы страховой деятельности», которая закрепит перечень основных принципов страховой деятельности, например, принцип добровольности и обязательности страхования, равенство страховых организаций, гарантия защиты имущественных интересов физических лиц и др.
Практическая значимость данной статьи: в случае пробелов в правовом регулировании страховой деятельности, такие ситуации можно будет разрешать на основе применения норм-принципов в рамках аналогии права.
2. Считаем необходимым изложить абз. 6 п.1 ст. 6 проекта Закона в следующей редакции: «с осуществлением страхователем (выгодоприобретателем) правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, а также с имущественными требованиями, которые возникают между страхователями (выгодоприобретателями) и иными лицами по поводу определения судьбы имущества и связанных с ним прав: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, обязательственные права (договорные и внедоговорные), права на результаты интеллектуальной деятельности (личных неимущественных прав, связанных с имущественными)».
Формулировка личные неимущественные права, связанные с имущественными в контексте прав на результаты интеллектуальной деятельности представляется наиболее корректной как с доктринальной точки зрения, так и со стороны понимания правовой природы института интеллектуальной собственности в целом.
3. Проект Закона в ст.14, определяя размер уставного фонда страховой организации, страхового брокера, использует конкретные суммы в белорусских рублях. В целях обеспечения актуальности данной нормы на протяжении длительного времени, видится разумным установить размер уставного фонда в базовых величинах.
4. Видится разумным, при установлении срока, в течение которого страхователь физическое лицо вправе отказаться от договора страхования и получить уплаченный страховой взнос (страховую премию) полностью при условии отсутствия в данном периоде события, которое впоследствии может быть признано страховым случаем по договору страхования (период охлаждения), законодательно определить срок – 14 дней. Такой подход будет способствовать единообразности в контексте прав потребителей, учитывая аналогичный срок в 14 дней в Законе «О защите прав потребителей» в вопросе возврата товара надлежащего качества.
5. В ст.36 проекта Закона содержится упоминание страхового портфеля, соответственно представляется рациональным внесение определения вышеупомянутого термина в ст.1 (Основные термины и их определения).
6. Считаем необходимым дополнить п.1 ст.30 проекта Закона, содержащий перечень сведений, который указывается в реестре видов страхования по каждой страховой организации, датой выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществлении страховой деятельности. Данное дополнение позволит страхователю сформировать представление об устойчивости страховщика на рынке страховых услуг.
7. Ч.2 п.5 статьи 38 проекта Закона регламентирует вопросы размера дохода от осуществления инвестиций касательно инвестиционного страхования жизни и обязанность страховщика разъяснить страхователю или выгодоприобретателю порядок расчёта причитающегося ему дохода.
Считаем, необходимо закрепить общую норму об ответственности за нарушение данной обязанности: в случае неразъяснения страховщиком данного порядка, которое послужило предпосылкой для наступления неблагоприятных имущественных последствий для страхователя и выгодоприобретателя, наступает ответственность, предусмотренная законодательными актами.
Императивный компонент придаст необходимую морально-волевую составляющую вышеназванному субъекту, а правовая осведомлённость граждан, соответственно, возрастёт.
8. Статья 74 проекта Закона, которая закрепляет порядок разрешения споров, говорит лишь о судебном порядке разрешения споров, вытекающих из отношений по страхованию. Как представляется, необходимо предусмотреть предварительный претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из отношений по страхованию. Неурегулирование спора в претензионном порядке, даёт основание на обращение в суд.
9. Регулирование экономической несостоятельности страховой организации в проекте Закона на данный момент носит фрагментарный характер. Предлагается разработать отдельные нормы, определяющие особенности признания страховой организации экономически несостоятельной.
10. Предлагается предусмотреть положения относительно маркетинга страхования, где под маркетингом страхования понимается консультационная деятельность в связи с договорами страхования, предоставление рекомендаций, а также помощи в администрировании и исполнении договоров страхования. Представляется необходимым упорядочить данные отношения.
Юстим (Полоцкий государственный университет)
Правовой форум