Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности»
Обсуждение проекта
Leo Sapieha
2
24.05.2024

Уважаемое сообщество, приветствую!

Предлагаю внести в ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя, и отразить это в классификаторе видов экономической деятельности «Независимую оценку стоимости» и её подвиды (в том числе на основе сейчас действующей системы СТБ 52-й группы «Оценка стоимости объектов гражданских прав»).

Это предложение полностью соотноситься как с практикой стран ближнего зарубежья (например, Россия и Казахстан), так и в странах дальнего зарубежья (Польша, Турция, Германия, Китай и так далее). В абсолютном большинстве случаев в мировой практике эти услуги оказываются именно independens specialist – аналог нашего ИП. В мировой практике крупные оценочные организации это скорее исключение (если не принимать во внимание подразделения известных крупнейших международных аудиторов). Для выполнения крупных и сложных заказов оценщики как правило объединяются в рамках профессиональных объединений. Так, например, в Турции, ориентировочно на шесть тысяч независимых оценщиков приходится до одной тысячи оценочных организаций, которые разумно наделены исключительным правом выполнения наиболее сложных работ, например, оценка бизнеса при первичном публичном размещении акций на фондовой бирже (IPO – объективно высший пилотаж в оценке стоимости). И лишь в этом случае к оценочной организации там установлены требования по структуре и количеству штата в составе пяти человек. Об установлении требовании к численности оценщиков в штате в других странах вроде как особо и не неслышно. Не буду утверждать…, но вероятно в этой части отечественный опыт «уникален» и «оригинален».

Именно в осуществлении оценочной деятельности в форме отдельного, самостоятельного специалиста есть суть НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ – человек связан исключительно нормами этики профессионального сообщества, репутационными рисками и на него никто не может оказать давление (как, например, в рамках трудовых отношений в оценочной организации) если он сам себе «бос» и «судья». Кроме того, осуществление услуги независимой оценки индивидуальным предпринимателем обеспечивает как её конкурентность так и социальную доступность всем категориям граждан, о чём в том числе говорил Глава государства в поручении от 18 января.

Допустим, оценка государственного имущества на определённом этапе в Беларуси ещё по-прежнему требует повышенного внимания государственного регулятора. Так ведь этот вопрос уже давно определён наделением исключительным правом оценки этих объектом только «государственными» исполнителями оценки. К стати, в этой связи в нашу практику следовало бы ввести понятие «государственной оценки» (или оценки для государственных нужд) наряду с прописанными независимой, внутренней и обязательной, т.к. в процессе оценки государственного имущества «государственным оценщиком» теряются атрибуты и даже формальные признаки того, что в мире принято понимать именно под независимой оценкой – выключаются «механизмы незаинтересованности» и пропадает прозрачность процесса.

Может быть и верно, - пусть будет в Беларуси единственная подведомственная гос.-регулятору организация – исполнитель оценки при реализации инвестиционных договоров. А может быть и не очень верно, т.к. исключение из инвестиционного процесса механизма именно независимой оценки ведь очевидно снижает его прозрачность, о чём опять же говориться в поручении, и доверие потенциального инвестора, а, соответственно, привлекательность отечественных проектов, как отмечалось, в и так не простых условиях. В этой связи, если и вводить заградительные барьеры (с точки зрения экономической теории и теории менеджмента иначе эти нововведения не назовёшь) для вхождения на рынок новых операторов независимой оценки в виде требований по штату исполнителя оценки, его уставному фонду и наделения исключительными правами отдельных субъектов рынкам по оценке определенных объектов и для действительно «сложных» методически и процедурно целей оценки стоимости, то стоит просчитать последствия.

Порядка 100 индивидуальных предпринимателей со стажем от 5 лет, а кто-то и 20+ лет потеряют свою работу и своё малое дело. Сможет ли человек работавший на себя работать в найме – вопрос открытый. Но очевидно, что от потери пусть маленького, но своего дела будет стресс, если не трагедия.

Оценочно, ИП в отечественной независимой оценке обслуживаю порядка 10…25%% рынка (в разных сегментах). И в основном это именно «социальная» доля рынка, т.к. представить ситуацию, что ИП выиграл конкурс по оценке для МАЗа, «Коммунарки» и т.п., ну объективно просто не реально. ИП работают преимущественно с гражданами и малыми организациями, а их «уход» с рынка определённо приведёт к росту цен на услугу независимой оценки ввиду того, что ИП за одну, пусть и относительно высокую заработанную зарплату, является и директором, и бухгалтером, и водителем, и маркетологом, и рекламщиком, и сам себе больничный зарабатывает, и т.д.. Рост тарифов очевидно неизбежен, а по отдельным целям и объектам оценки не на 20%, а не исключено, что в и разы.

Пусть у такого крупного и уважаемого пользователя оценки как ГТК, который никак не был причастен и не вкладывался в создание института независимой оценки в стране, не имеет аттестованных оценщиков в своём штате (как, например, многие банки или страховые компании) и специальных методических разработок для оценки для своих нужд, появились претензии к качеству оценок, выполненных ИП (или может… отдельными ИП- исполнителями оценки).

Даже при этом, безусловно эти претензии не могут быть не обоснованными абсолютно (многолетний опыт специалистов ГТК может компенсировать формальную аттестацию). Но тога, давайте введём дополнительную аттестацию для «таможенных» оценщиков, как это есть в отечественной практике оценки стоимости, например, историко-культурных ценностей (к стати у Минкульта есть и некоторые методические наработки). Тогда хотя бы пусть будет разработан и утверждён соответствующий ТКП (оценка для нужд ГТК по аналогии со специальным ТКП по оценке ликвидационной стоимости преимущественно для банковских залогов)…   Ведь сегодня, согласно базовому Указу № 615 оценка стоимости для нужд ГТК вообще является исключением(!) из общей практики. Формально, требований по реализации процедуру оценки стоимости для нужд ГТК сегодня нет… Пусть позиция ГТК принципиальная и обоснованная (значимость для народного хозяйства добротной оценки растаможиваемого имущества понятна), но зачем создавать риски для всего рынка, для всех направлений деятельности оценщиков. Зачем ИП исключать полностью? Ведь на всех белорусских оценочных конференциях гости уже давно и традиционного отмечают как необходимо высокое качество наших ТНПА, высокий уровень подготовки специалистов, так и эффективность действующего организационно-правового механизма независимой оценки в нашей стране.

При этом всё же заметим, что некоторые районные центры услугу оценки получают именно от местного оценщика – именно ИП (который «закрывает» потребности своего, а иногда и соседних районов). А после изменений граждане и малые предприятия на районе будут оплачивать столичного оценщика и затраты на доставку его «тела» к месту оценки или объекта оценки к локации исполнителя оценки – юр.-лица?

И по поводу требований к уставному фонду исполнителя оценки. Если нанесение ущерба действиями исполнителей оценки действительно приняло в стране системный характер, то этот ещё один барьер отсечения новых и действующих операторов на этом рынке, допустим, оправдан. Однако если проблема носит несистемный, а единичный характер, это требование к уставному фонду - вредное. Если же смысл нововведения в превентивных мерах по нераспространению наметившейся проблемы, то наряду с требованием к величине уставного фонда очевидно не следует исключать для исполнителя оценки возможность исполнить свою обязанность через инструменты страхования. И это также соотноситься как с ближайшей российской, так и «дальнезарубежной» практикой. При этом, правда там не выделяют отдельно требования только… для негосударственных организаций. Если требование, то для всех. Почему бы не предусмотреть альтернативное решение в виде страхование профессиональных рисков в рамках лимита ответственности в размере тех же пятидесяти тысяч или выше, например, при осуществлении исполнителем оценки той же для экспертизы достоверности оценки. Сегодня на отечественном рынке уже есть готовые необходимые страховые продукты.

Кстати для направления экспертизы достоверности оценки, требования по штату в количестве пяти человек может быть и оправданны, но не для «мелкого» исполнителя независимой оценки, который сегодня и на две зарплаты оценщика набирает заказы с трудом.

Никогда крупные компании не будут также мобильны и подвижны, конкурентные по ценам услуги, как ИП или малые организации. Как никогда ИП не смогут выполнить прекрасное и разумное требование по обязательному членству в профобъединении, но с ежемесячным платежом который сопоставим с половиной среднестатистической столичной зарплаты… Идея обязательного членства в профобъединении разумна и, опять же, проверена как россиянами так и в глобальном измерении независимой оценки. Но … пусть даже для относительно России, для не большой Беларуси, закрепление исключительного права одного проф.-объединения оценщиков также требует аккуратного осмысления, в том числе с точки зрения репутационных рисков на международном уровне.

Отдельного осмысления требует возможность распространения новшеств на сферу оценки и урегулирования ущерба от ДТП для нужд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, где присутствие ИП на рынке ещё выше… Ведь ситуация дефицита «оценочных» рук и голов здесь, как и в сфере независимой оценки уже возникала у нас не единожды с момента появления в стране оценки как вида профессиональной и экономической деятельности.

Да, этап не простой. И конкретные, директивные методы управления наиболее эффективны именно в эти моменты. Но, народная то мудрость гласит: «Семь раз отмерь и один раз отрежь»! Особенно, если «отрезать» живое и, в конце концов, работающее не плохо.

Резюмируя, в надежде на белорусскую рассудительность, предлагаю «картинку», как может выглядеть Независимая оценка стоимости как сфера профессиональной и экономической деятельности в условиях нашего современного мира.

По формулировкам, поправьте, если что сходу не учёл, но стаж почти в 30 лет в этой отрасли и, соответственно опыт, прошу учесть.

Независимая оценка стоимости N

Оценка стоимости в области недвижимости N 01

Оценка стоимости объектов недвижимости N 01 01

Оценка и урегулирование ущерба в области объектов недвижимости N 01 02

Оценка стоимости земельных участков N 01 03

Оценка стоимости природных ресурсов N 01 04

Оценка ущерба окружающей среде N 01 05

Оценка стоимости в области машин, оборудования и транспорта N 02

Оценка стоимости машин и оборудования, материалов N 02 01

Оценка стоимости транспортных средств N 02 02

Оценка и урегулирование ущерба на транспорте N 02 03

Оценка и урегулирование ущерба в области машин, оборудования, материалов N 02 04

Оценка стоимости в области интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03

Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03 01

Оценка стоимости и урегулирование ущерба, вреда в области интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03 01

Оценка стоимости в области искусства и культуры N 04

Оценка стоимости предметов искусства, историко-культурных ценностей и раритетной техники N 04 01

Оценка стоимости и урегулирование ущерба, вреда в области предметов искусства, историко-культурных ценностей и раритетной техники N 04 02

Оценка стоимости в области драгоценных камней и металлов, изделий из них N 04 03

Оценка стоимости в области флоры и фауны N 05

Оценка стоимости объектов флоры и фауны N 05 01

Оценка и урегулирование ущерба по объектам флоры и фауны N 05 02

Оценка стоимости предприятий как хозяйственных комплексов (оценка стоимости бизнеса) N 06

Оценка стоимости в области предприятий промышленности и сферы услуг N 06 01

Оценка и урегулирование ущерба, вреда в области предприятий промышленности и сферы услуг N 06 02

Оценочная деятельность в области финансовых интересов N 07

Оценка стоимости финансовых интересов N 07 01

Оценка и урегулирование ущерба в области финансовых интересов N 07 02

Оценочная деятельность в области жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08

Оценка стоимости результатов жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 01

Оценка и урегулирование вреда здоровью, результатам жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 02

Оценка и урегулирование ущерба здоровью, результатам жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 03

Оценка стоимости (экономической ценности) по объектам и предметам, которые могут возникнуть в будущем (резерв под прогнозные элементы структуры классификации) N 09

Оценка стоимости (экономической ценности) объектов в высоких слоях атмосферы, околоземном и удаленных пространствах, глубинах Земли N 09 01

Оценка и урегулирование ущерба, вреда по объектам в высоких слоях атмосферы, околоземном и удаленных пространствах, глубинах Земли N 09 02

Оценка стоимости (экономической ценности) геоэкономического, промышленного, человеческого капитала и иных потенциалов страны, региона и иное N 09 03

Оценка и урегулирование ущерба, вреда геоэкономическому, промышленному, человеческому капиталу и иным потенциалам страны, региона и иное N 09 04

С благодарностью дочитавшим)!

Mike2024
5
24.05.2024
Прошу в Приложение 2 добавить вид деятельности позволяющий выполнять заделку и ремонт трещин и сколов лобового стекла автомобилей
из группировки кода ОКЭД 45200: "ремонт лобовых, ветровых стекол и окон" (без замены, только ремонт).
Раньше после попадании камня в лобовое стекло можно было обратиться мастерам специализирующимся только в этом виде деятельности.

Сейчас, очевидно из-за невысоких расценок и сложности ведения только такой узконаправленной деятельности со стороны ИП, таких умельцев-одиночек, например, в моем областном центре просто не осталось.
Юрлица же, занимающиеся заменой лобовых стёкол, ремонтом трещин занимаются неохотно и некачественно.
Очевидно им рентабельнее сразу менять стёкла, чем их ремонтировать.
В итоге в их штате просто нет профессионалов по ремонту трещин и сколов.
Хотя часто качественный ремонт лобового стекла позволяет избежать его замены и стоит в 20-30 раз меньше для потребителя услуги.

Спасибо.
GM
1
24.05.2024
Добрый день.


Прошу Вас рассмотреть добавления в "ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности,  разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя ":

- 74200 "Деятельность в области фотографии"
- 82190 "Деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность"

Являюсь ИП,  имею небольшой фотосалон  (арендное помещение), в небольшом районном центре. Есть розничная торговля и фотоуслуги (срочное фото на документы, печать, ретушь фотографий, изготовление портретов).  Есть один наемный человек, так как одному вести даже небольшую деятельность ежедневно просто невозможно, для клиентов важно, чтобы точка работала в постоянном графике , т.е. ежедневно и целый день. А каждого клиента нужно дождаться, очередь не стоит.
Переходить в  организацию не целесообразно, не такие большие выручки, чтобы расширять штат и становится организацией.

Розничная торговля оставили на ИП , фотоуслуги отнесли к самозанятым.

Прошу взять во внимание при формирование ПЕРЕЧНЯ.
Han
1
24.05.2024
Цитата
написал:

             Проект правового акта:  
  Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности»    [PDF].

Проектом постановления:
утверждается Положение о порядке формирования и ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
определяются:
• перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя;
• перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности;
• перечень видов ремесленной деятельности.

Прилагаемая информация:  
  Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности»    [PDF].

  Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности»    [PDF].

Организатор общественного обсуждения:     Министерство экономики   .

Сроки проведения обсуждения:  с 15 по 25 мая 2024 г.

----

Уважаемые пользователи!

Напоминаем, что публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов проводится в целях получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки предлагаемых норм права, а также определения соответствия проекта акта общественным ожиданиям.
В этой связи в данной теме размещаются только предложения (отклики) предлагаемых изменений правового регулирования по существу.
Напоминаем, что при размещении сообщений необходимо придерживаться    правил сайта   .
Не соответствующие правилам сообщения не подлежат публикации на сайте.

Администрация сайта «Правовой форум Беларуси»  
Просьба добавить в список разрешенных видов деятельности для самозанятых услуги стилиста (имиджмейкера): помощь в составлении гардероба, стилизация фотосессий
Стахей
1
24.05.2024
Приложение 2,
пункт 70,  
КОД группировки 3213

Здравствуйте. Прошу добавить в  к кольцам и ожерельям  СЕРЬГИ.
Так же предлагаю расширить перечень материалов. Например к имитации и искусственно выращенным  камням добавить :
- бусины из натуральных камней, культивированный жемчуг, вставки из дерева, стекла, оргстекла, перламутра.
Хотелось бы иметь возможность использовать простейшие поделочные самоцветы, которые не относятся к драгоценным.
Спасибо.
Leo Sapieha
2
24.05.2024
Цитата
написал:

            Есть несколько бесспорных аргументов в пользу включения в Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься ИП, оценочной деятельности, а именно:
 66210 Деятельность по оценке страховых рисков и убытков,
 68311 Оценка недвижимого имущества, кроме оценки в связи со страхованием,
 74901 Деятельность по оценке, кроме оценки, связанной с недвижимым имущество или страхованием,
 согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности".

1) На данный момент эти виды деятельности в перечень не включены, что противоречит, в частности, Указу Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. №615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь", в котором прямо трактуются " индивидуальные предприниматели , осуществляющие оценочную деятельность".

2) Среди членов Белорусского Общества Оценщиков на 1 января 2024 года около 16% составляют индивидуальные предприниматели, часто живущие и работающие в областях и районах, главным образом выполняющие мелкие заказы, такие как оценка ущерба автомобилю при ДТП или оценка квартиры Отсутствие оценочной деятельности в Перечне негативно скажется не только на их работе, но и на обслуживании оценкой существенной части населения страны в сложных нынешних условиях. В частности может привести к нарушению права потребителей на получение доступных услуг по оценке.

3) "Укрупнение" организаций в области оценки недвижимости приведет к монополизации рынка, что неизбежно приведет к росту цен на услуги оценки и уменьшению конкуренции.

4) Отсутствие оценочной деятельности в перечне видов для ИП противоречит, в частности, практике Российской Федерации, с которой мы находимся в Союзном государстве.

5) Исключение индивидуальных предпринимателей из рынка оценочной деятельности будет замедлять развитие рынка. Поскольку будет усложнено вхождение новых членов.  
По поводу Оценочной деятельности это один из самых конструктивных постов...
PolinaTiu
1
24.05.2024
Добрый день,
в ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя  нет деятельности в сфере звукозаписи (59200).  К примеру, для аудиозаписи артиста, исполнителя, сведения музыки достаточно одного человека, т.е. индивидуального предпринимателя.  Прошу внести деятельность  59200 в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя
Oleg D
1
25.05.2024
     Здравствуйте, являюсь индивидуальным предпринимателем. Вид деятельности - организация грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, согласно классификатору ОКРБ класс 5229 Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок, подкласс 52290 Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок.
    Правильно ли я понимаю, что в соответствии с вынесенным на общественное обсуждение Проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности», вид деятельности, которым я занимаюсь,- а именно класс 5229 Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок,- предлагается оставить в качестве разрешённого для осуществления деятельности ИП ? Ведь более конкретный подкласс 52290 входит в класс 5229 ? Означает ли это, что я смогу продолжить работу по данному подклассу 52290 в качестве ИП после принятия Постановления Совета Министров РБ «О предпринимательской деятельности» в 2026 г. и позже, не переходя в другое юр. лицо?
    Надеюсь, что мои пожелания также будут учтены и данный вид деятельности, которым я занимаюсь, останется в перечне разрешённых для ИП. Я работаю один, без наёмных работников, доходы невысокие и ещё больше упали после 2022 г. в связи с введёнными странами Запада санкциями, поскольку направления доставки грузов, организацией которой я занимаюсь, представляют собой в большинстве своём маршруты Европа - Средняя Азия и обратно, и большинство моих контрагентов - транспортных компаний, которые доставляют эти грузы, являлись резидентами Республики Беларусь, однако после введённых Западом санкций в части запрета на въезд в страны Евросоюза белорусских перевозчиков появились огромные проблемы с организацией доставки по нашим маршрутам и в целом тарифы на перевозки существенно выросли, что привело к существенному падению моих доходов. Плюс мои иностранные клиенты платят в основных валютах - в долларах США и евро и валютные переводы также существенно подорожали в последнее время, что ставит в невыгодное положение меня по сравнению с моими конкурентами из других стран, предлагающими клиентам и перевозчикам более выгодные условия, а я теряю много денег на банковские переводы, что сильно снижает мои доходы.
    В соответствии с вышеописанным прошу оставить мой вид деятельности - класс 5229 Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок, подкласс 52290 Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок - в качестве разрешённых видов деятельности для ИП.
ИП2024
2
25.05.2024
Прошу рассмотреть возможность работать ИП по всем видам деятельности в случае отсутствия наемных рабочих или число наемных рабочих до 3 человек. На данный момент выручка ИП ограничена, отменен НДС. ИП, которые работают в данных условиях  и так имеют малые объемы выручки и не могут себе позволить перейти в юридическое лицо. Я работаю один без наемных рабочих без НДС по договорам поручения код 461 - Оптовая торговля за вознаграждение брокером на товарной бирже и должен буду перейти в юридическое лицо и на общую систему налогообложения с НДС. Это означает фактически закрытие ИП. При этом я оказываю услуги по выставлении белорусских товаров на экспорт и привлекаю нерезидентов на биржевой рынок для покупки белорусских товаров в тех сферах где работать юридическим лицам экономически нецелесообразно.
Коллега Семен
1
25.05.2024
Добрый день. На сегодняшний момент виды деятельности такие как: разработка сайтов и ремонт компьютеров объеденены для самозанятых. И имеют достаточно высокую стоимость оплаты единого налога. Однако следует учитывать что разработка одного сайта может производится за месяц и стоить до 20000 бел рублей, тогда как ремонт компьютера в среднем стоит 300р и в месяц удается отремонтировать не более 20- 30 компьютеров. Что эквивалентно 9000 бел. Рублей. Предлагаю эти виды деятельности разделить и рассчитать для них соизмеримые суммы единого налога.
ElizLyal
1
25.05.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь


Доброго времени суток!
Просим рассмотреть возможность внесения следующего изменения в  приложение 2 в п.66:
добавить возможность изготовления и реализации потребителям сумок (пошив сумок из экокожи с использованием ручного труда и швейной машинки бытового назначения).

Также в приложение 2  п.70 в перечне видов деятельности, разрешённых для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности обозначено изготовление с применением ручного труда и инструмента и использование для создания и реализации потребителем бижутерии, декорирования одежды мелких изделий ТОЛЬКО из стекла, дерева, полимерной глины и природной смолы.
В настоящий момент мы как ремесленники создаём украшения не только из этих материалов. Мы работаем с тканью, проволокой, однокомпонентной смолой «витраль», используем минералы и поделочные камни, не являющиеся драгоценными, готовые бусины стекла.
Кроме того, ремесленники используют и готовую фурнитуру для завершения создания украшений ручной работы.
Просим рассмотреть возможность дополнения п.70 в приложении 2 вышеуказанными материалами, а также уточнения возможности применения в ручном труде отдельных готовых элементов.