Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»
Обсуждение проекта
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
15. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – величины выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые устанавливаются для стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при условии не превышения таким источником выбросов нормативов качества атмосферного воздуха и (или) норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.


Определение термина не понятно.

1. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – величины выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе?

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 18 проекта Закона:

"К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:

предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажность, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода."

Возникает вопрос как в этих показателях необходимо учитывать фоновую концентрацию?

2. "...при условии не превышения таким источником выбросов нормативов качества атмосферного воздуха..."

Определение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха должно производиться по каждому отдельно взятому источнику?
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
17. Объекты воздействия на атмосферный воздух – места нахождения источника выбросов или сосредоточения источников выбросов (инженерные сооружения, в том числе дороги, производственные здания и иные подобные объекты).



Данный термин применяется во многих нормативных правовых актах, и его трактовка вызывает много вопросов:

1. Если на территории одной промышленной площадки имеется два места сосредоточения источников выбросов (например, в разных концах площадки), что считать объектом воздействия промышленную площадку или непосредственно место сосредоточения?

2. Если две промплощадки одного природопользователя расположены на противоположных сторонах дороги общественного пользования, что считать объектом воздействия?

3. Если промплощадки расположены в разных частях области, что считать объектом воздействия область или промплощадку?

Таким образом, предлагается дать более четкое и конкретное понятие, в том числе с учетом уточнения границ объекта воздействия (или капитальное строение, в котором находятся источники, или границы промплощадки, или границы землеотвода, или границы промузла, или границы административно-территориальной единицы).

Также предлагается дать определение в единственном числе "Объект воздействия на атмосферный воздух"

Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
18. Объекты тяготения мобильных источников выбросов – места стоянки и хранения транспортных средств и самоходных машин, здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки и др.), грузовые и пассажирские терминалы, вокзалы, аэропорты, причалы и иные подобные объекты.



Некорректное определение с учетом понятия термина "Мобильные источники выбросов" (транспортное средство может быть оборудовано электродвигателем).
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
21. Стационарные источники выбросов – источники выбросов, перемещение которых без их демонтажа невозможно и местоположение которых может быть определено с применением единой государственной системы координат, или которые могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, но требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации.


Согласно представленному определению   стационарным источником выброса будут являться бензиновый генератор, бетонорез на платформе и т.п. (могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, а также требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации), вместе с тем данное технологическое оборудования в течение дня может ни один раз поменять свое местоположение.
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
24. Фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе – концентрация загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха, рассчитываемая на основании результатов проведения мониторинга атмосферного воздуха на конкретной территории и обусловленная влиянием всех источников выбросов на данной территории, включая трансграничное загрязнение атмосферного воздуха.



На разной высоте разные источники выбросов (низкие, мобильные, высокие) оказывают различное влияние на атмосферный воздух, мониторинг атмосферного воздуха также проводится на определенной высоте. Возникает вопрос в необходимости введения понятия "приземная коцентрация".
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 18, пункт 1, часть 1
1. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов.



В пункте 1 статьи 18 предлагается исключить абзац 1 "Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов", так как это положение дублируется в пункте 2 этой же статьи, а также в нем не указано, что нормативы допустимых выбросов устанавливаются для объектов воздействия.
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 18, пункт 1, часть 2
К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:
предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);
предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажность, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.



Предлагается исключить положение о том, что к нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относится предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. Так как на качественные показатели атмосферного воздуха влияет масса поступающего в воздух загрязняющего вещества, а не концентрация загрязняющего вещества в отходящих газах.

Одновременно с этим масса, поступающего от источника вещества, зависит от двух показателей: концентрации загрязняющего вещества в отходящем газе и непосредственно объема отходящего газа.

Таким образом, сам по себе норматив концентрации загрязняющего вещества в отходящих от источника газах никак не регулирует степень воздействия источника на атмосферный воздух.

Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 18, пункт 4
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом:
концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов;



Для того, чтобы устанавливать нормативы допустимых выбросов с учетом концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия, требуется, чтобы как то регулировались эти концентрации на границе зоны воздействия. Не понятен механизм, если размер зоны воздействия определяется как раз таки выбросом загрязняющих веществ от объекта воздействия
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 18, пункт 4
4. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом:
проведения пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию новых стационарных источников выбросов для каждой очереди строительства и выхода на проектную мощность, но не выше значений, установленных в составе проектной документации;



Пусконаладочные работы при вводе в эксплуатацию новых, а также реконструируемых, модернизируемых и т.д.  стационарных источников выбросов, как правило, осуществляются в том числе с целью доведения показателей технологических процессов до характеристик, установленных в проектной документации.

Таким образом, для выполнения указанного требования Закона в проектной документации должны содержаться нормативы отдельно для пусконаладочных работ,
отдельно для периода нормальной эксплуатации (после ввода объекта). Но на сегодняшний день отсутствуют требования к порядку разработки и составу проектной
документации, в том числе в части определения нормативов допустимого воздействия  для разных периодов эксплуатации объекта воздействия.
Также предлагается установить требование о необходимости включения в состав проектной документации  проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 20, пункт 2
2. Размеры и граница зоны воздействия определяются на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и того, что за пределами этих зон содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысит нормативы качества атмосферного воздуха



Во избежание применения различных подходов при определении зоны воздействия, предлагается пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"Порядок определения размеров и границ зоны воздействия, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды"
Сергей
19
14.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 38, пункт 1.


С учетом того, что ввод в эксплуатацию объектов осуществляется на основании проектной документации, а в ряде случаев с учетом проведения экологической экспертизы, предлагается нормативы допустимых выбросов устанавливать на основании проектной документации на весь жизненный цикл предприятия, а инвентаризацию проводить с целью подтверждения уровня воздействия предприятия на соответствие сведениям и нормативам, указанным в проектной документации.

В связи с чем предлагается пункт 1 статьи 38 изложить в следующей редакции:

"1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе которой проверяются и документально подтверждается, соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным в составе проектной документации, включая:

1.1. наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;

1.2. оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;

1.3. количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.4. соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам."