Мне кажется, что проект Указа имеет потенциал стимулировать безналичные платежи и снизить использование наличных денег в экономике. Увеличение размера вознаграждения за безналичные платежи может действительно мотивировать физических лиц к выбору этого способа оплаты. Однако, важно учитывать возможные негативные последствия для малого бизнеса, который может испытать дополнительные затраты на оборудование для приема безналичных платежей. Поэтому, предлагаю уделить внимание поддержке малого и среднего бизнеса в переходе к безналичным платежам, например, через предоставление субсидий или льготных условий для приобретения необходимого оборудования. Также важно обеспечить прозрачность и доступность информации о новых правилах для всех участников рынка.
Республиканская ассоциация туристических агентств (РАТА), членами которой являются 300 субъектов туристической деятельности (турагентов и туроператоров), просит принять во внимание следующее.
Снижение лимитов наличных денежных средств, получаемых туроператорами и турагентами за оказание туристических услуг, пагубно отразится на всей туристической отрасли Республики Беларусь.
Доводы в обоснование позиции:
В настоящее время комиссия банков за эквайринг при приеме безналичных платежей за туристические услуги составляет от 2 % до 3 % от суммы, оплачиваемой участником туристической деятельности (заказчиком по договору оказания туристических услуг) субъекту туристической деятельности (туроператору или турагенту), что является достаточно высоким процентом.
Турагент, принимая оплату за туристические услуги в безналичном порядке, теряет до 30 % прибыли, т.к. турагент действует по поручению туроператора и имеет вознаграждение, как правило, в пределах 10 % от реализованного тура. При этом некоторые услуги, которые оплачиваются при приобретении тура, такие как услуги визовой поддержки, топливный сбор и т.п., не входят в сумму, из которой рассчитывается процент вознаграждения турагента. Таким образом, с учетом расходов на эквайринг у турагента остается не более 8-7 % прибыли от стоимости тура. С учетом необходимости нести расходы на офис, зарплату работников, участвующих в подборе туров, обучение, командировки, маркетинг, поддержку Интернет-сайта и многие другие расходы, туристический бизнес оказывается абсолютно неприбыльным и может прекратить свое существование как отрасль. При этом, если перечисление денежных средств происходит на расчетный счет турагента, то комиссию за эквайринг оплачивает именно турагент, а не туроператор, сформировавший тур, и не заказчик.
При отказе заказчиков от договора оказания туристических услуг (что предусмотрено Гражданским кодексом, Законом о туризме, Законом о защите прав потребителей) и возврате денежных средств заказчику, турбизнес вынужден терпеть убытки, поскольку банки не возвращают комиссию за эквайринг.
Несомненно, субъекты туристической деятельности осознают, что не могут препятствовать развитию безналичных расчетов и при наличии желания заказчика произвести расчет безналичным способом, не препятствуют этому. Заказчики нередко выбирают оплату картой, т.к. при такой оплате клиенты часто получают от банков различные поощрения (кэшбек, баллы лояльности). В этой связи нет надобности регулировать данный процесс жестким законодательным барьером.
Обязательный безналичный расчет неудобен для многих клиентов. Многие предпочитают производить оплату наличными денежными средствами по разным причинам, включая удобство, привычку или недоверие к безналичным платежам. Ограничение наличных платежей уменьшает гибкость и может отталкивать определенную часть клиентов, что негативно скажется на общем уровне удовлетворенности клиентов и потенциально на объеме продаж.
В случае если оплата от заказчика производится на расчетный счет турагента, который в дальнейшем должен произвести перечисление денежных средств туроператору, сформировавшему тур, у турагента возникают дополнительные риски. Зачастую зачисление денежных средств от физических лиц на счет турагента происходит не одномоментно; часто зачисление происходит на следующий день после списания денежных средств со счета физлица, а в некоторых случаях зачисление может занять и более длительный период. При таких условиях турагенту приходится постоянно мониторить факт поступления денежных средств на расчетный счет для дальнейшего незамедлительного перечисления туроператору. Т.к. цена на туры выездного туризма формируется в иностранной валюте и курс, как правило, ежедневно подвержен изменениям, это вызывает дополнительные сложности при перечислениях туроператору.
Для путешествующих, например, семьей в составе нескольких человек, средний чек при покупке тура, как правило, выше, а иногда существенно выше предлагаемых лимитов для наличных расчетов. Если принудить граждан производить расчеты только в безналичном порядке, это принесет существенные сложности для всей туристической сферы.
Просим сохранить за потребителями услуг право выбора способа оплаты без снижения действующих лимитов приема наличных платежей для туристической отрасли.
Оценки Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC) показывают, что вклад всех отраслей, входящих в сферу туризма, в ВВП Беларуси колеблется в пределах 3,7-6,1 % (в мире эти цифры составляют в среднем 5-10 %). Экономисты НИЭИ Минэкономики также провели расчет вклада туризма в ВВП Беларуси на примере 2018 года – как оказалось, совокупный вклад отрасли в формирование ВВП составил 6,3 % (в том числе прямой вклад 2,5 % и косвенный 3,8 %). Этот результат близок к данным, полученным WTTC.
Согласно данным Белстата за 2021 год, в сфере туризма в Беларуси были заняты 247,7 тыс. человек (или 5,8 % от общей численности занятого населения), что немало. Все это означает, что туризм играет более существенную роль, нежели может показаться на первый взгляд, и его значение в белорусской экономике все еще недооценено.
С учетом изложенного, предлагаем в Указе Президента Республики Беларусь «О развитии безналичных расчетов» предусмотреть исключение туристической отрасли из-под действия предложенных в проекте Указа лимитов по приему наличных денежных средств и сохранить возможность приема наличных денежных средств субъектами туристической деятельности в размере, предусмотренном законодательством, действующим в настоящее время.
Вся ситуация ясна - и с банком международных расчётов, и с центральными банками в странах мира. Но, мы же люди, должны понимать к чему в итоге это может привести! Исследователи данного "новшества" так и называют это - "цифровой концлагерь". Такого будущего мы хотим нашим детям?
Раздел : 1 Подраздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1 Подпункт : 2 Часть : 1 Абзац : 3 Элемент текста : 1.2. в пункте 1: часть первую подпункта 1.1 изложить в следующей редакции:
”1.1. при приеме юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями платежей от физических лиц, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности, размер платежа (суммы платежей в совокупности) наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – платеж наличными денежными средствами), не может превышать в рамках одной сделки с соблюдением требований частей второй и третьей настоящего подпункта, если иное не предусмотрено законодательными актами:
с 1 июля 2024 г. до 31 декабря 2024 г. включительно – 400 базовых величин;
с 1 января 2025 г. до 30 июня 2025 г. включительно – 300 базовых величин;
с 1 июля 2025 г. до 31 декабря 2025 г. включительно – 200 базовых величин;
с 1 января 2026 г. – 100 базовых величин.“;
Выражая мнение всех совершеннолетних членов своей семьи считаю, проект Указа в части предлагаемых ограничений способствует нарушению права гражданина Республики Беларусь, предусмотренного статьей 23 Конституции Республики Беларусь, на свободу выбора, в частности, свободу выбора способа оплаты товаров (работ и услуг). Ограничение доли расчетов наличными деньгами может восприниматься как попытка давления на волю человека. Уменьшение предельной суммы для расчета наличными с 500 до 100 базовых величин не может позитивно сказаться на благосостоянии населения, так как подразумевает дополнительные расходы физических лиц, уплачиваемые в виде вознаграждения банкам и платежным системам.
Предлагается не проводить политику снижения предела наличных выплат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части приема наличных денежных средств от физических лиц - покупателей товаров (работ и услуг).
Правовой форум