Про такси.
1. В п.2 Проекта постановления устанавливается форма учета заказов (выполненных и невыполненных) для включения в реестр. Это уже третья форма. Сведения в ней практически идентичны сведениям, содержащимся в уже принятых приложениях 6 и 7 Правил. Считаю целесообразным разработать и утвердить одну унифицированную форму отчета о выполненных и невыполненных заказах с внесением либо в реестр, либо в ИМНС.
Тем более, что сведения из приложения 6 Правил частично дублируют сведения из приложения 7.
В целом присутствует стойкое убеждение, что и уже принятые Правила и предлагаемые изменения сконцентрированы на принципах работы одного иностранного «сервиса». А ведь большое количество диспетчеров такси работают в соответствии с законодательством, не имея такого продвинутого софта.
Для понимания приведу пример:
г. Смолевичи (Пинск, Барановичи, Молодечно,…). Местная диспетчерская служба такси. По телефону «123» звонит заказчик и просит автомобиль-такси по необходимому адресу на имя «Иван». Девушка-диспетчер приняла заказ, зафиксировала его и посредством радиостанции (мобильного телефона, мессенджера) передала его водителю. Водитель сообщил, что прибудет по указанному адресу через 10 мин., приехал, узнал от пассажира адрес точки Б и выполнил перевозку на N-ную сумму.
В данном примере нет нарушений нормативных актов.
А теперь вопросы:
-что должен указывать этот диспетчер такси в ст.14 «Фамилия, инициалы заказчика»? Иван? Зачастую если даже диспетчер уточняет у заказчика : «На какую фамилию?», то слышит в ответ вымышленную «Иванов». Обязанности заказчика сообщать при заказе свои ФИО нет. В чем смысл ст.14 состоящего из «Иван» и «Иванов»?
- ст.17 и 18. «Период перевозки. Время начала и время окончания». Из приведенного примера: водитель спустя 10 мин. после принятия заказа прибыл по указанному заказчиком адресу. А дальше возможны варианты. Заказчик уже мог ожидать автомобиль на улице, а мог выйти к автомобилю через 10 мин. Теоретически могла произойти погрузка багажа и могло уйти время на уточнение маршрута. После чего была поездка из точки А в точку Б. Поездка могла быть 3км, а могла быть и 15 км. Диспетчер не располагает информацией о времени начала и окончания перевозки. Что заполнять в этих столбцах?
-ст.19-22. «Маршрут перевозки. Вид и стоимость.» Ст. 19 и 20. В чем отличие? Мне не известны случаи подачи автомобиля-такси к одному адресу, а пункт отправления был другой. Ст. 21 и 22. Адрес пункта назначения и согласование маршрута заказчик и водитель произвели при посадке, диспетчер опять же не имеет информации о пункте назначения и о стоимости перевозки. Откуда диспетчеру взять информацию для заполнения ст.19-22, ведь водитель не обязан сообщать диспетчеру о маршруте и о стоимости перевозки
-ст.23. «Заказ выполнен/невыполнен». А если в вышеуказанном примере заказчик не вышел к месту подачи автомобиля и после 10 мин. ожидания водитель уехал. Опять же, откуда диспетчеру взять информацию для заполнения этого столбца? И какая была стоимость у этого невыполненного заказа? Откуда вообще может быть стоимость у невыполненного заказа? (если только этот заказ не был сделан посредством ЭИС).
Хотелось бы обратить внимание авторов, что все вышеизложенное можно спроецировать и на приложение 6 Правил.
Отдельной информацией, запрашиваемой для отчетов по выполненным/невыполненным заказам обладают диспетчеры такси, работающие с использованием программного обеспечения определенного уровня, каковых в Республике Беларусь единицы.
2. Внесенные еще в 2015 году изменения в п. 22 Правил только сейчас вызвали бурный резонанс. В части повышения квалификации водителей не реже одного раза в пять лет по единым программам, соответствующей категории. Есть безусловное понимание, что безопасность перевозок пассажиров стоит во главе. Но нет четкого понимания, чему может научить при вождении 30-ти летний инструктор какого-то образовательного учреждения водителя автомобиля-такси с 20-ти летним стажем. Из текста следует, что авторы проекта, который мы обсуждаем освобождают от этого обучения водителя у которого водительское удостоверение не старше 5-ти лет. Т.е. у этого водителя больше опыта и знаний? А вот у перевозчиков и страховых компаний диаметрально противоположное мнение. Всегда отдается предпочтение более опытному водителю с большим стажем, а страховые взносы у водителей со стажем ниже. Требования нормативных актов водители автомобилей-такси изучают на обучающих курсах.
3. Видеофиксация. С одной стороны, наличие регистратора в салоне способствует установлению истины при разрешении спорных ситуаций. Многие водители, которые устали от подвыпивших дебоширов, самостоятельно их установили, не дожидаясь требований нормативных актов. Но с другой стороны из-за постоянно работающего регистратора конфликтных ситуаций может стать больше. Во многих странах мира регистраторы запрещены даже те, которые снимают обстановку снаружи. Несмотря на то, что закон будет на стороне водителя, объяснить иностранному гостю, что его поведение и разговоры (а возможно переговоры с бизнес-партнерами) станут достоянием какого-то белорусского таксиста будет весьма затруднительно. Да и свои, белорусские пассажиры во время поездки обсуждают между собой и по телефону, свои личные, семейные, деловые вопросы, которые даже теоретически не хотелось бы, чтобы стали известны третьим лицам. С введением видеофиксации поездки в такси судя по всему будут проходить при гробовой тишине. Это нововведение может привести к снижению пассажиропотока в такси. Предлагаю ввести возможность отключения регистратора в салоне в отдельных случаях по требованию пассажира.
Правовой форум