Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2019 г. № 360 и от 11 декабря 2019 г. № 847» (актуализация санитарно-эпидемиологических требований)
Обсуждение проекта
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Элемент текста : Требования к СЗЗ и санитарным разрывам


Предлагаемыми изменениями, равно как и
исходным документом, не определены сроки (временные интервалы) определения размеров СЗЗ. Считаю целесообразным установить сроки определения размеров СЗЗ: - для действующих объектов воздействия - в течение 6 месяцев с момента установления факта необходимости определения размеров СЗЗ;  - для возводимых, реконструируемых, модернизируемых объектов - после получения положительных заключений государственной и государственной экологической экспертизы (при необходимости таковых) и утверждения проектной документации, но не позднее ввода объекта в эксплуатацию. Предварительное определение размеров СЗЗ при этом проводится в рамках разработки проектной документации (на строительство) в т.ч. с использованием результатов расчета рассеивания и определения уровней физического воздействия (шума).
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 9 Элемент текста : расчетный размер СЗЗ для групп объектов


Указано, что расчетный размер СЗЗ может
устанавливаться для групп объектов, объединенных в территориальный промышленный комплекс (промышленный узел). Слово может создает определенную правовую неопределённость. Указано, что расчетный размер СЗЗ может осуществляться по инициативе органов государственного санитарного надзора, местных исполнительных и распорядительных органов. Опять-таки возникает правовая неопределенность. Не указано кем и за какие средства должен разрабатываться проект СЗЗ для групп объектов.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 10 Элемент текста : размеры СЗЗ объектов устанавливаются от


При отсутствии информации о точном расположении
и количестве источников выбросов и источников физического воздействия, состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух граница СЗЗ не может быть установлена, т.к. без вышеуказанных данных невозможно провести расчет рассеивания, определить уровни шума, организовать лабораторный контроль.  Считаю возможным допустить предварительное определение размеров СЗЗ от объекта воздействия с учетом вышеназванных обстоятельств, например, при планировании хозяйственной и иной деятельности.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 1 Элемент текста : Базовые размеры СЗЗ объектов устанавливаются согласно приложению 1


В приложении 1 отсутствуют такие объекты,
как производственные базы районных узлов электросвязи, районов газоснабжения и т.д. Подобные объекты широко распространены, имеют в своем составе административные, бытовые здания, гаражи, места складирования материалов и изделий для ремонта и обслуживания сетей и т.д. На практике отсутствие базового размера СЗЗ для таких объектов приводит к необходимости разработки проектов СЗЗ и связанных с этим временных, финансовых и организационных затруднений. При этом воздействие таких объектов на окружающую среду и здоровье население, как правило, незначительное
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 7 Элемент текста : Базовые размеры СЗЗ устанавливаются согласно приложению 1


Не определен точный порядок использования
приложения - следует ли читать пункты буквально или пользоваться как классификатором. В ряде случаев возникают разные толкования, например "мультифункциональный центр" и "многофункциональный комплекс" - это одно и то же, или разное
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 11 Элемент текста : Граница СЗЗ объекта устанавливается до


В пункте 11 указано, что граница СЗЗ устанавливается
в т.ч. до границ учреждений образования, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, больничных организаций здравоохранения. Остается не решенным вопрос о СЗЗ объектов, для которых устанавливаются СЗЗ (котельные, КНС, гаражи и т.д.), расположенных в границах вышеназванных учреждений и организаций. На данный момент имеет место спорные ситуации, когда территория условной больницы находится в границах СЗЗ условной котельной, которая обеспечивает тепловой энергией данную больницу. Считаю целесообразным не устанавливать СЗЗ для подобных объектов.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 13 Элемент текста : размеры СЗЗ объектов утверждаются местными исполнительными органами


В противоречие проводимой политики дебюрократизации
предлагается процедура утверждения размеров СЗЗ местными исполнительными и распорядительными органами. Во-первых, это приведет к дополнительным организационным и временным тратам. Во-вторых, процедура утверждения будет проводиться "по представлению" органов государственного санитарного надзора. Действительно, до настоящего времени момент и процедура юридического "закрепления" размера СЗЗ не определены законодательно. Считаю целесообразным утверждение размеров СЗЗ делегировать органам государственного санитарного надзора.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 13 Элемент текста : Пояснительная записка с обоснованием возможности установления базового размера СЗЗ


Считаю нецелесообразным внесение в пояснительную
записку для процедуры утверждения базового размера СЗЗ информации об источниках выбросов, уровнях физического воздействия, качественном и количественном составе выбросов, поскольку базовый размер СЗЗ определяется по направлением хозяйственной деятельности и производственной мощности объекта. Вместо этого считаю целесообразным внесение информации о оказываемых видах экономической деятельности (например, согласно ОКЭД), проектной и фактической производственной мощности объекта, организационной структуре предприятия.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 17 Элемент текста : Границы СЗЗ и санитарных разрывов обозначаются в


Не прописан механизм предоставления сведений
и указания (обозначения) границ СЗЗ и санитарных разрывов в схемах землеустройства, земельно-кадастровой документации и документах, удостоверяющих права, ограничения (обременения) права на земельные участки. На практике отсутствие информации о СЗЗ в вышеназванных документах приводят к неумышленному нарушению режима использования СЗЗ. Более того, имеют место, к примеру, случаи предоставления земельных участков для выращивания сельскохозяйственных растений в границах СЗЗ смежных предприятий.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Порядок установления расчетных размеров СЗЗ


Для базового размера СЗЗ должно обеспечиваться соблюдение
достаточного уровня безопасности, что значит соблюдение ПДК и ПДУ (не более 1,0 ПДК или ПДУ). Для расчетного размера СЗЗ необходимо соблюдение ПДК/ПДУ и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения. Исходя из оценки рисков жизни и здоровья населения на практике получается, что приемлемый риск обеспечивается только на уровне гораздо ниже ПДК - 0,7 ПДК, 0,5 ПДК, а иногда и 0,05 ПДК (для различных веществ). Получается, что на границе условного базового размера СЗЗ в 50 метров должно быть 1,0 ПДК по условному веществу. А на границе расчетного размера СЗЗ в 49,9 метров должно быть 0,05 ПДК по условному веществу. Имеем явное противоречие. Либо методология ПДК ошибочна, либо методология оценки рисков.
Виктория З
1
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Приложение 2


Приложением 2 к специфическим санитарно-эпидемиологическим
требованиям к установлению санитарно-защитных зон объектов не регламентируются разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха на прилегающей территории к жилым домам. Руководствуясь главой 2 пунктом 12  "В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями" разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха, размещенных на прилегающей территории к жилым домам, не устанавливаются. Необходимо дополнить примечание к таблице для однозначного трактования формулировок документа.