Статья 1
11. Мобильные источники выбросов – транспортные средства, самоходные машины, двигатель которых при его работе является источником выброса
1. Основными требованиями, предъявляемыми к определению терминов, являются:
1) соразмерность определения: оно должно быть соразмерно определяемому понятию, выражаемому данным термином (не слишком широким и не слишком узким), т.е. признаки, фиксируемые в определении, должны быть присущи всем объектам, относящимся к понятию, и только этим объектам;
2) включение в определение только существенных признаков понятия, которые позволяют не только четко разграничить данное понятие от смежных, но и отразить его общность с другими понятиями системы;
3) системность определения: должно отражать место данного понятия в системе, к которой оно относится, указывать на тип отношений с ближайшими понятиями;
4) однозначность понимания определения: понятие, используемое в определении, должно быть выражено определенными в данной системе или хорошо известными и однозначно понимаемыми терминами. Формируя определение, следует стремиться к тому, чтобы все слова в нем были правильно и однозначно поняты;
5) при определении соподчиненных (выделенных по одному основанию деления) видовых понятий в качестве видового отличительного признака в определениях следует указывать один и тот же признак (или сочетание признаков);
6) однотипные понятия должны иметь однотипные по структуре и лексике определения.
Предлагаемое определение термина указанным требованиям не соответствует.
2. Что именно понимается под термином «транспортные средства»? В различном отраслевом законодательстве указанный термин определяется по разному. Наиболее полно и точно указанный термин определен в абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон о перевозке опасных грузов): «транспортное средство – железнодорожное транспортное средство, механическое транспортное средство, прицеп или полуприцеп к нему, морское судно, судно внутреннего плавания, судно смешанного (река – море) плавания, маломерное судно, воздушное судно, используемые при перевозке опасных грузов».
Соответственно, предлагается дополнить ст. 1 Закона № 2-З определением термина «транспортное средство» аналогичного по содержанию определению соответствующего термина, содержащегося в абз. 11 ст. 1 Закона о перевозке опасных грузов.
3. Следует учитывать, что «прицеп или полуприцеп к нему [механическому транспортному средству]» не имеет «собственного» двигателя (предназначенного для его движения), но на таких транспортных средствах могут быть установлены (размещаться) «технические устройства, технологическое и (или) иное оборудование… механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (в т.ч. двигатели погрузочно-разгрузочных механизмов и др.), являющиеся согласно предлагаемой редакции п. 8 ст. 1 Закона № 2-З «источниками выбросов». Следует ли относить такие транспортные средства к «мобильным источникам выбросов» либо с учетом предлагаемой редакции п. 21 ст. 1 Закона № 2-З («или которые могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, но требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации») их следует относить к «стационарным источникам выбросов»?
В под. 2.26 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД), содержится следующее определение термина: «механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем».
С целью разграничения «мобильных источников выбросов» и «стационарных источников выбросов» предлагается заменить «двигатель которых при его работе является источником выброса» на «приводимые в движение двигателем, являющимся при его работе источником выброса».
17. Объекты воздействия на атмосферный воздух – места нахождения источника выбросов или сосредоточения источников выбросов (инженерные сооружения, в том числе дороги, производственные здания и иные подобные объекты)
1. В скобках перечислены не «места нахождения», а «здания» и «сооружения». Между тем, «источники выбросов или сосредоточения источников выбросов» могут размещаться и вне «зданий» и «сооружений» – на определенной «территории». При этом термин «территория» используется в предлагаемой редакции п. 7 ст. 1 Закона № 2-З и определен в абз. 44 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
2. Что понимается под «инженерные сооружения»? В актах законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актах, указанный термин не определен. Между тем, в п.п. 4, 8, 9, 18 предлагаемой редакции ст. 1 Закона № 2-З используется термин «сооружения».
3. С учетом вышеизложенного, предлагается изложить п. 17 ст. 1 Закона № 2-З в следующей редакции:
«Объекты воздействия на атмосферный воздух – территории, здания и сооружения, в(на) которых размещается источник выбросов или сосредоточены источники выбросов».
18. Объекты тяготения мобильных источников выбросов – места стоянки и хранения транспортных средств и самоходных машин, здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки и др.), грузовые и пассажирские терминалы, вокзалы, аэропорты, причалы и иные подобные объекты
1. Термин «места стоянки транспортных средств» упоминается в абз. 2 и 3 подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 г. № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» (далее – Указ № 589). При этом с учетом подп. 1.4 п. 1 Указа № 589 «места стоянки транспортных средств» не ограничиваются «автомобильными стоянками» и «автомобильными парковками». Так, в подп. 2.53 п. 2 ПДД среди объектов, расположенных на «прилегающей территории», упоминаются «площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств», а в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильном транспорте) содержится определение следующего термина: «диспетчерский пункт – имущественный комплекс, включающий… площадку для стоянки транспортных средств…». Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под «автомобильной парковкой» понимается «место стоянки транспортных средств», организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила № 9). При этом указанные «площадки для стоянки транспортных средств» не являются «автомобильными парковками», т.к. в отношении них не выполняются требования подп. 2.1 и 2.5 п. 2, п. 3, п. 28 и подп. 33.1 п. 33 Правил № 9.
Термин «места хранения транспортных средств» в ином законодательстве не используется и законодательством не определен.
2. Согласно подп. 2.5 п. 2 ПДД велосипед является «транспортным средством». Таким образом, «велосипедные парковки» и «велосипедные стоянки», определения которых содержатся в п.п. 3.4 и 3.5 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», являются «местами стоянки и хранения транспортных средств» и, соответственно, являются «объектами тяготения мобильных источников выбросов» (?!).
3. Указанные в скобках «станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки» предназначены для обслуживания не «участников дорожного движения в пути следования», а для обслуживания «транспортных средств».
4. Можно выделить следующие «объекты тяготения мобильных источников выбросов»:
1) сооружения, части сооружений и территории, предназначенные для стоянки транспортных средств [и самоходных машин] (автомобильные парковки, «площадки для стоянки транспортных средств» и др.);
2) сооружения, предназначенные для содержания, хранения и обслуживания транспортных средств [и самоходных машин] (автомобильные стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки). Так, в ст. 1 Закона об автомобильном транспорте содержится определение следующего термина: «коммуникации – дороги, терминалы и иные сооружения, используемые при выполнении автомобильных перевозок, а также сооружения, предназначенные для содержания и обслуживания транспортных средств».
3) здания и части зданий (помещения), предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (пассажирские терминалы, вокзалы, аэропорты, причалы, придорожные кафе, кемпинги и др.);
4) сооружения, используемые для хранения и распределения грузов (грузовые терминалы).
5. С учетом вышеизложенного, предлагается изложить п. 18 ст. 1 Закона № 2-З в следующей редакции:
«Объекты тяготения мобильных источников выбросов – здания, части зданий, сооружения, части сооружений, территории, предназначенные для стоянки, содержания, хранения и обслуживания транспортных средств [и самоходных машин], приводимых в движение двигателем, являющимся при его работе источником выброса, а также предназначенные для хранения и распределения грузов, обслуживания участников дорожного движения в пути следования».
Статья 22
1. Градостроительное планирование территорий осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами
В п. 1 ст. 6 » (далее – КоАГиСд), внесенного Советом Министров Республики Беларусь в Парламент 06.01.2022 г. и принятого в первом чтении 12.05.2022 г., сказано следующее: «Отношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности регулируются законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь и международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь». Из чего следует, что «отношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» иным отраслевым законодательством не регулируются.
Соответственно, предлагается:
а) исключить п. 1 из ст. 22 Закона № 2-З,
либо
б) подготовить и направить в Парламент письмо с предложениями о корректировке п. 1 ст. 6 проекта КоАГиСд.
2. При градостроительном планировании территорий следует учитывать информацию о качестве атмосферного воздуха и мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов
1. Очевидно, что «при градостроительном планировании территорий» следует не только «учитывать информацию о качестве атмосферного воздуха», но и включать эту информацию в «генеральные планы городов и других населенных пунктов, градостроительные проекты детального планирования», как это предусмотрено в действующей редакции подп. 2.1 п. 2 ст. 22 Закона № 2-З.
2. Какие именно «мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха» следует учитывать «при градостроительном планировании территорий»? Предлагается конкретизировать.
3. В целом текст предлагаемой редакции п. 2 ст. 22 Закона № 2-З не согласован («При градостроительном планировании территорий следует учитывать информацию о…, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов»). Очевидно, что требования «обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов» следует соблюдать «при градостроительном планировании территорий», а не только «учитывать информацию» о них.
В генеральных планах городов и других населенных пунктов, градостроительных проектах детального планирования должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включающий:
прогноз изменения качества атмосферного воздуха в случае размещения планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух
С учетом замечаний по п. 2 ст. 22 Закона № 2-З (см. выше) предлагается сохранить в абз. 2 ч. 2 п. 2 ст. 22 Закона № 2-З действующую редакцию подп. 2.1 п. 2 ст. 22 Закона № 2-З путем добавления перед «прогноз изменения» слов «информацию о качестве атмосферного воздуха и».
Статья 23
1. Проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами
Замечания и предложения, аналогичные замечаниям и предложениям по предлагаемой редакции п. 1 ст. 22 Закона № 2-З (см. выше).
Правовой форум