Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2019 г. № 360 и от 11 декабря 2019 г. № 847» (актуализация санитарно-эпидемиологических требований)
Обсуждение проекта
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 21 Элемент текста : Разработку проектов СЗЗ осуществляют проектные организации


Считаю нецелесообразным определять, что
разработку проектом СЗЗ осуществляют проектные организации. Во-первых, проект СЗЗ не является проектной документацией на строительство. Проект СЗЗ разрабатывается на основании документов Минздрава (инструкции и т.д.). Во-вторых, установившаяся практика показывает, что организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги по разработке документации в области охраны окружающей среды, много лет успешно разрабатывают проекты СЗЗ. Они имеют в своем распоряжении необходимое программное обеспечение для проведения расчета рассеивания и определения уровня шумового воздействия, обладают достаточным опытом и знаниями. Исключение данных организаций из "перечня разработчиков" проекта СЗЗ может носить дискриминационный характер. Считаю целесообразным определить, что разработку проектов СЗЗ могут проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели без привязки к роду деятельности и наличия аттестата соответствия.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Приложение 1


Считаю целесообразным убрать слова "без
литейных цехов" в пунктах 239 и 253, оставив только суммарную производительность литейного оборудования. На практике производственное подразделение равной производительности может называться и "литейный цех", и "литейный участок", и т.д.. При этом определение размера СЗЗ затрудняется.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Приложение 1


Считаю целесообразным изменить подход
к определению размеров СЗЗ для котельных. Зона максимального загрязнения атмосферного воздуха выбросами от котельной имеет кольцевидную форму и в зависимости от высоты дымовой трубы располагается на расстоянии в 5-10 высот дымовой трубы. Установление размера СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха не может при этом быть привязано к некой условной окружности с центром, приходящимся на устье трубы. Непосредственно возле трубы загрязнение атмосферного воздуха будет незначительным. Размер СЗЗ для котельной предлагаю устанавливать по фактору шумового воздействия при условии соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха в потенциальной зоне максимального загрязнения (до 40 высот дымовой трубы). При этом потенциальная зона максимального загрязнения будет равна 5-20 высотам дымовых труб (для труб высотой 10-50 м) и 10-40 высотам дымовых труб (для труб высотой более 50 м). Предлагаю не устанавливать размер СЗЗ для крышных котельных, для котельных, расположенных на территории учреждений образований, санаторно-курортных учреждений, лечебных учреждений и т.п.
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Элемент текста : Требования к СЗЗ и санитарным разделам


В документе не отражен вопрос определения
размера СЗЗ для "смешанных" объектов. К примеру, в рамках одного предприятия может быть металлообработка с базовым размером СЗЗ 100 м, деревообработка с базовым размером СЗЗ 50 м и котельная, для которой размер СЗЗ должен быть установлен расчетным путем. Предлагаю устанавливать размер СЗЗ для "смешанных" объектов путем объединения отдельных "маленьких" СЗЗ, определенных для различных подразделений (цехов и т.д.).  
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 13 Элемент текста : Топографическая основа для картографических материалов


В пункте13 главы 2 в пункте 11 приложения
3 указана необходимость выполнения картографического материала на топографической основе. Не ясен термин "топографическая основа". Если говорить о топографической съемке местности, то выполнение таковой для территорий с радиусом до 1000 метров очень трудозатратно и  очень дорогостояще. Топографические материалы, имеющиеся в распоряжении землеустроительной службы и т.д. зачастую устаревшие и не информативные. Предлагаю  указать возможность разработки картографического материала с использованием в качестве подосновы топографической съемки (при наличии), векторных и растровых карт (публичная кадастровая карта, геопортал ЗИС, сервис "Яндекс.Карты" и т.д.).
Олег
22
12.02.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Сведения, включаемые в проект СЗЗ


В приложении 3 приведены перечень сведений,
включаемых в проект СЗЗ. Вся информация - описательная. Более детальные требования, а также формы некоторой табличной информации приведены в Инструкции по применению «Гигиенические требования к составу проекта санитарно-защитной зоны» (утверждена 24.12.2010 заместителем Министра – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Арнаутовым О.В., регистрационный номер 120-1210) и Инструкции по применению «Метод санитарно-гигиенической оценки проектных решений по установлению (изменению) размеров санитарно-защитных зон объектов воздействия на здоровье человека и окружающую среду» (утверждена 24.12.2020 заместителем Министра здравоохранения – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Тарасенко А.А., регистрационный номер 002-1220). При этом у должностных лиц различных органов государственного санитарного надзора бывают свои "предпочтения" по оформлению проекта СЗЗ. Некоторые используют Инструкцию № 120-1210, другие - Инструкцию № 002-1220. Считаю целесообразным привести детальные требования к проекту СЗЗ, не позволяющие по-разному трактовать предъявляемые требования. Требования могут быть приведены как в постановлении Совмина, так и в отдельном нормативном документе, разработанном Минздравом.  
Dimador
1
13.02.2025

Пунктом 12 проекта санитарно-эпидемиологических
требований предлагается: «В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, не допускается: 12.1. осуществлять деятельность по выращиванию в открытом грунте сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения, если в составе выбросов в атмосферный воздух объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, присутствуют загрязняющие вещества, указанные в приложении 3 к техническому 7 регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Вместе с этим в пункте 16 предлагается: «Санитарные разрывы устанавливаются: 16.2. по обе стороны от оси республиканских автомобильных дорог: категории, I-а – 300 м; категории I-б, I-в, II – 200 м; категории III – 120 м…».

Учитывая то, что в выбросах от автомобильных дорог присутствуют различные загрязнители, в том числе в следовых количествах и кадмий и его соединения, предлагаемые изменения приведут к значительному сокращению площадей для выращивания сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения.