1. Пункт 1. Определение термина «жилые многофункциональные здания и комплексы» является неточным, так как содержит плеоназм. В соответствии с примечанием 3 к приложению к постановлению Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь 05.07.2004 N 33 (в редакции постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 02.03.2022 N 7), многофункциональным является здание, сооружение или изолированное помещение, когда эти объекты недвижимости состоят из помещений, различных по назначению, но занимающих примерно равные площади, что не позволяет однозначно определить основное назначение здания, сооружения или изолированного помещения. Более подходящими определениями считаем:
Жилые многофункциональные здания и комплексы – это здания и комплексы, состоящие из помещений различного назначения, которые занимают примерно равные площади, что затрудняет однозначное определение их основного назначения, а также двух и более квартир.
Такое определение будет соответствовать нормам Жилищного кодекса и положениям постановления Госкомимущества.
2. Пункт 1. Термин «объекты» не соответствует требованиям нормотворческой техники: единство терминологии в законодательстве, единообразие и однозначность терминологии нормативного правового акта (абзац 6 пункта 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»). Термин «объекты» может обозначать разные виды вещей, такие как объекты недвижимости, интеллектуальной собственности или производства, что приводит к неопределенности в правоприменении. Поэтому считаем, что более удачной формулировкой будет функционально-планировочный компонент или аналогичный. В Российской Федерации данный термин определяется как помещение или группа помещений, обеспечивающих выполнение определенного процесса (проживания, сервисного обслуживания, досуга и др.) (Свод правил СП 160.1325800.2014, утверждённые Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 440/пр).
3. Пункт 1. Кроме того, в законодательстве Республики Беларусь отсутсвует правовое определение термина «многофункциональный комплекс» (в настоящем проекте «здание» и «комплекс» перечислены в одной формулировке, а в самом проекте речь идёт об нахождении в одном здании помещений различного назначения. При этом, понятие комплекса выходит за данную категорию. В данной ситуации можно также обратиться к Своду правил, описанных в предыдущем пункте:
Многофункциональный комплекс – это комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов.
Такое определение позволяет разграничивать данные категории и установить свои особенности регулирования каждого из них.
3. Пункт 3. Также следует отметить, что в пункте 3 настоящего проекта предложена новая формулировка. Ранее в постановлении здравоохранения Республики Беларусь 20.08.2015 №95 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 августа 2009 г. № 95, от 13 ноября 2009 г. № 122, от 18 декабря 2010 г. № 169 и внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 17»: «Настоящие Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. За нарушение настоящих Санитарных норм и правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь».
Первая половина пункта 5 Постановления №95 является важной, так обозначает перечень субъектов, на которых распространяется настоящие нормативные правовые предписания. Но при этом данный перечень установлен в части второй статьи 13 Закона Республики Беларусь от 07 янв. 2012 г №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поэтому его удаление носит исключительно оптимизирующую роль.
Вторая половина пункта Постановления №95 меняет только формулировку «законодательные акты» на «акты законодательства». В данном случае просто расширяется перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми устанавливается ответственность. При этом, в статье 4 Закона об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения присутствует именно формулировка: «в соответствии с законодательными актами». Данное расхождение не является ошибкой законодателя, так как содержание привлечения к ответственности может быть прописан как в законодательном акте, так и в акте законодательства.
4. В главе настоящего проекта были добавлены ссылки на конкретные нормативные акты. В постановлении № 95 было указание на гигиенические нормы, Санитарные нормы и другие. Поэтому внедрение таких ссылок является довольно обоснованным решением. Кроме описанных стоит добавить ссылку на нормы, касающиеся электромагнитных полей. Так как «объекты», соседствующие с жилыми помещениями, могут использовать оборудование с сильным излучением. Ссылка в общих санитарных нормах (настоящем проекте) на данные требования (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 21.06.2010 г. №68 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к электрическим и магнитным полям тока промышленной частоты 50 Гц при их воздействии на население», внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23 августа 2005 г. № 122 и о признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов») позволит гражданам эффективнее защищать свои права
5. Пункт 13. В настоящем проекта было изменено содержание первого абзаца по сравнению с постановлением №95. В постановлении №95 были описаны факторы, которые поддерживают соответствие параметров микроклимата требованиям, описанным в система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, утверждённой постановлением Совета Министров 30.05.2003 г №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». В настоящем проекте конкретизируется перечень жилых домов, на которые распространяется данное требование (жилых домов, присоединенных к тепловым сетям энергоснабжающей организации или организации, осуществляющей передачу тепловой энергии). То есть перечень инструментов, которые могут повлиять на микроклимат становится открытым, что позволит описанным организациям действовать исходя из ситуации.
6. Пункт 14. Стоит отметить, что признак «многофункциональный» в отношении зданий (код 2 00 00) имеет отношение только к нежилым зданиям (2 20 00) иного специального назначения (2 29 00). Такой вывод об относимости данного признака можно сделать исходя из соотношения номенклатурных единиц (т. е. код 2 29 25 (многофункциональное здание) входит в данный классификатор и включает в себя только те значения, которые соответствуют группе 2 29 00 (в ином случае, данный код не включался в группу 2 20 00 (например, как в классификации сооружений: код 3 23 00 (сооружение многофункциональное)).
Исходя из описанного, чтобы признать здание многофункциональным, необходимо, чтобы в данном здании располагался субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность, описанную в группе 2 29 00. Но не все описанные виды деятельности допускается располагать в жилом доме. В многофункциональных жилых зданиях могут быть размещены такие объекты, как предприятия общественного питания и магазины общей площадью до 1000 кв. м, при условии соблюдения норм по организации загрузки и разгрузки товаров. Также допускается размещение парикмахерских (площадь не более 300 кв. м.) и административных офисов при наличии отдельных входов для клиентов и работников. Однако в жилых домах строго запрещено открытие крупных торговых точек, учреждений здравоохранения противотуберкулезного, кожновенерологического, онкологического, психоневрологического, травматологического профиля, кабинетов магнитно-резонансной терапии;, а также объектов, связанных с шумом и загрязнением, таких как банные комплексы, рынки и ремонтные мастерские с площадью свыше 100 кв. м.. Кроме того, не допускается размещение ритуальных служб, ветеринарных лечебниц с содержанием животных и других объектов, которые могут негативно повлиять на комфорт и безопасность жильцов. Поэтому при подготовке проектной документации по жилому многофункциональному зданию необходимо учитывать данные положения.
Данные ограничения прописаны в пунктах 8, 9, 10 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения 20.08.2015 №95.
Стоит отметить, что постановление №95 будет признано недействительным настоящим проекта. В настоящем проекте отсутствует перечень деятельности, расположение которой в жилом доме не допускается. В настоящем проекте присутствует только ссылка на пункт 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики. Это связано с оптимизацией и локанизацией самого нормативного правового акта.
7. Пункт 14. В настоящем проекте также убраны положения о конкретных объектах, расположение которых допускается. С учётом того, что данные положения повторяли содержание аналогичных нормативных правовых актов (например, Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.02.2009 г. №17 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских»), данное изменение позволяет акцентировать внимание на аспектах, относящихся ко всем пользователям жилых помещений. Это обеспечивает краткость и точность изложения нормативных правовых предписаний.
8. Пункт 14. Установлено время запрета на проведение погрузочно-разгрузочных работ (с 23 до 7 часов). Данное положение отсылает к части 1 статьи 22.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, из требований постановления Совета Министров от 25.01.2021 № 37 «Об утверждении гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности шумового воздействия на человека», а также является следствием нарушения спокойствия граждан (например, петиция №1734 в Минский городской исполнительный комитет)
9. Пункт 15. Изменению подверглись и требования к вентиляционным системам и порядку их обслуживания. В целях повышения безопасности и надежности вентиляционных систем, необходимо наличие паспортов на них и регулярная проверка их эффективности (не менее 1 раза в три года). Также важным аспектом является требование об обязательном оснащении системами приточно-вытяжной вентиляции для объектов является важным шагом для улучшения качества воздуха в жилых помещениях. Спорным кажется отсутствие упоминаний о доступе к вентиляционным решеткам и запрете на их закрытие. Это может привести к снижению контроля над системой, а также ухудшить ее работу. Новые правила и нововведения, в целом, являются важным и необходимым шагом, но их реализация требует дополнительного внимания к контролю и соблюдению правил, а также уточнения алгоритмов по обслуживанию таких систем.
10. Пункт 16. Наиболее важным изменением в контексте требований по водоснабжению жилых домов в проекте является ссылка на постановление Совета Министров Республики Беларусь 19.12.2018 №914 «Об утверждении специфичных санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения». Данное положение позволяет конкретизировать порядок организации зон санитарной охраны источников централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также акцентировать внимание на требованиях к содержанию и эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и к контролю показателей безопасности питьевой воды.
11. Пункт 17. В постановлении № 95 использовалась формулировка «помещение общего пользования». Данная формулировка использовалась не совсем корректно. Данный термин разъясняется Законом Республики Беларусь от 08.01.1998 г. №135-З «О совместном домовладении». Но Закон «О совместном домовладении» определяет правовые и организационные основы совместного домовладения в нежилых капитальных строениях. Поэтому использование новых терминов «вспомогательные помещения» (Жилищный кодекс) и техническое помещение (постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 24.03.2015 №11 «Об утверждении Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий») кажется более правильным.
Также добавлено требование запрету наличия отходов, сточных вод, останков животных, посторонних предметов в подвальных помещениях и технических подпольях. Это требование хотя и входит в содержание «поддерживать в чистоте», но не всегда трактуется одинаково. Например, наличие громоздких предметов в подвале может повлиять на пожарную безопасность, а животные останки на распространение синатропных вредоносных организмов.
В настоящем проекте используются более точные понятия, такие как «синантропные грызуны и членистоногие», что позволяет четко определить виды вредителей, подлежащие контролю. Введение таких положений позволяет рас
Кроме того, проект включает не только дератизацию (борьбу с грызунами), но и дезинсекцию (борьбу с насекомыми), что обеспечивает комплексный подход к санитарной безопасности. Запрет на содержание домашних и диких животных, включая птиц и пресмыкающихся, значительно усиливает санитарные требования, что способствует улучшению состояния вспомогательных и технических помещений.
Важно, чтобы была персонализирована ответственность, что позволит четко определить, кто отвечает за уборку и содержание помещений. Это также связано с возможностью применения взыскания, как указано в статье 22.12 КоАП и в «Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 года № 399. Четкое распределение обязанностей между жилищно-эксплуатационными управлениями и жильцами поможет избежать недоразумений и повысить эффективность контроля за выполнением санитарных норм.
12. Пункт 18. Согласно требованиям постановления №95, эксплуатирующие организации были обязаны устранять аварии (такие как протечки, затопления и засоры) на канализационных, водопроводных и отопительных сетях в жилых домах в течение суток. В процессе ликвидации последствий необходимо было удалять воду из подвальных помещений или технических подпольев, а также проводить дезинфекцию и проветривание этих областей в тот же срок. Проект настоящего постановления уточняет, что удаление сточных вод должно выполняться в течение одного дня, в то время как проветривание и уборка должны быть завершены в течение трех дней. Также вводится требование фиксировать аварии и предпринятые меры в журнале, что способствует повышению контроля и прозрачности работы управляющих компаний.
Преимуществами новой редакции являются четкое разграничение сроков и расширение обязанностей участников, включая товарищества собственников и застройщиков, что может улучшить координацию действий. Однако увеличение сроков для уборки и дезинфекции может отрицательно сказаться на санитарных условиях.
Также важной частью будет являться стандартизация журналов учёта и информации, помещаемых в ней.
13. Пункт 19. В постановлении № 95 прописано, что ствол мусоропровода и мусороприемные камеры должны подвергаться дезинфекции не реже одного раза в квартал, тогда как проект постановления увеличивает частоту мойки и дезинфекции до одного раза в месяц, что может значительно улучшить санитарные условия. Как в постановлении № 95, так и в проекте запрещается наличие мусора на полу мусороприемной камеры, однако проект формулирует это требование более лаконично.
В постановлении № 95 также указано, что мусороприемная камера должна быть подключена к сетям водопровода, что обеспечивает возможность регулярной мойки и поддержания чистоты, тогда как проект не упоминает это требование, что может вызвать вопросы о санитарном состоянии камер.
При ликвидации мусоропровода постановление № 95 предписывает оборудование контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными нормами, в то время как проект акцентирует внимание на создании санкционированных мест хранения отходов на придомовой территории многоквартирного дома, что может способствовать более упорядоченному обращению с отходами. Вопрос о создании санкционированных мест хранения отходов на придомовой территории остаётся неясным, поскольку мусоропровод считается общим имуществом совместного домовладения. Согласно абзацу четвёртому пункта 7 части первой статьи 159 Жилищного кодекса, решение о закрытии или сохранении мусоропровода принимается исключительно на общем собрании участников совместного домовладения. Поэтому кажется логичным передача этих полномочий тому же органу управления.
14. Следует отметить, что были убраны требования по наличию естественного или искусственного освещения. Хотя данные требования прописаны в санитарных нормах и правилах «Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий», утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 июня 2012 № 82, но отсутствие данных требований в санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию и эксплуатации жилых домов является недоработкой.
Поэтому считаю, что необходимо добавить пункт в следующей редакции:
Вид освещения в помещениях жилого, социального назначения и помещениях общего пользования должен соответствовать требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий», утверждённым постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 июня 2012 № 82.
15. Пункт 21. В настоящем проекте будет введено требование о запрете содержания домашних и диких животных, включая птиц, пресмыкающихся, синантропных грызунов и членистоногих, во вспомогательных и технических помещениях многоквартирных домов, что, вполне вероятно, связано с принятием постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2022 № 34. Это постановление, утверждающее перечень видов диких животных, разрешенных к содержанию в контактных зоопарках, подчеркивает необходимость контроля за содержанием животных в жилых зонах и направлено на обеспечение санитарной безопасности и защиту здоровья жильцов. Запрет на содержание животных поможет предотвратить распространение инфекционных заболеваний и снизить риски повреждений инфраструктуры зданий, вызванных грызунами. Кроме того, он способствует поддержанию чистоты и порядка в общественных местах, что улучшает общие условия проживания. Однако реализация этого запрета может столкнуться с трудностями в контроле за соблюдением, так как сложно определить нарушителей, и может вызвать недовольство среди жильцов.
Поэтому введение данного положения следует воспринимать, с правовой точки зрения, как приведение нормативного правового акта меньшей силы в соответствие нормативному правовому акту большей силы.
16. Также стоит отметить тот факт, что в проекте было убрано требование о том, что входные двери в подъезды жилых домов должны иметь плотно пригнанные притворы с упругими уплотняющими прокладками либо быть оснащены самозакрывающимися устройствами (доводчиками). С учётом того, что подъезд является объектом совместного домовладения, то решение о выборе двери и сопутствующих ей технологии принимает собрание участников. Поэтому, как нам видится, данное требование, с одной стороны, уменьшает требования к жилому дому, а с другой – позволяет самим участникам совместного домовладения определить вид и состояние данного предмета.
16. Пункт 22. Также в данном проекте будет расширен перечень требований, касающихся обеспечения чистоты на придомовом участке многоквартирного дома. Стоит отметить, что данное требование ранее было прописано в подпункте 1.7 Приложения к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 3 декабря 2010 г. № 25 «О требованиях, предъявляемых к качеству основных жилищно-коммунальных услуг». Но данное требование относилось к жилищно-эксплуатационным службам. Поэтому проект и предлагает вводить участие жильцов жилых многоквартирных домов в уборке своей придомовой территории как обязательный пункт проживания. Данное требование, с одной стороны, позволяет повысить эффективность поддержания порядка на придомовой территории, а с другой стороны, ставит новые вопросы по контролю за осуществлением данной деятельности (например, введение обязательны субботников на придомовой территории, журналы учёта уборки жильцами или график дежурств по придомовой территории).
Кроме того, считаем обоснованным внести изменения, касающиеся не только уборки территорий в зимнее время, но и в другие сезоны (уборка: уборка позднего снега и заморозок, облагораживание территории в весенний сезон; листвы, раннего снега и скоплений грязи осенью или аналогичные им требования по чистоте)
Правовой форум